Содержание диагностического материала, используемого на ГПМПК при обследовании детей с 15 до 18 лет
Содержание диагностического материала, используемого на ГПМПК при обследовании детей с 15 до 18 лет (по этапам обследования). 1. Исследование общей осведомленности. Цель: - Определить запас знаний и представлений об окружающей действительности. - Сделать вывод о соответствии его возрастной норме и полученному образованию. Используемые диагностические приемы: Ряд вопросов, способных выявить качество речи, запас знаний и представлений, направленность познавательных интересов, умение использовать имеющийся запас сведений и представлений и передать его в форме связной речи. Процедура проведения. Ребенку предлагается: - обобщить группу предметов или явлений, например – тучи, молния, гром, дождь – дождливая погода. - объяснить существенные отличия времен года, назвать месяцы года. - назвать континенты Земного шара, океаны, несколько стран или городов, реки. - объяснить различие между страной и континентом, городом и деревней и др Анализ результатов
2. Исследование понимания картин со скрытым смыслом. Цель: - Оценка качества восприятия. - Оценка способности воспринимать сюжет в целом. - Оценка способности определять эмоциональное состояние героев, их мысли, чувства. - Оценка способности устанавливать причинно – следственные отношения, лежащие в основе ситуации. Дидактический материал: Просят раскрыть смысл изображенного: Для детей 15 лет – предъявляются картинки «Лев и собачка» (Приложение №4). Для детей 16 лет – предъявляются картинки «Футболист», «Девочка и собака» (Приложение №4). Для детей 17-18 лет – предъявляются картинки «Неравный брак» (Приложение №4) Процедура обследования: Ребенку предъявляются сюжетные картины, с просьбой внимательно рассмотреть их и сказать, что на них произошло. Задается серия последовательных вопросов. Предлагается дать оценку героям и их действиям.
Анализ результатов
3. Исследование способности проводить исключения предметов и понятий, не подходящих к остальным в группе по существенным признакам. Цель: - Оценка умения выделять в предметах, понятиях их существенные признаки и обобщать их на этой основе, объединяя в группу, проводить анализ и синтез.
- Оценка категориального мышления. - Способность речевого обобщения предметов на основе выделенных признаков. - Оценка словесно – логического мышления. Процедура исследования: Перед ребенком кладут таблицу, в каждой строке которой 5 слов (Приложение №12). Дается инструкция: найти 4 слова, которые можно объединить между собой. Оставленное слово, не обладающее тем же признаком, является лишним. Ребенок должен назвать лишнее слово и объяснить, почему оно не подходит ко всем остальным. Остальная часть таблицы должна быть закрыта листами бумаги. Так строка за строкой подвергается логическому анализу.
Анализ результатов
4. Исследование способности устанавливать закономерности. Цель: - Выявление способности к аналитико-синтетической деятельности. - Оценка способности находить существенные признаки и мысленно синтезировать их по принципу аналогии. - Оценка умения устанавливать закономерности. - Оценка обучаемости. Процедура проведения: Перед ребенком кладут таблицу, в каждой строке которой (в левой части листа) дан образец, по которому проводится сравнение и устанавливаются определенные закономерности. В левой половине находятся слова (одно над чертой и 5 под чертой), которые должны быть проанализированы на основе существенных признаков, заложенных в образце, и подобраны по аналогии с образцом.
Например: Река Лес__________________ Рыба ягоды, деревья, грибы, звери, охотники
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|