Раздел У. Письменная связная речь
Раздел IV. Текст Тема 1. Выделение признаков связного текста. Тема текста. Тема 2. Текст. Основная мысль текста. Тема 3. Текст. Опорные слова. Тема 4. Восстановление деформированного текста по серии картинок. Тема 5. Составление текста из отдельных предложений. Определение темы, главной мысли текста. Тема 6. Составление текста по данным вопросам. Грамматическое оформление. Анализ составленных текстов. Темы 7-8. Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного текста. Темы 9-10. Текст-описание. Характерные признаки текста-описания. Схема построения описания. Темы 11-12. Текст-рассуждение. Характерные признаки текста-рассуждения. Схема построения текста-рассуждения. Тема 13. Составление плана текста с обозначенными частями. Тема 14. Деление текста на части. Работа над планом. Темы 15-16. Редактирование текста. Раздел У. Письменная связная речь Изложение Тема 1. Изложение-повествование на основе зрительного восприятия текста по вопросам к каждому предложению. Тема 2. Изложение-повествование на основе зрительного восприятия текста по готовому плану, опорным словам. Тема 3. Редактирование текста изложения. Тема 4. Изложение-повествование по памяти. Свободный диктант. Тема 5. Изложение-повествование на основе слухового восприятия текста по обобщенным вопросам, опорным словам. Тема 6. Изложение-описание на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам. Тема 7. Изложение-описание по памяти. Тема 8. Изложение-описание на основе слухового восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам.
Тема 9. Изложение-повествование с элементами описания на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам. Тема 10. Изложение-повествование с элементами описания по памяти. Свободный диктант. Тема 11. Изложение-повествование с элементами описания на основе слухового восприятия текста по краткому плану, опорным словам. Тема 12. Изложение-рассуждение на основе слухового восприятия текста по плану, опорным словам. Тема 13. Изложение-рассуждение по памяти. Свободный диктант. Тема 14. Изложение с элементами описания и рассуждения на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам. Тема 15. Краткое изложение на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам. Тема 16. Изложение с творческим заданием на основе слухового восприятия текста по плану, опорным словам. Сочинение Тема 1. Сочинение-повествование по серии картинок и вопросам. Тема 2. Коллективное сочинение-повествование по серии картинок, опорным словам. Тема 3. Коллективное сочинение по сюжетной картине, плану, опорным словам. Тема 4. Анализ и редактирование сочинений. Темы 5-6. Сочинение-описание предмета «Моя любимая игрушка». Тема 7. Сочинение-описание на основе личного опыта и по наблюдениям «Наша собака (кошка)». Темы 8-9. Сочинение по наблюдениям «Ранняя весна». Тема 10. Сочинение по картине И, И. Левитана «Весна. Большая вода». Темы 11-12. Сочинение-рассуждение «Мое любимое занятие». Тема 13. Письма. Коррекционная работа при нарушениях чтения
Чтение — один из основных и важных видов деятельности каждого школьника. Анализируя технику чтения у учащихся начальных классов, некоторые учителя чаще всего обращают внимание на количество прочитанных слов за 1 минуту и понимание прочитанного при пересказе. При этом они редко регистрируют допущенные ошибки, способ чтения. Это приводит к тому, что у детей автоматизируется неправильное чтение. Ошибки, которые допускают дети, постепенно приобретают стойкий характер, и учащиеся уже не могут самостоятельно справиться с этой проблемой. Таких детей быстро записывают в разряд неуспевающих. Это оказывает отрицательное влияние на эмоциональное состояние школьников. Постепенно у них формируется негативное отношение не только к чтению, но и к учебе в целом.
А. Н. Корнев, говоря о дислексии, выделял состояния, основным проявлением которых является стойкая избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого развития. Осевым нарушением при этом является неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. Чтение - это сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, рече-двигательный и речеслуховой анализаторы. Как сложный вид деятельности, чтение состоит из ряда операций: 1) опознание буквы в ее связи с фонемой; 2) слияние двух букв в слог; 3) слияние нескольких слогов в слово; 4) интеграция нескольких прочитанных слов в законченную фразу или высказывание. Согласно теории Н. А. Бертштейна (1947) об уровне-вом принципе формирования навыков, любой навык и операции, из которых он состоит, на начальном этапе своего формирования осуществляются под контролем сознания. По мере совершенствования навыка отдельные операции автоматизируются и их регуляция осуществляется уже в более свернутом виде, вне контроля сознания. В завершение этого процесса под контролем сознания остается только конечный результат. Чтение характеризуется совокупностью следующих параметров: • способ (побуквенный, послоговой, смешанный -слог + слово или слово + слог, целыми словами, группами слов); • скорость; • правильность; • автоматизированностъ; • понимание прочитанного. В начато обучения чтению ребенок учится соединять буквы в слоги и слова, и этот процесс является сложным умственным трудом (табл. 9). На этом этапе ученик тратит много времени и усилий на осознание выполняемых им действий, и постепенно навык автоматизируется.
Таким образом, процесс автоматизации правильного навыка чтения протекает по-разному, в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребенка. Овладевая технической стороной чтения, ученик последовательно переходит от одного этапа к другому: от чтения элементарных единиц (буквы, слоги) к более комплексным (слова, словосочетания).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|