Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Международные экологические организации

 

В решении вопросов охраны окружающей среды существенная роль принадлежит международным экологическим организациям. Наряду с принятием международных правовых актов, создание международных организаций является еще одной важной формой сотрудничества государств. Россия устанавливает высокий приоритет этой деятельности, закрепив в ст. 79 Конституции РФ возможность России участвовать в межгосударственных объединениях, передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и граждани­на и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

Существуют различные классификации международных организаций. Традиционно они классифицируются по правовому статусу — межправительственные и неправительственные и по признаку пространственной сферы полномочий — глобальные, региональные и субрегиональные. Имеются и другие классификации. Международные организации учреждаются договорами (уставами) об их создании, ко­торые одновременно определяют их статус, полномочия и функции.

В межгосударственном организационном сотрудничестве в области охраны окружающей среды заглавная роль принадлежит ООН, учрежденной государствами в 1945 г. Полномочия в области охраны окружающей среды распределены между множеством различных подразделений — специализированных учреждений, вспомогатель­ных структур, органов и программ. Среди них наиболее заметную роль играют такие специализированные учреждения, как ЮНЕСКО, ФАО, ВОЗ, ВМО, ИМКО, МАГАТЭ, а также региональные комиссии (вспомогательные органы в системе Экономического и социального совета) — ЕЭК ООН, ЭСКАТО, Комиссия по устойчивому развитию и ряд программ, включая ПРОOH.

В 1972 г. учреждена Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) в целях развития сотрудничества государств по решению экологических проблем и координации различных экологических программ в системе ООН, проведению оценки экологической ситуации в мире, содействию научному, информационному обеспечению охраны окружающей среды. Штаб-квартира ЮНЕП расположена в Найроби (Кения). Структуру ЮНЕП составляют Совет управляющих — представительный коллегиальный орган, состоящий из 58 членов, и секретариат — исполнительный орган, возглавляемый Исполнительным Секретарем. Членами Совета управляющих являются государства, каждое из которых направляет по одному представителю на очередные и специальные сессии.

В задачи ЮНЕП входит содействие междуна­родному сотрудничеству, представление Генеральной Ассамблее ООН рекомендаций относительно экологической политики, подготовка обзоров состояния окружающей среды, сбор информации по различ­ным экологическим аспектам. Активные позиции занимает ЮНЕП в области подготовки, организации переговоров и содействия приня­тию международных экологических конвенций. Свыше 40 междуна­родных соглашений регионального и глобального характера, а также множество документов мягкого права были приняты при содействии ЮНЕП. В структуре ЮНЕП также расположено постоянные секретариаты многих экологических соглашений, среди которых СИТЕС, Базельская конвенция, Венская конвенция об охране озонового слоя, Роттердамская конвенция. С 1975 г. ЮНЕП ведет Реестр междуна­родных экологических соглашений, участвует в Глобальной системе экологического мониторинга. С целью дополнительного финанси­рования программ в области охраны окружающей среды в 1973 г. учрежден Фонд ЮНЕП.

В 1992 г. Генеральная Ассамблея и Социальный и экономический Совет ООН основали в системе ООН Комиссию по устойчивому развитию. В ее состав входят представители 53 государств, избираемых Социальным и экономическим советом. Ее основная задача — способ­ствовать исполнению решений Конвенции ООН 1992 г. по окружа­ющей среде и развитию и, в частности, повестки дня на XXI век.

В региональном масштабе на территории Европы активная роль в области развития экологического сотрудничества между государствами принадлежит таким организациям, как Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Совет Европы.

ОЭСР была основана в 1960 г. в целях обеспечения в странах-членах высокого и устойчивого экономического роста, а также развития торговли. Членами ОЭСР являются 30 государств, преимущественно из Европы и Северной Америки. Штаб-квартира ОЭСР расположена в Париже. Начиная с 1970 г., ОЭСР уделяет особое внимание охране окружающей среды, учредив в системе Секретариата Экологический директорат. Хотя охрана окружающей среды прямо не указана в учредительной Конвенции, она выделилась в особую сферу интересов, так как, по мнению государств-членов, прямо влияет на экономический рост и является фактором стабильности в международной торговле. В рамках деятельности по охране окружающей среды, Совет принял множество решений главным образом рекомендательного характе­ра. Среди наиболее значимых Рекомендации 1974 г. о принципе «загрязняющий платит», 1972 г. о руководящих принципах учета международных экономических аспектов в экологической политике, 1974 г. о принципах, связанных с трансграничным загрязнением, 1974 года об энергетике и окружающей среде, 1991 г. об использова­нии экономических инструментов в экологической политике, 1990 г. об использовании комплексного контроля и предупреждения загрязне­ния и др.

Совет Европы — европейская политическая организация, состоящая из 45 государств-членов, была основана в 1949 г. в целях обеспечения единства ее членов по охране общего наследия, содействия экономическому и социальному прогрессу. Совет Европы хорошо известен как организация, ориентированная на защиту прав чело­века. Совет Европы внес свои вклад и в развитие международного экологического права. На его счету принятие таких международных соглашений, как Европейская конвенция 1968 г. об охране живот­ных при международной транспортировке, Европейская конвенция 1969 г. об охране археологического наследия, Конвенция 1993 г. о гражданской ответственности за ущерб, причиненный деятельно­стью опасной для окружающей среды и др.

Влиятельные позиции в развитии международного экологического права занимают неправительственные организации. Им, прежде всего, принадлежат лавры первенства в деле мобилизации общественного мнения и сил для прогрессивного развития экологического права. В арсенале их методов влияния такие возможности, как участие в роли наблюдателей в международных организациях и переговорах по международным соглашениям, разработка проектов международ­ных соглашений, проведение научных изысканий и образовательных мероприятий.

Особо значимая роль в развитии международного экологического права принадлежит Международному союзу охраны при­роды (МСОП).

МСОП был основан по инициативе швейцарской Лиги охраны природы по решению учредительной ассамблеи в Фонтенбло (Франция) в октябре 1948 г. Это — добровольное международное объединение государств в лице правительственных учреждений, международных и национальных общественных ор­ганизаций, специализирующихся в решении экологических про­блем. В его составе порядка 900 членов, включая 82 государства, и более 900 правительственных и неправительственных организа­ций. Персональное членство в МСОП не предусмотрено. Но примерно 10 тысяч специалистов из различных стран мира состоят чле­нами шести постоянно действующих предметно ориентированных комиссий и проводят огромную работу. Соответственно в струк­туре МСОП имеются Комиссия по редким видам, по охраняемым территориям, по выживанию видов, по экологической, экономиче­ской и социальной политике, по экологическому праву, по обра­зованию и коммуникациям, по управлению экосистемами. Работа МСОП включает воздействие на политику, законодательство, социально-экономическое развитие, все виды природопользования и охраны природы, науку, культуру, образование и включает такие программные области, как сохранение биоразнообразия, охрана редких видов, устойчивое использование природных ресурсов, ор­ганизация особо охраняемых территорий, управление экосистема­ми, охрана болот, лесов, морской и прибрежной среды, укрепление и развитие экологического права, охрана климата.

Высшим органом МСОП является Всемирный конгресс охраны природы. Первый конгресс состоялся в 1996 г. в Монреале (Канада), а в 2012 г. в Чеджу (Корея) МСОП провел свой четвер­тый конгресс.

Другие заметные позиции в развитии международного права и особенно в обеспечении исполнения международных обязательств государствами играют Всемирный фонд дикой природы, Гринпис, главным образом используя процедуры обращения с запросами и жалобами в международные организации по поводу несоблюдения международно-правовых требований, а также путем принятия публич­ных акций. На их счету также действия по распространению знаний в области международного экологического права, участие в работе госу­дарственных и межгосударственных органов.

 

Контрольные вопросы

1. Что является предметом международного экологического права?

2. Кто выступает субъектом международных экологических правоотношений?

3. Что является объектом международных экологических отношений?

4. Что образует систему источников международного экологического права?

5. В каком документе закреплены общие принципы международных отношений?

6. Перечислите общие принципы международных отношений.

7. В каких документах прописаны специальные принципы международных отношений?

8. Перечислите специальные экологические принципы международных отношений.

9. Какие глобальные проблемы по охране атмосферного воздуха актуальны для всех государств мира?

10. Какими Конвенциями были приняты решения по охране атмосферного воздуха?

11. Какие Конвенции рассматривали вопросы по безопасному обращению с отходами?

12. Перечислите важнейшие международные экологические конференции.

13. Как классифицируют международные экологические организации?

14. Какую роль в развитии международных экологических отношений играют международные экологические организации?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...