Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Содержание диагностического материала, используемого на ГПМПК при обследовании детей с 15 до 18 лет




Содержание диагностического материала, используемого на ГПМПК при обследовании детей с 15 до 18 лет

(по этапам обследования).

1. Исследование общей осведомленности.

Цель:

- Определить запас знаний и представлений об окружающей действительности.

- Сделать вывод о соответствии его возрастной норме и полученному образованию.

Используемые диагностические приемы:  

Ряд вопросов, способных выявить качество речи, запас знаний и представлений, направленность познавательных интересов, умение использовать имеющийся запас сведений и представлений и передать его в форме связной речи.

Процедура проведения.

Ребенку предлагается:

- обобщить группу предметов или явлений, например – тучи, молния, гром, дождь – дождливая погода.

 - объяснить существенные отличия времен года, назвать месяцы года.

 - назвать континенты Земного шара, океаны, несколько стран или городов, реки.

- объяснить различие между страной и континентом, городом и деревней и др  

  Анализ результатов

 

Дети с нормой интеллекта Дети с задержкой психического развития Дети с умственной отсталостью
Достаточно свободно оперируют имеющимися знаниями. Отвечают на поставленные вопросы, обнаруживая определенный эмоциональный подъем от осознания собственного интеллекта. Обнаруживают значительные проблемы при ответах на вопросы в связи с недостаточной осведомленностью и несоответствием школьных знаний полученному образованию.  Легко принимают помощь в форме наводящих вопросов, напоминаний, объяснений.  Делают перенос полученных представлений и навыков. Обнаруживают полную несостоятельность в работе.  Не понимают, что от них требуется. Помощи не принимают, уклоняются от работы.

 

2. Исследование понимания картин со скрытым смыслом.

  Цель:

- Оценка качества восприятия.

- Оценка способности воспринимать сюжет в целом.

- Оценка способности определять эмоциональное состояние героев, их мысли, чувства.

- Оценка способности устанавливать причинно – следственные отношения, лежащие в основе ситуации.

Дидактический материал:

Просят раскрыть смысл изображенного:

Для детей 15 лет – предъявляются картинки «Лев и собачка» (Приложение №4).

Для детей 16 лет – предъявляются картинки «Футболист», «Девочка и собака» (Приложение №4).

Для детей 17-18 лет – предъявляются картинки «Неравный брак» (Приложение №4)

Процедура обследования:

Ребенку предъявляются сюжетные картины, с просьбой внимательно рассмотреть их и сказать, что на них произошло. Задается серия последовательных вопросов.

 Предлагается дать оценку героям и их действиям.

 

 

Анализ результатов

 

Дети с нормой интеллекта Дети с задержкой психического развития Дети с умственной отсталостью
Лишь иногда требуют помощь в форме стимуляции внимания или наводящих вопросов.  Чаще всего они самостоятельно справляются с заданием. Нуждаются в организующей помощи в форме наводящих вопросов или дополнительных объяснений.  Помощь принимают, с заданием в целом справляются. Испытывают небольшие трудности при определении эмоциональных состояний героев. С заданием практически не справляются. Осмысливают картинку конкретно.  Помощь не принимают.

 

3. Исследование способности проводить исключения предметов и понятий, не подходящих к остальным в группе по существенным признакам.

Цель:

- Оценка умения выделять в предметах, понятиях их существенные признаки и обобщать их на этой основе, объединяя в группу, проводить анализ и синтез.

- Оценка категориального мышления.

- Способность речевого обобщения предметов на основе выделенных признаков.

- Оценка словесно – логического мышления.

Процедура исследования:

Перед ребенком кладут таблицу, в каждой строке которой 5 слов (Приложение №12).

 Дается инструкция: найти 4 слова, которые можно объединить между собой. Оставленное слово, не обладающее тем же признаком, является лишним. Ребенок должен назвать лишнее слово и объяснить, почему оно не подходит ко всем остальным.

 Остальная часть таблицы должна быть закрыта листами бумаги.

 Так строка за строкой подвергается логическому анализу.

 

Анализ результатов

 

Дети с нормой интеллекта Дети с задержкой психического развития Дети с умственной отсталостью
Чаще всего не нуждаются в дополнительной помощи, легко находят «лишнее» слово и объясняют, почему оно лишнее, объединяя 4 слова общим понятием. Нуждаются в предварительном объяснении принципа действия. Необходима значительная помощь при выполнении исключений.  Затрудняются в обобщении. Часто затрудняются объяснить, почему названное ими слово лишнее.  Словесно – логическое мышление развито слабо. Большая по объему помощь с подробными инструкциями не эффективна. Задания непосильны.

4. Исследование способности устанавливать закономерности.

Цель:

- Выявление способности к аналитико-синтетической деятельности.

- Оценка способности находить существенные признаки и мысленно синтезировать их по принципу аналогии.

- Оценка умения устанавливать закономерности.

- Оценка обучаемости.

Процедура проведения:

Перед ребенком кладут таблицу, в каждой строке которой (в левой части листа) дан образец, по которому проводится сравнение и устанавливаются определенные закономерности.

В левой половине находятся слова (одно над чертой и 5 под чертой), которые должны быть проанализированы на основе существенных признаков, заложенных в образце, и подобраны по аналогии с образцом.

 

Например: Река                                     Лес__________________

                  Рыба       ягоды, деревья, грибы, звери, охотники

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...