Специалист по PR, или человек-оркестр
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 «Первый среди равных» (лат.). — Примеч. пер. Reflexions et Maximes. 1746. Предыдущие главы приводят к заключению, что советник по вопросам паблик рилейшнз, будь он сотрудником компании или независимым консультантом, — это человек диалога, который должен иметь обширные познания в области гуманитарных наук и коммуникационных технологий. Находясь постоянно рядом с руководителем компании, он призван играть бесконечное множество ролей и осуществлять самую разнообразную деятельность, становясь человеком-оркестром. Во-первых, ему нужно быть для своего начальника «интерпретатором» общественного мнения, который собирает и излагает в должном виде максимально широкий круг сведений. Тем самым он доказывает, что не ограничивается изложением и распространением информации, но составляет (причем не только для президента, но и для всех членов группы) не просто ценную, но совершенно необходимую документацию, которую другие никогда не в состоянии подготовить. Всегда быть готовым принять поступающую информацию — это, бесспорно, одно из главных умений хорошего профессионала. Во-вторых, он должен быть «переводчиком», способным изложить на общедоступном языке систематизированные им экономические и технические сведения. Руководствуясь поставленными целями, он не поддастся искушению подыграть средствам массовой информации и будет избегать преуменьшения значимости события или искажения сути в угоду стилистическим эффектам. Но при этом он должен уделять особое внимание заголовкам своих документов, потому что, как и в газетной статье, заголовок сообщения для прессы первым привлекает внимание читателя. Его третья роль — не из самых простых и приятных: ему приходится быть «королевским шутом», т. е. тем, чья свобода слова
Паблик рилейшнз, или стратегия доверия позволяет Его Величеству знать, что в действительности двор думает о нем самом и о том, как он правит государством. Это опасное занятие, для которого, по выражению Андре Моруа, «просто ума недостаточно: нужно еще, чтобы ума хватило на то, чтобы его не было слишком много». Все это подтверждает значимость положения, занимаемого специалистом по PR в структуре компании. Он должен быть свободен от давления какого бы то ни было руководства, пользоваться доверием президента, быть всегда рядом с ним: так, политический деятель всегда держит при себе советника по коммуникации и пресс-атташе и часто консультируется с ними. Он должен подчиняться непосредственно самому президенту, но при этом делать все необходимое, чтобы группа не воспринимала его только в качестве представителя, которому поручается передавать ей соображения большого начальника. Напротив, его подлинная функция заключается в том, чтобы быть одновременно местом встречи и «медиатором» для всех компонентов компании. Специалист по PR должен быть беспристрастным ретранслятором, через который проходят восходящий и нисходящий потоки информации. Для осуществления этой функции крайне важно, чтобы глава предприятия не воспринимал его ни как простого посредника, наделенного даром умелого общения с людьми, ни как агента по светским связям. В противном случае, т. е. если он не находится в непосредственном подчинении у президента, советник по PR будет, скорее всего, работать при генеральной дирекции. На такой должности он будет испытывать очень большие трудности с выработкой своей стратегии, причем встраивать ее в общую стратегию и, в особенности, добиваться ее полного и недвусмысленного признания ему будет еще сложнее.
Если по ошибке он окажется в подразделении, занимающемся продвижением товара, то очень скоро его начнут использовать как удобного представителя, хорошего агента для передачи сообщений в прессу, практика-организатора коктейлей и пресс-конференций, — словом, как простого исполнителя. ----------------------------------------------------------- ГЛАВА 13. Специалист по PR, или Человек-оркестр И наконец, если в результате злостного заблуждения его включат в рекламную службу, советник по PR очень быстро окажется втянутым в деятельность, не имеющую ничего общего с его миссией, и ему придется постоянно заниматься, главным образом, «выбиванием» места на редакционных полосах газет для тех материалов, которые призваны обеспечить «поддержку» рекламной акции. Horresco referens!* Отсюда — это, на первый взгляд, легкомысленное, поверхностное и почти уничижительное звание «королевского шута». Однако же не будем забывать о том, что в старые времена «шут» был человеком, свободным от всякого давления со стороны власть имущих, непосредственно зависящим только от своего хозяина, имеющим право судить о событиях и обсуждать любые ситуации и любых людей, а также добиваться одобрения своих свободных высказываний, чтобы затем наблюдать за тем, как они претворяются в жизнь. Чтобы советник по PR хорошо исполнял все свои разнообразные роли, чтобы его мнение и советы были обоснованными и эффективными, он должен обладать многими достоинствами. Он должен уметь анализировать и иметь воображение, уметь разрабатывать программы и быть хорошим организатором, уметь воодушевлять людей и реализовать задуманное, обладать глубокой и разнообразной общей культурой... Теперь ясно, насколько примитивно и недальновидно поступают те, кто приглашает на должность специалиста по PR одного из дальних родственников президента, провалившего свой экзамен на звание бакалавра, или светскую даму, ищущую работы, которая не требует специального образования, или же пенсионера с изысканными манерами и благородной внешностью. Советник по PR — это сложная профессия, требующая хорошего и притом специализированного университетского образования. Недопустимо предпочитать юношам или девушкам, посвятившим четыре года своей жизни изучению паблик рилейшнз в высшем учебном заведении, экономистов или коммерсантов, ко-
160 Matrat L. Relations Publigues et Management. «Трепещу, рассказывая об этом!» (лат. Вергилий «Энеида»). — Примеч. пер. Паблик рилейшнз, или стратегия доверия торые, считается, обучились «без отрыва от производства», причем их «преподавателями» были самоучки-начальники. Подобные взгляды относятся к доисторическому периоду развития паблик рилейшнз. Однако руководитель компании должен применять в отношении своих квалифицированных консультантов некоторые разумные советы из политического завещания кардинала Ришелье. Они широко известны, но мы их напомним здесь, потому что, как говорил Ланца дель Васто (Lanza del Vasto), «существуют вещи настолько очевидные, что из-за их очевидности их никогда не упоминают. А поскольку их не повторяют, они забываются». Пользуясь своим огромным опытом «менеджера королевства», старый кардинал советовал королю: «Поскольку советников выбрало Ваше Величество, именно Ваше Величество должно сделать их способными работать на величие и процветание королевства Вашего Величества. Для этого требуются четыре главные вещи. Первая — чтобы Ваше Величество доверяло им, и они об этом знали. Вторая — чтобы Ваше Величество приказало им говорить с Вашим Величеством свободно и чтобы Ваше Величество обеспечило им возможность делать это, не подвергаясь опасности. Третья — чтобы Ваше Величество проявляло к ним определенную терпимость и щедрость, и чтобы они были уверены в том, что их услуги не останутся без вознаграждения. Четвертая — чтобы Ваше Величество признавало и поддерживало их достаточно открыто для того, чтобы они не опасались ни хитрости, ни силы тех, кто желает им гибели». Все это — прописные истины. Как может обеспечивать «стратегию доверия» человек, сам доверием не пользующийся? Цитируется Люсьеном Матра в: «Relations Publiques et Management». ----------------------------------------------------------- ГЛАВА 1 3. Специалист по PR, или Человек-оркестр Как можно быть советником, если нельзя говорить, следуя своему сердцу, своим убеждениям, рискнем сказать даже — своей уверенности?
И наконец, как руководитель может надеяться, что паблик рилейшнз его группы, являющиеся функцией управления, могут осуществляться сотрудником, оплачиваемым наравне с компетентной секретаршей или младшим бухгалтером? Каждый имеет тех сотрудников, каких сумел привлечь и удержать, т. е. тех, которых заслуживает. Однако самое главное, и мы это уже неоднократно старались подчеркнуть, заключается в прямой и непосредственной связи советника с главным лицом, принимающим решения. Между ними обязательно должны быть отношения, основанные на полном и безоговорочном доверии. Чтобы заслужить это доверие, советник по паблик рилейшнз должен продемонстрировать неоспоримые профессиональные и интеллектуальные возможности, а также не менее бесспорные честность и моральную стойкость. Неоднократно цитировавшийся Международный кодекс этики паблик рилейшнз, или Афинский кодекс, весьма требователен в этом отношении. В нем сказано, что каждый профессионал должен «стремиться к тому, чтобы всегда помнить о том, что его поведение, даже в личной жизни, в связи с важностью отношений между его профессией и обществом, будет иметь влияние на то, как эта профессия воспринимается в целом». Тот же Кодекс утверждает, что профессионал должен «воздерживаться от того, чтобы ставить правду в зависимость от каких-либо требований». Он не имеет права предоставлять свою помощь фирме или мероприятию, нарушающим нормы морали и честности или наносящим ущерб достоинству и целостности человеческой личности. Он никогда не должен использовать методы, средства, технологии манипулирования с целью создания бессознательных мотиваций, которые лишают индивидуума свободы воли и, следовательно, способности и обязанности отвечать за собственные действия. Паблик рилейшнз, или стратегия доверия Можно ли при таких запретах даже обсуждать «глобализацию», совмещение мероприятий паблик рилейшнз с акциями по продвижению товара или с рекламой, если последние основываются на мотивационных исследованиях, цель которых — найти слабые места в бессознательном или в подсознании потенциальных потребителей?! Если профессионалы так заблуждаются, значит, они наверняка невнимательно читали кодекс профессиональной этики, который обязались соблюдать. Помимо технических и интеллектуальных способностей и соблюдения жестких моральных норм, профессионал PR должен владеть рядом важных практических навыков, которые можно перечислить.
Он должен достаточно легко адаптироваться к изменениям ситуации и понимать партнера, умея поставить себя на его место. Последнее требует, в свою очередь, терпения, такта и просто человеческого тепла. Все это понадобится хотя бы для того, чтобы получать нужную информацию у людей, которые одержимы желанием все засекретить. Кстати, эти маниакальные приверженцы тайны были бы весьма удивлены, узнав, сколько сведений из не подлежащих разглашению ни под каким видом, которые они тщательно скрывают, стали секретом полишинеля, потому что их собственная секретарша давно уже сообщила их всему персоналу! Работа специалиста по PR требует врожденной общительности, т. е. сердечности, умения проявлять симпатию к партнерам, хорошего, ровного настроения... Можно ли представить себе мрачного PR-мена?! Тем более что веселый нрав вовсе не исключает серьезного отношения к делу. Вместе с тем специалисту по паблик рилейшнз понадобится солидный авторитет, значительное влияние на главу фирмы, когда он будет убеждать его в необходимости тех или иных действий и акций или в том, что распространение той или иной информации может нанести ущерб фирме. Ведь ситуации, когда президент будет уверен в противном, совсем не редки. В этих случаях доверие, оправданное каждодневными достижениями, сыграет решающую роль.
----------------------------------------------------------- ГЛАВА 1 3. Специалист по PR, или Человек-оркестр Не всегда легко заставить руководителя согласиться с тем, что именно советник по PR и никто иной является экспертом по вопросам паблик рилейшнз. А это крайне важно, потому что советник, который не высказывает свое мнение по входящим в его компетенцию вопросам, это уже не советник, а просто эхо, повторяющее и одобряющее слова своего шефа. Следовательно, ему придется быть хорошим дипломатом, чтобы суметь сказать (со всеми необходимыми предосторожностями и должной учтивостью) гол король или нет. Что касается всех остальных сотрудников, то трудности советника по паблик рилейшнз являются, главным образом, следствием его всегдашнего «пограничного положения». Ведь он является, с одной стороны, связующим звеном между группой и внешним миром, и это обязывает его быть в курсе всех маркетинговых и рекламных стратегий компании, а с другой — важнейшей соединительной деталью внутрифирменных отношений, что предполагает знание системы управления персоналом и социальных вопросов. Действия советника по PR должны быть автономными, но не могут быть независимыми. Они обязаны безупречно вписываться во все проявления общей стратегии и тактики фирмы. Он должен быть полностью осведомлен об исследовательских работах, которые ведутся на фирме, чтобы иметь возможность соответствующим образом представить их результаты, подчеркнув их значимость. Он должен быть в курсе всех решений структур, управляющих персоналом, чтобы проводить кампании, подготавливающие и сопровождающие осуществление этих решений, что необходимо для их принятия персоналом. Советник по PR должен усвоить цели маркетинга, продвижения товаров и услуг, рекламы, чтобы привлечь внимание нужных аудиторий к осуществляемым акциям и обеспечить информационное сопровождение кампаний по выводу на рынок нового товара или услуги.
Паблик рилейшнз, или стратегия доверия Он обязан поддерживать генеральную линию руководства по всем выработанным и окончательно принятым решениям. При этом он должен давать советы и высказывать свое мнение (со всей необходимой для этого гибкостью и сдержанностью) по всему комплексу вопросов, связанных с генеральными направлениями деятельности компании, в ходе разработки последних. А эту обязанность можно сравнить с прогулкой по минному полю, для которой жизненно необходимы уверенность и осторожность одновременно. Если же советника по паблик рилейшнз не считают партнером все заинтересованные лица, если не все они, и в первую очередь глава фирмы, ему доверяют, как же он сможет координировать весь комплекс своих действий, вырабатывать стратегию и программы, гибко встраивая последние в общую программу компании? Поэтому ему понадобится вести себя так, чтобы его не воспринимали в качестве представителя власти или какой-либо группировки. Он должен стоять над внутренними конфликтами (не пытаясь их при этом игнорировать или преуменьшить), подтверждать свою компетентность, ненавязчиво предъявляя достигнутые результаты, доказывать свою полезность и демонстрировать всем и каждому, что он обеспечивает им преимущества с помощью технологий, действий и достижений, которыми они гордятся и которым в то же время завидуют. И наконец, ему нужно будет посредством своего вмешательства показать, что в компании можно примирить мораль и эффективность, дать людям новые основания надеяться и верить, что они смогут выстроить свой храм, а сама компания будет при этом постоянно получать новые шансы на успех в решении стоящих перед ней задач. Интерпретатор, переводчик, королевский шут, посредник, советник... И в особенности тот, кто дает и тем и другим, как внутри компании, так и вне ее, по прекрасному определению Андре Зигфрида (Andre Siegfried), «еще немного души», в чем наше время так сильно нуждается. Глава 14 БУДУЩЕЕ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ Если бы нас спросили, каким представляем себе будущее паблик рилейшнз, мы разбили бы этот вопрос на два. Первый: какое будущее ждет паблик рилейшнз? И второй: какое будущее ждет саму профессию? И если ответ на первый вопрос прост, то на второй ответить не столь легко. Постараемся объяснить. Что касается будущего теории, которую мы попытались изложить в этой книге, нет никаких поводов для беспокойства. Можно даже посоветовать спрашивающему задать тот же вопрос кому-нибудь из рекламистов, выбрав наиболее прозорливых. Действительно, судя по капиталовложениям, которые сегодня «гранды» рекламы стараются сделать в агентства паблик рилейшнз, напрашивается вывод, что будущее PR кажется им более многообещающим, чем будущее рекламы. Надо ли говорить, что, по нашему мнению, они абсолютно правы? Потенциальный рынок паблик рилейшнз превзойдет по объемам (если уже не превзошел) рынок рекламы. Этому есть несколько исторических причин. Первая причина — зарождение в Соединенных Штатах консь-юмеризма. С общеизвестной методичностью, средствами и размахом, присущими американцам во всем, что они делают, это движение препарировало товары, услуги и... их рекламу. Из первых столкновений и те, и другие, и третья вышли с изрядными потерями. Движение в защиту прав потребителей (англ.). — Примеч. пер.
Паблик рилейшнз, или стратегия доверия ГЛАВА 14. Будущее паблик рилейшнз
Вторая причина заключается в том, что в результате научно-технического прогресса большинство предлагаемых потребителям товаров (за исключением, естественно, полного барахла) имеют одни и те же характеристики и одинаковое качество. С помощью обществ защиты их прав потребители достаточно быстро это поняли и теперь отказываются верить в неумеренные рекламные восхваления типа: стирает чище, отбеливает лучше, самый хороший, самый белоснежный и т. д. (если обратиться к примеру рекламы моющих средств), тогда как всем известно, что вся разница между двумя стиральными порошками чаще всего сводится к разной упаковке и разным рекламным видеороликам. Не будем уж говорить о «супераргументе» «Новинка!», который, похоже, серьезно устарел. Третий мощный удар по старой доброй рекламе нанесли события мая 68-го. Во всем индустриальном мире это движение в наибольшей степени проявилось в виде протеста молодежи (тех, кто сегодня стали взрослыми потребителями) против того, что они окрестили «обществом потребления», одним из наиболее ярких проявлений которого как раз и является реклама. Таким образом, целое поколение привлекло ее к ответственности. Все это оказало серьезное воздействие на рекламу, не говоря уже о вполне объяснимых трудностях, связанных с необходимостью развития креатива, что заставляет любой ценой отыскать что-нибудь «доселе невиданное». Вспомним очень симпатичную формулировку Марселя Блес-тейна-Бланше, написавшего: «Когда я пришел в эту профессию, она была "зазывалой", я сделал из нее "рекламу"». Заявление самоуверенное, но вполне справедливое. Глава Агентства Пюбли-сис пришел в этот сектор в нужный момент: когда «зазывала» набирала обороты и еще ощущалась в таком виде компаниями как насущная потребность. И тогда, будучи чрезвычайно талантливым человеком, Марсель Блестейн-Бланше действительно превратил ее в «рекламу». В последние годы рекламисты столкнулись с необходимостью обновления своих методов в связи с ухудшением восприятия рекламы. Тогда они перестали делать «рекламу» и перешли в новую веру: стали заниматься «коммуникацией». Но при этом они не учли, что коммуникация предполагает диалог, что «обратная связь» их рекламных кампаний не соответствует смыслу термина «диалог», истинное значение которого — обмен, двустороннее общение, иными словами, паблик рилейшнз. Возможно, когда-нибудь найдется рекламист, который, пародируя Марселя Блестейна-Бланше, напишет в своих мемуарах: «Когда я пришел в эту профессию, она была рекламой, а я сделал из нее коммуникацию». Гораздо честнее было бы признать: «Я повторил то, что паблик рилейшнз говорят уже в течение четверти века, и тем самым просто ограбил их». Вот почему имеет смысл разграничить будущее паблик рилейшнз и будущее самой профессии (понимаемой как автономная профессиональная группа). Потенциальный рынок паблик рилейшнз станет, если уже не стал, больше рекламного рынка. Но для развития профессии недостаточно, чтобы росла потребность в ее творческих возможностях и технологиях. Необходимо, чтобы представляющие ее специалисты могли ответить на эту растущую потребность и чтобы их способность удовлетворять ее признавалась всеми, кому могут понадобиться услуги таких специалистов. А они существуют, хотя их и не очень много. Если «нелюбимое дитя» — компания снова получило кредит доверия, если оно больше не воспринимается как место, «где люди, вынужденные зарабатывать себе на жизнь, лишаются жизни», основная заслуга в этом, безусловно, принадлежит новой концепции роли, ответственности и конечных целей компании, которую приняли ее руководители. Однако при этом нельзя отрицать и существенный
Паблик рилейшнз, или стратегия доверия ГЛАВА 14. Будущее паблик рилейшнз
вклад специалистов в области паблик рилейшнз в произошедшую эволюцию восприятия. Стоит ли уточнять, что характерные для указанной смены подходов и обусловившие ее концепции социальной ответственности, коммуникации, этики, решения разногласий путем переговоров (например, «кружки качества»), диалога, доверия, социального равновесия, институционального имиджа и т. п., — это те концепции, которые 30 лет назад были заложены в основу созданной тогда европейской теории паблик рилейшнз? Мы вспоминаем о прошлом, обсуждая будущее, не только для того, чтобы обозначить точки отсчета, но и чтобы напомнить тем, от кого это будущее зависит, что лежащие в основе паблик рилейшнз понятия совершенно четко ограничивают область применения PR и превращают их в инструмент необходимой адаптации фирмы к изменению ее социального окружения. Эволюция общества, менталитета, нравов и мотиваций, развитие знаний и умения объяснять свои действия и убеждать, больше не являющихся привилегией правящего класса, а также социально-экономическая и культурно-политическая значимость компании превратили ее в особое место, внутри и вокруг которого проявляется все больше ожиданий, социальных и экономических требований тех, чье мнение или поведение может быть как благоприятным для развития компании, так может и затормозить или даже полностью остановить его. При этом число лиц и групп, способных оказать влияние на настоящее и будущее компании, постоянно растет. Оказавшись в «зависимом» положении, компания вынуждена выстраивать между собой и аудиториями, затрагиваемыми ее позицией и действиями, систему коммуникаций. Такая система позволяет ей отслеживать ожидания тех, от кого она «зависит», и решать, как удовлетворять эти ожидания, чтобы обеспечить необходимые для реализации своих целей мнения, суждения, решения и поведение. Поэтому мы верим в будущее паблик рилейшнз как стратегии и технологий, необходимых для управления компанией в «зависимом положении», как инструмента отслеживания и интерпретации мнений, как средства обеспечения соответствия между возможностями и достижениями компании, с одной стороны, и ожиданиями ее партнеров, с другой. Мы верим в будущее PR — стратегии доверия и «просвещенного соучастия», PR, которые ведут диалог, показывают, объясняют, интерпретируют, обучают. В это будущее можно смотреть с уверенностью, потому что никакая организация, ни большая, ни малая, не может решить проблемы, вызванные к жизни растущим количеством и разнообразием адресованных ей новых ожиданий, не проводя политики менеджмента, которая основывается на изложенных нами принципах, характерных для общественной дисциплины под названием «паблик рилейшнз». Что же касается будущего профессии, то его предсказать труднее, поскольку оно целиком зависит от тех, кто в этой области работает и кто ей обучает. Любая профессия определяется и вписывается в социальную систему не через используемые ею инструменты и технологии, а на основании природы проблем, которые она берется решать, и целей, которые она намерена достичь. Во Франции зависящие от нашей профессии проблемы и цели, к достижению которых она стремится, четко определены в первой статье постановления Министерства информации от 23 октября 1964 г. В ней сказано, что следует применять стратегию устанав-ления и поддержания доверительных отношений с общественностью, основанных на знании друг друга и взаимопонимании. Напомним также, что в указанном постановлении подчеркивается несовместимость профессий рекламиста и журналиста.
I73 Паблик рилейшнз, или стратегия доверия ГЛАВА 14. Будущее паблик рилейшнз
Этот текст легализует существование нашей профессии и совершенно четко и однозначно определяет область ее применения и границы допустимого вмешательства специалистов по PR. В нем показана природа стоящих перед профессией целей и тем самым продемонстрирована сложность решаемых проблем, а также очерчена сумма знаний и опыта, необходимых для их решения. Вот почему, повторим, будущее профессии ограничено не размерами ее потенциального рынка (он огромен!), а способностью специалистов компетентно работать на нем и создавать тем самым такой имидж профессии, который будет способствовать ее развитию. К сожалению, наряду с великолепными профессионалами есть и слишком много тех, кто не обладает ни знаниями, ни опытом, необходимыми для полноценной работы по этой специальности. Они-то и сводят паблик рилейшнз к простой коммуникационной технологии или «распыляют» их в общем объеме «глобальной коммуникации», составленной из отдельных не связанных между собой элементов, из дисциплин, имеющих различные цели. Все это приводит к полному смешению этих целей, что отнюдь не способствует их успешному достижению или, тем более, созданию для профессии ее истинного имиджа, который необходим для того, чтобы роль и место PR в жизни компании понимались должным образом. С имиджем профессии все происходит, как с деньгами: хороший имидж всегда вытесняется плохим. Поэтому главная ответственность, лежащая на профессиональных ассоциациях и профсоюзах, заключается в том, чтобы, с одной стороны, защищать профессию, не допуская в свои члены тех, чья деятельность не соответствует принципам, изложенным в упомянутом постановлении Министерства информации или в Кодексе профессиональной этики (Афинском кодексе), и активно выступать против тех, кто искажает или ставит в смешное положение нашу профессию, а таких, к сожалению, очень много. Показательно, что те компании, которые уже приняли изложенные нами принципы, входят в число наиболее известных и эффективных. Любопытно, что фирмы, полагающие, будто паблик рилейшнз сводятся к слабо очерченной функции обеспечения связей с прессой, не принадлежат к головному эшелону. Мы не будем рассматривать здесь проблемы подготовки специалистов, хотя они самым тесным образом связаны с будущим профессии. Отметим только, что это будущее как раз и зависит от качества обучения, от степени адекватности получаемых знаний тем, что понадобятся подготовленным специалистам для решения профессиональных проблем. Уточним лишь, что речь не идет ни о подготовке теоретиков в области психологии или социологии, не знающих, что объективные экономические законы не позволяют использовать компанию в качестве экспериментальной лаборатории гуманитарных наук, ни о подготовке «технологов» массовой коммуникации, которым недостает необходимых знаний для решения возникающих перед ними проблем гуманитарного свойства. В заключение, чтобы попытаться ответить на содержащийся в заголовке этой главы вопрос, еще раз подчеркнем, что, по нашему мнению, не следует путать будущее паблик рилейшнз, рассматриваемых в качестве функции управления компанией, с будущим PR как профессии. Будущее функции PR вписывается в жизненно важную для каждой группы потребность в адаптации ее социального окружения к ее эволюции и не менее важную необходимость находить ответы на все ожидания, выражаемые этим окружением.
Будущее же профессии заключается в способности ее представителей в силу своей компетентности лучше кого бы то ни было в организации нести ответственность за осуществление этой функции, которая, как и все остальные стороны ее деятельности, требует, безусловно, специальных знаний. Причем самым главным требованием является соблюдение особых этических принципов этой профессии. Оглавление Предисловие к русскому изданию................................................ 5 Введение........................................................................................ 8 ГЛАВА 1. Происхождение PR................................................ 1 1 ГЛАВА 2. Социологическая теория, основанная ГЛАВА 3. Паблик рилейшнз: ни реклама, ни пропаганда........ 33 ГЛАВА 4. Стратегия доверия.................................................. 51 ГЛАВА 5. Базовое понятие: «человек общественный»........... 61 ГЛАВА 6. Партнер.................................................................. 73 ГЛАВА 7. Создатель мнений. Методология коммуникации..... 85 ГЛАВА 8. Программа компании............................................... 95 ГЛАВА 9. Аудитории............................................................. 109 ГЛАВА 10. Взаимоотношения с прессой: стремление внести ясность.................................. 125 ГЛАВА 1 1. Лобби или «группа давления»?............................ 1 39 ГЛАВА 12. Коммуникация президента компании..................... 149 ГЛАВА 1 3. Специалист по PR, или Человек-оркестр............. 1 57 ГЛАВА 14. Будущее паблик рилейшнз.................................... 1 67
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|