Глава 2. Работа рук водителя при управлении автомобилем
Глава 2. РАБОТА РУК ВОДИТЕЛЯ ПРИ УПРАВЛЕНИИ АВТОМОБИЛЕМ Некоторые действия водителя можно сравнить с работой промышленного робота. В процессе управления автомобилем водитель постоянно использует определенный набор стандартных действий, причем каждое из этих действий выполняется чисто автоматически. А что касается сознания водителя, то оно занято контролем непрерывно меняющейся дорожной обстановки и планированием тактики проезда того или иного участка дороги. Поэтому " бывалому" водителю очень редко приходится задумываться о технике работы своих собственных ног и рук, он просто не имеет права уделять им внимание. К вам это тоже придет, но дабы в будущем ваши автоматические действия были конкретны и правильны, сначала необходимо заложить правильную их основу. У любого человека есть свои вредные и полезные привычки, но ведь когда-то их не было?! Поэтому сегодня мы с вами начнем формировать ваши полезные привычки при работе руками и ногами, а чуть позже и головой. Для этого вам придется потратить некоторое время на тренировку. В данной главе мы ограничимся рассмотрением работы рук с рулевым колесом и рычагом переключения передач. При этом двигатель вашего автомобиля можно (и нужно) не запускать. С ногами чуть сложнее. Во время тренировки ног, как правой, так и левой, двигатель автомобиля должен работать. Поскольку запускать двигатель мы с вами будем только в третьей главе этого раздела, то с работой ног разберемся там же. А пока займемся руками. Работа рулем Насчет постоянного " места жительства" кистей ваших рук на рулевом колесе, мы вроде бы договорились (см. рис. 2 и 3). Но ведь руль-то иногда надо крутить! А как? Вот с этим сейчас и разберемся.
Если сегодня за окном зимняя стужа, то вам крупно повезло. Исходя из того, что придется основательно поработать руками, следует обеспечить полную свободу передним колесам своего автомобиля. А что может быть лучше скользкого льда! Поэтому попросите своего помощника перегнать машину в какое-нибудь тихое местечко, где сердобольный дворник еще не посыпал песком с солью блестящее зеркало замерзшей лужи. А если на дворе... июль?! Тогда советую приобрести диски " Здоровье" или " Грация". Угадали, это те самые диски, с помощью которых наши милые дамы совершенствуют свою фигуру, вращаясь на них " туда-сюда". Поверьте, эти диски спокойно выдерживают не только представительниц " слабого пола", но и значительно большую нагрузку. Поэтому, если вы подложите по одному диску под каждое из передних колес, то тем самым обеспечите себе очень легкое вращение рулевого колеса. Попросите своего помощника наехать передними колесами на эти диски, поставить машину на " ручник" (стояночный тормоз) и заглушить двигатель. Затем усаживайтесь на водительское сиденье и приступайте к тренировкам. Руление без отрыва кистей рук Это совсем несложно. Надо соблюсти только одно условие – " приклеить" кисти своих рук к рулю в штатном положении (см. рис. 2) и не перемещать их относительно обода рулевого колеса (рис. 10). Рис. 10. Руление без отрыва рук от руля: а) исходное положение; б) поворот налево; в) поворот направо " А как же я поверну во двор под углом 90°? Ведь я туда не попаду?! " Согласен, не попадете. Руление без отрыва кистей рук от рулевого колеса – это обычный способ руления: • при корректировке прямолинейного движения автомобиля, • при отъезде от тротуара, • перед остановкой, • при перестроении в соседнюю полосу, • при плавном объезде препятствия.
Иными словами, этот способ руления применяется тогда, когда необходимо незначительно изменить направление движения машины, с последующим ее возвратом в положение прямолинейного движения. Если кисти рук остаются в своем " доме" на ободе рулевого колеса, то вы всегда имеете возможность моментально поставить руль прямо! Тренировка заключается лишь в осознанном контроле своих рук. После поворота руля направо или налево на угол 80–90°, вашим рукам захочется поменять позицию на ободе руля, но вы должны не позволить им этого сделать. Почувствуйте и запомните ощущения в руках, возникающие при их " укрощении", они нам сейчас понадобятся. Руление перехватом Когда водитель " со стажем" хочет сделать поворот, он не очень-то задумывается о том, что будут делать его руки. Ну а нам с вами придется тщательно к этому подготовиться. Беритесь за руль и начнем поворачивать его налево. Почему налево, а не направо? Потому что большинство людей " правши" и рабочая рука у них – правая. А при повороте налево основную работу выполняет именно правая рука (рис. 11). Рис. 11. Зоны работы рук при повороте руля: а) правой рукой; б) левой рукой; в) запретная зона Кстати, " левшам" советую привыкать к работе правой рукой, так как в машинах с левосторонним расположением руля все органы управления автомобилем рассчитаны на " правшей". Итак, две руки начинают плавно поворачивать руль налево (рис. 12). Однако после поворота руля на угол 80–90° (поз. 2), локоть левой руки начинает испытывать чувство дискомфорта и вот-вот упрется в ваше туловище. Это означает, что дальше левая рука работать не может. Поэтому ее надо просто убрать с руля! Но одновременно с этим (поз. 3–4): • правая рука – без остановки продолжает поворачивать руль, • левая рука – перемещается на руль чуть выше правой руки (и позже берет инициативу на себя).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|