Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и виды особо охраняемых природных территорий. Порядок учреждения и управления

 

В современных условиях невозможно сохранить в есте­ственном, нетронутом состоянии всю природу, приходится при­бегать к консервативной охране, т. е. сохранять в первозданном, естественном состоянии отдельные участки или объекты природы и создавать им режим особой охраны. Такие участ­ки получили общепринятое название особо охраняемых природных территорий.

Особо охраняемые природные территории предназначены для сохранения типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира, охраны объектов природного и культурного наследия.

Правовые основы осуществления особой охраны природных объектов, имеющих какое-либо ценное публичное значение, в Российской Федерации установлены гл. IX Федерального закона «Об охране окружающей среды», где сказано, что для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе созда­ются особо охраняемые природные территории.

Непосредственно правовое регулирование образования и функционирования особо охраняемых природных территорий на федеральном уровне, помимо указанного закона, осуществляется Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» № 33-ФЗ от 14 марта 1995 г. (ред. от 13.07.2015 г.); Федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных мест­ностях и курортах» № 26-ФЗ от 23 февраля 1995 г. (ред. от 28.12.2013 г.); Земельным кодексом Российской Федерации. Создание и функционирование особо охраняемых природных терри­торий местного значения регулируется законами и иными норматив­ными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно преамбуле Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», особо охраняемые природные территории (далее — ООПТ) — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, куль­турное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полно­стью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Основными целями организации, охраны и использования ООПТ является сохранение и изучение уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образо­ваний, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучение естественных процессов в биосфере, наблюдение за изменением ее состояния (экологический мониторинг), а также эко­логическое воспитание и просвещение населения.

В зависимости от вида ООПТ, их физико-географических особенностей целевая направленность данных территорий может варьироваться, например, добавляться иные общественно-значимые цели, такие как организация и обеспечение отдыха населения (рекреация), оздоровление и лечение граждан и т. п.

Цели создания ООПТ обуславливают особенности их правового режима и порядка организации, которые выражены в установлении конкретных категорий (видов) ООПТ, предусмотренных в Законе «Об особо охраняемых природных территориях».

С учетом особенностей целей и режима ООПТ указанным Законом установлены следующие категории таких территорий:

– государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

– национальные парки;

– природные парки;

– государственные природные заказники;

– памятники природы;

– дендрологические парки и ботанические сады;

– лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Однако установленный перечень не является исчерпывающим и закрытым. Уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые ли­нии, охраняемые речные и озерные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, зеленые зоны, городские леса и другие).

Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. При этом государственные природные заповедники и национальные парки могут быть только федерального значения.

Государственные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты могут быть как федерального значения, так и регионального значения.

Природные парки являются особо охраняемыми территориями регионального значения. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут создаваться на федераль­ном, региональном и местном уровне.

В совокупности все ООПТ на территории Российской Федерации образуют природно-заповедный фонд. Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается, за исключением случаев, предусмо­тренных федеральными законами.

Для оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного надзора в области охраны и использования ООПТ, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов ведется Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, который является государственным информационным ресурсом и представляет собой систематизированный свод документированной информации об особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения.

Государственный кадастр ООПТ включаетв себя сведения:

– о ста­тусе этих территорий,

– об их географическом положении и границах,

– о режиме особой охраны этих территорий,

– природопользователях,

– эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Порядок ведения государственного кадастра ООПТ установлен приказом Минприроды России от 19 марта 2012 г. № 69 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий».

Общим и основным элементом правового режима всех ООПТ является установление режима особой охраны, которая заключается в запрете осуществления хозяйственной и иной любой деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду и ведущей к деградации и (или) уничтожению природных объектов, в целях сохранения которых были созданы соответствующие ООПТ.

На территориях ООПТ допускается выделение земельных участков частичного хозяйственного использования и осуществление ограниченной хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

В зависимости от значения ООПТ устанавливается право собственности на соответствующие территории со всеми находящимися в их границах природными объектами и природными ресурсами, Соответственно ООПТ федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государ­ственной власти. Исключение составляют земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответ­ствии с Федеральным законом относятся к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.

Образование ряда ООПТ допускается с включением в их границы земельных участков, находящихся в частной собственности или предоставленных на иных правах различным лицам, не имеющим непосредственного отношения к функционированию ООПТ. В этом случае собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые оказались в границах ООПТ, обязаны соблюдать установ­ленный в них режим особой охраны, за нарушение которого предусмотрена административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.

В целях защиты ООПТ от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

Государственное управление и надзор в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляются Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды — в настоящее время Министерством природных ресурсов и экологии и находящейся в его ведении Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

Государственное управление и надзор в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляются органами местного самоуправления.

Образование ООПТ осуществляется решениями органов власти соответствующего уровня: ООПТ федерального значения учреждаются постановлениями Правительства Российской Федерации, ООПТ регионального значения — актами высшего органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ООПТ местного значения — актами органов местного самоуправления.

Для управления, охраны и осуществления разрешенной деятельности на ООПТ создаются одноименные соответствующие государ­ственные и муниципальные учреждения.

Создание новых ООПТ на каждом уровне (федеральном, региональном и местном) может осуществляться на основании утвержденных документов территориального планирования — схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий или территориальных схем охраны природы, после принятия которых органы власти могут принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными террито­риями, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

Всего в Российской Федерации, по данным Государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации, в 2015 г. насчитывалось более 13 тысяч особо охраняемых природных территорий федерального, регионально­го и местного значения, общая площадь которых составляет 211 млн га, или 11,7 % от площади России.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...