Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Избирательные системы: понятие и типы. Взаимодействие электоральных и партийных систем.




Термин «избирательная система» имеет два значения: широкое и узкое. В широком значении, под избирательной системой понимают всю совокупность институтов, связанных с проведением выборов. Узкое значение – способ «перевода» выраженных в выборах предпочтений в распределение оспариваемых властных позиций, т.е. определение победителей. Избирательная система оказывает сильнейшее влияние на формат партийной системы.

Классификации избирательных систем многообразны, однако в подавляющем большинстве случае выделяют два основных типа: избирательные системы большинства (мажоритарные) и пропорциональные избирательные системы, а так же их «смеси» - смешанные избирательные системы.

Принцип систем большинства заключается в том, что на выборах побеждает тот, кто получил большинство голосов, а остальные участники выборов остаются в полном проигрыше. (НУЛЕВАЯ СУММА)

Принцип пропорциональной системы заключается в том, что властные позиции распределяются между участниками выборов в соответствии с долей голосов, полученных каждым из них.

 

Центральное понятие в анализе избирательных систем – это понятие величины округа. Округ – основная единица территориальной организации выборов, т.е. совокупность избирателей, по результатам волеизъявления которых происходит распределение того или иного количества мандатов. Под величиной округа понимают количество мандатов, распределяемых в округе. Таким образом, можно говорить об одномандатных округах, избирающих по одному представителю, и многомандатных, где число избираемых представителей превышает единицу.

Мажоритарная избирательная имеет ряд подвидов.

Избирательная система простого большинства.

 

Используется в Великобритании при выборах в палату общин, США, Канаде, Индии.

Характерные черты данной модели: страна поделена на избирательные округа одинакового размера; избиратели выбирают одного кандидата; кандидат считается избранным, если за него подано больше всего голосов. Сильные стороны модели: ярко выраженная связь между принципом представительства и избирательным округом; избирателям предоставляется выбор между партиями и кандидатами; госорганы получают вполне определенный политический мандат, отражающий позицию большинства населения; отсев всевозможных малых партий радикального толка; сильное представительство, так как большинство мест в парламенте получает какая-то одна партия. Слабые стороны: система напрасно расходует голоса избирателей: не учитывает голоса, поданные за проигравших кандидатов и учитывает голоса, поданные за кандидатов сверх того, что им хватило бы до победы; эффект третьей партии – недостаточное представительство малых партий и партий с географически рассредоточенной поддержкой; ограничение действительной свободы электората путем благоприятствования большим партиям; неблагоприятно сказывается на легитимности правительства/парламента, т.к. он может быть избран меньшинством, хотя и относительным большинством.

Система второго тура. Используется во Франции. Черты: избирательный округ избирает одного кандидата, для победы кандидату необходимо набрать абсолютное большинство голосов, если в первом туре не выигрывает ни один кандидат, то во второй тур выходя кандидаты, набравшие больше всех голосов в 1 туре. Сильные стороны: расширение электорального выбора (в первом туре могут проголосовать за кого угодно, во втором – тоже); задача привлечения максимального количества избирателей заставляет кандидатов выходить на выборы с более широкой программой; обеспечивает сильно и стабильно правительство. Слабые стороны: диспропорция и искажение реальных предпочтений граждан; возможная усталость избирателя и снижение его интереса к выборам; большая роль политического маркетинга (предвыборные обещания раздаются в большом количестве, но не все будут выполняться).

 

Система альтернативного голосования. Используется в Австралии. Черты: избирательный округ избирает одного кандидата; голосование по преференциальному принципу: наиболее понравившийся кандидат обозначается цифрой 1, и т.д.; избранным считается кандидат, набравший 50% голосов избирателей; голоса подсчитываются по первому предпочтению. Если ни один кандидат не набирает 50%, последний в списке кандидат исключается из системы, и его голоса распределяются между остальными, и т.д. до появления 50% кандидата. Сильные стороны: «напрасно» расходуется меньшее количество голосов, сем система простого большинства; в отличие от сист 2 тура, соглашения между кандидатами не могут повлиять на итог голосования. Слабые стороны: благоприятствует крупным партиям, на результат может повлиять поддержка экстремистских партий; предпочтение получает не наиболее популярный кандидат, а наименее непопулярный кандидат.

Пропорциональная система основана на системе партийных списков. Она используется в Израиле, России, Бельгии, Швейцарии, при выборах в Европарламент. Черты: единым избирательным округом является вся страна, партии выставляют список кандидатов в порядке нисходящего предпочтения; избиратели голосуют не за кандидатов, а за партии; партии получают места в парламенте в пропорции от полученных голосов; возможно установление заградительного барьера для отсечения малых (экстремистских) партий. Сильные стороны: единственный вариант «чистого» пропорционального представительства, справедливого для всех партий; содействует солидаризации групп избирателей, так как они ассоциируют себя в большей степенью с партией или страной, а не с избирательным округом; повышается шанс на избрание для кандидатов меньшинств и женщин; присутствие большого числа партий обуславливает необходимость договариваться и идти на компромисс. Слабые стороны: присутствие большого количества партий может привести к слабому и нестабильному правительству. Отсутствует связь между представителями и округами; система работает так, что непопулярные политики, попав на первые позиции партийного списка, уже не могут быть отстранены от должности.

 

Смешанная система основана на использовании механизмов как одной, так и другой системы. Используется в Германии, Шотландии и Уэльсе, раньше использовалась в России. Черты: часть мест (50% и больше) заполняется кандидатами от одномандатных округов, принцип простого большинства; остальные голоса заполняются по системе партийных списков. Избиратели опускают два бюллетеня – за партию и кандидата в одномандатном округе. Сильные стороны: репрезентативное законодательное собрание как результат объединения достоинств двух систем; система предоставляет возможность избирателю голосовать за разные партии и кандидатов. Слабые стороны: сохранение одномандатных округов препятствует достижению более высокого уровня представительства; представительство от округа имеет более низкий статус, чем от партии; из-за увеличенных размеров округов они имеют более слабое представительство; система способствует централизации и усилению роли партий в политическом процессе, так как именно они определяют, кто баллотируется от округа и кто включается в партийные списки.

Система переходных голосов. Используется в северной Ирландии и Ирландии. Черты: многомандатные округа – от каждого округа избирается по 5 человек; партии могут выставлять столько кандидатов, сколько мест имеется в законодательном собрании; голосование преференциальное; кандидат считается избранным при получении квоты голосов, рассчитанной по формуле: (число поданных голосов/(число заполняемых мест+1))+1. Например: если подано 100 000 голосов, то квота будет равно (100000/4+1)+1=20001 голос.Голоса подсчитываются по первому предпочтению. Если замещены не все места, то как в альтернативном голосовании – исключение последнего и раздел его голосов между остальными и т.д. Сильные стороны: возможность обеспечения высоко уровня представительства, состязательность между кандидатами одной партии, избиратель может их оценить; множественность кандидатов, широкий выбор. Слабые стороны: из-за фактора партий возможны колебания уровня представительности, угроза неустойчивого правительства, внутрипартийная конкуренция может негативно сказаться на единстве партии.

Система простого большинства является наиболее распространенной и простой. Она повсеместно используется на Президентских выборах (где использование пропорциональной системы по понятным причинам невозможно), а так же зачастую при выборах законодательных собраний. Главным преимуществом данной системы является то, что обеспечивается парламентское представительство каждому из округов, тем самым устанавливается связь между конкретными группами избирателей и представляющими их законодателями. Другое преимущество – это ее простота и доступность для понимания избирателями, сравнительная дешевизна в применении. Однако одной из основных причин выбора данной системы является то, что она поддерживает двухпартийность, отсекая «третьи партии», что было доказано Морисом Дюверже.

Основные недостатки данной системы являются продолжением ее достоинств: лишая представительства территориально рассеянные меньшинства, система простого большинства нарушает принцип политического равенства граждан. Это проявляется в крайней диспропорциональности распределения парламентских мест, т.к. несоответствия между долями голосов, получаемых отдельными партиями, и долями отводимых им мест. Такая ситуация может привести к тому, что партия, набравшая меньшее суммарное количество голосов получит большинство мест в парламенте. Логично, что такая система способствует использованию разнообразных политических манипуляций. Другим важным следствием является то, что использование системы простого большинства отрицательно сказывается на партийной дисциплине, т.к. депутаты связаны непосредственно со своими избирателями в округах. Особенно сильно это проявляется в новых демократиях, где использование системы большинства резко тормозит развитие партийной системы.

Мажоритарная избирательная система (система абсолютного большинства) решает проблему, связанную с возможностью избрания наименее предпочтительного для большинства избирателей кандидата. По этой системе условием победы кандидата становится поддержка не менее половины избирателей округа. В тех округах, где результаты первого тура выборов не позволяют определить кандидата, проводится второй тур, в котором, как правило, участвуют два кандидата, набравших максимальное количество голосов в первом туре.

Подвидом мажоритарной системы является мажоритарно-преференциональная система, которая применяется в Австралии. В соответствии с ней, избирателю предлагается проранжировать, проставив «единицу» наиболее предпочтительному, «двойку» - второму по степени предпочтительности и т.д. При подведении результатов выборов мажоритарно-преференциальная система дает итог, аналогичный другим системам большинства, если более половины избирателей отдали свои первые предпочтения одному из кандидатов. Если такого победителя нет, то результаты кандидата, набравшего наименьшее число первых предпочтений не учитываются при дальнейших подсчетах и его вторые предпочтения его избирателей приплюсовываются к первым оставшихся. Данная процедура повторяется пока не будет кандидата с более чем половиной первых предпочтений избирателей. Преимуществом данной системы является то, что побеждают более умеренные кандидаты, но при этом не пропадают голоса радикальных кандидатов.

Переход от мажоритарной к пропорциональной системе можно наблюдать в реализации системы, основанной на «едином непереходящем голосе», которая долгое время существовала в Японии. Она существует только в небольших многомандатных округах. В ней избиратель имеет право проголосовать лишь за одного кандидата, а победителями становятся те из них, кто получил наибольшее число голосов независимо от партийной принадлежности. Партии могут выдвинуть любое количество кандидатов в округе, что усложняет потенциальные избирательные стратегии.

Фундаментальный принцип пропорциональной системы прост – распределение мест в соответствии с долями голосов, полученными на выборах. Отсюда непосредственно следует, что она может применяться только в многомандатных округах. Косвенное следствие является то, что избирателю предоставляется выбор не между индивидуальными кандидатами, а списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями («списочная система»). Сложность здесь состоит в том, что количества избирателей партии и распределяемых мест не совпадают. Для решения были разработаны стандартные математические процедуры, позволяющие решить данную проблему.

Следствием использования пропорциональной системы является фрагментация партийной системы и институциональная лояльность существованию малых партий. Однако существует способ сдерживания излишней фрагментации с помощью применения заградительных избирательных барьеров, которые отсекают радикальные партии. При этом естественно, что диспропорциональность представительства существенно вырастает.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...