Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как духовное сознание проявляется внешне в образе жизни людей?




Какова экономическая система в духовном обществе Вайшнавов дайви-варнашрама? Каково отличие материальной и духовной экономических систем?

 

Экономика занимается, в основном, производством и распределением материальных благ и услуг, необходимых или желаемых людьми в их повседневной жизни. Поскольку нам довелось вырасти в среде общества, построенного по принципам материальной экономики, нам непросто понять принципы построения духовной экономической системы. Тем не менее, в этом Уроке мы попытаемся рассмотреть этот предмет.

Прежде всего, важно понять, что Духовная Экономика затрагивает гораздо больше, чем просто экономическую систему, - это состояние сознания людей. Если сознание материалистическое, тогда на практике оно проявляется в том, что человек живёт в соответствии с материальной экономикой, стараясь преумножать возможности для чувственного наслаждения. Но, если сознание человека духовно, тогда он живёт другими ценностями и на практике строит свою жизнь на основе знания, изложенного Кришной в «Бхагавад-Гите». Поэтому можно заключить, что уровень сознания влияет на образ жизни человека, и, наоборот, образ жизни человека оказывает существенное влияние на его сознание. В Уроке 39 мы уже рассматривали различные ступени развития сознания. Если основная часть людей, и в особенности лидеры общества, находится на одной из этих ступеней, то будет появляться соответствующий их сознанию тип общественного устройства. Поэтому прежде чем рассмотреть материальную и духовную экономические системы, мы рассмотрим основные признаки материального и духовного сознания человека, из которых они вытекают.

Подводя итог, следует отметить, что в осквернённом невежеством состоянии сознания, живое существо ставит свои интересы в центр и строит отношения с окружающим миром и другими живыми существами, исходя из этого. Такой эгоизм приводит к вражде и эксплуатации. Духовное сознание в корне отличается от таких представлений. В центре жизни духовного человека находится Кришна, а он сознаёт себя Его слугой. Понимая, что всё принадлежит Кришне, такой человек не посягает на имущество Кришны и просто использует имеющиеся у него возможности в служении Ему. В Уроке 25 мы уже частично рассматривали это отличие духовного и материального миров и, соответственно, духовного и материального сознаний, приводящих живое существо в один из этих миров:

Духовный мир:Материальный мир:

я    

 

 


Материалистическое сознание на практике проявляется в том, что человек живёт в соответствии с материальной экономикой, стараясь преумножать возможности для чувственного наслаждения. Тогда как человек, наделённый духовным сознанием, живёт другими ценностями и на практике строит свою жизнь на основе знания, изложенного Кришной в «Бхагавад-Гите». Таким образом, уровень сознания человека определяет образ его жизни. И наоборот, образ жизни существенно влияет на развитие сознания человека. Если в обществе действует материалистическая экономическая система, это стимулирует развитие у людей материалистического сознания, тогда как духовная экономическая система побуждает их пробудить своё духовное сознание и жить в соответствии с ним. Вот почему так важно применение на практике Духовной Экономики, хотя это и не так просто осуществить в настоящее время.

Духовную и материалистическую экономики следует различать по тем же самым принципам, которые характеризуют материю и дух. В двух словах: духовный элемент - личностен, вечен, полностью сознающий, полон блаженства и закончен во всех аспектах без каких-то нехваток чего-либо. Он вечно связан с Верховным Создателем. Материальный же элемент - безличностен, временен, существует в состоянии невежества и совершенно не имеет ни блаженства, ни счастья. Он воспринимается как неполный в себе из-за отсутствия связи с Высшей Причиной. Все живые существа по природе своей духовны и полны в своих духовных качествах. Однако когда они появляются в материальном царстве и отождествляют себя с материальной оболочкой своего физического тела и ума, они приобретают характеристики материальной энергии, описанные выше. Используемая в настоящее время экономическая система, устроена так, чтобы развивать и поддерживать материалистическое понимание жизни у людей, действующих в её рамках. Такая экономика стимулирует сознание «нехватки» и необходимость «приобретения». Люди, попавшие в сети материального сознания, действуют в соответствии с кознями и махинациями материалистической экономики. Эта степень материалистического сознания описана в «Бхагавад-Гите» (16.11-15):

«Они считают, что удовлетворять чувства - первая необходимость человеческой цивилизации. Таким образом, до конца жизни их тревоги неизмеримы. Опутанные сетью сотен тысяч желаний и поглощенные вожделением и гневом, они добывают деньги неправедными путями во имя удовлетворения чувств». Демон думает: «Сегодня у меня есть столько денег, а будет еще больше, таковы мои планы. Теперь мне принадлежит столько-то, и мое богатство будет возрастать все больше и больше. Он мой враг, и я убил его. И другие мои враги также будут убиты. Я - господин всего окружающего, я - наслаждающийся. Я совершенен, могуществен и счастлив. Я самый богатый человек, окруженный аристократическими родственниками. Нет никого, кто бы превосходил меня в силе и был бы счастливей меня. Я буду приносить жертвы, заниматься благотворительностью и таким образом узнаю радость».

 

В отличие от материальной, Духовная Экономика стимулирует сознание «целостности и полноты» (См. Шри Ишопанишад, Обращение) и «радость отдавать». Только когда человек получает возможность понять свою настоящую духовную природу, и начинает действовать в соответствии с принципами преданного служения, в этом случае он действует в рамках царства Духовной Экономики. Духовная Экономика становится доступной для тех, кто достиг полного понимания того, что Бог является Высшим владельцем и хозяином всего, что Он - Верховный наслаждающийся всем, что Он - наш самый дражайший друг, и что удовлетворение, которое мы ищем, приходит только от бескорыстного и непрерывного преданного служения Ему. Позже мы рассмотрим широкие возможности применения в жизни этих отличительных черт Духовной Экономики. Очень важно показать контраст между материалистической и Духовной Экономикой; итак, позвольте мне начать с кратного описания материалистической экономики.

 

Материальная экономика Духовная экономика
Существует для того, чтобы дать возможность живым существам жить в иллюзии того, что они сами создают и наслаждаются различными телами и удовлетворением различных чувств. Существует для того, чтобы дать возможность живым существам очистить своё сознание и вернуться домой, назад к Богу
Основана на ложном эго, т.е. на представлениях о том, что: · Я – наслаждающийся · Моё – тело, жена, дети, родственники, земля, дом, и т.п. Основана на истинном эго, т.е. на представлениях о том, что: · Я – вечный слуга Кришны · Кришна – мой господин. Кришна является тем, Кто наслаждается всеми жертвами, Он – владыка всех планет и полубогов и Он – сердечный друг всех живых существ.
Живое существо забывает свою истинную сущность и погружается в эфемерную деятельность Живое существо пробуждает свою истинную сущность и постепенно возвращается в своё изначальное положение
Индивидуальная душа становится жертвой чувства ложного владычества над собственностью Верховного Господа Человек сознаёт, что всё является собственностью Верховной Личности Бога и все материальные ресурсы даны ему для мирной жизни и для осуществления задачи самореализации в обусловленной жизни
Применяет концепцию частной собственности, которая не обеспечивает общественную безопасность и ведёт к имперсонализму и изоляции. Из-за того, что понятие частной собственности означает «то, что твое - не мое», каждый автоматически настроен против другого в борьбе за ограниченные удобства и ресурсы Концепция собственности Бога, побуждающая людей к сотрудничеству и любви друг к другу.
Определяет каждую семью как экономическую единицу, которая действует в качестве производителя и потребителя в одно и то же время. Экономический успех страны в целом достигается при условии, что две эти функции - производительная и потребительная - доводятся до максимума в каждом отдельном случае. Семья является составной частью большой семьи Кришны. Все члены общества (семьи Кришны) действуют с целью доставить удовольствие Ему и всем его преданным – другим членам общества. Экономический успех общества варнашрамы достигается тогда, когда удовлетворён Кришна и Его преданные.
Использует в качестве денежного обращения наличные деньги и кредит, предметы потребления, отличные от самой экономической единицы. Члены общества обмениваются товарами, делая это как служение друг другу.
Удовлетворение и счастье приходит тогда, когда удаётся увеличить потребление. Удовлетворение и счастье приходит в результате служения и отдачи плодов своего служения Кришне и Его преданным
Два класса: Богатые и рабы Члены общества подразделяются на 4 ашрама и 4 варны в соответствии с качествами каждого. Но при этом уровень человека оценивается не по тому, к какому ашраму или варне он относится, а по уровню его преданности Богу.
Люди – это производящее-потребляющие машины Каждый член общества – это неповторимая индивидуальность.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...