Базовое понятие: «человек общественный» 5 глава
После этого начинается третий этап. Когда цели приняты, а средства согласованы, вместе они образуют основу выработанного в процессе переговоров соглашения. Глобальная цель представлена каждым ответственным лицом на цели субдоговоров, которые спускаются каждой базовой структурной единице. Обычно ее называют центром ответственности, или центром прибыли. Каждый центр ответственности соответствует центру контроля управления, где выполнение задач отслеживается на специальных (световых) табло, а результаты оцениваются путем сравнения имеющихся достижений с прогнозами и предыдущими статистическими данными. Само по себе руководство посредством целей — очень простой метод, однако этот краткий обзор позволяет оценить ту решающую роль, которую призваны играть коммуникации в данной формализованной системе*. Франсуа Гондран (Frangois Gondrand) в статье, опубликованной в органе Национального совета французских предпринимателей «Ревю дез Антреприз» (Revue des Entreprises) в феврале 1986 г., т. е. через 25 лет после того, как профессионалы PR уже сформулировали эти простые и очевидные постулаты, настаивал на необходимости того, что он с пылом неофита определил как «новый стиль методов управления»: «Для того чтобы решения были
Паблик рилейшнз, или стратегия доверия------------------------------------------- эффективными, они должны быть как можно ближе к реальности, т. е. их следует принимать только после консультаций с людьми, компетентными в обсуждаемых проблемах, а также с теми, кого эти решения затрагивают. Это означает, что в ваших интересах опросить всех заинтересованных лиц до принятия решения.
При этом вам не придется поступиться даже частью своего авторитета. Напротив, руководитель, который информирует своих сотрудников, консультируется с ними и делегирует им принятие некоторых решений, имеет значительно более высокий престиж, чем тот, кто не доверяет другим, потому что тем самым он показывает, что уверен в своей компетентности и в своем авторитете. ... Как правило, ваши сотрудники готовы более активно участвовать в жизни предприятия. Опыт показывает, что, если предоставить им такую возможность, они обычно выдвигают весьма плодотворные предложения. Не стоит упускать такой великолепный шанс! Ответить на эти ожидания, значит, использовать знания и возможности, которые в наше время проявляются все заметнее.... Только те предприятия, которые мобилизуют энергию своих сотрудников и добьются их сплоченности, смогут стать более конкурентоспособными, чем другие. ... Диалог, дух соучастия невозможно достичь посредством приказа. К ним нужно готовиться, чтобы сформировать и поддерживать их, в противном случае, бурный энтузиазм, сопровождающий любое новое начинание, угаснет сам собой, принеся к тому же глубокое разочарование из-за искренних надежд, которым не было суждено сбыться». Итак, главы французского бизнеса, которые, оказывается, не хотят ничего брать, предпочитая все отдавать, с опозданием на четверть века открывают для себя простые и разумные идеи, предложенные им в рамках европейской доктрины паблик рилейшнз уже при принятии Афинского кодекса в 1965 г. Что ж, предоставим им в таком случае заодно и «методологию коммуникации», ГЛАВА 6. Партнер или главный инструмент подлинного соучастия, которая была разработана тоже четверть века назад. Мы лишены очарования японских «кружков качества» (кстати, возникших позже европейской доктрины PR и являющихся ее практическим применением), мы не обладаем ни свойственным гейшам даром улыбчивого убеждения, ни преимуществами их экзотичности, однако именно нам принадлежит скромная заслуга создания здесь, у себя дома, этой теории. Причем уже весьма давно.
Впрочем, до того как мы рассмотрим методологию коммуникации, имеет смысл предложить краткий анализ текущей ситуации в области участия в управлении работников по найму. Вспомним, что Закон от 4 августа 1982 г. о правах на представительство работников по найму был плохо встречен как главами компаний, так и профсоюзами. Закон от 3 января 1986 г. подтвердил его, тем не менее, и даже расширил область его применения. Однако «группы представителей» заметных успехов не добились: в ходе применения нового закона на 31 марта 1987 г. было подписано всего лишь 1878 соглашений. Дело в том, что и главы предприятий, и профсоюзы опасались быть лишенными части своей власти. «Руководители предприятий не всегда понимали, как много могло им дать участие трудящихся в управлении для повышения конкурентоспособности, производительности труда и мотивации», — признавал Национальный совет французских предпринимателей. Столь сдержанное отношение позволило главам компаний параллельно развивать «кружки качества», учиться управлять ими и превращать их в конкурентов групп представителей, предоставляя «кружкам качества» значительно более существенные средства и зачастую, кстати, получая конкретные и быстрые результаты их деятельности.
Паблик рилейшнз, или стратегия доверия Такая политика встретила определенную поддержку персонала, и в Доме Гермес (Hermes), например, профуполномоченный синдиката Форс Увриер (Force Ouvriere) сама потребовала от руководства создать «кружок качества», который бы работал параллельно с официальной группой представителей, «потому что в кружке можно, по крайней мере, работать три часа подряд, и материальные условия гораздо лучше»*. Профсоюзы обычно не возражали, и результаты работы прагматичных и управляемых «кружков качества» были положительно оценены всеми, о чем свидетельствует пример одного малого предприятия, насчитывающего 200 сотрудников. Его руководство объясняет успехи групп представителей гибкостью и реализмом собственных подходов: «В отличие от многих предприятий, мы не определяем заранее ни точное число собраний, ни их продолжительность. Напротив, мы действуем по потребности: например, у нас было за два месяца два собрания, посвященных бухгалтерии, потому что там нужно было решить конкретные проблемы».
Нужны ли после таких заявлений дополнительные методические доказательства или анализ технологий, которые необходимо внедрить для правильной организации коммуникации, имеющей целью установление подлинного партнерства? Глава 7 СОЗДАТЕЛЬ МНЕНИЙ. МЕТОДОЛОГИЯ КОММУНИКАЦИИ ,$■' - Рассмотрев, как мы это сделали выше, человека общественного в его ипостасях личности и партнера, мы перейдем к его рассмотрению в качестве создателя мнений, потому что именно формируемые мнения являются результатом осуществляемого им обмена мыслями и выработки суждений. В рамках демократического режима мнение большинства становится (либо непосредственно, либо через власть) мнением, которое принимает решения и управляет. Его функции оправданы лишь тогда, когда оно основывается на разносторонней и объективной информации. При этом нужно иметь в виду, что всякая группа, и компании в том числе, обладают собственной информацией в своей области. Делая достоянием гласности свою политику, свои функции и их выполнение, компания не только дает возможность судить о себе более объективно (а желающих оценивать ее становится все больше), но и осуществляет заметный вклад в развитие гражданского общества и совершенствование деятельности демократических институтов. Со временем резко возросло число групп давления, профсоюзных и иных объединений, которые постоянно формулируют свои претензии к компании или объявляют о своем негативном отношении к ней. В регионе, где все высказывают недовольство нехваткой рабочих мест, компания, планирующая открыть новый завод, неминуемо сталкивается с противодействием группы бородатых экологов, которые с позиции защиты окружающей среды протестуют против этого намерения. Причем эта группа зачастую состоит из тех же самых лиц, что устраивают уличные демонстрации с требованием создания новых рабочих мест.
Паблик рилейшнз, или стратегия доверия Как только появляется реклама нового товара, объединения в защиту прав потребителей сразу же начинают разоблачать ее, принципиально называя «лживой» и с результатами тестов на руках доказывая вредность товара. Поэтому главным правилом паблик рилейшнз является непрерывное снабжение создателей мнений честной информацией, иначе говоря, полноценным сырьем, которое позволит сформированному на его основе мнению с полным знанием дела играть свою роль. При этом сообщаемая информация должна излагаться на языке самих создателей мнения, на языке, который, по словам ректора Антуана, поднимает экономический факт до уровня, позволяющего включить его в общественную реальность. «Я пытаюсь, — говорил отец американских паблик рилейшнз Айви Ли, — перевести доллары и центы, фонды и дивиденды-на нормальный человеческий язык». Айви Ли полагал, что для снятия враждебности и недоверия общественного мнения к крупным фирмам и их руководителям, необходимо познакомить общественность с этими фирмами и людьми, развеять тайну, окружающую их деятельность «в тех областях, которые имеют значение и представляют интерес для общественности». Таким образом, он формулировал принцип, согласно которому общественное мнение имеет право быть информированным. Теодор Н. Вейл, президент АТТ, утверждал то же самое в ежегодном отчете перед акционерами своей компании, отмечая в 1909 г., что «следует уважать частные интересы общественности». Как далеко мы ушли от высказывания Форда: «Покупатели свободны выбирать цвет черного автомобиля, который я им продаю»! Тот же Вейл в 1913 г. замечал: «Единственный способ исправить заблуждения и непонимание общественности заключается в использовании информации и политики открытых дверей». Мы уже установили, что предметом паблик рилейшнз является анализ новых устремлений, их осознание и удовлетворение, учет ------------------------------------------------------------- ГЛАВА 7. Создатель мнений. Методология коммуникации новых потребностей человека общественного, который несет в себе будущее и от которого зависит развитие компании. Мы уже рассматривали PR как социологическую теорию, основанную на уважении личности, и как инструмент анализа системы взаимоотношений и коммуникации. Теперь имеет смысл рассмотреть их в качестве стратегии и технологий организации акций и коммуникации.
Согласно присущему PR методу, после диагностики — «медицинского осмотра» общества и функциональных анализов предлагается связная программа прогнозирования, координации и управления коммуникационными мероприятиями. Главная цель этих мероприятий, совпадающая с определением самих паблик рилейшнз, — это формирование и поддержание доверительных взаимоотношений, основанных на знании друг друга, лучшем взаимопонимании между членами одной группы и между этой группой как таковой и ее социальными партнерами. Какими бы ни были природа и значимость задач, стоящих перед конкретным мероприятием паблик рилейшнз, их решение всегда будет зависеть от отношения и поведения индивидуумов и групп, которых прямо или косвенно затрагивают эти задачи. Это значит, что нет таких задач, решение которых не создавало бы более или менее сложных коммуникационных проблем. Чтобы направить в благоприятное русло эти отношения и поведение, чтобы породить доверие и видоизменить мотивации, нужно действовать согласно этике, стратегии и методу, применение которых требует знаний и умений, по определению, обязательных для советника по вопросам паблик рилейшнз. Не входя в детали методологии PR, напомним лишь семь ее ключевых положений, чтобы продемонстрировать, с какой легкостью они вписываются в систему менеджмента. Мы, безусловно, будем основываться на допущении, что для каждого из описываемых ниже этапов были проведены предварительные исследования, позволяющие определить положение компании и ее окружения, и что цели оперативных служб были точно установлены и ясно сформулированы (кстати, не следует забы- Паблик рилейшнз, или стратегия доверия вать, что заведомо заниженная или, напротив, недостижимая цель теряет свои мотивационные способности). Использование паблик рилейшнз может быть представлено в зависимости от следующих этапов. Цель первого заключается в определении целевых аудиторий. В связи с этим необходимо составить список аудиторий и групп, которые могут оказать влияние на достижение поставленных целей. Число групп и индивидуумов, которые могут прямо или косвенно повлиять на достижение целей, существенно больше, чем обычно думают. Только систематически проведенное исследование позволяет всех их выявить. Затем понадобится для каждой из этих групп установить уровень и механизм ее влияния. Они могут быть четырех типов: • уровень решения. (Зависит ли осуществление нашей деятель • уровень консультаций. (Консультируются ли с ними те, кто • уровень поведения. (Могут ли они своим поведением затор • уровень мнения. (Влияют ли их суждения, их точка зрения на Затем следует перейти к структурному анализу. С этой целью нужно подготовить схему, позволяющую понять механизмы, сочленения, каналы, существующие внутри каждой группы, чтобы по возможности использовать их при реализации наших коммуникационных программ. Не следует забывать, что один и тот же индивидуум всегда принадлежит к нескольким группам. Это важно знать, чтобы соответствующим образом локализовать и адаптировать наши коммуникации. И наконец, можно переходить к психосоциологическому исследованию. Действительно, необходимо знать не только цели,
------------------------------------------------------------- ГЛАВА 7. Создатель мнений. Методология коммуникации задачи и средства, имеющиеся в распоряжении группы, с которой мы будем устанавливать контакт. Столь же важно знать ее философию, кредо, табу, одним словом — ее «коллективную индивидуальность». Мы должны будем учитывать ее особенности при проведении коммуникации. Понадобится также выявить критерии, характеризующие мнения тех, кто в составе этих групп является лидером «де юре» или «де факто» и кого прямо или косвенно затрагивает цель, которой мы хотим достичь. Каковы их проблемы? Каковы их ожидания по отношению к нам? Какие индивидуальные или коллективные мотивации определяют или будут определять их поведение? Объектом второго этапа будет функциональный анализ. Это стадия, на которой мы должны будем составить перечень наших результатов, т. е. наших возможных ответов на ожидания целевых аудиторий. Как перед судом своей совести или в ходе искренней и объективной самокритики дать ответы на три следующих вопроса: Что мы делаем? Что мы можем сделать? Что мы хотим сделать? Таким образом, функциональный анализ будет заключаться в оценке того, как компания справляется с каждой из своих функций (работодателя, управляющего капиталами, производителя товаров и услуг и т. д.), и в сравнении полученных результатов с ожиданиями заинтересованных аудиторий. Это позволит определить характеристики реального институционального имиджа, выяснить, соответствует ли он воспринимаемому образу, и уточнить, чем он отличается от желаемого имиджа, т. е. от имиджа, способного благоприятно ориентировать мотивации, на которые мы хотим воздействовать. Третий этап будет самым простым. Потребуется определить суть коммуникации и способ их изложения, с тем чтобы они вос-
Паблик рилейшнз, или стратегия доверия принимались как ответ на ожидания наших аудиторий, т. е. как одно из решений одной из их проблем. Основные задачи этапа: • превращение фактов в общественную реальность; • определение характеристик формируемого имиджа. И тогда мы перейдем к четвертому этапу, предметом которого будет определение общего комплекса стратегии и средств. На этом этапе потребуется: • сформулировать (четко и подробно) коммуникационную стра • составить перечень используемых материальных средств и • спланировать необходимые организационные меры матери • предусмотреть связи и распределение обязанностей между На пятом этапе мы перейдем к выработке программы. Формулируя ее, мы уточним: • к кому обращаться (выбор аудиторий, которым следует ад • что говорить (набор аргументов); • как это сказать (в соответствии с точкой зрения аудитории и • кто это скажет (выбор «представителей компании» — выра • какие каналы использовать, чтобы это сказать (выбор носи • когда это сказать (календарный план). И наконец, поскольку не может быть полного плана действий без подсчета расходов, на шестом этапе будет вырабатываться бюджет. Он будет рассчитываться в соответствии с принципами, характерными для самой природы паблик рилейшнз: в основу ляжет анализ расходов для каждого типа аудиторий и для каждого носителя (причем выбор и тех и других должен быть соответствующим образом обоснован). ------------------------------------------------------------- ГЛАВА 7. Создатель мнений. Методология коммуникации Представленная методология коммуникации должна завершиться заключительным, седьмым этапом, который не менее важен, чем все остальные. Он будет посвящен выработке программ контроля. В первую очередь, следует предусмотреть способы отслеживания реакций (обратная связь, «панель управления»). «Панели управления» не всегда легко создать. Однако значение их является определяющим для такой области деятельности, как паблик рилейшнз, где факты всегда важнее и убедительнее самых тонких рассуждений. Нужно обладать достаточной выдержанностью, чтобы признать: несмотря на высокий уровень знаний и опыт, позволяющий нам прогнозировать человеческие реакции, риск ошибок всегда сохраняется. Избежать их не может никто. И напротив, можно избежать тяжелых последствий таких ошибок, если хорошо спроектированная «панель управления» оперативно сигнализирует, что мы оказались на неверном пути, и дает нам возможность, таким образом, скорректировать нашу стратегию. А потом, естественно, будет осуществлен контроль результатов. На самом деле не существует таких мероприятий, в том числе принадлежащих области паблик рилейшнз, в отношении которых можно было бы признать, что анализ их результатов невозможен. Такой контроль не сложен, если цели были предварительно четко сформулированы в терминах количества и качества. Опросы общественного мнения, социологические исследования, контент-анализ прессы, спланированные специально для мероприятия и проводимые до и после него, являются отличным инструментом оценки результатов путем сравнения их с намеченными целями. Для каждого из вышеописанных этапов обязательно разрабатываются документы, таблицы, диаграммы, не только обеспечивающие коммуникационную политику солидным фундаментом взамен интуитивного подхода, но и позволяющие систематически и эффективно развивать программу. Паблик рилейшнз, или стратегия доверия Итак, наряду с описанным методологическим анализом коммуникационных проблем, связанных с достижением особых целей, к области деятельности паблик рилейшнз относится также разработка и предложение мероприятий, которые помогали бы сближению линии основных интересов затрагиваемых деятельностью компании аудиторий и линии специфических интересов самой компании. Как мы уже говорили, единственный возможный источник акций PR лежит на пересечении этих двух линий. Выбор мероприятий, которые отвечали бы ожиданиям общественности и одновременно облегчали достижение целей компании, является, вне всякого сомнения, одной из самых захватывающих областей применения своих возможностей для представителей этой профессии. Именно в этом вопросе советник по вопросам паблик рилейшнз может дать полную волю своему творческому воображению, продемонстрировать свои качества организатора, ведущего и режиссера. И здесь мы подходим к той области, где теория и советы уже бесполезны. Здесь позволительно утверждать, что тот, кому природой не даны такие способности, никогда не станет настоящим консультантом по вопросам паблик рилейшнз, как бы хорошо он ни был знаком с технологиями и носителями. Но разве близорукие мечтают стать чемпионами по стрельбе, даже если в других областях им удается добиться самых выдающихся результатов? Глава 8 ПРОГРАММАКОМПАНИИ
Кто сегодня не слышал о программе компании? Но, как это обычно бывает, когда идеи опережают события, этот термин для большей части общественности продолжает оставаться абстрактным понятием. Источник этой теории — в очевидной истине: одобренная всеми заинтересованными лицами программа является мощным мотивирующим фактором, ставящим перед группой общую цель, к достижению которой нужно стремиться всем вместе. «Народ можно повести за собой, только если показать ему будущее. Вождь — это продавец надежды», — утверждал Наполеон Бонапарт. Можно ли найти лучшее применение управлению посредством цели, чем коллективная выработка программы, ее четкое изложение, включение в нее единого кредо группы и совместный выбор средств ее осуществления? И что может дать большее удовлетворение личности, чем реализация такой программы, результат общих усилий группы и одновременно вознаграждение для всех ее участников? Как можно вести за собой группу, как объединить ее усилия, не предложив ей ясную точку отсчета, маршрут и конечную цель? Невольно вспоминается едкое замечание юмориста Пьера Дака (Pierre Dae): «Тому, кто отправился ниоткуда и не пришел никуда, некого благодарить». Обычно используют следующее определение программы компании: представляющий собой точку отсчета документ, одобряе- Паблик рилейшнз, или стратегия доверия ГЛАВА 8. Программа компании
мый максимально возможным числом сотрудников и содержащий основные представления о его будущем (либо общее описание «будущего состояния компании», либо более конкретный план), характеристику политических направлений, которым нужно следовать, и перечень ценностей, которые нужно исповедовать, чтобы достичь планируемого состояния. Малькор (Ма/сог) и Райор (Rayor) подчеркивают, что такой проект отвечает биологической и психосоциологической потребности: «Как известно, компания — это живое существо, которое рождается, живет и умирает. Как всякое живое существо на определенном этапе своего развития, как всякая открытая система», компания нуждается в знании и точном описании своей стратегии, причем его конечная цель-минимум и, тем самым, план-минимум всегда заключаются просто в том, чтобы жить и выжить. Но это не все. «Объективность вынуждает нас (...) признать, что посредством своих структур и достижений (живые существа) реализуют определенный план, следуют ему», — писал Жак Моно (Jacques Monod). Однако и компания — через составляющих его индивидуумов — тоже является единым психосоциологическим целым. Напомним, что Тойнби показал: цивилизация «без программы», т. е. не имеющая нового ответа на вызов окружающей среды, — это умирающая цивилизация, так же как и человек, который не творит». Как отмечали Де Маржери (de Margerie) и Рейе (Rayer), объективно «лучшие компании всегда имеют программу, которой обычно сопутствует мощная индивидуальность компании, часто несущая на себе отпечаток личной морали ее основателя, как в случае Хьюлетт-Паккард (Hewlett Packard) или IBM, например. Такие компании отличаются также амбициозностью и корпоративным духом. (...) Среди десяти самых уважаемых компаний США в 1984 г. по меньшей мере три, насколько нам известно, имеют действую- щую программу. Это IBM, Хьюлетт-Паккард, Лезьер Котель (Lesieur Cotelle), и все они обращены лицом к будущему и его вызовам». Эрве Серье (Herve Serieyx), член группы Еврэкип (Eurequipe), которая является одним из самых активных европейских последователей создания программы компании, совершенно справедливо замечает: «Основанный на соучастии менеджмент не может ограничиваться лишь мобилизацией разума (который, впрочем, зачастую остается мало востребованным) производственных и управляющих звеньев: синергический разум высшего руководства также необходим компании. Можно согласиться с тем, что во главе ряда французских компаний стоят великолепные представители «образцов разума», прекрасные интеллектуальные машины. Но часто ли они работают синергично? Часто ли стоящие во главе компании команды спаяны единой ясной программой? Не оказывается ли зачастую, что каждый член этой команды больше озабочен тем, чтобы понравиться президенту, чем активными действиями, направленными на выработку, реализацию, а может быть, даже и пересмотр программы и стратегий, причем с риском вызвать неудовольствие президента? И многие ли президенты поощряют своих ведущих сотрудников проявлять смелость, высказывая критику и выдвигая предложения? Многие ли умеют посредством устанавливаемых со своими помощниками взаимоотношений способствовать использованию в обсуждениях языка правды и охлаждать пыл подхалимов? Выработка программы компании может предоставить наиболее благоприятную возможность для создания таких взаимоотношений, такого стиля общения, такой атмосферы. Ведь в процессе ее создания вся руководящая команда размышляет над высшими устремлениями компании, над перечнем ее общих ценностей (корпоративной культурой), над принципами действия, которые будут положены в основу ее структуры, и над конкретной интерпретацией в повседневной жизни тех заключений, к которым и приведут совместные размышления команды.
Notes de conjoncture sociale. 1985. Juin.
Паблик рилейшнз, или стратегия доверия ГЛАВА 8. Программа компании
Чтобы быть мобилизующей, такая программа должна быть принята всеми, и еще одна возможность увеличить сплоченность руководящей команды заключается в том, чтобы потребовать от нее разработки и организации процесса, который приведет всю компанию, включая все ее отделы, подразделения, службы и заводы, к принятию и поддержке выработанной программы, адаптируя ее с учетом всех местных специфических особенностей». Прочитав эти замечания, понимаешь, какую большую роль с этой точки зрения должны играть внутрифирменные паблик рилейшнз и безупречно отлаженное циркулирование информации внутри группы. Как без этого обеспечить восприятие и одобрение выработанной программы всеми отделами, подразделениями и службами? Можно сказать, что программа компании — это изложение ее судьбы, отражающее текущую реальность (функциональный анализ) и предсказывающее будущее (определение целей управления, основанного на соучастии). Это должен быть «запрограммированный» и «программирующий» текст. Совершенно ясно, что программа компании, которая должна быть мобилизующей и амбициозной, соответствующей реалиям и связной, обязана также быть разумной и осуществимой. В связи с этим она должна основываться, как было показано, на «корпоративной культуре», учитывать социологический фон компании и предлагать некоторый набор целей — социальных, технических, финансовых, а также удовлетворяющих потребности аудиторий. В него должна быть включена общественная ответственность группы («гражданственные устремления»).
Она должна быть моральной и обращенной к сердцам парт-юв. Полезно, чтобы в ней содержалась идея конкуренции и определялись один-два противника, не обязательно конкретно обозначенные. Беллак (Beullac) и Малькор (Ма/сог) приводят удачный пример крупного (10 000 сотрудников) бельгийского предприятия точной механики, относящийся к 1984 г. Собрание группы руководящих работников, которое было посвящено анализу атмосферы на фирме, сформулировало шесть тем для размышления, в том числе и об авторитете руководства и его боязни будущего: «Будущее компании основывается на создании авторитета и доверии, исходя из программы компании, способствующей коллективной деятельности, повышению ответственности всех членов группы, четкости, соблюдению принятых правил, ясности и последовательности в осуществлении запланированных действий. Лекарством против кризиса власти послужит ясно и четко сформулированная мобилизующая программа, основанная на приоритетных ценностях. Следует поощрять любые проявления совпадения интересов, чтобы превратить их в программу компании, принимаемую всеми».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|