Анализ результатов. - Выявить запас и точность представлений. . - Оценить способность к обобщению на основе существенных признаков
Анализ результатов
Дети с нормой интеллекта
| Дети с задержкой психического развития
| Дети с умственной отсталостью
|
Выполняют задание без труда.
Легко устанавливают причинно-следственные отношения.
Составляют рассказ с учетом сюжета.
Делают выводы.
Легко пользуются речью, лишь изредка нуждаются в уточняющих вопросах.
| Испытывают трудности на всем протяжении работы, им нужна помощь при установлении причинно-следственных отношений и в еще большей степени при составлении рассказа.
С заданием справляются с помощью взрослого.
| Раскладывают картинки без учета логических связей. Осмысливают их конкретно или фрагментарно, помощь не эффективна.
|
- Оценка умения выделять существенные признаки предметов при проведении сравнений.
Цель:
- Выявить запас и точность представлений.
- Оценить способность к обобщению на основе существенных признаков.
- Оценить умение проводить сравнение с опорой на существенные признаки.
- Исследование устойчивости, внимания и способности к целенаправленной деятельности.
- Оценка способности к отвлеченному мышлению.
Процедура исследования:
Детям дается задание: «Послушай и скажи, в чем сходство и различие названных мною двух предметов, явлений».
Образцы заданий для сравнения: волк и собака; кошка и белка; валенки и тапочки и др.
Анализ результатов:
Дети с N интеллекта
| Дети с ЗПР
| Дети с УО
|
Без труда справляются с заданием, понимают, что от них требуется. Проводят сравнения по существенным признакам, проявляя при этом эмоциональное оживление.
| Не сразу понимают смысл задания.
После предварительного объяснения принципа действия проводят сравнения по существенным и второстепенным признакам.
Но при оказании помощи в форме наводящих вопросов чаще дают правильный ответ.
| Сравнение не проводят, задания не осмысливают.
|
- Понимание скрытого смысла поговорок и пословиц, метафор.
Цель:
- Оценка абстрактного мышления у детей с 12 лет.
- Выявить способность ребенка к пониманию скрытого смысла иносказаний, поговорок, пословиц с использованием жизненного опыта, кругозора.
- Оценка образного мышления, представлений.
- Оценка качества речи, умения выражать мысли.
- Оценить умение вербального выражения умозаключений.
- Выявление возможности применения их в жизни.
Процедура обследования:
Ребенку предлагается объяснить смысл метафор.
Например: старый друг, светлая голова, золотое сердце, ядовитый человек, каменное сердце, ежовые рукавицы (Приложение № 24).
Анализ результатов
Дети с нормой интеллекта
| Дети с задержкой психического развития
| Дети с умственной отсталостью
|
Лишь изредка затрудняются при объяснении некоторых иносказаний.
Чаще объясняют их легко и с хорошим эмоциональным подъемом.
Легко выражают свои мысли.
| Чаще проводят работу с помощью.
Метафоры в контексте понимают легче.
. Иногда им представляется выбор правильного ответа из двух – трех вариантов.
Без помощи объясняют знакомые метафоры или легкие варианты заданий (золотые руки, золотая голова, старый друг).
| Понимают метафоры дословно или просто не понимают задания.
|
Процедура обследования:
Ребенку предлагается объяснить смысл пословиц и поговорок (Приложение № 24).
Примеры поговорок:
- «Как аукнется, так и откликнется».
- «Шило в мешке не утаишь».
- «Куй железо пока горячо».
- «Семь раз отмерь, один отрежь».
Примеры пословиц:
- «Не рой яму другому, сам в нее попадешь».
- «Не руби сук, на котором сидишь».
- «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться».
Анализ результатов
Дети с нормой интеллекта
| Дети с задержкой психического развития
| Дети с умственной отсталостью
|
Легко справляются с объяснением скрытого смысла пословиц и поговорок.
Четко выражают свои мысли и объясняют случаи применения их в жизни.
Работу проводят быстро на эмоциональном подъеме.
| Справляются с заданием с помощью взрослого и при использовании их жизненного опыта, примеров из жизни. Выбирают чаще правильное объяснение из 2х – предложенных вариантов. Часто имеется внутреннее понимание пословиц и поговорок, но при невозможности выразить их смысл словами.
| Понимают пословицы и поговорки неправильно, часто дают нелепые ответы и оказываемая им помощь оказывается неэффективной.
|
- Исследование школьных знаний.
Цель:
- Проверка уровня обученности по школьным предметам в соответствии с программой.
Материал:
Текст для чтения, задачи, примеры, правила соответствующие школьной программе (Приложение № 25, 26).
Процедура проведения:
Ребенку предъявляют карточку и просят выполнить находящиеся в ней задания.
Анализ результатов
Дети с нормой интеллекта
| Дети с задержкой психического развития
| Дети с умственной отсталостью
|
Выполняют задание самостоятельно или по наводящим вопросам.
| Испытывают желание понять смысл задания, проявляют большую заинтересованность. Необходима организующая помощь.
Способны осуществлять перенос показанного способа действия на аналогичное задание.
| Выполняют совместно, частично.
Помощь использовать не могут.
Перенос на аналогичные задания не осуществляют.
Задания часто выполняют формально.
Мотивация слабая.
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: