Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Источники международного экологического права

 

Нормы международного права, устанавливающие обязательные правила, которым должны следовать государства и другие субъекты в международных отношениях, содержатся в международных договорах.

Российская Федерация является участницей более 80 многосторонних экологических договоров, которые, согласно ст. 15 Конституции РФ, не только являются источниками экологического права, но и обла­дают верховенством по отношению к российскому законодательству.

В нормотворческой деятельности доминирует пообъектный подход, когда принимаются соглашения, направленные на охрану и использование отдельных природных объектов животного мира, вод, атмосферного воздуха, а также регулирования отдельных видов эколо­гически опасных видов хозяйственной деятельности.

Охрана атмосферного воздуха в международных отношениях направлена на решение трех основных глобальных проблем:

– кислотные дожди и связанная с этим деградация лесов, земель и имущества;

– разрушение озонового слоя;

– потепление климата.

Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, принятая в ответ на проблему кислотных дождей, разработана под эгидой ЕЭК ООН, подписана в ноябре 1979 г. и вступила в силу в марте 1983 года. СССР ратифицировал Конвенцию в 1980 г.

Конвенция направлена на решение проблемы отрицательного воздействия загрязнения воздуха в трансграничном контексте и предусматривает обязательства сторон поэтапно сокращать выбросы в определенном объеме. Для контроля за трансграничным переносом загрязняющих веществ была разработана совместная программа наблюдения и оценки распространения загрязнений в Европе. Стороны обязались также обмениваться информацией относительно выбросов и вести научные исследования. В продолжение Конвенции в разное время было принято и действует восемь протоколов, которые определяют конкретные условия сокращения выбросов отдельных загрязнителей, например, окислы азота, серы, аэрозоли, тяжелые металлы, стойкие органические за­грязнители, приземной озон.

Венская Конвенция об охране озонового слоя подписана в 1985 г., принята СССР в 1986 г. и вступила в силу в 1988 г. Государства-участники обязуются регулярно обмениваться научной информацией, обеспечивать взаимный доступ к технологиям и альтернативным веществам, а также принимать совместные меры, регламентирующие виды деятельности, негативно влияющие на озоновый слой.

В 1987 г. в продолжение Конвенции СССР был принят Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, который определил план конкретных действий государств по исполнению Конвенции. Россия как правопреемник СССР является Стороной Протокола с 1988 года. Протокол предусматривает поэтап­ное сокращение производства и потребления хлор фторсодержащих веществ и галлонов.

Рамочная Конвенция ООН по изменению климата принята в мае 1992 г. в Нью-Йорке и открыта для подписания на Конференции в Рио-де-Жанейро. Она вступила в силу в 1994 г. и в этом же году ратифицирована Россией. Принятие Конвенции связано с проблемой потепления климата, причиной которого, по мнению ученых, являет­ся возрастающее скопление углекислого и других парниковых газов в верхних слоях атмосферы, приводящее к нарушению теплового обмена с Космосом. Конвенция требует от государств поэтапного снижения выбросов парниковых газов до уровня 1990 года и ниже. Другой обя­занностью государств является обязанность обеспечивать охрану так называемых естественных поглотителей парниковых газов — лесных массивов, обширных морских акваторий. Стороны, кроме того, взяли на себя обязательства вести национальные кадастры источников выбро­сов и абсорбции парниковых газов, способствовать распространению экологически безопасных технологий, позволяющих снизить выбросы парниковых газов в энергетике, сельском хозяйстве и на транспорте.

В связи с тем, что сроки, установленные конвенцией, не были выполнены, а также в целях создания стимулирующего механизма снижения выбросов, в 1997 г. в Киото был принят Киотский протокол к Конвенции об изменении климата. Россия подписала протокол в 1999 г. и ратифицировала его в ноябре 2004 г. Согласно Протоколу, развитые страны и страны с переходной экономикой должны к 2008—2012 гг. сократить выбросы парниковых газов не менее чем на 5 % от уровня 1990 г., при этом для каждой страны установлен свой уровень снижения. Кроме того, протокол предусматривает возмож­ность этих же стран совместно осуществлять проекты по снижению выбросов парниковых газов на своей территории и продавать единицы снижения выбросов.

Охрана живой природы в международных отношениях обеспечивается множеством глобальных, региональных и двусторонних соглашений, которые нацелены на решение таких задач, как:

– охрана биоразнообразия как мера поддержания баланса в живой природе в целом;

– охрана редких и исчезающих видов животных и растений;

– охрана мигрирующих видов животных, в том числе рыбных запасов;

– охрана среды обитания животных.

Конвенция о биоразнообразии была принята в мае 1992 г. и была ратифицирована Россией в 1995 году. Объектом регулируемых отношений является биологическое разнообразие, которое опреде­лено как разнообразие между живыми организмами, видами и эко­системами в региональном и глобальном масштабе и включает все живые организмы — полезные и неполезные, совместно обитающие в различных экосистемах.

Государства обязаны принимать меры по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия. Меры охраны включают in-situ, т. е. в естественной среде обитания, и ех-situ, т. е. в искусственных условиях. Меры in-situ включают обязан­ность учреждать систему особо охраняемых территорий, обеспечи­вать безопасное для охраны биоразнообразия природопользование на прилегающих землях, восстанавливать экосистемы, популяции исчезающих видов. Охрана ex-situ подразумевает обязанность про­водить научные исследования, искусственно разводить животных, сохранять генофонд. Важное место отводится регулированию вопросов доступа к биотехнологиям. Здесь предусмотрена обязанность развитых государств открывать льготный доступ к ним раз­вивающихся стран.

В развитие конвенции для более детального регулирования отношений по использованию генно-модифицированных организмов (ГМО) или живых измененных организмов (ЖИО), в терминологии Протокола, развитию биотехнологий, обеспечения охраны здоровья и биобезопас­ности в 2000 году был принят Картахенский протокол.

Конвенция о международной торговле видами фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), была принята в Вашингтоне в мае 1973 г. и в 1975 г. вступила в силу. Принятие СИТЕС вызвано обеспокоенностью мирового сообщества проблемой исчезновения видов живой природы под воздействием расширяющих­ся торговых отношений между государствами. СИТЕС ограничивает совершение экспортных и импортных операций, предметом которых являются перечисленные в трех перечнях виды животных и растений. Ограничения включают, прежде всего, требования о совершении торговых операций по государственным лицензиям, обязанность государств регулировать добывание животных на своей территории, установить юридическую ответственность за незаконные операции, обеспечить контроль, особенно путем наделения необходимыми пол­номочиями таможенных служб.

Рамсарская конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местооби­таний водоплавающих птиц, предусматривает меры охраны среды обитания некоторых! видов животных. Она была принята в Рамсаре (Иран) в 1971 г. и вступила в силу в 1975 г. СССР ратифициро­вал Конвенцию в 1975 г. Конвенция нацелена на решение пробле­мы сокращения водно-болотных угодий, учитывая их значимость как среды обитания животных, источника биоразнообразия и важного составляющего экологических процессов. По Конвенции государства обязаны принимать меры по охране таких объектов на своей террито­рии и обеспечить особую охрану путем учреждения заповедников, тех из них, которые включены в Список водно-болотных угодий, имею­щих международное значение.

Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного природного и культурного наследия 1972 г., ратифицированная СССР в 1988 г., нацелена на охрану имеющих особую экологическую, историческую и иную нематериальную ценность экосистем и памятников истории.

Предлагаемые государствами ценные объекты включаются в два приложения к Конвенции, и с момента такого включения подлежат международной охране. Во исполнение Конвенции осуществляются мероприятия по созданию и развитию особо охраняемых природных территорий, многие из которых признаны таковыми как среда обита­ния редких и исчезающих видов животных.

Охрана континентальных вод обеспечивается двумя многосторонними Конвенциями, а также большим числом бассейновых соглашений по отдельным трансграничным рекам.

Конвенция ЕЭК ООН об охране и использовании трансграничных водотоков и междуна­родных озер была принята в 1992 году и вступила в силу в 1996 году. Конвенция была принята Россией в 1993 году. Конвенция предусма­тривает обязанность Сторон по введению нормативов качества вод, по предупреждению и снижению трансграничного воздействия, охране и восстановлению водных экосистем, включая земли водосборного бас­сейна, животный мир и лесные экосистемы.

В развитие Конвенции в 1999 г. 35 европейских стран подписали Протокол о воде и здоровье и тем самым взяли на себя обязательство охранять водные экосистемы в интересах охраны здоровья людей, осуществлять сотрудничество в области обеспечения устой­чивого развития и гармонизации законодательства в европейском регионе. Протокол был принят в июне 1999 г. и открыт для под­писания на Всемирном форуме «Вода и здоровье», проходившем в Гааге (Голландия) в 2000 г. Протокол был подписан Россией в 1999 г.

В 1997 г. на Генеральной Ассамблее ООН была принята Конвенция о праве несудоходных видов использования международных водотоков. Конвенция считается рамочным международным соглашением и по сфере своего действия Конвенция является гло­бальной, т. е. любые заинтересованные государства могут стать ее сто­ронами. Ее принятие связано со стремлением государств установить универсальные правила по хозяйственному использованию водных ресурсов трансграничных рек, таких как строительство гидротехни­ческих сооружений, забор воды для ирригации; коммунального хо­зяйства, промышленности и распределению водных ресурсов между государствами нижнего и верхнего течения. В целях обеспечения равного доступа государств бассейнов трансграничных рек к водным ресурсам установлены обязательства по уведомлению о намечае­мых хозяйственных проектах водопользования, по непричинению значительного ущерба, предотвращению загрязнения, справедливому и разумному водораспределению. Практически последнее обязатель­ство реализуется через широко применяемый механизм квотирования или распределения водных ресурсов между странами бассейна в про­центном выражении. Конвенция не вступила в силу.

Соглашения, регулирующие деятельность источников негативного экологического воздействия в трансграничном контексте. Наряду с мерами по установлению международно-правового режима исполь­зования и охраны отдельных природных объектов, достижение целей охраны окружающей среды в глобальном и региональных контекстах обеспечивается введением ограничений для хозяйственной деятельности, связанной с производством и реализацией продукции и материалов, способных оказать негативное экологическое воздействие. Основные правовые механизмы, которые используются в соответ­ствующих конвенциях, включают регулирование международного перемещения опасных веществ и материалов, включая радиоактивные отходы (международной торговли), уведомление страны-импортера о природе перемещаемых веществ и материалов, согласие на импорт, ведение учета материалов и веществ, поступающих на международный рынок, разрешительный порядок торговли со стороны экспортера и импортера, таможенный контроль, осуществление мер предупреж­дения аварийных ситуаций й ответственность государств за их послед­ствия, проведение оценки воздействий на окружающую среду.

Международные договоры в этой области включают Конвенцию о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базельская Конвенция) 1989 г. Конвенция вступила в силу в 1992 г. и ратифицирована Россией в январе 1995 г. Основной мерой контроля является порядок уведомления государством-экс­портером о намерении вывезти со своей территории партию отходов и согласия государства-импортера принять эту партию для захоронения. При этом страны-экспортеры имеют право разрешить экспорт, только убедивших в наличии соответствующих финансовых, технических, ор­ганизационных условий у страны-импортера безопасного обращения, В свою очередь, они обязаны принимать меры по снижению произ­водства отходов на своей территории. Установлены также требования по упаковке и маркировке перевозимых отходов и обязанность устано­вить в своем внутреннем законодательстве юридическую ответствен­ность за незаконный ввоз и вывоз опасных отходов.

Объединенная Конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами принята в Вене в 1997 г. Она регулирует вопросы обеспечения безопасности граждан, общества в целом и окружающей среды от радиологических рисков при обращении с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, образовавшимися в процессе гражданской деятельности. Для этого Конвенция возлагает обязанности на стран-участников обеспечить безопасность размещения установок для обращения с отработавшим топливом и радиоактивными отходами, проведение оценки воздействия на окружающую среду, предоставление общественности информации о безопасности, прове­дение консультаций с соседними государствами. При трансграничном перемещении этих веществ необходимо предварительное уведомление и согласие государства назначения. При этом согласие действует толь­ко в случае, если такое государство предоставит информацию о на­личии административных и технических возможностей обеспечения безопасности обращения. Ратифицирована Россией в 2005 г.

В ответ на осознание мировым сообществом, опасных последствий для здоровья людей и окружающей среды использования пестицидов и опасных химических веществ в 1998 г. была принята Роттердамская конвенция о процедуре предварительного информированного согласия на международную торговлю некоторыми опасными веществами и пестицидами. Конвенция вступила в силу в 2004 г. Россия присоединилась к Конвенции в 2011 г. Конвенция предусматривает ведение перечня химических веществ, подпадающих под процедуру предварительного обоснованного согласия на импорт, на основании которого страной-импортером принимается решение о разрешении или запрете на импорт.

Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях 2001 г. ратифицирована Россией в 2011 г. Конвенция направлена на обеспечение охраны окружающей среды и здоровья человека от воздействия ряда химических веществ, обладающих свойствами накапливаться в окружающей среде, тканях живых организмов и име­ющих широкое географическое распространение. Перечень регули­руемых химических веществ приведен в приложениях к Конвенции. Конвенция предписывает, чтобы государства-участники принимали меры по запрету и снижению производства наиболее опасных веществ, перечисленных в приложении А, а также ограничили производство веществ, включенных в приложение В. Экспортно-импортные опе­рации должны осуществляться при условии уведомления государств и гарантий, что государства обеспечат их экологически безопасное использование и размещение отходов, содержащих такие вещества. Страна-экспортер обязуется маркировать партии экспортируемых хи­мических веществ, а страна импортер обязана принять меры по охране здоровья и окружающей среды от утечек и других воздействий.

В 1991 г. под эгидой ЕЭК ООН в Эспу (Финляндия) была принята Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, которая вступила в силу в 1997 г. В соответствии с Конвенцией Стороны обязаны выявлять на своей территории источники опасных трансграничных воздействий и ве­сти их учет, а также уведомлять страны потенциального воздействия о проектах, способных оказать такое воздействие. Получив уведомле­ния, государства потенциального воздействия могут заявить о своей заинтересованности участвовать в процедуре оценки воздействия на окружающую среду.

Меры и процедуры сотрудничества в области промышленной безопасности закреплены в Конвенции 1992 г. о трансграничном воздействии промышленных аварий. Россия участвует в Конвенции с 1993 г. Сферой регулирования Конвенции является деятельность по использованию опасных веществ, перечисленных в приложении, исключая радиоактивные вещества и военные объекты. Конвенция предусматривает обязанность Сторон вести учет опасных видов дея­тельности, уведомлять о них заинтересованные государства, в также принимать меры на своей территории по обеспечению их безопасной эксплуатации. Государства обязаны установить порядок планирова­ния в условиях чрезвычайных ситуаций, включая обеспечение готов­ности объектов к ликвидации последствий аварий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...