Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Охрана, защита и воспроизводство лесов

 

Охрана и защита лесов осуществляются с учетом их биологических и иных особенностей и включают в себя комплекс мер по рациональному использованию и сохранению лесов от уничтожения, загрязнения и иных негативных воздействий.

Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий или лицами, использующими леса. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осущест­вляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Лесные пожары продолжают оставаться одним из наиболее негативных факторов, влияющих на состояние лесов. С 2004 г. лесные площади, пройденные пожарами, постоянно возрастали. Чрезвычайной пожарной обстановкой в лесах во многих субъектах Российской Федерации характеризовался 2010 г. Количество возго­раний составило 34,8 тыс., огнем было пройдено 2,5 млн га. Основная причина возникновения лесных пожаров, особенно в европейской части страны, — неосторожное обращение граждан с огнем в лесу. По вине населения и от неконтролируемых сельскохозяйственных палов произошло более 70 % всех возгораний.

Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. Тушение пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, осу­ществляется в соответствии с Лесным кодексом РФ, Федеральными законами от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и терри­торий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного харак­тера»  и от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а также подзаконными актами.

Согласно ст. 53 Лесного кодекса РФ, в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются следующие меры пожарной безопасности:

– предупреждение лесных пожаров;

– мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;

– разработка и утверждение планов тушения лесных пожаров;

– иные меры пожарной безопасности в лесах.

Предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и ту­шения лесных пожаров.

К мерам противопожарного обустройства лесов законодатель относит:

– строительство, реконструкцию и эксплу­атацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров;

– строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;

– прокладку просек, противопо­жарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;

– строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов и пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря;

– устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения;

– проведение работ по гидромелиорации;

– снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий;

– проведение профилакти­ческого контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов;

– иные определенные Правительством Российской Федерации меры.

Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя:

1) наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами;

2) организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использова­нием наземных, авиационных или космических средств;

3) организацию патрулирования лесов;

4) прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспет­черскими службами.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, ограничивают пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной без­опасности или санитарной безопасности в лесах в порядке, установ­ленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст. 53.5 Лесного кодекса РФ).

При проведении мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуа­ции в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, на лесных участках, расположенных в границах территории, признанной зоной чрезвычай­ной ситуации, допускается осуществление выборочных рубок и сплош­ных рубок лесных насаждений без предоставления лесных участков, в том числе в целях создания противопожарных разрывов. Решение об осуществлении таких рубок принимают органы государственной власти или органы местного самоуправления в пределах их полномочий.

Органы государственной власти в пределах своих полномочий разрабатывают планы тушения лесных пожаров.

Статья 82 Лесного кодекса РФ, определяющая полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, была дополнена двумя пунктами, касающимися организации осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий регионального зна­чения (п. 7.1), и организации осуществления мер пожарной безопас­ности в лесах, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации (п. 7.2).

Защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов (растений, животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред лесам или лесным ресурсам) и предупреждение их распространения, а в случае возникновения оча­гов вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, — на их локализацию и ликвидацию (ст. 54).

Защита лесов от вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О карантине растений» от 15 июля 2000 г. № 99-ФЗ (ред. от 21.07.2014 г.). Согласно ст. 55 Лесного кодекса РФ, в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются:

– лесозащитное районирование (определение зон слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы);

– лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг;

– авиационные работы и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов;

– санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия);

– установление санитарных требований к использованию лесов.

Меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.

Правила санитарной безопас­ности в лесах устанавливаются Правительством РФ. Правила сани­тарной безопасности в лесах для каждого лесного района устанавли­ваются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Лесозащитные мероприятия подразделяются:

– на профилактиче­ские (предупредительные);

– меры по локализации и ликвидации оча­гов вредных организмов;

– санитарно-оздоровительные мероприятия;

– лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг.

Профилактические мероприятия направлены на привлечение насекомоядных птиц, муравьев, которые на определенном этапе развития популяций насекомых — вредителей леса могут предотвра­тить их массовое размножение. Они включают следующие виды работ: развешивание искусственных гнездовий, огораживание и расселение муравейников и т. п.

Меры по локализации и ликвидации очагов проводят в местах массового размножения вредителей с целью снижения их численности до порогового уровня и предотвращения ущерба от повреждения на­саждений. Меры подразделяются как по способам проведения борьбы (наземные и авиационные), так и по используемым препаратам (хими­ческие и биологические).

К санитарно-оздоровительным мероприятиям относятся:

– выбо­рочные и сплошные санитарные рубки;

– выборка погибших и поврежденных деревьев;

– очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия;

– уборка захламленности.

Их главной целью является улучшение санитарного состояние лесов и сокраще­ние экономического ущерба от потери древесины.

Государственный лесопатологический мониторинг —сбор, анализ и использование информации о лесопатологическом состоянии лесов, в том числе об очагах вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам. Кроме этого, в лесах осуществляется радиационное обследование и устанавливаются зоны радиоактивного загрязнения в целях их охраны от загрязнения радиоактивными веществами.

Для сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу РФ или Красные книги субъектов РФ, может запрещаться осуществление деятельности, негативное воздействие которой может привести к сокращению численности таких растений и ухудшению среды их обитания, либо могут устанавливаться ограниче­ния осуществления этой деятельности.

Лесные ресурсы относятся к возобновляемым, поэтому лесное законодательство регулирует воспроизводство лесов и лесоразведение.

Воспроизводство лесов имеет важнейшее экологическое значение. Проведение лесовосстановительных мероприятий обеспечивает своевременное восстановление лесных насаждений на вырубках, гарях и на других, не покрытых лесной растительностью землях лесного фонда. Воспроизводство лесов осуществляется путем лесовосстановления и ухода за лесами. Лесовосстановление может быть естествен­ным, искусственным или комбинированным.

Наряду с мероприя­тиями по лесовосстановлению в Российской Федерации проводятся работы по лесоразведению для предотвращения водной, ветровой и иной эрозии почв, создания защитных лесов и иных целей, связан­ных с повышением потенциала лесов. Уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (вырубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные меро­приятия).

Лесное семеноводство осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О семеновод­стве» № 149-ФЗ от 17 декабря 1997 г. (в ред. от 13.07.2015 г.) и Лесным кодексом Российской Федерации.

На севере европейской части России, в Сибири и на Дальнем Востоке, где выращивание посадочного материала для лесовосстановления сопряжено с неблагоприятными климатическими условиями, целесообразно создание тепличных комплексов, как это практикуется в Скандинавских странах, Канаде и др. Выращивание посадочного материала в закрытом грунте позволяет повысить культуру производ­ства, механизировать трудоемкие процессы, максимально уменьшить отрицательное влияние внешних факторов на рост и развитие сеянцев древесных пород.

Контрольные вопросы

1. Какова роль лесов в России?

2. Перечислите и раскройте содержание основных принципов лес­ного законодательства.

3. Какова основная задача лесного законодательства?

4. Какие земли относят к землям лесного фонда? Для чего предназначены лесные земли?

5. Как классифицируют леса по целевому назначению?

6. Какие категории защитных лесов определяет Лесной кодекс РФ?

7. Значение эксплуатационных лесов

8. Как в Лесном кодексе РФ трактуется термин «лесной участок»?

9. Перечислите участников лесных отношений.

10. Каковы полномочия органов государственной власти РФ в области лесных отношений?

11. Каковы полномочия органов местного самоуправления в отношении лесных участков?

12. Перечислите виды использования лесов и раскройте порядок
предоставления лесных участков в пользование.

13. В чем сущность права общего пользования лесами?

14. На каком основании могут быть предоставлены лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности?

15. На какой срок заключается договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности?

16. Что понимают под лесной декларацией?

17. В каких случаях действует договор купли-продажи лесных насаждений? Срок его действия.

18. Как реализуется принцип платности использования лесов?

19. Какие меры пожарной безопасности осуществляют в лесах?

20. Перечислите меры противопожарного обустройства лесов?

21. В чем заключается защита лесов от вредных организмов?

22. Какие лесозащитные мероприятия прописаны в Лесном кодексе РФ?

23. Каким образом осуществляется воспроизводство лесов в Российской Федерации?

 

 

Глава XVIII. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
И ОХРАНЫ ЖИВОТНОГО МИРА (ФАУНИСТИЧЕСКОЕ ПРАВО)

18.1. Понятие, содержание, объекты и субъекты права пользования объектами животного мира

 

Согласно преамбуле Федерального закона «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.), «животный мир является достоянием на­родов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся при­родным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компо­нентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации».

Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ животный мир отнесен к «при­родным ресурсам», к «компонентам природной среды».

Легальное определение понятия «животный мир» закреплено в ст. 1 Федерального закона «О животном мире», согласно которому животный мир — совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. В данном определении закреплены признаки «животного мира», позволяющие его отделить от других объектов права пользования природными ресурсами.

Традиционно выделяются различные признаки животного мира:

1) нахождение диких животных в состоянии естественной свободы, под которой понимается непосредственная естественная связь животного с окружающей средой;

2) объект животного мира должен находиться в живом состоянии;

3) объект животного мира должен принадлежать к «дикой» фауне. Правовой режим охраны и использования домашних животных фаунистическим законодательством не регулируется;

4) «дикие» животные рассматриваются относительно территориальных границ, как естественных (границ ареалов разного уровня), так и искусственных (государственных, административных, границ населенных пунктов, административно-территориальных единиц, охраняемых природных территорий, режимных зон), хозяйственных — земельных участков, охотхозяйств. Иными словами, разнообразие режимов использования «диких» животных как объектов животного мира и, соответственно, пользование животным миром рассматрива­ется применительно к территориальным режимам;

5) «непотребляемость объекта права — животного мира», под которой понимается, что при «переходе отдельного животного с территории Российской Федерации на территорию другого государства, а также при уничтожении отдельных экземпляров в результате охоты, рыболовства и т. д. животный мир в целом как объект права собствен­ности и объект охраны не исчезает».

Объектом права пользования животным миром является только живой организм. Умершие вследствие естественных причин (или умерщвленные) дикие животные не могут быть объектами охоты, рыболов­ства и других видов пользования животным миром.

Объектом права пользования животным миром являются не все живые организмы, обитающие в состоянии естественной свободы, а только те, которые представляют собой самостоятельные материальные объекты — предметы общественных отношений. Например, не могут быть объектами права пользования живые организмы микрофауны почвы, так как они образуют неот­делимый компонент почвенного вещества. Использование и охрана почвенной микрофауны не отделяется от использования и охраны самой почвы, которая выступает как объект земельных отношений. Кроме того, из числа объектов животного мира исключаются паразитирующие организмы в тот период их жизни, когда они находятся в крови, тканях, пищевом тракте или на теле других организмов или носителями паразитов. Вместе с тем в целях индивидуализации понятия животный мир законодатель вводит понятие объекта животного мира, под которым понимается организм животного происхождения (дикое животное).

Пользователями животным миром могут быть граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предоставлена возможность пользоваться жи­вотным миром.

В отличие от иных сфер природоресурсного законодательства (земельного, водного, лесного), фаунистическое законодательство представлено тремя базовыми головными законами, включающими как рамочные основы регулирования охраны и использования объектов животного мира, так и законы, стратифицированные в соответствии с основными экономическими направлениями деятельности в данной сфере: охота и рыболовство.

Таким образом, система законодательства об охране и использовании животного мира (фаунистического законодательства) базируется на следующих основополагающих федеральных законах:

– Федеральный закон «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 г. (ред. от 29.12.2015 г.);

– Федеральный закон «О животном мире» № 52-ФЗ от 24 апреля 1995 г. (ред. от 13.07.2015 г.);

– Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотни­чьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 209-ФЗ от 24 июля 2009 г. (ред. от 25.06.2015 г.);

– Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» № 166-ФЗ от 20 декабря 2004 г. (ред. от 29.06.2015 г.).

Помимо вышеперечисленных федеральных законов, отдельные аспекты использования и охраны животного мира регули­руется:

– Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации» № 187-ФЗ от 30 ноября 1995 г. (ред. от 02.05.2015 г.);

– Федеральным законом «Об исключительной эко­номической зоне Российской Федерации» № 191-ФЗ от 17 декабря 1998 г. (ред. от 14.10.2014 г.);

– Федеральном законом ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» № 155-ФЗ от 31 июля 1998 г. (ред. от 01.12.2013 г.).

Так, ст. 4 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» содержит определение живых ресурсов исключительной экономической зоны. Это все виды рыб, морских млекопитающих, моллюсков, ракообразных, а также другие водные биологические ресурсы, за исключением живых организмов «сидячих видов» морского дна и его недр, использование, которых регулирует­ся Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации».

Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» (ст. 4) дает определение природных ресурсов континентального шельфа, к которым относятся минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, а также живые организмы (живые ресурсы). К категории живых организмов относятся «сидячие виды» — организмы, которые в период, когда возможен их промысел, находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физиче­ском контакте с морским дном или его недрами.

Целый рад норм фаунистического законодательства корреспондируются с нормами базового кодифицированного законодательства: Земельным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...