Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

«Грамматическая арифметика». Развитие понимания прочитанных слов, текста. Работа с родителями. План работы с учащимися, имеющими трудности при овладении чтением




«Грамматическая арифметика»

Например:

Ква + рак - ак + тира = квартира.

Кар + «знак препинания» = карточка.

Эти задания развивают не только вцимание, но и мыслительные процессы, способствуют закреплению навыков буквенного анализа и синтеза, а также оказы­вают положительное воздействие на эмоциональное со­стояние школьников.

Развитие понимания прочитанных слов, текста

Важное значение в коррекционной работе имеет фор­мирование понимания прочитанных слов, а в дальней­шем и текста. Если ребенок не понимает смысла того, что читает, то сам процесс чтения в этом случае не мо­жет стать для ребенка важным источником информа­ции и получения знаний. Развитие навыка качествен­ного чтения должно проводиться в тесном взаимодей­ствии с работой, направленной на смысловую сторону читаемого материала. Наиболее распространенными при­емами являются ответы на вопросы по содержанию про­читанного текста, пересказ, озаглавливание текста и др. Можно предложить детям и такие задания:

1. Ребенку предлагают таблицу слов, далее логопед показывает картинки с изображениями предметов или действий, записанных в таблице. Учащийся должен най­ти данное слово. Например:

мост     озеро     море

рога       овраг     дерево

цветы   гора       гриб

паук      лес        река

 

 

Подобное задание можно проводить и устно. На на­чальном этапе логопед просто называет слова, а учащи­еся их находят. На более поздних занятиях можно опи­сывать лексическое значение слова, после чего дети ука­зывают его в таблице.

2. Разложить сюжетные картинки к определенным эпизодам текста. После чтения каждого абзаца учащийся останавливается и находит подходящее изображение. Далее работа проводится аналогично.

3. Ребенку предлагают несколько предложений, со­ответствующих разным фрагментам читаемого матери­ала. Ему необходимо разложить их в правильной после­довательности.

4. Можно предложить учащимся прослушать фраг­мент рассказа, несколько отличающийся по содержа­нию от прочитанного, после чего дети должны объяс­нить, что на самом деле было в прочитанном рассказе.

Подобные задания способствуют развитию понима­ния читаемого текста, внимания к его содержанию, по­зволяют проводить занятия в интересной форме, исполь­зуя соревновательные элементы.

Работа с родителями

Следует отметить, что огромное значение для дости­жения высоких результатов в обучении имеет система­тическая работа дома. Родители должны знать цели кор-рекционной работы, предполагаемые сроки и ожидае­мый результат. Основной задачей родителей является закрепление тех навыков, которые ребенок усвоил на логопедическом занятии. Также им необходимо знать конкретные задания. Например, проводя дома трени­ровку по развитию навыка чтения, кроме описанных выше приемов работы, можно предложить следующие упражнения: • Чтение текстов с разметкой и без нее.

• Перечисление букв справа налево, называя звуки под ритм (ритм задает мама ручкой), не обращая внима­ния на разделение слов.

• Перечисление гласных справа налево, сначала ука­зывая на буквы, потом не указывая, без пауз между словами.

• Ритмизированное чтение, отстукивая слоги. Паузы между словами не делать, читать на одном дыхании.

• Листы со словами разного звуко-слогового состава. От­крыть слово, быстро прочитать и назвать слово и др. Вовлечение родителей в работу помогает им понять,

насколько трудно детям самостоятельно справляться со своими проблемами и как важно уметь поддержать ре­бенка в случае его неудачи. Необходимо создавать для занятий спокойную обстановку, не следует сравнивать успехи ребенка с успехами старшего брата или сестры. Это закрепляет у него сниженную самооценку, подав­ляет активность.

Опыт показывает, что при проведении систематичес­ких занятий многие учащиеся справляются со своими трудностями. У школьников улучшается качество, тех­ника чтения, растет познавательный интерес, совершен­ствуются учебные умения и навыки, а также, что нема­ловажно, повышается самооценка, уверенность в себе.

План работы с учащимися, имеющими трудности при овладении чтением

Данный план (табл. 12) составлен как один из разде­лов коррекционной работы с учащимися, имеющими на­рушения письма и чтения. Мы предлагаем проводить коррекционную работу, направленную на совершенство­вание навыка чтения, на отдельных занятиях. Количе­ство часов на автоматизацию слогового чтения и чтения слов определенной группы следует устанавливать в за­висимости от уровня, на котором находятся учащиеся.

Таблица 1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...