ОБЩИЕ ИТОГИ..............................................................................158
Глава 6 Развитие философско-психологических взглядов в XVIII-XIX веках...................................................... 86 § I. Возникновение и развитие ассоциативной психологии в Англии........................................................... 86 § 2. Объективный подход в науке о душе французских материалистов XVIII века.................................... 95 §3. Русская психология в XVIH-XIX веках.................................................................................................. 100 § 4. Развитие немецкой психологии в ХYII-ХIХ веках............................................................................... 107 ОБЩИЕ ИТОГИ............................................................................................................................................................ 111 РАЗДЕЛ IV РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ ВНУТРИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ............................................................................. 113 Глава 7 Естественнонаучные предпосылки становления психологии как науки.............................................................. 113 § I. «Личное уравнение» в астрономии.................................................................................................................... 113 § 2. Влияние идей дарвинизма на психологию....................................................................................................... 114 § 3. Развитие нервно-мышечной физиологии и рефлекторной теории................................................................ 118 § 4. Успехи физической оптики, акустики и сенсорной физиологии................................................................... 120 § 5. Достижения анатомии и физиологии головного мозга................................................................................... 123 § 6. Роль психиатрии в становлении психологии как науки.................................................................................. 126 Глава 8 Оформление внутри естествознания первых экспериментальных разделов психологии.................................. 130 § 1. Основание психофизики.................................................................................................................................... 130
§ 2. Создание экспериментальной психофизиологии............................................................................ ...... 135 § 3. Психометрия как область измерения времени психических реакций.................................................. 138 Глава 9 Переход психологии на самостоятельный путь развития....................................................................... …139 § 1. Теоретические программы естественнонаучной перестройки психологии.................................................. 139 § 2. Организация первых психологических лабораторий................................................................................. 144 Глава 10 Основные направления первых экспериментальных исследований..................................................................... 148 § I. Изучение ощущений и восприятия.......................................................................................................... 148 § 2. Начало экспериментального изучения эмоций............................................................................................... 149 § 3. Экспериментальное изучение ассоциаций и памяти............................................................................. 151 § 4. Переход к экспериментальному изучению мышления................................................................................... 155 ОБЩИЕ ИТОГИ............................................................................................................................................................ 158 ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................................................. 159 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................................................................................. 161
Ψ ______________________________________________________________________________________ ВВЕДЕНИЕ В современных условиях роль психологии в решении практических задач на производстве, в системе здравоохранения и народного образования постоянно возрастает, все более актуальными становятся и исторические аспекты развития психологической науки. Повышающиеся требования практики к науке вообще и к психологии в частности, с необходимостью порождают потребность обращения к ее прошлому для того, чтобы более адекватно оценить возможности психологической науки на современном этапе и в будущем в осуществлении различных народно-хозяйственных задач.
Заметное «возвышение» истории психологии вызвано также и тем ее особым положением, которое она как специфическая область знаний занимает в структуре психологической науки и в системе других наук. Это особое положение истории психологии заключается в том, что она представляет такую систему знаний, которая охватывает собою вопросы философии и методологии, вопросы естественнонаучных основ психических явлений и структуру собственно психологических знаний. Процесс возникновения и формирования собственно психологических знаний и составляет основу предмета истории психологии. Эта основа включает в себя следующие главные разряды психологических знаний; - формирование основных понятий и категорий психологии: категории образа, действия, мотивации, общения, личности и др.; вопросы развития психологических принципов: принципы детерминизма, принцип отражения, развития, нервизма, единства сознания и деятельности, ассоциативный и рефлекторный принципы и др.; - ретроспективный анализ различных способов решения основных проблем психологии: психофизической, психофизиологической, психогностической, психопраксической, биопсихической и психосоциальной; - структурные представления о психических процессах, состояниях и свойствах. Названный круг вопросов, которые призвана решать история психологии обусловливает многообразие ее функций и значений, важных как для самой психологии, так и для других наук. Из особо значимых функций истории психологии как научной области знаний следует прежде всего назвать идеологическую. Свое выражение она находит в том, что история психологии всегда освещается с определенных философских позиций и тем самым служит целям и формой обоснования либо материализма, либо идеализма. Заслуживают специального внимания и выполняемые историей психологии функция междисциплинарных связей, раскрывающая процесс взаимного влияния психологии и других наук в ходе их развития. Общеизвестно огромное влияние, оказанное ассоциативной теорией в психологии на строй философских систем XVITT-XIX в., или, например, влияние на современные философские течения идей бихевиоризма и фрейдизма. Весьма ощутимым было влияние психологии и на развитие конкретных наук. Достаточно упомянуть, что успехи педагогики непосредственно зависели и зависят от достижений в области психологии. В частности, педагогические идеи К. Д. Ушинского были тесно связаны с развитием современной ему психологии. Медицина, естественные науки, особенно такие их разделы как анатомия, физиология, психиатрия и др. также принимали на вооружение отдельные психологические идеи и принципы. Например, общая идея о локализации психических функций проникла в анатомию и физиологию из психологических воззрений Демокрита и Платона. Предложенная Ф. Пинелем классификация душевных болезней имела психологические основания.
Вместе с тем психология сама испытывала влияние со стороны других областей знаний и ее исторические судьбы во многих отношениях определялись состоянием и уровнем развития ряда наук, включая философию, отдельные отрасли естествознания и медицины. К настоящему времени сложилось более 100 специальных и прикладных отраслей психологии. Их образование является примером современных форм взаимных контактов психологии с комплексом философских, социальных, естественных и технических наук.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|