«Грамматическая арифметика». Развитие понимания прочитанных слов, текста. Работа с родителями. План работы с учащимися, имеющими трудности при овладении чтением
«Грамматическая арифметика» Например: Ква + рак - ак + тира = квартира. Кар + «знак препинания» = карточка. Эти задания развивают не только вцимание, но и мыслительные процессы, способствуют закреплению навыков буквенного анализа и синтеза, а также оказывают положительное воздействие на эмоциональное состояние школьников. Развитие понимания прочитанных слов, текста Важное значение в коррекционной работе имеет формирование понимания прочитанных слов, а в дальнейшем и текста. Если ребенок не понимает смысла того, что читает, то сам процесс чтения в этом случае не может стать для ребенка важным источником информации и получения знаний. Развитие навыка качественного чтения должно проводиться в тесном взаимодействии с работой, направленной на смысловую сторону читаемого материала. Наиболее распространенными приемами являются ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, пересказ, озаглавливание текста и др. Можно предложить детям и такие задания: 1. Ребенку предлагают таблицу слов, далее логопед показывает картинки с изображениями предметов или действий, записанных в таблице. Учащийся должен найти данное слово. Например: мост озеро море рога овраг дерево цветы гора гриб паук лес река
Подобное задание можно проводить и устно. На начальном этапе логопед просто называет слова, а учащиеся их находят. На более поздних занятиях можно описывать лексическое значение слова, после чего дети указывают его в таблице. 2. Разложить сюжетные картинки к определенным эпизодам текста. После чтения каждого абзаца учащийся останавливается и находит подходящее изображение. Далее работа проводится аналогично.
3. Ребенку предлагают несколько предложений, соответствующих разным фрагментам читаемого материала. Ему необходимо разложить их в правильной последовательности. 4. Можно предложить учащимся прослушать фрагмент рассказа, несколько отличающийся по содержанию от прочитанного, после чего дети должны объяснить, что на самом деле было в прочитанном рассказе. Подобные задания способствуют развитию понимания читаемого текста, внимания к его содержанию, позволяют проводить занятия в интересной форме, используя соревновательные элементы. Работа с родителями Следует отметить, что огромное значение для достижения высоких результатов в обучении имеет систематическая работа дома. Родители должны знать цели кор-рекционной работы, предполагаемые сроки и ожидаемый результат. Основной задачей родителей является закрепление тех навыков, которые ребенок усвоил на логопедическом занятии. Также им необходимо знать конкретные задания. Например, проводя дома тренировку по развитию навыка чтения, кроме описанных выше приемов работы, можно предложить следующие упражнения: • Чтение текстов с разметкой и без нее. • Перечисление букв справа налево, называя звуки под ритм (ритм задает мама ручкой), не обращая внимания на разделение слов. • Перечисление гласных справа налево, сначала указывая на буквы, потом не указывая, без пауз между словами. • Ритмизированное чтение, отстукивая слоги. Паузы между словами не делать, читать на одном дыхании. • Листы со словами разного звуко-слогового состава. Открыть слово, быстро прочитать и назвать слово и др. Вовлечение родителей в работу помогает им понять, насколько трудно детям самостоятельно справляться со своими проблемами и как важно уметь поддержать ребенка в случае его неудачи. Необходимо создавать для занятий спокойную обстановку, не следует сравнивать успехи ребенка с успехами старшего брата или сестры. Это закрепляет у него сниженную самооценку, подавляет активность.
Опыт показывает, что при проведении систематических занятий многие учащиеся справляются со своими трудностями. У школьников улучшается качество, техника чтения, растет познавательный интерес, совершенствуются учебные умения и навыки, а также, что немаловажно, повышается самооценка, уверенность в себе. План работы с учащимися, имеющими трудности при овладении чтением Данный план (табл. 12) составлен как один из разделов коррекционной работы с учащимися, имеющими нарушения письма и чтения. Мы предлагаем проводить коррекционную работу, направленную на совершенствование навыка чтения, на отдельных занятиях. Количество часов на автоматизацию слогового чтения и чтения слов определенной группы следует устанавливать в зависимости от уровня, на котором находятся учащиеся. Таблица 1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|