Базовое понятие: «человек общественный» 2 глава
Вспомним его формулу: «Сказать, что не существует ничего праведливого или несправедливого вне предписаний или запретов объективных законов, все равно, что сказать, будто до того, как был нарисован круг, его радиусы не были равны между собой». Он утверждает, что одной из причин плохого функционирования общества является человеческий разум, который позволяет людям принимать решения и создавать законы, противоречащие природе вещей. Разве не очевидно в свете сказанного, что система, которая не уважает человеческую природу и законы морали, оказывает пагубное влияние на качество устанавливающихся в ней отношений? В свою очередь, Сен-Симон (1760—1825) и Огюст Конт {1798 — 1857) полагали, что никакое общество не в состоянии жить и развиваться, если его члены не имеют общей системы ценностей и верований. Как они утверждали, общие верования были разрушены критической и научной мыслью. В нашем обществе недостает моральных основ. Нужно заново устанавливать социальное согласие, основанное на совокупности общих верований. Не очевидно ли и то, что общие верования, разделяемая всеми вера в одну и ту же цель способствуют установлению хороших взаимоотношений? Сама Библия учит нас, что всякое царство, разделенное изнутри, неминуемо погибнет. Алексис де Токвиль (1805—1859), в свою очередь, полагал, что главной переменной является эгалитаристская тенденция, которая проявляется и усиливается во всех демократических обществах. Этот посыл приводит его к рассмотрению идеальной структуры демократического общества в терминах распределения доходов. Опять-таки совершенно очевидно, что распределение доходов между членами коллектива оказывает влияние на взаимоотношения, которые устанавливаются между ними, в рамках гармоничной концепции соучастия.
Паблик рилейшнз, или стратегия доверия И наконец, напомним экономическую интерпретацию истории Карла Маркса (1818—1883), его «исторический материализм», согласно которому каждое общество определяется главенствующим состоянием «производственных отношений», иными словами, связями, которые управляют отношениями между трудом и капиталом. Согласно Марксу, производственные отношения образуют базис, на котором развиваются все остальные социальные явления. «В современных обществах производственные отношения являются антагонистическими, — пишет он, — поэтому они вызывают перманентное напряжение, входя в конфликт с производительными силами, и тем самым неизбежно приводят к классовой борьбе». Таким образом, теория Маркса со всей очевидностью демонстрирует, что состояние производственных отношений оказывает серьезное влияние на взаимоотношения, которые устанавливаются между ними и производительными силами. И наконец, обратимся к современным социологам, которые полагают, что главная переменная, характеризующая наши индустриальные общества (как капиталистические, так и социалистические), — это увеличение объемов производства и подход к распределению результатов производственной деятельности. Следует признать, что распределение плодов производства, безусловно, решающим образом влияет на взаимоотношения. Целью этого краткого обзора не является обсуждение упомянутых теорий или же переменных, поставленных во главу угла в каждой из них. Нашей целью было показать, что все социологи, даже стоящие на столь далеких одна от другой теоретических позициях, как, скажем, Конт и Маркс, используя в ходе глобальных исследований совершенно различные диалектические подходы, все равно вычленяют один или несколько факторов, или переменных, непосредственно связанных с идеей «(взаимо)отношений». Поэтому кажется разумным допустить, что «(взаимо)отношения» опре-
—--------------------------- ГЛАВА 2. Социологическая теория, основанная на переменной под названием «(взаимо)отношения» деляют характеристики группы и дают ключ к видоизменению ее динамики. Впрочем, для описания различных типов общества Маркс использует именно ту формулировку, которая определяет природу и нимоотношений, устанавливающихся между производительными силами и производственными отношениями, утверждая, что античное общество характеризуется рабством, феодальное — крепостничеством, а современное — наемным трудом. Тот же подход справедлив и для общества, которое в настоящее время находится в процессе становления, для общества будущего, которое Ф. Блок-Ленэ (F. Bloch-Laine) охарактеризовал С помощью англо-французского слова «partnership». Оно также будет определяться отношениями, которые установятся между производительными силами и производственными отношениями и станут партнерскими. Именно это мы описали выше как стремление всех членов группы координировать свои усилия для достижения (в наилучших условиях) определенной цели. Весьма симптоматичным следует признать значение, которое Ф. Блок-Ленэ придает взаимоотношениям, рассматриваемым им в качестве ключа к видоизменению существующей системы. Он утверждает, что исследования с целью возможной модификации предприятия должны быть сфокусированы на трех типах взаимо-отношений, а именно на взаимоотношениях между: • собственностью и властью; • руководителями и руководимыми; • компанией и коллективом. Эти три типа взаимоотношений помещают нас в самое сердце проблем, связанных с паблик рилейшнз, хотя, конечно, все зави- сит от того направления, которое планируется придать этим трем проблемам. Таким образом, признав, что все социологические теории воспринимают «(взаимо)отношения» в качестве средства и меры
Паблик рилейшнз, или стратегия доверия сплочения группы, подлинные профессионалы паблик рилейшнз полагают, что: 1) изучение любой группы должно начинаться с анализа вза
2) не отрицая тот факт, что некоторые структуры не слишком 3) количественное и качественное улучшение взаимоотноше Того же мнения придерживаются и представители мира труда, о чем свидетельствуют рекомендации, принятые 28 июня 1967 г. Международной организацией труда (МОТ) в ходе 51-й сессии этой организации в Женеве. В преамбуле документа прямо указано: «Работодатели и их организации так же, как трудящиеся и их организации, должны, исходя из общих интересов, признать важность установления на предприятиях обстановки взаимопонимания и взаимного доверия, благоприятной как для эффективной работы предприятия, так и для реализации устремлений трудящихся. Созданию такой обстановки должны способствовать быстрое распространение и оперативный обмен возможно более полной и объективной информацией, относящейся к различным аспектам жизни предприятия и к социальным условиям трудящихся». ---------------------------- ГЛАВА 2. Социологическая теория, основанная на переменной под названием «(взаимо)отношения» Для достижения этих целей паблик рилейшнз располагают определенным набором аналитических инструментов (в частности, психологией, социопсихологией, социометрией), которые помогают им отслеживать индивидуальное поведение, межличностные реакции членов группы и предвидеть их последствия для поведения индивидуумов и сплоченности группы. Те же самые инструменты позволяют анализировать работу коммуникационных каналов и циркуляцию информации и предусматривать возможные усовершенствования этих процессов.
И наконец, помимо использования аналитических инструментов, профессионалы в области паблик рилейшнз полагают, что сам факт выдвижения на первые роли фактора «(взаимоотношений» среди всех остальных, которые необходимо учитывать при принятии решений, представляет собой если не научный, то по меньшей мере фундаментальный подход ко всем проблемам в рамках их дисциплины. Так мы пришли к кардинальному вопросу: «Каким будет влияние той или иной акции или того или иного решения на качество взаимоотношений внутри группы или между группой и ее различными аудиториями?». Таковы некоторые из социологических теорий, определяющих паблик рилейшнз, которые позволяют рассматривать их в качестве общественной дисциплины, применимой к изучению групп и к управлению группами, в том числе к руководству компанией. Эти соображения диктуют постановку важнейшей задачи подготовки квалифицированных специалистов по новой дисциплине и университетском уровне. Они доказывают, что обучение «без отрыва от производства» принадлежит к временам зарождения PR во Франции и уже кануло в прошлое. Сегодня подготовить настоящих профессионалов «без отрыва от производства» невозможно. Лишь несколько серьезных учебных заведений в сегодняшней Франции — к сожалению, их можно пересчитать по пальцам
Паблик рилейшнз, или стратегия доверия одной руки, — готовят для предприятии и административных органов профессионалов, достигающих уровня, необходимого для работы по этой специальности. Изложенные подходы позволяют также опровергнуть бытующие злостные заблуждения (мы к этому еще вернемся), которые скрываются за термином «глобальная коммуникация». Речь идет о произвольном объединении под общей вывеской мероприятий, имеющих различные цели и требующих, соответственно, различных средств и методов. Глава 3 ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ: НИ РЕКЛАМА, НИ ПРОПАГАНДА После того как мы доказали, что паблик рилейшнз являются общественной дисциплиной, необходимо продемонстрировать их практические отличия от некоторых смежных дисциплин, также используемых в группе или в компаниях. «Паблик рилейшнз»... Эти два слова использовались для описания стольких вещей, на них извели так много чернил и они вызвали такое количество споров, что легко понять, почему так трудно составить о них четкое представление и почему они вызывают столько вопросов. Может быть, паблик рилейшнз — это новая, более изощренная форма рекламы, которая позволяет бесплатно получать площади в прессе?
А может быть, это современный способ поднять шумиху, набор трюков и рецептов, используемых, чтобы заставить говорить о себе? Или же PR, как утверждают некоторые, — это последняя линия обороны агонизирующего капитализма? Или форма социологической пропаганды, новый опиум для народа, предназначенный навязывать людям стереотипные реакции, как это утверждали некоторые выдающиеся профессора? Существует очень много так называемых профессионалов, для которых паблик рилейшнз — все вышеперечисленное понемножку, т. е. просто коммуникативная технология, позволяющая им говорить и делать что угодно, и потому весьма трудно избавить PR от того пестрого лоскутного одеяния арлекина, в которое их привыкла рядить плохо информированная публика. Да, очень важно отличать PR от некоторых других дисциплин, с которыми их нередко смешивают, — когда по незнанию, а когда Паблик рилейшнз, или стратегия доверия------------------------------------------- и из соображений выгоды, что гораздо серьезнее. И чаще всего PR отождествляют с рекламой, промоушн, маркетингом, пропагандой. Неясность возникает еще и потому, что для создания и передачи своих сообщений паблик рилейшнз могут использовать те же инструменты, те же носители, те же каналы массовой информации и даже те же самые технологии, что и вышеуказанные дисциплины. Это, естественно, сближает PR с последними. И напротив, суть, внутреннее содержание и цель РR-посланий совершенно иные, и именно это отличает их от вышеупомянутых дисциплин. Будучи общественной дисциплиной, основанной на соблюдении жестких этических норм, паблик рилейшнз являются одновременно коммуникационной наукой, позволяющей воспринимать проблемы предприятия под новым, более соответствующим социально-экономическим реальностям, углом зрения. Совершенно очевидно, что, хотя PR с самого начала использовали термин «коммуникация» и всегда заявляли свои права на него, злоупотребление этим термином со стороны рекламистов отнюдь не способствовало прояснению сути вещей. К этому вопросу мы еще вернемся. В течение длительного времени коммуникативная функция группы представлялась вещью если не малозначащей, то, по крайней мере, столь естественной, что на нее не обращали внимания. Так, человек не обращает внимания на свои дыхательные, кстати, тоже коммуникативные, функции. Однако некоторое время назад «перебои» в работе «социального мотора» компаний вынудили их осознать необходимость в такой же тщательной и четкой организации работы над решением коммуникационных задач, как это делается применительно к финансовым, коммерческим, исследовательским или производственным функциям.
------------------------------------------------------------- ГЛАВА З. Паблик рилейшнз: ни реклама, ни пропаганда В Соединенных Штатах на крупных фирмах организацией паблик рилейшнз занимается вице-президент по PR, пост которого равен по значимости постам всех остальных вице-президентов. Действительно, уже в 1913 г., как мы убедились, Теодор Вейл высказал вполне очевидную мысль: «Компании могут жить и развиваться только с разрешения их аудиторий». В течение нескольких лет в промышленном секторе Франции мы наблюдаем за операциями слияния и концентрации компаний, которые приводят к созданию конгломератов таких размеров, что ими невозможно управлять согласно святым и незыблемым принципам жесткой централизации, или «бюрократической организации», по определению Мишеля Крозье {Michel Crozier). Возникает необходимость в увеличении числа автономных центров управления, т. е. в увеличении объема делегируемых полномочий для обеспечения децентрализованного руководства. А такой подход предполагает преобладание коммуникативных функций. От них, в первую очередь, зависит эффективность реализации всех остальных функций компании. Не является ли то, что справедливо для частного случая компании, столь же справедливым и для общества в целом? И не служат ли главным подтверждением правильности этого предположения те трудности, которые испытывают все правительства, независимо от их характера, когда стремятся, чтобы их послание было воспринято адресатами? Справедливости ради заметим, что большинство министерств поручают свою «коммуникацию» специалистам в области рекламы, чьей функцией всегда было информирование общественного мнения и даже навязывание ему стереотипных реакций, а отнюдь не обеспечение коммуникации, которая в первую очередь предполагает диалог. Как очень точно заметил в 1952 г. Чахотин, «откат демократических идей, который наблюдается во всем мире, связан с тем, что государственные деятели оказались не на высоте положения.
Паблик рилейшнз, или стратегия доверия В своих суждениях они основываются на общественных и экономических науках, тогда как те виды человеческой деятельности, которые входят в их компетенцию, прежде всего относятся к биологическим наукам и наукам, изучающим человеческую натуру». Для того чтобы убедиться в правильности этих постулатов, достаточно обратить внимание на несколько заметных социально-психологических явлений нашей эпохи, а именно: • очень быстрое развитие науки и техники, в результате кото • утрата чувства реальности, связанная с безжалостным физи • уход в тень хранителей традиционной морали, метафизичес Таковы некоторые, среди множества прочих, социально-экономические и социокультурные явления, ставящие перед нашей индустриальной цивилизацией новые — по природе и размаху — проблемы. Решение этих проблем не зависит ни от рекламы, ни от про-моушн, ни от пропаганды. Только подлинная коммуникационная наука, основанная, в частности, на строгой этике и на социальной психологии, способна внести вклад в их решение и помочь избежать опасности, грозящей предприятию и обществу в результате генерализации описанных явлений. Вот почему американские специалисты по менеджменту с полным правом утверждают, что к концу XX в. выработка и реализация коммуникационных стратегий компании (в правильном смысле этого термина, т. е. не в смысле «рекламы» или «глобальной коммуникации») станут ключевыми факторами ее успеха. ------------------------------------------------------------- ГЛАВА 3. Паблик рилейшнз: ни реклама, ни пропаганда Эта позиция четко и ясно изложена в частном письме (1984 г.) Люсьена Матра. Он пишет: «Многочисленные направления так называемой коммуникации, в области которых я работал, научили меня в первую очередь тому, что следует различать информацию (одностороннее сообщение) и коммуникацию (сообщение, на которое поступает ответ), или сообщение с «обратной связью» («feedback», как говорят англичане). Пабло Хито (Pablo Hito) утверждает, что «коммуникация определяется сосуществованием и чередованием симметричных и комплиментарных отношений». Используя менее научную лексику, скажу, что коммуникация, благодаря подразумеваемому наличию в ней обратной связи, позволяет узнать, получено ли сообщение, тогда как односторонняя информация всегда в некотором роде бутылка с запиской, брошенная в море. ... Сорокалетний опыт научил меня также тому, что для компании нет и не может быть ни «глобальной коммуникации», ни «глобального имиджа». Существуют разные коммуникации, более или менее согласующиеся между собой, в которых для достижения разных целей используются разные стратегии и языки.... А разговор на нескольких языках одновременно, даже если говорят об одном и том же, отнюдь не способствует облегчению понимания. Я узнал также, причем зачастую по собственному горькому опыту, что не существует глобального имиджа компании, а есть многочисленные имиджи, отличающиеся друг от друга. Важные для компании имиджи — не те, которые специально разрабатываются, а те, что складываются в восприятии каждой аудитории в соответствии с присущими именно ей характеристиками, влияющими на ее собственный «способ декодирования» всего, что этой аудитории говорят и показывают. Существуют многочисленные имиджи: имидж компании как работодателя, имидж компании — производителя товаров и услуг и т. д. И все это — различные имиджи, которые не сливаются и не сплавляются в один глобальный, но накладываются один на другой в разной иерархической последовательности в зависимости от аудиторий и их сиюминутного положения относительно компании. Паблик рилейшнз, или стратегия доверия Именно эта совокупность имиджей как раз и определяет суждение каждой аудитории о компании». Из сказанного вытекает необходимость четкого определения того, что следует понимать под коммуникацией, а также обязательность однозначного подхода к этой концепции, что позволит избежать путаницы и заблуждений. Для этого существует очень простой способ. Достаточно вспомнить, что, согласно европейской теории, разработанной во Франции, а затем очень быстро принятой во всех остальных странах Западной Европы, паблик рилейшнз основываются на фундаментальном понятии человека как существа общественного, которому ниже будет уделено особое внимание. Именно принцип человека общественного должен быть положен в основу деятельности паблик рилейшнз, стилистики ее компаний. Для того чтобы должным образом охарактеризовать это понятие, придется пойти на нарушение дорогих психологам принципов, согласно которым недопустимо (и это абсолютно правильно) для анализа поведения человека рассматривать его с разных позиций, т. е. изучать раздельно его поведение при выполнении им различных социально-экономических функций. Действительно, человек в глобальном смысле един, и варианты его поведения в разных ситуациях полностью взаимозависимы. Однако, поскольку речь в данном случае идет не о психологическом исследовании, а о том, чтобы просто прояснить ряд идей, мы воспользуемся классическим разделением человека на три различные ипостаси, каждая из которых характеризуется своей социально-экономической функцией. Первая ипостась — это давно известный «homo faber», тот, кто производит ценности и услуги. Вторая ипостась — «homo economicus», или тот, кто потребляет товары и услуги. И наконец, третья — это тот, кого некоторые называют «человеком общественным», но кого мы как профессионалы паблик рилейшнз предпочли бы назвать, прибегнув к «кухонной латыни», «homo relation is» **. ----------------------------------------------------------- ГЛАВА 3. Паблик рилейшнз: ни реклама, ни пропаганда Мы выбрали данный термин, потому что человек, индивидуум действительно существует только благодаря взаимоотношениям, которые его позиционируют, т. е. определяют его положение относительно коллектива. Именно «homo relationis» превращает толпу в группу, потому что он «разговаривает с другими». На самом деле «homo relationis» — это геометрическое место всех взаимоотношений, которые позиционируют его на «социальной шахматной доске»: он — отец, брат, профессор, ученик, гражданин, служащий, единомышленник... Он — все то, что из него делают эпитеты, посредством которых определяется его отношение к другим. Иными словами, этот «homo relationis», «человек взаимоотношений», существует лишь в той мере, в какой он живет в коллективах, среди других людей, с которыми — хочет он того или нет — он неизбежно устанавливает взаимоотношения — хорошие или плохие. Приняв эту классификацию, это «расчленение» человека на три ипостаси, легко проводить различия между действиями и посланиями, относящимися к смежным с паблик рилейшнз, но отличным от них дисциплинам, и избегать любой путаницы. Ведь эти дисциплины, как мы сейчас легко докажем, имеют дело с разными ипостасями человека и ставят перед собой различные цели. Возьмем мероприятие, ориентированное на человека в его функции созидателя, т. е. на индивидуума, чье поведение выражается в физическом или интеллектуальном труде, количество и качество которого влияют на производительность, качество производства и рентабельность. Если акция и послание адресованы такому человеку-созидателю и имеют целью побудить его производить больше или лучше, то эта акция и это послание относятся к тому, что принято называть производственными отношениями: они подразумевают образование, тренинг, оборудование рабочего места или улучшение условий существования на предприятии и т. п. Определенная степень родства с паблик рилейшнз возможна. Однако производственные и общественные отношения — это не паблик рилейшнз.
Совокупность всех точек (линий) плоскости или пространства, обладающих данным свойством (МСЭ. Т. 2. С. 972). — Примеч. пер.
Паблик рилейшнз, или стратегия доверия Теперь обратимся к мероприятиям, адресованным человеку как существу экономическому, когда важна потребительская функция индивидуума, а его поведение выражается в приобретении ценностей и услуг, способном повлиять на рынки сбыта компании. Если акция и корпоративное сообщение направлены на изменение, переориентацию поведения человека экономического с целью стимулирования роста объемов его покупок и тем самым обеспечения предприятию новых рынков сбыта, то они могут быть либо рекламой, либо мероприятием по стимулированию продаж, либо маркетинговым действием. Это будет реклама, если она адресована потребителю и цель ее — вызвать желание совершить покупку, чтобы увеличить спрос. Это будет мероприятие по стимулированию продаж, если — в рамках целого комплекса акций — оно призвано одновременно повлиять и на предложение, и на спрос и адресовано не только потребителю, но вообще всем группам (агентам по продажам, оптовым и розничным торговцам и т. п.), кто оказывает влияние на рынки сбыта компании. И наконец, можно говорить о маркетинге, если, аналогично паблик рилейшнз, используется совокупность технологий, позволяющих лучше узнать ожидания потребителей, чтобы привести им в соответствие товары или услуги фирмы. По всей вероятности, именно эта идентичность образа действий заставила некоторых маркетологов, стремящихся освоить паблик рилейшнз, предложить то, что они назвали «социально ориентированным маркетингом». Мероприятие может быть адресовано и человеку в его общественной функции, т. е. той его ипостаси, которую мы назвали «homo relationis». В действительности за этой ипостасью скрывается весь человек — в его целостности, уникальности и множественности его общественных отношений. Этот человек не ограничивает свое поведение обменом труда на деньги, как человек-созидатель, или обменом денег на товары и услуги, как человек-потребитель. Он обменивается с себе подобными значительно более важным, он обменивается с ними тем, ------------------------------------------------------------ ГЛАВА 3. Паблик рилейшнз: ни реклама, ни пропаганда что правит миром: идеями, мнениями, суждениями. Он осуществляет обмен сырьем общественного мнения, и день за днем посредством своих контактов плетет сеть отношений — доверительных или основанных на недоверии — с себе подобными. Именно эти взаимоотношения образуют основу и уток социальной ткани, в которую вплетены все общественные институты, и от них зависит прочность или хрупкость этой ткани. Итак, если акция или корпоративное сообщение адресуются человеку как существу общественному и имеют целью воздействовать на его поведение, или объяснить ему что-то, или повлиять на него, тогда эти акции и послания могут представлять собой либо пропаганду, либо паблик рилейшнз. Действительно, и пропаганда, и паблик рилейшнз адресованы, как мы уже говорили, человеку не в его роли созидателя или потребителя. Они адресованы индивидууму, рассматриваемому в его единстве и в его глобальности в качестве «человека обще-ственного». Надеемся, что предложенный анализ сделал более понятными условия, в которых французские профессиональные организации паблик рилейшнз, насчитывающие примерно 4000 членов, в 1986 г. сочли необходимым отреагировать на политику некоторых рекламистов, пытавшихся слепить в единое целое рекламу и PR в рамках понятия, обозначенного ими как «глобальная коммуникация». Таким образом рекламисты пытались ответить на растущую потребность компаний в паблик рилейшнз, но в результате лишь спровоцировали путаницу между принципиально различными целями, что повредило эффективности обеих профессий. Поэтому в 1986 г. был распространен своеобразный «Манифест паблик рилейшнз», в котором формулировались основные различия между рекламой и PR. В нем отмечалось, что «ускоренное развитие паблик рилейшнз соответствует эволюции общества и общепризнанным потребностям в информации, поэтому граждане и действующие лица, представляющие сферы экономики, начали рассматриваться в качестве партнеров, благодаря чему получили новые и весьма существенные средства обмена информацией».
Паблик рилейшнз, или стратегия доверия По мнению авторов «Манифеста», нет необходимости проводить границу между двумя дисциплинами, тем более, что такая граница зачастую выглядит расплывчатой и нечеткой даже — увы! — в восприятии профессионалов в области коммуникации. Важно лишь ясно и недвусмысленно показать существующие различия между технологией, нацеленной на продажу, т. е. на навязывание, и «состоянием духа, которое проявляется в использовании разнообразных средств, направленных на то, чтобы группу людей узнала и оценила каждая из ее аудиторий». Этот манифест был составлен в форме обращения к «нашим друзьям-рекламистам». В нем формулировался отказ от «выражения профессионального расизма», но предлагалось «четко определить позиции каждой из сторон». В манифесте излагались те очевидные истины, которые мы постарались объяснить на предыдущих страницах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|