Угощать преданных прасадом.
Все эти 6 действий являются очень эффективными способами развития глубоких отношений между преданными. Очень важно делать эти действия искренне и бескорыстно, с желанием порадовать других. В особенности важно научиться искусству поверять свои мысли преданным и спрашивать их о сокровенном. Такое общение очень сближает. Однако под словом «сокровенное» следует понимать трансцендентные темы, связанные с Кришной. В комментарии к «Шримад-Бхагаватам» (2.1.5) Шрила Прабхупада так описывает могущество обсуждения таких трансцендентных тем:
«…всю свою деятельность человек должен посвящать Господу. Поэтому, прежде всего, необходимо слушать повествования о Господе, а, усвоив услышанное, прославлять Его поступки и деяния - только так можно постоянно помнить о трансцендентной природе Господа. Слушание повествований о Господе и прославление Его тождественны трансцендентной природе Господа. Эти два процесса позволяют преданному постоянно общаться с Господом, а постоянное общение с Господом избавляет его от всех страхов. Господь является Сверхдушой (Параматмой), пребывающей в сердце каждого живого существа, и любому существу в творении Господа, которое слушает повествования о Нем и прославляет Его, Господь открывает доступ к общению с Ним. Слушать повествования о Господе и прославлять Господа под силу любому человеку, кем бы он ни был, и с помощью этих двух процессов он может достичь успеха во всем, чем по воле судьбы ему приходится заниматься. Есть разные типы людей: карми, философы-эмпирики, йоги-мистики и, наконец, чистые беспримесные преданные, - и все они могут добиться успеха на своем поприще с помощью одного и того же метода. Все хотят избавиться от страха и наслаждаться безоблачным счастьем. «Шримад-Бхагаватам», поведанный великим Шрилой Шукадевой Госвами, предлагает идеальный способ, который позволяет быстро достичь этой цели. Слушание повествований о Господе и прославление Его одухотворяют всю деятельность человека, позволяя избавиться от всех материальных страданий».
Такова тайна и могущество общения в духовной жизни. Важно научиться ценить его и быть благодарным всем окружающим Вас преданным за эту возможность. Однако, как правило, начинающему преданному может быть сложно говорить на эти темы, поскольку у него ещё не достаточно духовного знания и опыта, а в уме ещё свежи впечатления материальной жизни. Поэтому ему рекомендуется начать общаться сначала с опытными старшими преданными, которые могут ответить на его вопросы и помогут обрести систематизированное трансцендентное знание. Так можно научиться искусству такого духовного общения и почувствовать его неповторимый вкус. Благодаря постоянному общению со старшими и практике преданного служения под их руководством, начинающий преданный очищается от материальной скверны и совершает быстрый духовный прогресс. Вскоре у него появляется потребность дружить с другими преданными, находящимися на примерно одном уровне с ним и обмениваться с ними опытом в духовной жизни. Благодаря такой дружбе положение преданного становится ещё более устойчивым. Далее, обретя достаточный духовный опыт, у него появится способность помогать начинающим преданным. Так, обретя трансцендентное общение со старшими, равными и младшими преданными, вся жизнь человека одухотворяется. В способности строить такие духовные отношения и проявляется успех ученика. В «Шримад-Бхагаватам» (11.3.23) говорится:
«Искренний ученик должен научиться отвлекать свой ум от всего материального и позитивно развивать общение со своим духовным учителем и другими святыми преданными. Он должен быть милостивым к тем, кто находится в подчиненном ему положении, культивировать дружбу с теми, кто находится на равном уровне, и смиренно служить тем, кто находится в высшей духовной позиции. Таким образом, он должен учиться соответственно обходиться со всеми живыми существами».
Итак, можно отметить три основных этапа развития отношений с преданными и, для гармоничного духовного развития, преданному важно стремиться ко всем трём уровням общения:
Общение со старшими. Дружба и общение с равными. Забота о младших. Общество преданных, основанное на культуре вышеупомянутых духовных отношений, проходит в своём развитии через три последовательные ступени:
Неорганизованная группа Организованная община Развитая община
Организованная община отличается от неорганизованной группы тем, что в ней можно обнаружить три вида встреч преданных: индивидуальные, в группе и в общине. Для образного восприятия это можно изобразить следующим образом:
Когда количество преданных в такой организованной общине становится достаточно большим для того, чтобы удовлетворять социальные потребности её членов, она становится развитой. Важно отметить, что именно культура любви (бхакти) находится в основе духовного общества и чтобы по-настоящему войти в него, необходимо обучиться этой культуре. Культура бхакти может появиться только в смиренном сердце, поэтому человеку, прочно стоящему на позиции гордости будет трудно понять её. Именно благодаря духовному общению выстраивается подлинная иерархия отношений, которая является сутью общества преданных. Без культуры таких духовных отношений общество быстро материализуется и, в конце концов, разрушается. Как уже упоминалось выше, Божественное присутствие Кришны в таком обществе проявляется, прежде всего, благодаря обсуждению между его членами трансцендентных тем о Кришне и совместному пению Его Святого Имени. В «Шримад-Бхагаватам» (11.3.30-31) о могуществе такого общения говорится следующее:
параспаранукатханам паванам бхагавад-яшах митхо ратир митхас туштир нивриттир митха атманах
«Необходимо научиться общаться с преданными Господа, сделав целью встреч с ними воспевание славы Господа. Такая практика приводит к быстрому очищению. И поскольку, в процессе такого общения между преданными устанавливаются любовные дружеские отношения, каждый испытывает счастье и удовлетворение. Так, вдохновляя друг друга, они обретают способность отбросить ограниченное чувственное наслаждение, которое является причиной всех страданий». смарантах смараянташ ча митхо 'гхаугха-харам харим бхактья санджатая бхактья бибхрати утпулукам танум «Преданные Господа постоянно обсуждают славу Личности Бога между собой. Таким образом, они постоянно помнят о Господе и напоминают друг другу о Его качествах и играх. Так, посредством своей преданности принципам бхакти-йоги, преданные доставляют наслаждение Личности Бога, который забирает у них всё неблагоприятное. Очищенные от всех препятствий, преданные пробуждаются к чистой любви к Богу, и таким образом даже в этом мире их одухотворенные тела демонстрируют признаки трансцендентального экстаза, такие как поднявшиеся дыбом волосы».
Итак, в этом Уроке мы рассмотрели внутреннюю структуру общины Вайшнавов, связывающую всех её членов в единую семью. Культура любви (бхакти), на которой основано духовное общество преданных, в корне отличается от культуры вожделения (кама), на которой основано материалистическое общество. Только сердце, наполненное любовью и счастьем, способно вытеснить из него вожделение, всепожирающего врага человека. Поэтому, до тех пор, пока вечное живое существо не одухотворит своё осквернённое материей сознание в общении с преданными, оно будет вынуждено находиться в рабстве материальных представлений о жизни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|