Каково отличие божественных и демонических натур?
В 16 главе «Бхагавад-Гиты» Кришна объясняет, что все люди, обусловленные материальной энергией, делятся на две основные группы:
· Суры (су-критинах) – божественные (благочестивые) живые существа, поклоняющиеся Богу
· Асуры (душкритинах) – демонические (неблагочестивые) живые существа, никогда не обращающиеся к Богу
Мышление божественных и демонических натур — это два противоположных вида мышления. Один ведёт к освобождению из материального обусловленного существования, а другой - к рабству. Удивительно то, что и божественные и демонические натуры могут совершать как благочестивые, так и греховные поступки. Другими словами, просто по внешнему поведению не просто определить, кто есть кто. В этом заключается сложность в различении одних от других. Отличить их, можно только поняв, как они относятся к Богу, Его преданным и священным писаниям, данных Им, а также по тому, каково их внутреннее устремление. Проведём некоторый анализ, чтобы лучше понять внутреннюю природу этих двух категорий людей. Как объяснялось в прошлом Уроке, пока живые существа находятся на четырех низших ступенях жизни – анна-майа, прана-майа, мано-майа и вигьяна-майа – они находятся в обусловленном материей состоянии. Поскольку эти 4 ступени жизни соответствуют материальному уровню существования, на этих ступенях развития могут находиться как божественные, так и демонические натуры. Поэтому, различают 4 вида людей с демоническим и 4 вида с божественным устремлением. Кришна перечисляет всех их в «Бхагавад-Гите» (7.15-16), начиная с демонических (душкритинах):
на мам душкритино мудхах прападьянте нарадхамах майаяпахрита-гьяна
асурам бхавам ашритах
«Только лишённые разума неверующие, последние из людей, чьё знание украдено иллюзией, и которым присуща безбожная природа демонов, не вручают себя Мне».
чатур-видха бхаджанте мам джанах сукритино ’рджуна арто джигьясур архартхи гьяни ча бхаратаршабха
«О лучший среди Бхарат, четыре категории благочестивых людей встают на путь преданного служения Мне: те, кто попал в беду, нуждающиеся в деньгах, любознательные и, наконец, те, кто стремится познать Абсолютную Истину».
Из приведённых выше стихов можно увидеть основное отличие между этими двумя категориями людей. Демонические натуры никогда не вручают себя Кришне, в то время как божественные натуры, всегда обращаются к Нему. Поскольку люди с демоническим устремлением отвергают Бога, они не принимают и не следуют Его законам, описанным в священных писаниях, и не принимают авторитет Его преданных. И, напротив, люди с божественным устремлением, под руководством преданных Господа стремятся урегулировать свою жизнь в соответствии с указаниями священных писаний. Таким образом, нетрудно заметить, что, движимые гордыней, демонические натуры действуют по собственной прихоти, полагаясь на свои несовершенные чувства и ум, тогда как божественные натуры полагаются на милость Бога, занимая смиренную позицию в жизни, и стараются действовать только в соответствии с Его желанием. Сравним эти две категории людей в таблице:
Чего же достигают люди с божественным и демоническим устремлением?
Причина рабства живого существа состоит в том, что у него есть желание наслаждаться, удовлетворяя свои материальные чувства. Благочестивый человек регулирует процесс удовлетворения своих желаний рамками священных писаний и указаний духовного учителя и других преданных. Это постепенно возвышает человека из низших гун природы до благости, и приводит, в конце концов, к прекращению отождествления себя с телом и достижению совершенства человеческой жизни. Так праведный человек, с божественным устремлением, достигает совершенства человеческой жизни. Люди с демоническим устремлением, отвергая наставления священных писаний, идут на поводу у своей похоти. Похоть приводит их к усилению влияния гун невежества и страсти, которые являются причинами демонической жизни. Так они деградируют всё больше и больше. Поэтому, пренебрежение наставлениями священных писаний и деятельность по собственной прихоти ведут к ужесточению материального рабства и к усилению страданий, вызванных им. В «Бхагавад-Гите» (16.23) Кришна говорит о том, каков результат этого:
ях шастра-видхим утсриджья вартате кама-каратах на са сиддхим авапноти на сукхам на парам гатим
«Тот, кто, пренебрегая указаниями священных писаний, действует по собственной прихоти, не достигнет ни совершенства, ни счастья, ни высшей цели жизни». Таким образом, человек должен понять, что жизнь в соответствии с предписаниями Вед постепенно освободит его, хотя на первый взгляд, внешне может показаться, что священные писания накладывают на него какие-то ограничения. Напротив, отвержение ограничений Вед, внешне может казаться путём к свободе, но в действительности такое отвержение ведёт человека к деградации и обусловленности материей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|