Базовое понятие: «человек общественный» 7 глава
Паблик рилейшнз, или стратегия доверия ГЛАВА 9. Аудитории
Продемонстрировать с помощью изображения или текста, как действует персонал компании, устроить посещение завода, чтобы показать, как там идет работа, рассказать в буклете или любым другим способом об участии компании в региональной или национальной экономике, — все это, как нам кажется, прекрасные возможности, мимо которых торговцы или рекламисты слишком часто проходят, не замечая их. А ведь с их помощью формируется благоприятное отношение к компании, именно они создают ему институциональный имидж (не связанный напрямую с имиджем марки, который зависит от рекламы) и тем самым способствуют росту сбыта. Необходимость в рассмотрении этого вопроса объясняется и тем, что он зачастую становится поводом для полемики между специалистами рекламы и паблик рилейшнз. В связи с этим имеет смысл также, с одной стороны, особо подчеркнуть, что в данном случае упреки и претензии необоснованны, а с другой стороны, предостеречь против вполне вероятного искушения выдвинуть на первый план в рамках программы паблик рилейшнз, адресованной потребителям, естественное влияние информации на сбыт и осуществлять информирование как бы под предлогом стимулирования сбыта. Теперь остановимся на аудитории, значение благоприятных взаимоотношений с которой далеко не всегда оценивается по достоинству. Речь идет о поставщиках. Наряду с потребителями другой аудиторией, тесно связанной с компанией именно в коммерческом аспекте, являются поставщики. Ведь их отношение к нам может быть эффективно видоизменено в зависимости от мнения, которое у них складывается о компании.
Поставщик, не работая на предприятии, тем не менее является частью производственной цепочки. Достаточно подумать о возможности перебоев в поставках, чтобы убедиться в этом, почувствовав заодно неприятный холодок в спине. Под этим углом зрения узы взаимозависимости, объединяющие компанию с поставщиками, вполне очевидны. Обслуживание, которое мы сможем предоставить нашим потребителям, качество наших товаров частично зависят от того обслуживания и качества, которое получено от поставщиков. Для того чтобы услуги, предоставляемые поставщиком, были наилучшими, чтобы его советы и разъяснения были дружественными и точными, он должен знать потребности компании, ее деятельность, оборудование и проекты, одним словом, жизнь нашей компании. Между ним и нами должны установиться отношения доверия, взаимопонимания и взаимоуважения. Именно так должны выглядеть цели, формулируемые в адресуемой поставщикам программе паблик рилейшнз. Потребители и поставщики — не единственные аудитории, способные повлиять на судьбу группы. Достаточно хоть немного ориентироваться в совокупности административных правил, уставов, законов, приказов и решений, которые контролируют, направляют и руководят жизнью компаний, чтобы сразу понять, что эта жизнь определяется не только людьми, связанными с группой контрактными или коммерческими отношениями. Есть много людей и коллективов, которые обладают определенной политической, коммерческой или общественной властью над компанией: это органы государственной власти, административные службы, парламент, торговые палаты, синдикаты и другие профессиональные организации. И все они должны в той или иной мере знать деятельность компании. Однако совершенно очевидно, что они готовы воспринимать информацию об этой деятельности под разными углами зрения. Как мы уже писали, они тоже приписывают компании
Паблик рилейшнз, или стратегия доверия ГЛАВА 9. Аудитории
определенную роль, исходя при этом из своих собственных проблем. То, что хочет знать контролирующий орган, не совпадает с информацией, интересующей, например, представителя профсоюза. Таким образом, все эти имеющие над компанией власть лица и группы составляют свое мнение о ней, основываясь на тех отношениях, которые с ними установлены. И их мнение будет оказывать на судьбу предприятия влияние, зависящее, в частности, от информации по интересующим их вопросам, которая окажется им доступной. Поэтому компания, несомненно, крайне заинтересована в разработке и осуществлении программы информирования всех этих разнообразных структур и должна учитывать тип и содержание информации, которую каждая из них хотела бы получить, с тем чтобы они могли судить о компании, если и не с полным знанием дела, то хотя бы со знанием той его части, которая касается каждой из них. Когда один руководитель компании удивлялся полному отсутствию контактов с персоналом, советник по паблик рилейшнз заметил: «Вы обратили внимание, что каждую неделю ваши рабочие — члены профсоюза получают еженедельник, листовки, один-два циркуляра из центрального правления синдиката, не говоря уж о собраниях, которые профсоюзные деятели проводят несколько раз в месяц, или о профсоюзной доске объявлений? Вы же, со своей стороны, ограничиваетесь тем, что три раза в год распространяете «домашнее издание», которое в мае описывает, как прошел новогодний утренник для детей персонала. Полное насыщение, с одной стороны, и почти полное молчание, с другой. Как же чаши весов могут прийти в равновесие?». Помимо тех нескольких аудиторий, которые мы только что перечислили, существуют и другие группы влияния. Возможно, их воздействие не является столь же прямым, но от этого оно не становится менее мощным. Упомянем, в частности, тех, в чьи функции входит образование, т. е. педагогический корпус, столь специфическую аудиторию, как молодежь, сельскохозяйственных работников, общества защиты прав потребителей, экономические и финансовые круги, религиозные круги, группы, организуемые внутри предприятия, аудиторию пожилых людей и т. д. Существуют прекрасные учебники по практике паблик рилейшнз, которые подробно описывают средства и методы работы с этими аудиториями.
А конечно же, есть пресса! Эта «аудитория» отличается от прочих тем, что сама обращается к огромной аудитории читателей. И мы решили, что есть смысл посвятить ей всю следующую главу. Но завершить этот краткий список нам хотелось бы любопытной аудиторией, которую компания, как правило, нередко игнорирует, если не нуждается в ней непосредственно, т. е. когда необходимо увеличить капитал. Речь идет об акционерах. С позиций паблик рилейшнз акционеры должны рассматриваться как внутрикорпоративная аудитория. Они-то, по сути, и являются самой компанией, будучи ее владельцами. Однако приходится с сожалением констатировать, что самим акционерам с трудом удается воспринимать себя в качестве ее составной части. Чаще всего они относятся к ней так, как игрок, сделавший ставку на бегах, относится к лошади, на которую поставил. Иными словами, компания интересует их в той мере, в какой приносит им прибыль. Тем не менее они образуют важную аудиторию, которую целесообразно включить непосредственно во внутрикорпоративную группу компании, привязать к ней. Влияние этой аудитории становится все более решающим по мере того, как растет возможность участия акционеров в увеличении прибыли компании. Выше мы говорили о наличии аналогий в работе специалистов по паблик рилейшнз и крестьян. Можно было бы обсудить сев и
Паблик рилейшнз, или стратегия доверия сбор урожая, если бы мы уже не сказали все самое главное, перечисляя основные этапы методологии коммуникации. Поэтому мы не станем возвращаться к данному вопросу, тем более, что в наши задачи входит не создание трактата по PR, a изложение основных этических и деонтологических аспектов этой дисциплины. Именно потому, что в этой области деятельности всегда много проблем, связанных с этикой и деонтологией, мы и решили посвятить одну главу щекотливому вопросу взаимоотношений с прессой, образующей совершенно особую аудиторию.
Глава 10 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ПРЕССОЙ: СТРЕМЛЕНИЕ ВНЕСТИ ЯСНОСТЬ Сейчас мы приступаем к очень деликатному вопросу, несмотря на всю его кажущуюся простоту. Нет сомнений, что в основе большинства недоразумений и кривотолков лежат именно знаменитые «отношения с прессой» и работа так называемых пресс-атташе. Для многих паблик рилейшнз сводятся исключительно к взаимоотношениям с прессой. Кратко эта позиция формулируется так: нужно заставить говорить о себе в газетах, и при этом даже не важно (по мнению тех, кто доводит этот постулат до абсурда), хорошо ли, плохо ли газеты будут о нас говорить, — лишь бы говорили! Предшествующие главы, надеемся, доказали, что паблик рилейшнз, к счастью, не могут быть сведены ни к этой единственной функции, ни к этому упрощенному подходу. Конечно, взаимоотношения с прессой являются частью (но всего лишь частью!) глобальной политики PR, а поскольку их результаты можно заметить, как правило, значительно быстрее, чем результаты остальных акций, адресованных другим аудиториям, именно отношения с прессой очень быстро привлекли внимание поверхностных наблюдателей. Это обусловлено рядом факторов. Первый фактор: установление взаимоотношений с прессой, т. е. с издателями и редакторами газет, путают в целом, как правило, с формированием общественного мнения. Давайте уточним: можно обеспечить прекрасные отношения с журналистскими кругами, вовсе не ставя перед собой задачи добиться от них нужных публикаций. Специфическую аудиторию журналистов путают со значительно большей по объему аудиторией читателей.
Паблик рилейшнз, или стратегия доверия В некоторых случаях новость может быть сообщена только журналистам, к их сведению, причем материал может сопровождаться пометками «Только для информации. Не для печати» или «Эмбарго: опубликовать не ранее такого-то числа». Добавим, что с появлением первых агентств по связям с прессой (в 1955—1956 гг.) французские рекламисты, естественно, сразу заявили, что они вели такую работу уже давно и «занимались паблик рилейшнз, сами о том не подозревая, так же как господин Журден говорил прозой, не догадываясь об этом». И тут они не ошибались: если бы паблик рилейшнз сводились к распространению заявлений для прессы, не пришлось бы создавать новую профессию для выполнения этой работы. Этим действительно вполне могли бы более или менее успешно заняться рекламисты. Второй фактор, обусловивший неясность, заключается в том, что рекламисты были уверены (а некоторые сохраняют такую уверенность по сей день), будто PR заключаются в рассылке в печатные органы заявлений для обеспечения упоминания нужной информации в «редакционных материалах», — этот отвратительный термин все еще имеет хождение.
Марсель Блестейн-Бланше {Marcel Bleustein-Blanchet), проницательный исследователь всех аспектов рекламной информации, внес свой вклад в существующее смешение понятий, введя в практику Агентства Пюблисис (Адепсе Publicis) подготовку «редакционной информации» под именем «рекламных репортажей». Пользуясь этим «недоразумением», большинство рекламных агентств сумели убедить своих клиентов, в том числе достаточно крупных, что рекламисты в состоянии обеспечить их паблик рилейшнз, поскольку создали бюро по связям с прессой, в которых работают один или несколько пресс-атташе. -------------------------------------------- ГЛАВА 10. Взаимоотношения с прессой: стремление внести ясность В связи с этим представляется необходимым процитировать статью 3 постановления министра информации Алена Пейрефитта от 23 октября 1964 г., согласно которой «работа консультанта в сфере паблик рилейшнз и пресс-атташе несовместима с работой профессионального журналиста или рекламного агента». Здесь четко сказано: профессиональный журналист не может быть пресс-атташе, рекламный агент не может заниматься паблик рилейшнз! Эта цитата позволяет измерить глубину существующего недоразумения. Кому не известны предприятия, ярмарки, салоны, использующие журналистов для обеспечения связи с прессой? Кто способен привести пример рекламного агентства, которое бы ни утверждало, будто осуществляет паблик рилейшнз своих клиентов? Между тем данную ситуацию можно понимать по-разному. Рекламисты, чтобы проникнуть в область PR и, не смущаясь, продавать товар, торговать которым они не имеют права, стали предлагать не просто рекламу, но «коммуникацию». Теперь они обеспечивают заказчикам либо «институциональную коммуникацию», либо «глобальную коммуникацию». Внимательный читатель всего изложенного выше без сомнения согласится с тем, что, несмотря на любую маскировку, действия рекламистов обусловлены совершенно иными целями и адресованы иным аудиториям, чем мероприятия PR, даже если рекламисты зачастую заимствуют некоторые идеи, которые всегда относились к области паблик рилейшнз. Этот факт со всей бескомпромиссностью констатируется в манифесте паблик рилейшнз 1986 г., который мы уже цитировали. Следует также признать, что мир не бывает черно-белым, и появлению сложившегося положения способствовали не только рекламисты, но и некоторые профессионалы PR (или те, кто пре-
Паблик рилейшнз, или стратегия доверия тендует на такое звание), — иногда это делалось по незнанию, иногда — из мягкотелого попустительства. Некоторые умы с самоубийственной беззаботностью благосклонно прислушиваются даже к пению сирен, соглашаясь с «неизбежностью» глобальной коммуникации и тем самым в некотором роде признавая, что их профессия таковой не является, и потому рекламисты вполне резонно присвоили себе право на нее. Мы посчитали необходимым сделать столь длинное отступление, чтобы точно определить границы в области взаимоотношений с прессой, в частности границы, отделяющие подлинную информацию от скрытого продвижения товара или рекламы. Мы будем исходить из следующего базового принципа: когда любая структура (это может быть предприятие, компания, административный орган, ассоциация и т. п.) оказывается в системе индивидуальных или групповых отношений, само ее существование или ее деятельность вызывают различную реакцию или разные последствия, которые проявляются и вне круга непосредственных взаимоотношений и воздействуют на экономическую, политическую, социальную или культурную жизнь сообщества. По этой причине общественность испытывает необходимость в информации, исходящей от этих структур: как мы уже упоминали, американский создатель паблик рилейшнз именно в таком контексте без колебаний говорил «о праве общественности на информацию». Этому требованию общественного мнения самым естественным образом соответствует столь же обоснованное желание указанных структур сообщать информацию о себе. Созданная в Швейцарии в 1961 г. рабочая комиссия очень хорошо проанализировала данную проблему, и настоящая глава в основном базируется на ее работах. По поводу необходимости информировать о себе, которую испытывает группа, комиссия за- -------------------------------------------- ГЛАВА 10. Взаимоотношения с прессой: стремление внести ясность мечает: «Группа стремится сделать известными свою деятельность, свои решения, программу, планы на будущее и сформировать таким образом атмосферу симпатии в своем непосредственном окружении и в общественном мнении в целом. Такая симпатия образует фундамент доверия». Далее мы полностью процитируем результаты очень тонкого анализа природы отношения прессы к компаниям и паблик рилейшнз, осуществленного данной комиссией на паритетных началах (в нее вошли издатели газет, редакторы, рекламисты, рекламодатели, специалисты PR, журналисты). Нам кажется, что этот анализ — лучший из всех посвященных данному вопросу. «Так как организации испытывают потребность в информировании общественности, а общественность нуждается в информации, немедленно возникает проблема носителей этой информации и их собственной позиции по отношению к паблик рилейшнз. Появляется и еще одна проблема — отношение к носителям информации организации, распространяющей или желающей распространить PR-тексты. За редким исключением вся печатная пресса (имеются в виду газеты и журналы) состоит из редакционных и рекламных площадей. Своего рода разделение полномочий устанавливается, таким образом, между редактором, отвечающим за редакционную часть издания, и руководством издательского предприятия, ответственным за экономическое существование и процветание печатного органа. Главная роль в обеспечении экономического процветания принадлежит рекламным полосам, за которые можно взимать плату. Читатель считает, что излагаемая на редакционных полосах информация отражает позицию и мнение редактора, который публикует ее на основе достоверного знания фактов и совершенно свободно. Это не облегчает решение проблем, связанных с паб-
Паблик рилейшнз, или стратегия доверия лик рилейшнз в прессе. На практике зачастую бывает сложно провести границу между информацией, относящейся к редакционной части, и информацией рекламной части издания. Материалы PR, которые могут быть опубликованы на редакционных площадях, должны одновременно отвечать потребности общественного мнения (читателей) в информации и выполнять привычную для прессы информационную функцию. Когда они исходят от коммерческого предприятия, для которого извлечение прибыли является главной целью, паблик рилейшнз в прессе имеют тем более значительный рекламный эффект, чем лучше им удается создание атмосферы доверия». В этом длинном вступлении проблема обрисована так методично и тщательно, как это свойственно нашим швейцарским соседям. Затем комиссия переходит к рассмотрению позиции издателя и редактора по отношению к паблик рилейшнз. Предлагаемый текст интересен тем, что в нем продемонстрированы разные оттенки этих позиций, показано, что интересы издателя и редактора не во всем совпадают, но оба они готовы принимать информацию от служб паблик рилейшнз, чтобы удовлетворять интересы своих читателей. «Редактор, — констатирует комиссия, — несет ответственность за содержание редакционных полос своей газеты. Поэтому будет справедливо, чтобы он решал также, какой материал должен быть опубликован на них. Однако он испытывает разного рода влияние как со стороны издателя, так и со стороны предприятий, распространяющих PR- послания. Средством давления служит продажа или покупка рекламных площадей. И хотя использование этого средства кажется естественным и понятным, оно, тем не менее, противоречит этике редактора, газеты и паблик рилейшнз. -------------------------------------------- ГЛАВА 10. Взаимоотношения с прессой: стремление внести ясность Издатель определяет основные направления, задающие принципиальные экономические и политические позиции его газеты, однако осуществляемый в соответствии с обозначенной главной линией отбор информации, которая будет представлена читателю на редакционных площадях, возложен на редактора. И вполне естественно, что, проводя такой отбор, он предпринимает некоторые меры предосторожности и одновременно берет на себя определенный риск. Редактор вполне справедливо занимает критическую позицию по отношению к получаемым сообщениям паблик рилейшнз, если подозревает, что это попытка распространения скрытой рекламы. Как было указано выше, подобные тексты не имеют ничего общего с правильно понимаемыми паблик рилейшнз, которые должны быть источником приемлемой и для редактора, и для его читателей информации». Теперь остается только напомнить правила взаимоотношений с прессой, изложенные в различных профессиональных деонто-логических текстах, а также основные принципы работы с ней. Единственная роль специалистов PR во взаимоотношениях с прессой заключается в том, чтобы предоставить в распоряжение газет и журналистов полезную для них информацию. Эта информация должна сводиться к изложению фактов и не может содержать никакой пропагандистской или рекламно-коммерческой аргументации. В принципе в представляемых материалах может и даже должно присутствовать название компании, чтобы было понятно, о чем идет речь. Фирменное наименование будет упоминаться по мере необходимости, чтобы читатель получил ясную и полную информацию. Но одновременно такой подход исключает все ненужные повторы, единственная цель которых — навязывание опре-
Паблик рилейшнз, или стратегия доверия деленной идеи, как это делается в рекламных текстах. Имя и номер телефона ответственного за паблик рилейшнз обязательно указываются в представляемых материалах. Упоминание товаров и их названий (марок) допустимо, когда информация излагается в виде своего рода обзора рынка, например по случаю выставок или ярмарок. Таким образом, товары (названия и марки) должны указываться в тексте и публиковаться на редакционных полосах газеты, если текст теряет смысл из-за их отсутствия. Но и в таком случае бесполезный повтор недопустим. Упоминание названий компаний и имен лиц приобретает особое значение, когда они связаны с творчеством (исследования, архитектура, техника, мода и т. д.). Имена придают информации полноту и должны публиковаться на редакционных площадях. При представлении новых открытий или технических достижений полное информирование читателя предполагает и сообщение имени автора рассматриваемых объектов или названия организации, с которой данные события связаны. Однако мы настаиваем на том, что указание имени или названия и в этом случае не должно сопровождаться рекламными комментариями, которые имеют характер аргументации в пользу продаж. Такая информация может относиться к политике компании, ее экономической и финансовой роли, существенным изменениям производственной инфраструктуры (расширение мощностей, введение новых направлений производства или отказ от существующих и т. п.). Кроме сведений, которые касаются самой жизни группы, можно давать и информацию о важном вкладе в социальный, технический, научный или культурный прогресс (меценатство, еще не выведенные на рынок изобретения, научные открытия), о творческих достижениях компании и ее сотрудников, которые имеют ------------------------------------------- ГЛАВА 10. Взаимоотношения с прессой: стремление внести ясность значение для общества или для экономики, а также выдержки из годовых отчетов и сводок финансовых результатов. В некоторых случаях допустима рассылка в редакции изложения позиции группы по отношению к проблемам, представляющим общественный интерес. Следует исключать из предназначенных для публикации в газетах текстов все, что может походить на попытку оказать воздействие на покупательную способность (это — в компетенции рекламы), например повторы названия марки или товара в репортажах по вопросам промышленности или более или менее навязчивое упоминание названий товаров или компаний в текстах, представляющих общий интерес. Вместе с тем следует признать допустимым то, что в Соединенных Штатах называют «паблисити товара» (product publicity). Но при этом не нужно путать «паблисити» с рекламой. Первый (английский) термин означает «делать сведения достоянием общественности, распространять», тогда как реклама — это реклама... Действительно, соглашаясь с принципом «паблисити товара», пресса может рассматривать в качестве одной из своих задач информирование читателей о товаре на редакционных площадях издания — отсюда и сам термин «паблисити товара». Таким образом, в интересах производителей предоставлять редакторам газет информацию и документацию, не пытаясь включить в них скрытую рекламу. К этой же категории можно причислить книжные обзоры, рецензии на фильмы и спектакли, информацию о новых предложениях служб сервиса и т. д. Самыми распространенными случаями «паблисити товара» являются коммерческие хроники и репортажи с выставок и ярмарок. В связи с этим явлением газеты должны придерживаться главным образом следующих критериев: значимость информации для читателя (общий интерес), серьезность технического достижения (инновационная ценность), важность и доступность художе-
Паблик рилейшнз, или стратегия доверия ственного события, значимость нового вклада для экономической жизни в целом, научное значение для здравоохранения, правдивость изложенной информации. Последний критерий предоставляет нам случай напомнить по-прежнему актуальные принципы, сформулированные по этому поводу Айви Ли: • самая хорошая информация — это правдивая информация. • во взаимоотношениях с прессой не нужно давать преимуще • доверие тех, кто занимается информацией, завоевывается ее Совершенно очевидно, что вся информация поставляется прессе бесплатно, а за ее публикацию не взимают платы и не требуют компенсации в каком бы то ни было виде. Только ответственные лица газеты имеют право выносить суждение о том, интересны ли предоставленные в их распоряжение сведения, и никакое давление с целью подключения к оценке других факторов оказываться не должно. При таком подходе становится понятно, что с юридической точки зрения специалист по PR отвечает за выполнение своих служебных обязанностей в сфере связей с прессой, но не несет ответственности за результаты своих контактов с ней. Свобода журналистов, которые сами решают, публиковать ли предоставляемые компанией материалы или нет, а если публиковать, то полностью или частично, не всегда хорошо понимается руководителями предприятий. Они ожидают от ответственного за связи с прессой хотя бы минимального давления на редакторов. Но это означает отрицание самого духа паблик рилейшнз и их стремления предоставить каждому возможность свободно формировать собственное мнение. Мы полагаем, что хороший пресс-атташе, как правило, пользуется достаточным доверием и уважением журналистов, чтобы в некоторых случаях заручиться их временным молчанием. -------------------------------------------- ГЛАВА 10. Взаимоотношения с прессой: стремление внести ясность В 1926 г. Айви Ли поделился с журналистом из агентства Америкэн Пресс (American Press): «За двадцатилетнюю карьеру мне ни разу не приходилось просить газету, чтобы она опубликовала мое сообщение. Лишь однажды мне пришлось принять меры, чтобы одно из агентств не разгласило информацию. Ассошиэйтед Пресс по своим каналам узнало, что Джордж Ф. Бейкер собирается подарить Гарвардскому университету пять миллионов долларов. Это была правда. Источник информации оказался надежным. Однако в результате преждевременной публикации другие потенциальные меценаты могли отказаться от намерения сделать пожертвования. Я пошел к директору Ассошиэйтед Пресс. Я подтвердил, что его информация точна. Я откровенно объяснил ему, что если он ее распространит, то тем самым затормозит приток новых благотворителей. Потом я сказал ему, что он может публиковать эту новость. Он ответил, что без разрешения опубликует ее, только если окажется, что какое-нибудь другое агентство или газета тоже узнали об этом и готовы опередить его. Информация не попала в печать». Эту историю стоило бы посвятить рекламистам, которые уверены, что любая благотворительная акция должна быть немедленно отражена в прессе. В заключение напомним, что если группа хочет обеспечить себе публикацию полного текста в конкретный день, она может, не нарушая вышеизложенные общие принципы, купить площадь в газете по существующим правилам и напечатать там свою информацию, которая тогда будет однозначно идентифицироваться как платное сообщение. Взаимоотношения с прессой — это не хитрость, не обман, не скрытая реклама и не продвижение товара. Их должно характеризовать ключевое слово паблик рилейшнз — «доверие». Доверие журналиста к правдивости и качеству получаемой им информации. Доверие специалиста по PR к профессиональным качествам редактора, единственного, кто имеет право судить, действительно ли публикуемая информация представляет реальный интерес для читателей. Паблик рилейшнз, или стратегия доверия Говорят, что во время исхода народа Израиля из Египта, когда нужно было перейти Красное море и Моисей объявил, что, подняв свой посох, он заставит воды открыться, чтобы святой народ мог посуху пересечь море, а затем воды сомкнутся над его преследователями-египтянами, один маленький израильтянин в волнении воскликнул: «Моисей, если ты это сделаешь, обещаю тебе целую страницу в Библии». Этот израильтянин был подлинным предтечей профессиональных пресс-атташе, так как понял: для того чтобы попасть в печать и быть интересной для читателей, информация должна быть подлинной информацией. Глава 11
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|