Правовое регулирование рыболовства
Под общим понятием рыболовства, согласно ст. 1 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» № 166-ФЗ от 20 декабря 2004 г. (в ред. 29.06.2015 г.), понимается деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов, к которым относится не только рыбы, но и водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие животные и растения, находящиеся в состояние естественной свободы, а также в предусмотренных законодательством случаях деятельность по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов. Рыболовство осуществляется как во внутренних водах Российской Федерации, в том числе внутренних морских водах Российской Федерации, а также на территориальном море Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, так и в мировом океане. Для судов, находящихся в открытом водном пространстве вне пределов Российской Федерации, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации и приписанных к портам Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, также применимы положения Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Водные биоресурсы находятся в федеральной собственности, в свою очередь, водные биоресурсы, обитающие в прудах, обводненных карьерах, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности. Граждане и юридические лица могут осуществлять следующие виды рыболовства:
1) промышленное рыболовство; 2) прибрежное рыболовство; 3) рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях; 4) рыболовство в учебных и культурно-просветительских целях; 5) рыболовство в целях товарного рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов; 6) любительское и спортивное рыболовство; 7) рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Существует определенная разница между понятием прибрежное и промышленное рыболовство. Прибрежное рыболовство осуществляется с предоставлением рыбопромыслового участка во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, а также без предоставления рыбопромыслового участка в определенных Правительством Российской Федерации районах континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Промышленное рыболовство может осуществляться как во внутренних водоемах, так и в Мировом океане, в этом случае главным является принадлежность (юрисдикция) самого судна. Водные биоресурсы могут использоваться для осуществления одного или нескольких видов рыболовства. Так, в акватории морей или на реках возможно и любительское, и спортивное, научное, товарное, иное рыболовство. Необходимо также различать любительское, спортивное рыболовство и рыболовство, представляющее собой предпринимательскую деятельность (промышленное, прибрежное, товарное рыбоводство). Для осуществления рыболовства как предпринимательской деятельности необходима регистрация юридического лица, получение разрешений и квот на добычу. В этом случае рыболовство запрещается осуществлять иностранным лицам с судов, принадлежащих иностранным юридическим лицам.
Любительское и спортивное рыболовствовозможно без регистрации, однако при соблюдении правил рыболовства и в большинстве случаев при наличия разрешения на вылов водных биоресурсов. Рыболовство осуществляется, как правило, в отношении водных биоресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается в виде квот на улов. Квотирование вылова является международной практикой, призванной регулировать как объемы допустимого уровня изъятия биоресурсов, так и охрану, воспроизводство биоресурсов. Объем добычи (вылова) водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, определяется по заявлению лица, у которого возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов. В российском законодательстве установлены достаточно сложные, ступенчатые категории объектов добычи ресурсов, различающиеся, как правило, по территориальному признаку. Они представляют собой: 1) рыбохозяйственные бассейны, охватывающие целые регионы; 2) водные объекты рыбохозяйственного значения; 3) рыбохозяйственные участки. Рыбохозяйственные бассейны (всего восемь бассейнов) включают в себя моря и озера с бассейнами впадающих в них рек, а также иные водные объекты рыбохозяйственного значения. Устанавливаются следующие рыбохозяйственные бассейны: 1) Азово-Черноморский; 2) Байкальский; 3) Волжско-Каспийский; 4) Восточно-Сибирский; 5) Дальневосточный; 6) Западно-Сибирский; 7) Западный; 8) Северный. Рыбохозяйственные бассейны — это огромные территории, являющиеся основанием для учета и управления. Так, например, к Азово-Черноморскому бассейну относятся Черное и Азовское море, все водные объекты 11 субъектов Российской Федерации, таких как Адыгея, Калмыкия, Краснодарский край, Ставропольский край, Волгоградская, Воронежская, Ростовская, Саратовская, Тульская области. К водным объектам рыбохозяйственного значения относятся водные объекты, которые используются или могут быть использованы для добычи (вылова) водных биоресурсов. Это территории второго уровня, включенные в рыбохозяйственные бассейны. К ним относятся бассейны рек, озер. Рыбопромысловые участки — это третий по величине объект рыболовства, призванный конкретизировать, локализовать участок для вылова биоресурсов.
Рыбопромысловый участок состоит из акватории водного объекта рыбохозяйственного значения или ее части. Рыбопромысловый участок формируется в определенных границах для осуществления промышленного рыболовства во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации (в пресноводных водных объектах), прибрежного рыболовства, товарного рыбоводства, рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также для организации любительского и спортивного рыболовства. Границы рыбопромыслового участка определяются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Рыбопромысловый участок может использоваться в одной или нескольких из указанных целей. Перечень рыбопромысловых участков, включающих в себя акватории внутренних вод Российской Федерации, в том числе внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Граждане вправе осуществлять любительское и спортивное рыболовство на водных объектах общего пользования свободно и бесплатно, если иное не предусмотрено Федеральным законом. Ограничения любительского и спортивного рыболовства могут устанавливаться как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Любительское и спортивное рыболовство может осуществляться как с условием возвращения добытых (выловленных) водных биоресурсов в среду их обитания, так и без этого условия. Любительское и спортивное рыболовство в прудах, обводненных карьерах, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, осуществляется с согласия их собственников.
Рыбопромысловые участки предоставляются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для организации любительского и спортивного рыболовства на основании договоров, любительское и спортивное рыболовство осуществляется гражданами при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора возмездного оказания услуг в области любительского и спортивного рыболовства). Услуги в области любительского и спортивного рыболовства оказываются на основании договоров возмездного оказания услуг в соответствии с гражданским законодательством. В целях рационального использования рыбных ресурсов, а также их воспроизводства и охраны, вводится государственное квотирование вылова (добычи) по всем категориям (видам) добываемых ресурсов, по объему добычи, повремени, по территории вылова, по сезонности. Распределения общих допустимых уловов водных биоресурсов применительно к видам квот их добычи (вылова) определяется Правительством Российской Федерации. Промышленные квоты пресноводных водных объектов распределяются между субъектами Российской Федерации в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Распределение общих допустимых уловов водных биоресурсов осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, предусмотренными настоящей статьей, и методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Промышленные квоты и прибрежные квоты, а также квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов распределяются между лицами, осуществляющими рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности путем заключения с ними договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов на десять лет на основании данных государственного рыбохозяйственного реестра об объеме добытых (выловленных) такими лицами водных биоресурсов за девять лет, предшествующих расчетному году. Квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для организации любительского и спортивного рыболовствараспределяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. По договору о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов одна сторона — орган государственной власти — обязуется предоставить право на добычу (вылов) водных биоресурсов другой стороне — юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Федеральный Закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» дает достаточно сложную конструкцию (перечень) оснований для осуществления рыбохозяйственной деятельности. К ним относятся: 1) договор о предоставлении рыбопромыслового участка; 2) договор о закреплении квот на добычу биоресурсов; 3) решение о предоставлении водных биоресурсов в пользование; 4) договор пользования водными биоресурсами; 5) разрешение на добычу (вылов) биоресурсов. Договор о предоставлении рыбопромыслового участка. По договору о предоставлении рыбопромыслового участка одна сторона — орган государственной власти обязуется предоставить другой стороне — юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю право на добычу (вылов) водных биоресурсов на рыбопромысловом участке. В договоре о предоставлении рыбопромыслового участка указываются его стороны, предмет договора, срок его действия, вид рыболовства и иные условия. Договор о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления добычи (вылова) рыб заключается на срок от десяти до двадцати пяти лет с указанием условий добычи. Договор о предоставлении рыбопромыслового участка заключается по результатам конкурса на право заключения такого договора. Для осуществления промышленного рыболовства в пресноводных водных объектах и прибрежного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации право на добычу (вылов) водных биоресурсов возникает у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на основании договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов и договора о предоставлении рыбопромыслового участка, за исключением случаев, если осуществление указанных видов рыболовства допускается без предоставления рыбопромыслового участка. В договоре о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов указываются его стороны, предмет договора, срок его действия, вид рыболовства и иные условия. Договор о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов может заключаться по результатам аукциона в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Решение о предоставлении водных биоресурсов в пользование принимается для осуществления: 1) рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях; 2) рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях; 3) рыболовства в целях товарного рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов; 4) рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Договор пользования водными биоресурсами. Договор пользования водными биоресурсами заключается в целях осуществления промышленного и прибрежного рыболовства в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. По договору пользования водными биоресурсами одна сторона — орган государственной власти обязуется предоставить другой стороне — юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю право на добычу (вылов) водных биоресурсов. Разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов. Разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов выдается при осуществлении: 1) промышленного рыболовства; 2) прибрежного рыболовства; 3) рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях; 4) рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях; 5) рыболовства в целях товарного рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов; 6) организации любительского и спортивного рыболовства; 7) в иных предусмотренных Федеральным законом случаях. На основании предоставленного рыбохозяйственного участка устанавливаются Правила рыболовства, включающие: 1) виды разрешенного рыболовства; 2) нормативы, включая нормы выхода продуктов переработки водных биоресурсов, в том числе икры, а также параметры и сроки разрешенного рыболовства; 3) ограничения рыболовства и иной деятельности, связанной с использованием водных биоресурсов; 4) требования к сохранению водных биоресурсов. Управление в области рыболовства осуществляется посредством выполнения уполномоченными органами следующих функций: 1. Государственный мониторинг водных биоресурсов. Государственный мониторинг водных биоресурсов представляет собой систему регулярных наблюдений: – за распределением, численностью, качеством, воспроизводством водных биоресурсов, а также средой их обитания; – рыболовством и сохранением водных биоресурсов. Государственный мониторинг водных биоресурсов является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды). 2. Ведение рыбохозяйственного реестра. Государственный рыбохозяйственный реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о водных биоресурсах, об их использовании и сохранении. В государственном рыбохозяйственном реестре содержится документированная информация: – о количественных, качественных и об экономических характеристиках водных биоресурсов; – рыбохозяйственных бассейнах и водных объектах рыбохозяйственного значения; – юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, осуществляющих рыболовство: – судах рыбопромыслового флота, в том числе о праве собственности и об иных правах на них, о типе (мощности) и классе таких судов; – об орудиях добычи (вылова) водных биоресурсов; – о решениях органов государственной власти и договорах, на основании которых возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов; – об уловах водных биоресурсов; – иная документированная информация об использовании и о сохранении водных биоресурсов. 3. Осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов. К числу основных мер по сохранению водных биоресурсов и среды обитания водных биоресурсов относится: 1) рыбохозяйственная мелиорация водных объектов, включающая мероприятия по улучшению показателей гидрологического, гидрогеохимического, экологического состояния водных объектов в целях создания условий для сохранения и рационального использования водных биоресурсов; 2) искусственное воспроизводство водных биоресурсов, проводимое в целях сохранения биологического разнообразия и увеличения численности водных биоресурсов. Искусственное воспроизводство водных биоресурсов осуществляется в соответствии с ежегодным планом проведения мероприятий по искусственному воспроизводству водных биоресурсов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства; 3) акклиматизация водных биоресурсов, представляющая собой деятельность по вселению водных биоресурсов ценных видов в водные объекты рыбохозяйственного значения и созданию их устойчивых популяций в водных объектах рыбохозяйственного значения, в которых водные биоресурсы данных видов не обитали ранее или утратили свое значение; 4) установление нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения и требований к водному режиму водных объектов рыбохозяйственного значения (ограничение объема безвозвратного изъятия поверхностных вод, обеспечение оптимального уровня воды и сбросов вод в рыбохозяйственных целях и т. д.); 5) выделение рыбоохранных зон и рыбохозяйственных заповедных зон. Рыбоохранной зоной является территория, которая прилегает к акватории водного объекта рыбохозяйственного значения. Рыбоохранные зоны устанавливаются в целях сохранения условий для воспроизводства водных биоресурсов, и на данных территориях вводятся ограничения хозяйственной и иной деятельности. Рыбохозяйственной заповедной зоной является водный объект или его часть с прилегающей к ним территорией, на которых устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности в целях сохранения водных биоресурсов и создания условий для развития аквакультуры и рыболовства. В рыбохозяйственных заповедных зонах хозяйственная и иная деятельность может быть запрещена полностью или частично либо постоянно или временно; 6) установление требований о сохранении водных биоресурсов и среды их обитания при осуществлении градостроительной и иной деятельности, а также мер охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов. Контрольные вопросы 1. Как трактуется термин «животный мир» в федеральном законе «О животном мире»? 2. Какие признаки животного мира выделяет законодатель? 3. Кто является объектом права пользования животным миром? 4. Кто может быть пользователем животного мира? 5. Кто входит в понятие «живые ресурсы» исключительной экономической зоны? 6. Что из себя представляет государственный мониторинг объектов животного мира? 7. В чем заключается суть нормирования в области использования и охраны животного мира и среды его обитания? 8. В какой собственности могут находиться объекты животного мира, изъятые из среды обитания? 9. Каковы полномочия муниципальных органов в области охраны и использования животного мира? 10. Как в федеральном законе «О животном мире» трактуется термин «пользование животным миром»? 11. Какие виды пользования животным миром могут осуществлять юридические лица и граждане? 12. Что понимают под правовой охраной животного мира и среды его обитания? 13. Каким образом согласно федеральному закону «О животном мире» должна осуществляться охрана объектов животного мира и среды их обитания? 14. Какие существуют ограничения и запреты на использование животного мира? 15. В чем суть правовой охраны среды обитания животного мира? 16. Каким образом осуществляется предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира? 17. Как осуществляется правовая охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира? 18. Что из себя представляет Красная книга Р? Кем ведется Красная книга РФ? 19. Какой федеральный закон регламентирует деятельность об охоте животного мира? 20. Кто является объектом охоты в РФ? 21. Какие виды охоты существуют в РФ? Каким образом осуществляется промысловая охота? 22. Какие документы должен иметь охотник (работник юридического лица) для осуществления охоты? 23. Что является основой для осуществления охоты? 24. Суть правил охоты. Кем они устанавливаются? 25. Кто и в каких случаях выдает разрешение на добычу охотничьих ресурсов? 26. Какие существуют ограничения охоты? 27. Какие существуют меры охраны охотничьих ресурсов? 28. Как федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» трактует термин «рыболовство»? 29. Какие виды рыболовства могут осуществлять граждане и юридические лица? 30. Что необходимо сделать для осуществления предпринимательского рыболовства? 31. Какие существуют объекты добычи биоресурсов? 32. Какие существуют основания для рыбохозяйственной деятельности? 33. Какие меры необходимо принимать по сохранению водных биоресурсов? 34. Что понимают под рыбоохранной зоной? Что понимают под рыбохозяйственной заповедной зоной?
Глава XIX. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|