Понятие и виды особо охраняемых природных территорий. Порядок учреждения и управления
В современных условиях невозможно сохранить в естественном, нетронутом состоянии всю природу, приходится прибегать к консервативной охране, т. е. сохранять в первозданном, естественном состоянии отдельные участки или объекты природы и создавать им режим особой охраны. Такие участки получили общепринятое название особо охраняемых природных территорий. Особо охраняемые природные территории предназначены для сохранения типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира, охраны объектов природного и культурного наследия. Правовые основы осуществления особой охраны природных объектов, имеющих какое-либо ценное публичное значение, в Российской Федерации установлены гл. IX Федерального закона «Об охране окружающей среды», где сказано, что для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Непосредственно правовое регулирование образования и функционирования особо охраняемых природных территорий на федеральном уровне, помимо указанного закона, осуществляется Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» № 33-ФЗ от 14 марта 1995 г. (ред. от 13.07.2015 г.); Федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» № 26-ФЗ от 23 февраля 1995 г. (ред. от 28.12.2013 г.); Земельным кодексом Российской Федерации. Создание и функционирование особо охраняемых природных территорий местного значения регулируется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Согласно преамбуле Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», особо охраняемые природные территории (далее — ООПТ) — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. Основными целями организации, охраны и использования ООПТ является сохранение и изучение уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучение естественных процессов в биосфере, наблюдение за изменением ее состояния (экологический мониторинг), а также экологическое воспитание и просвещение населения. В зависимости от вида ООПТ, их физико-географических особенностей целевая направленность данных территорий может варьироваться, например, добавляться иные общественно-значимые цели, такие как организация и обеспечение отдыха населения (рекреация), оздоровление и лечение граждан и т. п. Цели создания ООПТ обуславливают особенности их правового режима и порядка организации, которые выражены в установлении конкретных категорий (видов) ООПТ, предусмотренных в Законе «Об особо охраняемых природных территориях». С учетом особенностей целей и режима ООПТ указанным Законом установлены следующие категории таких территорий: – государственные природные заповедники, в том числе биосферные; – национальные парки; – природные парки; – государственные природные заказники; – памятники природы; – дендрологические парки и ботанические сады;
– лечебно-оздоровительные местности и курорты. Однако установленный перечень не является исчерпывающим и закрытым. Уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные и озерные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, зеленые зоны, городские леса и другие). Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. При этом государственные природные заповедники и национальные парки могут быть только федерального значения. Государственные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты могут быть как федерального значения, так и регионального значения. Природные парки являются особо охраняемыми территориями регионального значения. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут создаваться на федеральном, региональном и местном уровне. В совокупности все ООПТ на территории Российской Федерации образуют природно-заповедный фонд. Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Для оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного надзора в области охраны и использования ООПТ, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов ведется Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, который является государственным информационным ресурсом и представляет собой систематизированный свод документированной информации об особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения. Государственный кадастр ООПТ включаетв себя сведения: – о статусе этих территорий, – об их географическом положении и границах, – о режиме особой охраны этих территорий, – природопользователях, – эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.
Порядок ведения государственного кадастра ООПТ установлен приказом Минприроды России от 19 марта 2012 г. № 69 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий». Общим и основным элементом правового режима всех ООПТ является установление режима особой охраны, которая заключается в запрете осуществления хозяйственной и иной любой деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду и ведущей к деградации и (или) уничтожению природных объектов, в целях сохранения которых были созданы соответствующие ООПТ. На территориях ООПТ допускается выделение земельных участков частичного хозяйственного использования и осуществление ограниченной хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом. В зависимости от значения ООПТ устанавливается право собственности на соответствующие территории со всеми находящимися в их границах природными объектами и природными ресурсами, Соответственно ООПТ федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Исключение составляют земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с Федеральным законом относятся к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления. Образование ряда ООПТ допускается с включением в их границы земельных участков, находящихся в частной собственности или предоставленных на иных правах различным лицам, не имеющим непосредственного отношения к функционированию ООПТ. В этом случае собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые оказались в границах ООПТ, обязаны соблюдать установленный в них режим особой охраны, за нарушение которого предусмотрена административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.
В целях защиты ООПТ от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Государственное управление и надзор в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляются Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды — в настоящее время Министерством природных ресурсов и экологии и находящейся в его ведении Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. Государственное управление и надзор в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляются органами местного самоуправления. Образование ООПТ осуществляется решениями органов власти соответствующего уровня: ООПТ федерального значения учреждаются постановлениями Правительства Российской Федерации, ООПТ регионального значения — актами высшего органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ООПТ местного значения — актами органов местного самоуправления. Для управления, охраны и осуществления разрешенной деятельности на ООПТ создаются одноименные соответствующие государственные и муниципальные учреждения. Создание новых ООПТ на каждом уровне (федеральном, региональном и местном) может осуществляться на основании утвержденных документов территориального планирования — схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий или территориальных схем охраны природы, после принятия которых органы власти могут принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, и об ограничении на них хозяйственной деятельности. Всего в Российской Федерации, по данным Государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации, в 2015 г. насчитывалось более 13 тысяч особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения, общая площадь которых составляет 211 млн га, или 11,7 % от площади России.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|