Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Иные особо охраняемые природные территории

Государственные природные заказники. Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

Природные заказники — одна из наиболее распространенных в России катего­рий ООПТ. К тому же это весьма древняя форма охраны охотничьих угодий и их обитателей, известная еще со времен Киевской Руси. Предполагается, что именно тогда появилось слово «заказ», под которым понималось временное ограничение использования охотничьих ресурсов.

Государственные природные заказники могут быть как федерального, так и регионального значения.

Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.

В зависимости от задач охраны природы и особенностей природных ресурсов заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:

комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);

биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;

гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;

геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

На территориях государственных природных заказников может постоянно или временно запрещаться или ограничиваться любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным орга­ном исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Природные парки. Наряду с национальными парками в мире существует еще одна форма ООПТ, в пределах которой совмещаются задачи сохранения природных ландшафтов и историко-культурных объектов с организацией познавательного отдыха и туризма. Это природные парки.

Как обособленная форма ООПТ, они возникли чуть позднее национальных парков: первый природный парк был создан в 1909 г. в Германии.

Всемирная комиссия по охраняемым территориям МСОП относит природные парки к категории охраняемых ландшафтов, т. е. к ООПТ, созданных именно для сохранения природы и рекреационного использования.

Для России природные парки являются относительно новой формой ООПТ. Легально понятие природного парка впервые было закреплено в 1995 г. в Федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях».

К организационно-правовой особенности природного парка относится то, что они могут быть образованы только на региональном уровне — субъектами Российской Федерации.

Природные парки создаются как природоохранные рекреацион­ные учреждения, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологиче­скую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

Территории природных парков, как правило, находятся в собственности субъектов РФ, их создавших, но могут в отдельных случаях включать земельные участки, предоставленные иным пользователям, а также собственникам.

На природные парки возлагаются следующие задачи:

– сохранение природной среды, природных ландшафтов;

– создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов;

– разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.

Решение об образовании природных парков принимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Правовой режим природных парков, как и в национальных парках, осуществляется путем функционального зонирования территории. В зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков на территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов, с дифференцированным режимом особой охраны и использования.

На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры.

Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления.

Памятники природы. Памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. По классификации МСОП, памятники природы относятся к III категории ООПТ, которая в качестве основной задачи предусматривает охрану природных достопримечательностей. Возникновение термина связывается с именем А. Гумбольдта, который применил его в 1818 г. по отношению к обнаруженному им необычному по размерам и воз­расту дереву.

Основная цель объявления природных комплексов и других объектов памятниками природы — сохранение их в естественном состоянии. Согласно действующему законодательству эта цель может достигаться как с изъятием, так и без изъятия земельных участков у других землепользователей.

Памятники природы могут быть федерального, регионального значения. Подобно заказникам, эта категория ООПТ наиболее распространена на региональном уровне.

На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. При этом расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков на обеспечение установленного режи­ма особой охраны памятников природы федерального или региональ­ного значения возмещаются за счет средств соответственно федераль­ного бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных фондов.

Перечень объектов, имеющих статус памятников природы, очень широк. К ним могут относиться: участки живописных местностей; эталонные участки нетронутой природы; объекты культурного ланд­шафта; места произрастания и обитания ценных, реликтовых, мало­численных, редких и исчезающих видов растений и животных; лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим характеристикам, уникальные формы рельефа и связанные с ними природные комплек­сы; геологические обнажения, имеющие особую научную ценность; местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объ­ектов; участки рек, озер, водно-болотных комплексов, водохранилищ, морских акваторий, природные гидроминеральные комплексы; тер­мальные и минеральные водные источники, месторождения лечебных грязей; береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, лагуны, бухты); отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители, имеющие историко-мемо-риальное значение, вулканы, ледники, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, скалы, утесы, гроты.

Дендрологические парки и ботанические сады. Дендрологические парки и ботанические сады представляют собой самостоятельную категорию ООПТ, предусмотренную законодательством, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.

Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-ис­следовательским или образовательным учреждениям, в ведении кото­рых находятся дендрологические парки и ботанические сады.

Ботанические сады и дендрологические парки России играют важную роль в развитии научных исследований, образовании школьников и студентов, обеспечении рекреационных потребностей населения.

Дендрологические парки и ботанические сады могут быть федерального и регионального значенияи образуются соответствен­но решениями исполнительных органов государственной власти Российской Федерации или представительных и исполнительных ор­ганов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Территории дендрологических парков и ботанических садов могут быть разделены на различные функциональные зоны, имеющие дифференцированный правовой режим, в том числе:

экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном дирекциями дендрологических парков или ботаниче­ских садов;

научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только на­учные сотрудники дендрологических парков или ботанических садов, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений;

административную.

Задачи, научный профиль, особенности правового положения, организационное устройство, особенности режима особой охраны конкретного дендрологического парка и ботанического сада опреде­ляются в положениях о них, утверждаемых соответствующими орга­нами исполнительной власти, принявшими решения об образовании этих учреждений.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты. Лечебно-оздоро­вительные местности и курорты относятся к отдельной самостоятельной категории особо охраняемых природных объектов и территорий, использование и защита которых имеет свои особенности.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты в совокупности с природными лечебными ресурсами, которыми обладают указанные территории, являются национальным достоянием народов Российской Федерации и предназначены для лечения и отдыха населения.

Признание территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами, особенности и порядок пользования природными лечебными ресурсами этих территорий определяет Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» № 26-ФЗ от 23 февраля 1995 г. (ред. от 28.12.2013 г.). Согласно указанному Закону, к данной категории ООПТ относятся территории (с прилегающими к ним акваториями), обладающие лечебными ресурсами и пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения. Такие территории носят название лечебно-оздорови­тельных местностей.

Курортом признается освоенная и используемая в лечебно-профилак­тических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.

В понятие лечебных ресурсов входят минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат и некоторые другие природные объекты и условия.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств.

В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

Охрана лечебных ресурсов на территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.

Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, устанавливаются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1425 (ред. от 04.09.2012 г.) «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздорови­тельных местностей и курор­тов федерального значения».

Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения устанавливаются в соответствии с актами исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.

На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождаю­щейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресур­сов и их истощением.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут иметь феде­ральное, региональное или местное значение.

Отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, устанавливаемом Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогео­логических и других исследований.

 

Контрольные вопросы

1. Раскройте понятие и цели создания особо охраняемых природных территорий.

2. Дайте общую характеристику правового режима особо охраняемых территорий и объектов.

3. Какие федеральные законы регламентируют деятельность особо охраняемых природных объектов?

4. Раскройте порядок создания особо охраняемых природных территорий.

5. Какие категории особо охраняемых природ­ных территорий прописаны в Законе «Об особо охраняемых природных территориях»?

6. Выделите особенности эколого-правового режима особо охра­няемых территорий федерального значения.

7. Какие функциональные зоны характерны для национальных парков?

8. Какая деятельность на территории национальных парков запрещена?

9. Какого профиля природные заказники различают?

10. Каковы задачи дендрологических парков и ботанических садов?

11. Как осуществляется охрана лечебных ресурсов на территории лечебно-оздоровитель­ных местностей и курортов?

12. Что входит в понятие «лечебные ресурсы»?

СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...