Глава 1 древнегреческая философия в досократический период
ГЛАВА 1 ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ДОСОКРАТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД § 1. Представления о VII-VI вв. до новой эры представляют собой период разложения душе философов Ми- первобытного общества и перехода к рабовладельческому строю. летской школы Коренные изменения в общественном укладе жизни (колонизация, развитие торговых отношений, становление городов и т. д. ) создали условия для расцвета древнегреческой культуры, привели к существенным изменениям в области мышления. Эти изменения заключались в переходе от религиозно-мифологических представлений о мире к зарождению научных знаний. Первыми ведущими центрами древнегреческой культуры и науки наряду с другими явились города Ми-лет и Эфес. Названия этих городов носили и первые возникшие философские школы. Обычно начало научного миросозерцания связывают с Милетской школой, существовавшей в VII-VI вв. до н. э. Ее представителями были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Им первым принадлежит заслуга в выделении психики или «души» из материальных явлений. Общим для философов милетской школы является положение о том, что все вещи и явления окружающего мира характеризуются единством своего происхождения, а многообразие мира есть лишь различные состояния единого материального начала, первоосновы или первоматерии. Это положение распространялось древними мыслителями и на выделяемую ими область психического, полагавшими, что материальное и духовное, телесное и психическое по своей первооснове едины; различие между ними только феноменально, а не субстанционально, т. е. по состоянию, проявлению и выражению этого первоначала. Различие же между взглядами ученых этой школы состояло в том, какой вид конкретной материи принимал каждый из этих философов за первооснову мироздания.
Фалес (624-547 гг. до н. э. ) в качестве первоосновы вездесущего указывал воду. Доказывая, что именно вода есть действительное начало всего мира, Фалес ссылался на то, что Земля плавает на воде, окружена ею и сама происходит из воды. Вода подвижна и изменчива, может переходить в разные состояния. Испаряясь, вода превращается в газообразное состояние, а замерзая - в твердое. Поскольку из воды происходит и твердое и газообразное, то, по Фалесу, разумно допустить, что вода и есть первооснова всего сущего и что все окружающее представляет собой различные переходные состояния этой первоосновы. Душа есть также особое состояние воды. Существенной характеристикой души является способность придавать телам движение, она есть то, что заставляет двигаться. Эта способность придавать вещам движение присуща всему. Душа приписывалась например, и магниту и янтарю, поскольку те обладают притягательной силой. Распространяя психическое на всю природу, Фалес первым выразил ту точку зрения на границы психического, которую принято называть гилозоизмом. Забегая вперед, отметим, что гилозоизма будут придерживаться и некоторые другие философы древности, например, стоики. Рассматривая душу в связи с телесной организацией, Фалес ставил психические состояния в зависимость от физического здоровья тела. Те, у кого тело здоровое, имеют и лучшие душевные способности и дарования, а стало быть располагают большими возможностями обрести счастье в наши дни. Современного психолога не могут не привлечь тонкие наблюдения Фалеса в области нравственного поведения человека. Человек, считал он, должен стремиться ж тому, чтобы жить по закону справедливости. А справедливость состоит в том, чтобы не совершать самому того, в чем человек порицает других людей.
Если Фалес связывал все мироздание с особыми преобразованиями и формами воды и влаги, то его согорожанин Анаксимандр (610-547 гг. до н. э. ) принимает за источник всех вещей «алейрон» -такое состояние материи, которое не имеет качественной определенности, но которое благодаря своему внутреннему развитию и сочетанию порождает многообразие мира. Анаксимандр, отрицая качественную определенность первоосновы, полагал, что она не могла бы быть Ψ § 2. Понимание природы души Гераклитом__________________________________________
первоосновой, если бы совпадала со своими проявлениями. Подобно Фалесу, душа трактовалась Анаксимандром как одно из состояний апейрона. Анаксимандр был первым из древних философов, кто осуществил попытку объяснить возникновение и происхождение человека и живых существ. Ему, пожалуй, первому принадлежит идея зарождения живого из неживого. Возникновение органического мира представлялось Анаксимандру следующим образом. Под действием солнечных лучей из земли испаряется влага, из сгустка которой возникают растения. Из растений развиваются животные, а из животных - человек. Согласно философу, человек произошел от рыб. Главный признак, отличающий человека от животных, заключается в более длительном сроке кормления ребенка грудью и в более продолжительном постороннем уходе за ним. В отличие от Фалеса и Анаксимандра, другой философ милетской школы Анаксимен (588-522 гг. до н. э. ) в качестве первоосновы принимал воздух. Воздушную природу имеет и душа. Она связывалась им с дыханием. Идея близости души и дыхания была довольно широко распространена среди древних мыслителей. § 2. Понимание приро- Представители милетской школы, указывая на материальную ды души Гераклитом природу психического, не дали относительно развернутой картины душевной жизни человека. Первый шаг в этом направлении принадлежит крупнейшему древнегреческому философу из Эфеса Гераклиту (530-470 гг. до н. э. ). С представителями Милетской школы Гераклита связывает идея первоначала, но только за первооснову он принимал не воду, не апейрон и не воздух, а огонь в его вечном движении и изменении, вызываемом борьбой противоположностей: «Мир есть единый из всего, не создан ни кем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, мерами воспламеняющимися и мерами угасающимися» [35, с. 51]. Развитие огня происходит по необходимости или по «логосу», создающему все сущее из противоположного движения. Все возникает и исчезает через борьбу. «Война, - указывал Гераклит, - отец всего» [35, с. 58]. Превращения огня происходят по двум направлениям: «путь вверх» и «путь вниз». «Путь вверх» как способ преобразования огня есть переход его от земли к воде, от воды к воздуху, от воздуха к огню. «Путь вниз» -это обратный переход от огня к воздуху-воде-земле. Эти два противоположно направленных перехода огня из одного состояния в другое могут протекать одновременно, обусловливая вечное движение и развитие мира во всем его многообразии. Как товар обменивается на золото и золото на товар, так и огонь, по мнению Гераклита, преобразуется во все и все переходит в огонь.
Душа - это особое переходное состояние огненного начала в организме, которому Гераклитом дано название «психея». Следует подчеркнуть, что введенное Гераклитом название для обозначения психической реальности было первым собственно психологическим термином. На его основе в 1590 г. Гоклениусом будет предложен термин «психология», который, начиная с работ Х. Вольфа «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734) станет общеупотребительным для обозначения науки, изучающей психику человека. «Психеи» как особые состояния огня возникают из воды и в нее же переходят. Наилучшее состояние «психеи» - это ее сухость. Сухое сияние «психеи» определяет ее наибольшую активность, увлажнение ее ведет к снижению активности и деятельности. «Психеям смерть - стать водою» [35, с. 52]. Гераклит считал, например, что опьянение есть не что иное как увлажнение «психеи», которое делает ее более грубой, отчего человек теряет ориентировку и телесную координацию.
Деятельность души Гераклит ставил в зависимость как от внешнего мира, так и от тела. Он полагал, что огненная стихия проникает в организм из внешней среды и всякое нарушение связи души с внешним миром может привести к огрублению «психеи». Гераклитом было замечено, что люди часто не помнят своих снов. Эта потеря памяти Ψ __§ 3. Естественнонаучные представления Алкмеона ________________________________
происходит потому, что во сне ослабляется связь с внешним миром. Полный же разрыв с внешней средой ведет к смерти организма подобно тому, как гаснут вдали от костра угли. В таком же тесном контакте душа находится с телом. Душа с телом, по образному выражению Гераклита, связаны как «паук с паутиной». Таким образом, в вопросе о внешней и телесной детерминации психики то, что позднее будет названо психофизической и психофизиологической проблемой, Гераклит выступил как последовательный материалист. Гераклитом было дано не только общее представление о «психее» и ее природе, он также попытался выделить и охарактеризовать отдельные стороны души. Большое внимание философ отводил познавательным актам. Важное значение он придавал чувствам, а среди них особенно зрению и слуху. Гераклит писал: «Я предпочитаю то, что могу услышать или увидеть» [35, с. 55]. Функции зрения и слуха ставились в зависимость от общего состояния души и самих органов чувств. «Плохи свидетели для людей глаза и уши тех, кто имеет грубые психеи» [35, с. 55]. Хотя Гераклит отводил чувствам важное место в познании, однако ведущим у человека признавался разум, поскольку органы чувств позволяют установить лишь внешнюю гармонию природы, тогда как разум, опираясь на чувства, открывает ее внутренние законы. Психеям и мыслям присущ самовозрастающий логос. Мысль человека саморазвивается, переходя от одной истины к другой. Основная цель познания заключается в том, чтобы, открывая истины, прислушиваться к голосу природы и поступать сообразно ее законам. Довольно подробно рассматриваются Гераклитом побудительные силы, влечения, потребности. Затрагивая эту сторону душевной жизни, Гераклит высказывает ряд важных положений, раскрывающих соотношение побудительных сил и разума, влияние предшествующих состояний на последующие, относительный характер побуждений и потребностей у различных живых существ. По мнению Гераклита, потребности живых существ определяются условиями их жизни: Свиньи грязи радуются, ослы - золоту предпочитают солому, птицы в пыли или золе купаются, морская вода - для рыб пригодна... Указывая на зависимость переживаемых состояний организма от предшествующих, философ подчеркивает, что связанные с потребностями чувства удовольствия и неудовольствия узнаются через свою противоположность. Голод приятным делает насыщение, усталость - отдых, болезнь-здоровье. Раскрывая связь побудительных сил и разума, Гераклит отмечал, что всякое желание покупается ценою «психеи», т. е. злоупотребление вожделениями и низшими потребностями ослабляет «психею». Но, с другой стороны, умеренность в удовлетворении потребностей способствует развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека. Счастье человека, по Гераклиту, состоит не в увлечении телесными удовольствиями, в таком случае он уподобился бы быкам, насыщающим травой желудок, а в том, чтобы исходить из голоса разума, позволяющего человеку проявлять природосообразное поведение, связанное с пониманием законов необходимости (логоса). Главным в человеке является характер, понимаемый Гераклитом как рок, как главенствующий психологический фактор, определяющий судьбу человека в течение всей его жизни.
Взгляды Гераклита оказали большое влияние на развитие философско-психологических систем последующих древних мыслителей, у которых идеи, выдвинутые Гераклитом, получат дальнейшую конкретизацию. Среди наиболее важных положений учения Гераклита необходимо выделить: 1) идею о материальной (огненной) природе души и зависимости психического от общих законов природы (логоса); 2) положение о внешней и телесной детерминации психического; 3) дифференциацию уровней жизнедеятельности (сон, бодрствование) и психики (познавательные и побудительные силы); 4) внутреннюю зависимость и соотношение познавательных и побудительных сил, относительный характер последних; 5) изменчивость психических состояний, переход их из одного в другое; 6) процессуальный характер психического и его развитие (самовозрастание); 7) введение первого психологического термина «Психея» для обозначения психических явлений.
§ 3. Естественнонауч- Вопросы о природе души, ее внешней обусловленности и ные представления Ал- телесных основаниях, ставились в древнее время не только кмеона философами, но также представителями медицины. Обращение древних врачей к этим вопросам побуждалось их медицинской практикой, их личным опытом и собственными наблюдениями за работой различных систем организма, за поведением животных и человека. Из древних особо выделяется крупнейший врач и философ античной эпохи Алкмеон (VI-V вв. до н. э. ), известный в истории психологии как основатель принципа нервизма. Он первым связал психику с работой головного мозга и нервной системы в целом. Практика сечения трупов в научных целях позволила Алкмеону дать первое систематическое описание общего строения тела и предполагаемых функций организма. При изучении отдельных систем организма, в том числе мозга и нервной системы, Алкмеон обнаружил наличие проводников, идущих от мозга к органам чувств. Им было установлено, что мозг, органы чувств и открытые им проводники имеются как у человека, так и у животных, а стало быть и тем и другим должны быть свойствены переживания, ощущения и восприятия. Предположение Алкмеона о наличии психики у человека и животных, как существ, обладающих нервной системой и головным мозгом, выражало, таким образом, новый взгляд на границы психического, который принято называть в настоящее время нейропсихизмом. Наделяя животных душой, Алкмеон не был склонен к отождествлению психики животных и человека. От животных человек отличается разумом, а анатомической основой различия между ними является общий объем и строение мозга (у человека он больше и сложнее), а также органов чувств. Хотя разум и отличает человека от животных, свое начало он берет в ощущениях, возникающих в органах чувств. Рассматривая ощущения в качестве исходной формы познавательной деятельности, Алкмеон впервые пытается описать условия возникновения ощущений и формулирует в этой связи правило подобия в качестве объяснительного принципа чувствительности. Согласно Алкмеону, для возникновения какого-либо ощущения необходима однородность физической природы внешнего раздражителя и органов чувств. Например, глаз, по мнению ученого, представляет собой сочетание огня или пламени и влаги, поэтому он способен воспринимать лишь огненное и светлое. Уши наполнены воздушной массой, которая содрогается под влиянием колебаний внешней воздушной среды. Таким образом, в выдвинутом принципе - подобное познается через подобное - впервые в зародыше высказывается мысль о специфичности органов чувств, т. е. догадка о том, что различные органы чувств как бы настроены на внешние воздействия сходной физической природы. Принцип подобия распространялся Алкмеоном не только на ощущения и восприятия, но и на эмоциональные переживания. Если человек встречает себе подобного, это вызывает у него чувство приятного, удовольствие, и наоборот, отсутствие сходства или подобия в людях приводит к возникновению у них неприятных чувств. Уже у Гераклита были намечены основные уровни жизнедеятельности организма (бодрствование, сон и смерть). Выделяются они и Алкмеоном. Но в отличие от Гераклита лишь указавшего на эти состояния или уровни, Алкмеон пытается установить их причину. Уровни жизнедеятельности связывались Алкмеоном с особенностями динамики и перемещений крови в теле. Прилив крови в жилы вызывает пробуждение, отлив крови от жил ведет ко сну, а полный отток крови приводит к смерти организма. Общее же состояние организма, его физическое здоровье определяются соотношением четырех стихий -воды, земли, воздуха и огня, являющихся строительным материалом тела. Правильная координация, равновесие, гармония этих четырех элементов обеспечивают физическое здоровье тела и бодрость духа человека. Нарушение равновесия ведет к различным болезням и в самом худшем случае - к гибели. Равновесие и гармония стихий в теле, а следовательно и здоровье человека, зависит от пищи, которую он употребляет, от климатических и географических условий, в которых человек живет, наконец от особенностей самого организма. Выдвинутые Алкмеоном положения о связи психики с мозгом (принцип нервизма), принцип подобия в объяснении возникновения ощущений и восприятий, идея о внешних и внутренних (гуморальных) факторах, определяющих общую активность и жизнедеятельность
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|