Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6.Понимание содержания литературных текстов.




6. Понимание содержания литературных текстов.

Цель:

- Исследование способности понимания скрытого смысла текста;

- Исследование умения воспроизведения прочитанного рассказа в логической      

последовательности;

- Исследование умения делать выводы, устанавливать причинно - следственные связи;

- Исследование общей осведомленности;

- Исследование представлений.

  Диагностический материал:

В качестве диагностического материала используются:

Для детей 7 лет - рассказ “ Сережа заболел” (Приложение №14).

Для детей  8 лет – рассказ " Волк и коза " (Приложение №14).

Для детей  9 лет – рассказ " Монета" (Приложение №14).

Для детей  10 лет – рассказ “Луна в реке” (Приложение №14).

Процедура диагностического исследования:

Ребенка просят внимательно прослушать рассказ и пересказать его.

Просят объяснить, в чем смысл действий героев и последствия их действий.

Попытаться объяснить поучительную сторону рассказа (чему учит? ).

   

Оценка результатов

 

Дети с нормой интеллекта Дети с задержкой психического развития Дети с умственной отсталостью
Легко пересказывают рассказ и объясняют смысл описываемой ситуации. Легко устанавливают причинно-следственные отношения.  Объясняют, чему учит рассказ.  Адекватно характеризуют действующих героев, отстаивают выводы. Пересказывают по наводящим вопросам. Требуется разъяснительная помощь при выяснении скрытого смысла рассказа. Их суждения поверхностны, не всегда логичны и требуют коррекции. В лучшем случае при наводящих вопросах и совместном разборе понимают незначительную несущественную часть рассказа. Смысл же понять не могут и оказываемая им помощь неэффективна.

 

7. Составление рассказа по серии картинок, объединенных единым сюжетом.

Цель:  

- Исследование способности устанавливать причинно-следственные отношения;

- Исследование способности устанавливать пространственно-временные отношения;

- Исследование способности составлять связный рассказ по серии картинок.

Диагностический материал:

Набор из последовательных изображений, объединенных одним сюжетом: -

 Для детей 7 лет - серии сюжетных картин: «Обед», «По ягоды» (Приложение №18).

 Для детей 8 лет - серии сюжетных картин: «Злая собака» (Приложение №18).

 Для детей 9 лет – серии сюжетных картин «Щенки», «Курица и ворона» (Приложение №18).

 Для детей 10 лет – серии сюжетных картин «На заставе», «Лиса и козел» (Приложение №18).

Процедура проведения:

 Ребенку предлагается набор картинок, объединенных единым сюжетом.

Затем ему предлагается рассмотреть всю серию картин, догадаться о чем они рассказывают и разложить в логический ряд, отражающий сюжет рассказа.

 После чего ребенку предлагается составить по разложенной серии картин связный рассказ.

 

  Оценка результатов

 

Дети с нормой интеллекта Дети с задержкой психического развития Дети с умственной отсталостью
Легко справляются с заданием, лишь иногда нуждаются при составлении рассказа в помощи в виде уточняющих вопросов. Выполняют задание с организующей помощью (совместное начало, наводящие вопросы, сообщение дополнительной информации, активизация внимания и пр. )  Оказанную помощь используют при выполнении аналогичных заданий.   Выкладывают картинки без учета логических связей. Интереса к работе не испытывают, описывают конкретно по каждой картинке, допускают фантазирование, нелепости при их описании.  Помощь не принимают.

 

8. Исследование способности проводить сравнения предметов или понятий по существенным признакам.

Цель:

- Исследование умения выделять существенные признаки предметов и понятий;

- Исследование умения объединять предметы и понятия в группы по существенному признаку;

- Исследование умения проводить сравнения с опорой на существенные признаки по линии сходства и различия;

- Оценка сформированности способности к проведению операции сравнения.

 Процедура исследования:

Ребенку предлагается сравнить.

Предлагается вопрос: “ Скажи, чем похожи и чем отличаются? »

Например: мяч и арбуз, собака и волк, птица и самолет, вода и молоко, дождь и град, печь и солнце, курица и ворона, девочка и кукла, кошка и белка, озеро и река, остров и полуостров и др.

 

  Оценка результатов:

 

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития Дети с умственной отсталостью
  Легко и быстро усваивают условия задания, проводят операции синтеза, установив необходимые закономерности. Некоторым детям в начале работы необходима обучающая помощь на ряде примеров, после чего они справляются с заданием самостоятельно. Нуждаются в обучающей помощи на примерах и в последующей работе им нужна организующая помощь в виде наводящих вопросов, дополнительной информации и пр.  Без помощи они чаще проводят сравнения с опорой на второстепенные признаки. Задание не осмысливают, сравнения проводят по случайным и второстепенным признакам или не проводят вообще. Все виды помощи ими не принимаются.
       

 

  1. Исследование школьных знаний.

  Цель:

- Проверка уровня обученности по школьным предметам в соответствии с программой.

Материал:

  Текст для чтения, задачи, примеры, правила соответствующие школьной программе (Приложения №25, 26).

Процедура проведения:

Ребенку предъявляют карточку и просят выполнить находящиеся в ней задания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...