Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ОБЩИЕ ИТОГИ..............................................................................158




Глава 6

Развитие философско-психологических взглядов в XVIII-XIX веках...................................................... 86

§ I. Возникновение и развитие ассоциативной психологии в Англии........................................................... 86

§ 2. Объективный подход в науке о душе французских материалистов XVIII века.................................... 95

§3. Русская психология в XVIH-XIX веках.................................................................................................. 100

§ 4. Развитие немецкой психологии в ХYII-ХIХ веках............................................................................... 107

ОБЩИЕ ИТОГИ............................................................................................................................................................ 111

РАЗДЕЛ IV

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ ВНУТРИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ............................................................................. 113

Глава 7

Естественнонаучные предпосылки становления психологии как науки.............................................................. 113

§ I. «Личное уравнение» в астрономии.................................................................................................................... 113

§ 2. Влияние идей дарвинизма на психологию....................................................................................................... 114

§ 3. Развитие нервно-мышечной физиологии и рефлекторной теории................................................................ 118

§ 4. Успехи физической оптики, акустики и сенсорной физиологии................................................................... 120

§ 5. Достижения анатомии и физиологии головного мозга................................................................................... 123

§ 6. Роль психиатрии в становлении психологии как науки.................................................................................. 126

Глава 8

Оформление внутри естествознания первых экспериментальных разделов психологии.................................. 130

§ 1. Основание психофизики.................................................................................................................................... 130

§ 2. Создание экспериментальной психофизиологии............................................................................ ...... 135

§ 3. Психометрия как область измерения времени психических реакций.................................................. 138

Глава 9

Переход психологии на самостоятельный путь развития....................................................................... …139

§ 1. Теоретические программы естественнонаучной перестройки психологии.................................................. 139

§ 2. Организация первых психологических лабораторий................................................................................. 144

Глава 10

Основные направления первых экспериментальных исследований..................................................................... 148

§ I. Изучение ощущений и восприятия.......................................................................................................... 148

§ 2. Начало экспериментального изучения эмоций............................................................................................... 149

§ 3. Экспериментальное изучение ассоциаций и памяти............................................................................. 151

§ 4. Переход к экспериментальному изучению мышления................................................................................... 155

ОБЩИЕ ИТОГИ............................................................................................................................................................ 158

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................................................. 159

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................................................................................. 161

 

Ψ ______________________________________________________________________________________

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях роль психологии в реше­нии практических задач на производстве, в системе здра­воохранения и народного образования постоянно возра­стает, все более актуальными становятся и исторические аспекты развития психологической науки. Повышающи­еся требования практики к науке вообще и к психологии в частности, с необходимостью порождают потребность обращения к ее прошлому для того, чтобы более адекват­но оценить возможности психологической науки на со­временном этапе и в будущем в осуществлении различ­ных народно-хозяйственных задач.

Заметное «возвышение» истории психологии выз­вано также и тем ее особым положением, которое она как специфическая область знаний занимает в структуре пси­хологической науки и в системе других наук. Это особое положение истории психологии заключается в том, что она представляет такую систему знаний, которая охва­тывает собою вопросы философии и методологии, воп­росы естественнонаучных основ психических явлений и структуру собственно психологических знаний. Процесс возникновения и формирования собственно психологи­ческих знаний и составляет основу предмета истории пси­хологии. Эта основа включает в себя следующие главные разряды психологических знаний;

- формирование основных понятий и категорий психологии: категории образа, действия, моти­вации, общения, личности и др.; вопросы развития психологических принципов: принципы детерминизма, принцип отражения, развития, нервизма, единства сознания и деятель­ности, ассоциативный и рефлекторный принци­пы и др.;

- ретроспективный анализ различных способов решения основных проблем психологии: психо­физической, психофизиологической, психогнос­тической, психопраксической, биопсихической и психосоциальной;

- структурные представления о психических про­цессах, состояниях и свойствах.

Названный круг вопросов, которые призвана ре­шать история психологии обусловливает многообразие ее функций и значений, важных как для самой психоло­гии, так и для других наук.

Из особо значимых функций истории психологии как научной области знаний следует прежде всего назвать идеологическую. Свое выражение она находит в том, что история психологии всегда освещается с определенных философских позиций и тем самым служит целям и фор­мой обоснования либо материализма, либо идеализма.

Заслуживают специального внимания и выполняемые историей психологии функция междисциплинарных связей, раскрывающая процесс взаимного влияния пси­хологии и других наук в ходе их развития. Общеизвестно огромное влияние, оказанное ассоциативной теорией в психологии на строй философских систем XVITT-XIX в., или, например, влияние на современные философские те­чения идей бихевиоризма и фрейдизма. Весьма ощути­мым было влияние психологии и на развитие конкрет­ных наук. Достаточно упомянуть, что успехи педагогики непосредственно зависели и зависят от достижений в об­ласти психологии. В частности, педагогические идеи К. Д. Ушинского были тесно связаны с развитием совре­менной ему психологии. Медицина, естественные науки, особенно такие их разделы как анатомия, физиология, психиатрия и др. также принимали на вооружение отдель­ные психологические идеи и принципы. Например, об­щая идея о локализации психических функций проникла в анатомию и физиологию из психологических воззрений Демокрита и Платона. Предложенная Ф. Пинелем клас­сификация душевных болезней имела психологические основания.

Вместе с тем психология сама испытывала влияние со стороны других областей знаний и ее исторические судьбы во многих отношениях определялись состоянием и уровнем развития ряда наук, включая философию, от­дельные отрасли естествознания и медицины.

К настоящему времени сложилось более 100 специ­альных и прикладных отраслей психологии. Их обра­зование является примером современных форм взаимных контактов психологии с комплексом философских, соци­альных, естественных и технических наук.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...