Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ результатов. 5. Исследование понимания литературных текстов. - Выявить понимание скрытого смысла текста. 6. Восприятие и понимание серии картин, связанных единым сюжетом.




Анализ результатов

 

Дети с нормой интеллекта Дети с задержкой психического развития Дети с умственной отсталостью
Имеют достаточно высокий уровень сформированности аналитико-синтетической деятельности.  Дети легко и быстро справляются с заданием. Испытывают трудности при проведении операции синтеза.  Испытывают значительные сложности при проведении первых заданий, но после дополнительных объяснений справляются с заданием.  Дети хотя и с трудом, но усваивают общий принцип. Пользуются им в части вариантов осмысленно. Это задание не понимают.  Большая по объему помощь остается неэффективной.

 

5. Исследование понимания литературных текстов.

Цель:

- Выявить понимание скрытого смысла текста.

- Выявить умение воспроизвести текст в логической последовательности.

- Оценить умение делать выводы и умозаключения.

- Оценка умения использовать помощь.

- Оценка состояния речи.

Диагностический материал:

В качестве диагностического материала используются:

Для детей 15 лет - рассказ “ Голодный человек” (Приложение №16).

Для детей  16 лет – рассказ " Страшные хулиганы" (Приложение №16).

Для детей 17-18 лет – рассказ " Ноша" (Приложение №16).

Процедура исследования:

1 вариант – Исследователь сам прочитывает текст ребенку.

2 вариант – Ребенок сам прочитывает текст рассказа.

 

Анализ результатов

 

Дети с нормой интеллекта Дети с задержкой психического развития Дети с умственной отсталостью
Чаще справляются самостоятельно, лишь иногда возникает необходимость в помощи в форме наводящих вопросов. Они проводят анализ содержания рассказов, делают выводы, эмоционально реагируют на содержание. Нуждаются в помощи, которая оказывается в форме наводящих вопросов, повторного чтения, интонационного выделения значительных слов, понятий, разъяснений, актуализации прошлого опыта.  Эмоции не имеют яркого проявления.  Дети скорее напряжены и легко теряются. Не понимают смысла рассказов. Оказываемая им помощь оказывается не эффективной.

 

6. Восприятие и понимание серии картин, связанных единым сюжетом.

Цель:

- Выявить умение устанавливать причинно – следственные связи, отношения.

- Оценка умения делать обобщения.

- Оценка уровня речевого развития ребенка.

- Оценка умения давать характеристики воспринимаемой ситуации.

- Оценка внимания, восприятия.

Диагностический материал:

Детям 15 лет – предлагается серию: «Страшный зверь» (Приложение №20).

детям 16 лет – предлагается серия: «Кукла» (Приложение №20).

детям 17-18 лет – предлагается серия: «Наводнение» (Приложение №20).

Процедура обследования:

Перед ребенком кладут несколько картинок, связанных единым сюжетом. Ему предлагают внимательно рассмотреть их, догадаться, о чем они рассказывают.

Затем предлагают разложить картинки в определенной последовательности с учетом смысловой связи и составить по ним связный рассказ.

 

Анализ результатов

 

Дети с нормой интеллекта Дети с задержкой психического развития Дети с умственной отсталостью
Выполняют задание без труда.  Легко устанавливают причинно-следственные отношения.  Составляют рассказ с учетом сюжета.  Делают выводы.  Легко пользуются речью, лишь изредка нуждаются в уточняющих вопросах. Испытывают трудности на всем протяжении работы, им нужна помощь при установлении причинно-следственных отношений и в еще большей степени при составлении рассказа.  С заданием справляются с помощью взрослого. Раскладывают картинки без учета логических связей. Осмысливают их конкретно или фрагментарно, помощь не эффективна.

 

7. Оценка умения выделять существенные признаки предметов при проведении сравнений.

Цель:

- Выявить запас и точность представлений.

- Оценить способность к обобщению на основе существенных признаков.

- Оценить умение проводить сравнение с опорой на существенные признаки.

- Исследование устойчивости, внимания и способности к целенаправленной деятельности.

- Оценка способности к отвлеченному мышлению.

Процедура исследования:

Детям дается задание: «Послушай и скажи, в чем сходство и различие названных мною двух предметов, явлений».

Образцы заданий для сравнения: озеро и река; валенки и тапочки; снег и вата, дождь и град и др.

 

Анализ результатов:

 

Дети с N интеллекта Дети с ЗПР Дети с УО
Без труда справляются с заданием, понимают, что от них требуется. Проводят сравнения по существенным признакам, проявляя при этом эмоциональное оживление. Не сразу понимают смысл задания.  После предварительного объяснения принципа действия проводят сравнения по существенным и второстепенным признакам. Но при оказании помощи в форме наводящих вопросов чаще дают правильный ответ. Сравнение не проводят, задания не осмысливают.

 

 

8. Понимание скрытого смысла поговорок и пословиц, метафор.

Цель:

- Выявить способность ребенка к пониманию скрытого смысла иносказаний, поговорок, пословиц с использованием жизненного опыта, кругозора.

- Оценка образного мышления, представлений.

- Оценка абстрактного мышления.

- Оценка качества речи, умения выражать мысли.

- Оценить умение вербального выражения умозаключений.

- Выявление возможности применения их в жизни.

Процедура обследования:

Ребенку предлагается объяснить смысл метафор.

 Например: свинцовые тучи, ядовитый человек, каменное сердце, ежовые рукавицы (Приложение №24).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...