Кришна-вишайака према – парама пурушартха
йара аге трина-тулийа чари пурушартха «Религиозность, богатство, чувственные удовольствия и освобождение люди считают четырьмя целями жизни, но в сравнении с любовью к Богу – пятой и наивысшей целью – первые четыре кажутся ничтожней соломы на дороге».
Следует отметить, что преданному нет необходимости просить об этих четырёх второстепенных плодах религии, ибо всё необходимое приходит к нему как побочный результат его практики преданного служения Кришне. В этой связи, великий преданный Господа, Билвамангала Тхакур, говорил: «Когда моя преданность лотосоподобным стопам Господа безраздельна и непоколебима, мать-освобождение беспрестанно служит мне, и любые блага из сферы религиозной деятельности (дхарма), экономического развития (артха) и материальных наслаждений (кама) всегда к моим услугам». Поэтому, по-настоящему разумный человек занимается деятельностью в сознании Кришны, стремясь к высшей цели жизни. Так он достигает трансцендентного уровня, который неизмеримо выше освобождения. Если в его глазах даже освобождение не является большим достижением, то, что уж говорить о результатах, которые приносят ритуальная деятельность в сфере религии, экономическое благополучие или чувственные наслаждения? Всё это не может прельстить подлинного преданного. Видя, что всё окружающее связано с Кришной и является Его энергиями, - он всё занимает в служении Ему. Такое состояние сознания является проявлением истинного отречения и называется юкта-вайрагьей. Хотя такой человек продолжает жить в материальном мире, совершая различную деятельность, она не связывает его, ибо является духовной по природе. Напротив, эта деятельность очищает его и помогает постоянно помнить о Кришне.
Итак, к второстепенным целям религии – дхарме, артхе, каме и мокше могут стремиться не очень разумные люди. В прошлом Уроке описывались четыре типа людей, которые обращаются к Богу, ища этих временных плодов. Но если таким людям посчастливится встретить чистого преданного Кришны (Вайшнава), и услышать от него о пятой, высшей цели человеческой жизни, тогда их мотив в служении Богу может измениться. Постепенно, благодаря садху-санге, они также становятся чистыми преданными, и достигают высшего состояния сознания - ананда-майа.
К каким целям стремятся четыре типа неблагочестивых людей, имеющие демоническое устремление?
Из четырёх второстепенных целей религии, демонических людей привлекают в основном только две: · Артха – материальное процветание · Кама – удовлетворение чувств
Чтобы увеличить своё наслаждение, они стремятся к власти над всем миром и пытаются обрести богатство и последователей. Для достижения своих корыстных целей, они иногда даже одеваются в одежды религиозных людей, пытаясь использовать религию как средство. Некоторые из них даже могут занимать высокий сан. Такие лицемеры являются самыми грешными из грешников, ибо, используя религиозные чувства людей, обманывают их, эксплуатируют и ведут к деградации. В Ведах предсказывается, что в этот век Кали, люди с демоническим сознанием будут рождаться в семьях священнослужителей с целью разрушить религию. ---_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Итак, в этом Уроке мы рассмотрели четыре второстепенные цели религии, и её подлинную, высшую цель. Религия, направленная на достижение второстепенных целей, называется дхарма – «временная религия». Хотя такая религия и способствует некоторому возвышению человека, она не должна становиться самоцелью и может быть лишь одной из ступеней на пути возвышения человека. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур пишет в комментарии к «Шри према-бхакти-чандрике»: «…Живые существа, отвергнувшие Всевышнего Господа в незапамятные времена, забыли своё конституциональное положение вечных слуг Кришны и пали, поддавшись натиску Майи. По неведению они занимаются телесной деятельностью и страдают от бесконечных материальных горестей. Чем усерднее они, забыв о любовном служении Господу Шри Кришне, стремятся к собственному счастью, тем плотнее мрак невежества окутывает их. Все усилия, направленные на достижение личного счастья без служения Всевышнему Господу, мешают обусловленной душе видеть своё конституциональное положение, и потому называются ложной религией. Стремление к дхарме (религиозной деятельности), артхе (экономическому развитию), каме (удовлетворению чувств) и мокше (освобождению) направлено на достижение личного счастья и потому является ложной религией».
Но деятельность в преданном служении, очищающая душу от забвения её вечной духовной природы, называется санатана-дхарма - «вечная религия». Хотя, являясь духовной деятельностью, преданное служение не зависит от материальных условностей, тем не менее, его значительно легче практиковать, находясь в благоприятствующей преданности среде, которая помогает поддерживать правильный для практики бхакти настрой сознания. Такой благоприятной средой является развитое общество преданных (Вайшнавов), называемое обществом санатана-дхармы или варнашрама-дхармы, и которое является идеальным методом совершенствования человеческой жизни. В комментарии к «Шримад-Бхагаватам» (2.1.16) Шрила Прабхупада отмечает: «…Общество санатана-дхармы организовано таким образом, что тот, кто следует его законам, готовится к следующей жизни и практически лишен возможности прожить человеческую жизнь впустую…».
В чём отличие общественного устройства преданных от материалистического общества? ВЕДИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (БАЗОВЫЙ КУРС) Урок 42. «Основное отличие Богоцентричного общества преданных от эгоцентричного материалистического общества»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|