Источники международного экологического права
Нормы международного права, устанавливающие обязательные правила, которым должны следовать государства и другие субъекты в международных отношениях, содержатся в международных договорах. Российская Федерация является участницей более 80 многосторонних экологических договоров, которые, согласно ст. 15 Конституции РФ, не только являются источниками экологического права, но и обладают верховенством по отношению к российскому законодательству. В нормотворческой деятельности доминирует пообъектный подход, когда принимаются соглашения, направленные на охрану и использование отдельных природных объектов животного мира, вод, атмосферного воздуха, а также регулирования отдельных видов экологически опасных видов хозяйственной деятельности. Охрана атмосферного воздуха в международных отношениях направлена на решение трех основных глобальных проблем: – кислотные дожди и связанная с этим деградация лесов, земель и имущества; – разрушение озонового слоя; – потепление климата. Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, принятая в ответ на проблему кислотных дождей, разработана под эгидой ЕЭК ООН, подписана в ноябре 1979 г. и вступила в силу в марте 1983 года. СССР ратифицировал Конвенцию в 1980 г. Конвенция направлена на решение проблемы отрицательного воздействия загрязнения воздуха в трансграничном контексте и предусматривает обязательства сторон поэтапно сокращать выбросы в определенном объеме. Для контроля за трансграничным переносом загрязняющих веществ была разработана совместная программа наблюдения и оценки распространения загрязнений в Европе. Стороны обязались также обмениваться информацией относительно выбросов и вести научные исследования. В продолжение Конвенции в разное время было принято и действует восемь протоколов, которые определяют конкретные условия сокращения выбросов отдельных загрязнителей, например, окислы азота, серы, аэрозоли, тяжелые металлы, стойкие органические загрязнители, приземной озон.
Венская Конвенция об охране озонового слоя подписана в 1985 г., принята СССР в 1986 г. и вступила в силу в 1988 г. Государства-участники обязуются регулярно обмениваться научной информацией, обеспечивать взаимный доступ к технологиям и альтернативным веществам, а также принимать совместные меры, регламентирующие виды деятельности, негативно влияющие на озоновый слой. В 1987 г. в продолжение Конвенции СССР был принят Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, который определил план конкретных действий государств по исполнению Конвенции. Россия как правопреемник СССР является Стороной Протокола с 1988 года. Протокол предусматривает поэтапное сокращение производства и потребления хлор фторсодержащих веществ и галлонов. Рамочная Конвенция ООН по изменению климата принята в мае 1992 г. в Нью-Йорке и открыта для подписания на Конференции в Рио-де-Жанейро. Она вступила в силу в 1994 г. и в этом же году ратифицирована Россией. Принятие Конвенции связано с проблемой потепления климата, причиной которого, по мнению ученых, является возрастающее скопление углекислого и других парниковых газов в верхних слоях атмосферы, приводящее к нарушению теплового обмена с Космосом. Конвенция требует от государств поэтапного снижения выбросов парниковых газов до уровня 1990 года и ниже. Другой обязанностью государств является обязанность обеспечивать охрану так называемых естественных поглотителей парниковых газов — лесных массивов, обширных морских акваторий. Стороны, кроме того, взяли на себя обязательства вести национальные кадастры источников выбросов и абсорбции парниковых газов, способствовать распространению экологически безопасных технологий, позволяющих снизить выбросы парниковых газов в энергетике, сельском хозяйстве и на транспорте.
В связи с тем, что сроки, установленные конвенцией, не были выполнены, а также в целях создания стимулирующего механизма снижения выбросов, в 1997 г. в Киото был принят Киотский протокол к Конвенции об изменении климата. Россия подписала протокол в 1999 г. и ратифицировала его в ноябре 2004 г. Согласно Протоколу, развитые страны и страны с переходной экономикой должны к 2008—2012 гг. сократить выбросы парниковых газов не менее чем на 5 % от уровня 1990 г., при этом для каждой страны установлен свой уровень снижения. Кроме того, протокол предусматривает возможность этих же стран совместно осуществлять проекты по снижению выбросов парниковых газов на своей территории и продавать единицы снижения выбросов. Охрана живой природы в международных отношениях обеспечивается множеством глобальных, региональных и двусторонних соглашений, которые нацелены на решение таких задач, как: – охрана биоразнообразия как мера поддержания баланса в живой природе в целом; – охрана редких и исчезающих видов животных и растений; – охрана мигрирующих видов животных, в том числе рыбных запасов; – охрана среды обитания животных. Конвенция о биоразнообразии была принята в мае 1992 г. и была ратифицирована Россией в 1995 году. Объектом регулируемых отношений является биологическое разнообразие, которое определено как разнообразие между живыми организмами, видами и экосистемами в региональном и глобальном масштабе и включает все живые организмы — полезные и неполезные, совместно обитающие в различных экосистемах. Государства обязаны принимать меры по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия. Меры охраны включают in-situ, т. е. в естественной среде обитания, и ех-situ, т. е. в искусственных условиях. Меры in-situ включают обязанность учреждать систему особо охраняемых территорий, обеспечивать безопасное для охраны биоразнообразия природопользование на прилегающих землях, восстанавливать экосистемы, популяции исчезающих видов. Охрана ex-situ подразумевает обязанность проводить научные исследования, искусственно разводить животных, сохранять генофонд. Важное место отводится регулированию вопросов доступа к биотехнологиям. Здесь предусмотрена обязанность развитых государств открывать льготный доступ к ним развивающихся стран.
В развитие конвенции для более детального регулирования отношений по использованию генно-модифицированных организмов (ГМО) или живых измененных организмов (ЖИО), в терминологии Протокола, развитию биотехнологий, обеспечения охраны здоровья и биобезопасности в 2000 году был принят Картахенский протокол. Конвенция о международной торговле видами фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), была принята в Вашингтоне в мае 1973 г. и в 1975 г. вступила в силу. Принятие СИТЕС вызвано обеспокоенностью мирового сообщества проблемой исчезновения видов живой природы под воздействием расширяющихся торговых отношений между государствами. СИТЕС ограничивает совершение экспортных и импортных операций, предметом которых являются перечисленные в трех перечнях виды животных и растений. Ограничения включают, прежде всего, требования о совершении торговых операций по государственным лицензиям, обязанность государств регулировать добывание животных на своей территории, установить юридическую ответственность за незаконные операции, обеспечить контроль, особенно путем наделения необходимыми полномочиями таможенных служб. Рамсарская конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, предусматривает меры охраны среды обитания некоторых! видов животных. Она была принята в Рамсаре (Иран) в 1971 г. и вступила в силу в 1975 г. СССР ратифицировал Конвенцию в 1975 г. Конвенция нацелена на решение проблемы сокращения водно-болотных угодий, учитывая их значимость как среды обитания животных, источника биоразнообразия и важного составляющего экологических процессов. По Конвенции государства обязаны принимать меры по охране таких объектов на своей территории и обеспечить особую охрану путем учреждения заповедников, тех из них, которые включены в Список водно-болотных угодий, имеющих международное значение.
Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного природного и культурного наследия 1972 г., ратифицированная СССР в 1988 г., нацелена на охрану имеющих особую экологическую, историческую и иную нематериальную ценность экосистем и памятников истории. Предлагаемые государствами ценные объекты включаются в два приложения к Конвенции, и с момента такого включения подлежат международной охране. Во исполнение Конвенции осуществляются мероприятия по созданию и развитию особо охраняемых природных территорий, многие из которых признаны таковыми как среда обитания редких и исчезающих видов животных. Охрана континентальных вод обеспечивается двумя многосторонними Конвенциями, а также большим числом бассейновых соглашений по отдельным трансграничным рекам. Конвенция ЕЭК ООН об охране и использовании трансграничных водотоков и международных озер была принята в 1992 году и вступила в силу в 1996 году. Конвенция была принята Россией в 1993 году. Конвенция предусматривает обязанность Сторон по введению нормативов качества вод, по предупреждению и снижению трансграничного воздействия, охране и восстановлению водных экосистем, включая земли водосборного бассейна, животный мир и лесные экосистемы. В развитие Конвенции в 1999 г. 35 европейских стран подписали Протокол о воде и здоровье и тем самым взяли на себя обязательство охранять водные экосистемы в интересах охраны здоровья людей, осуществлять сотрудничество в области обеспечения устойчивого развития и гармонизации законодательства в европейском регионе. Протокол был принят в июне 1999 г. и открыт для подписания на Всемирном форуме «Вода и здоровье», проходившем в Гааге (Голландия) в 2000 г. Протокол был подписан Россией в 1999 г. В 1997 г. на Генеральной Ассамблее ООН была принята Конвенция о праве несудоходных видов использования международных водотоков. Конвенция считается рамочным международным соглашением и по сфере своего действия Конвенция является глобальной, т. е. любые заинтересованные государства могут стать ее сторонами. Ее принятие связано со стремлением государств установить универсальные правила по хозяйственному использованию водных ресурсов трансграничных рек, таких как строительство гидротехнических сооружений, забор воды для ирригации; коммунального хозяйства, промышленности и распределению водных ресурсов между государствами нижнего и верхнего течения. В целях обеспечения равного доступа государств бассейнов трансграничных рек к водным ресурсам установлены обязательства по уведомлению о намечаемых хозяйственных проектах водопользования, по непричинению значительного ущерба, предотвращению загрязнения, справедливому и разумному водораспределению. Практически последнее обязательство реализуется через широко применяемый механизм квотирования или распределения водных ресурсов между странами бассейна в процентном выражении. Конвенция не вступила в силу.
Соглашения, регулирующие деятельность источников негативного экологического воздействия в трансграничном контексте. Наряду с мерами по установлению международно-правового режима использования и охраны отдельных природных объектов, достижение целей охраны окружающей среды в глобальном и региональных контекстах обеспечивается введением ограничений для хозяйственной деятельности, связанной с производством и реализацией продукции и материалов, способных оказать негативное экологическое воздействие. Основные правовые механизмы, которые используются в соответствующих конвенциях, включают регулирование международного перемещения опасных веществ и материалов, включая радиоактивные отходы (международной торговли), уведомление страны-импортера о природе перемещаемых веществ и материалов, согласие на импорт, ведение учета материалов и веществ, поступающих на международный рынок, разрешительный порядок торговли со стороны экспортера и импортера, таможенный контроль, осуществление мер предупреждения аварийных ситуаций й ответственность государств за их последствия, проведение оценки воздействий на окружающую среду. Международные договоры в этой области включают Конвенцию о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базельская Конвенция) 1989 г. Конвенция вступила в силу в 1992 г. и ратифицирована Россией в январе 1995 г. Основной мерой контроля является порядок уведомления государством-экспортером о намерении вывезти со своей территории партию отходов и согласия государства-импортера принять эту партию для захоронения. При этом страны-экспортеры имеют право разрешить экспорт, только убедивших в наличии соответствующих финансовых, технических, организационных условий у страны-импортера безопасного обращения, В свою очередь, они обязаны принимать меры по снижению производства отходов на своей территории. Установлены также требования по упаковке и маркировке перевозимых отходов и обязанность установить в своем внутреннем законодательстве юридическую ответственность за незаконный ввоз и вывоз опасных отходов. Объединенная Конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами принята в Вене в 1997 г. Она регулирует вопросы обеспечения безопасности граждан, общества в целом и окружающей среды от радиологических рисков при обращении с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, образовавшимися в процессе гражданской деятельности. Для этого Конвенция возлагает обязанности на стран-участников обеспечить безопасность размещения установок для обращения с отработавшим топливом и радиоактивными отходами, проведение оценки воздействия на окружающую среду, предоставление общественности информации о безопасности, проведение консультаций с соседними государствами. При трансграничном перемещении этих веществ необходимо предварительное уведомление и согласие государства назначения. При этом согласие действует только в случае, если такое государство предоставит информацию о наличии административных и технических возможностей обеспечения безопасности обращения. Ратифицирована Россией в 2005 г. В ответ на осознание мировым сообществом, опасных последствий для здоровья людей и окружающей среды использования пестицидов и опасных химических веществ в 1998 г. была принята Роттердамская конвенция о процедуре предварительного информированного согласия на международную торговлю некоторыми опасными веществами и пестицидами. Конвенция вступила в силу в 2004 г. Россия присоединилась к Конвенции в 2011 г. Конвенция предусматривает ведение перечня химических веществ, подпадающих под процедуру предварительного обоснованного согласия на импорт, на основании которого страной-импортером принимается решение о разрешении или запрете на импорт. Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях 2001 г. ратифицирована Россией в 2011 г. Конвенция направлена на обеспечение охраны окружающей среды и здоровья человека от воздействия ряда химических веществ, обладающих свойствами накапливаться в окружающей среде, тканях живых организмов и имеющих широкое географическое распространение. Перечень регулируемых химических веществ приведен в приложениях к Конвенции. Конвенция предписывает, чтобы государства-участники принимали меры по запрету и снижению производства наиболее опасных веществ, перечисленных в приложении А, а также ограничили производство веществ, включенных в приложение В. Экспортно-импортные операции должны осуществляться при условии уведомления государств и гарантий, что государства обеспечат их экологически безопасное использование и размещение отходов, содержащих такие вещества. Страна-экспортер обязуется маркировать партии экспортируемых химических веществ, а страна импортер обязана принять меры по охране здоровья и окружающей среды от утечек и других воздействий. В 1991 г. под эгидой ЕЭК ООН в Эспу (Финляндия) была принята Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, которая вступила в силу в 1997 г. В соответствии с Конвенцией Стороны обязаны выявлять на своей территории источники опасных трансграничных воздействий и вести их учет, а также уведомлять страны потенциального воздействия о проектах, способных оказать такое воздействие. Получив уведомления, государства потенциального воздействия могут заявить о своей заинтересованности участвовать в процедуре оценки воздействия на окружающую среду. Меры и процедуры сотрудничества в области промышленной безопасности закреплены в Конвенции 1992 г. о трансграничном воздействии промышленных аварий. Россия участвует в Конвенции с 1993 г. Сферой регулирования Конвенции является деятельность по использованию опасных веществ, перечисленных в приложении, исключая радиоактивные вещества и военные объекты. Конвенция предусматривает обязанность Сторон вести учет опасных видов деятельности, уведомлять о них заинтересованные государства, в также принимать меры на своей территории по обеспечению их безопасной эксплуатации. Государства обязаны установить порядок планирования в условиях чрезвычайных ситуаций, включая обеспечение готовности объектов к ликвидации последствий аварий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|