Профессиональные привилегии
По традиции профессионалы занимают в обществе привилегированное положение, что объясняется ценностью и доверительностью, которые присущи конфиденциальным отношениям. Кроме того, профессионалы выполняют работу, которая считается особенно ценной — в частности, из- за объема предварительной подготовки и практического опыта, необходимых для приобретения требуемых знаний и мастерства. Поскольку одни лишь деньги являются недостаточной компенсацией за столь квалифицированную работу, общество наделяет профессионалов дополнительными привилегиями. Таким образом, профессионалы должны не только тратить много времени на приобретение и поддержание своих собственных знаний и мастерства, но и поддерживать престиж своей профессии, относясь с должным уважением к обязанностям и ценностям, связанным с этой профессией. Когда профессионалы пренебрегают своими конфиденциальными отношениями или каким-то иным способом эксплуатируют клиентов и когда они выполняют свои обязанности на недостаточно высоком профессиональном уровне, то тем самым подвергают угрозе не только благополучие своих клиентов, но и наносят урон репутации своей профессии. Профессиональные привилегии покоятся на фундаменте общественного доверия не только к квалификации профессионала, но и к его поведению. Чтобы защитить клиентов и свои собственные привилегированные позиции в обществе, профессиональные ассоциации разрабатывают и утверждают кодексы профессиональной этики и стандарты практики. Эти кодексы зачастую приобретают силу закона. Аргумент в пользу принятия таких кодексов и строгих мер принуждения основывается на убежденности в том, что профессиональная работа связана с использованием специальных и ценных знаний и квалификации, чрезвычайно важных для общественного блага, и является столь сложной и даже окутанной ореолом таинственности, что доступна лишь посвященным.5
Таким образом, профессиональные привилегии основываются на неявном соглашении между ассоциацией профессионалов, обществом и государством. Такое "соглашение" может иметь, например, следующий вид. Обеспечьте защиту моих членов от неограниченной конкуренции свободного рынка, и вы сможете положиться на них, доверив им свои интересы. Я тщательно отберу, обучу и организую их, обеспечив вам компетентное и этичное обслуживание.6 Попросту говоря, профессиональные привилегии простираются за пределы взаимоотношений отдельного специалиста со своими клиентами и коллегами; они также включают обязательства, вытекающие из неявного соглашения с обществом в целом.
Социальная ответственность
Таким образом, профессии должны также оправдывать ожидания и выполнять моральные обязательства на уровне общества. Преданность идее служения обществу должна быть свойственна как отдельным специалистам, так и профессии в целом. Это означает, что "правильное поведение" профессионала, помогающего клиентам решать их проблемы, должно учитывать и интересы всего общества. Это также означает, что ассоциации профессионалов реализуют коллективную власть, выступая в роли "моральных агентов" и "сторожевых псов", отстаивающих интересы всего общества. Чтобы успешно исполнять свои социальные обязательства, профессионалам недостаточно лишь предоставлять клиентам свои знания и квалифицированные услуги: они "несут ответственность за совершенствование институтов, администрирующих эти услуги".7 Поскольку влияние PR распространяется далеко за рамки организаций- клиентов, отдельных PR- специалистов должны волновать как преднамеренные, так и непреднамеренные последствия выполнения их функций. Коллективно, посредством своих профессиональных ассоциаций, они должны брать на себя ответственность за выработку стандартов компетентности, определение стандартов поведения, установление требований, касающихся образования и аккредитации, поощрение исследований, расширяющих базу знаний, являющихся основой практической деятельности, и акцентирование тех аспектов профессии, которые влияют на ее хартию и социальную миссию.8
В конечном счете, о паблик рилейшенз судят по их влиянию на общество. Общественная полезность PR повышается, когда (1) они стимулируют свободную и этичную конкуренцию идей, отдельных личностей и институтов на "рынке общественного мнения"; (2) выявляют источники и цели, лежащие в основе попыток оказывать влияние; и (3) воплощают в жизнь высокие стандарты поведения. Общественная полезность паблик рилейшенз снижается, когда (1) они подавляют или каким- либо образом ограничивают конкуренцию идей; (2) скрывают или приписывают другим истинные источники действий в сфере паблик рилейшенз; и (3) оставляют без внимания некомпетентную или неэтичную практику.
Положительные результаты
Главными положительными результатами социально ответственных связей с общественностью являются: 1. Паблик рилейшенз совершенствуют профессиональную практику путем выработки кодексов этичного поведения и стандартов профессиональной деятельности, а также путем принуждения к соблюдению этих кодексов и стандартов. 2. Паблик рилейшенз совершенствуют поведение организаций, подчеркивая потребность в одобрении со стороны общества. 3. Паблик рилейшенз служат общественным интересам путем представления на суд общественности всех точек зрения. 4. Паблик рилейшенз служат нашему сегментированному, разрозненному обществу, выполняя функцию коммуникатора и посредника, способствуя повышению информированности людей и устранению разногласий между ними. 5. Паблик рилейшенз выполняют свою социальную обязанность повышать благосостояние людей, помогая социальным системам адаптироваться к изменению потребностей и окружения.
Большую пользу может принести практика этичных PR и стремление служить интересам общества. Преимущества паблик рилейшенз выражаются в миллиардах долларов, которые удается собрать на строительство новых учебных корпусов, обеспечение постоянного заработка для профессорско- преподавательского состава и стипендий студентов в университетах; в проведении кампаний, направленных на искоренение болезней и наркомании, борьбу с бедностью, улучшение качества питания и содержание приютов для бездомных; в борьбе с этнической, расовой и религиозной дискриминацией и конфликтами, возникающими на почве такой дискриминации; в появлении экономических предприятий, быстро адаптирующихся к изменению ситуации, обеспечивающих прибыль для инвесторов, рабочие места для работников, товары и услуги для потребителей; и в лучшем понимании глобальных проблем и отношений. Потенциальная польза от этичных и эффективных PR поистине безгранична. Впрочем, их потенциал с точки зрения нанесения обществу вреда также безграничен.
Отрицательные результаты
Тремя основными отрицательными результатами социально безответственных паблик рилейшенз являются следующие. 1. PR могут быть направлены на обслуживание частных, "особых" интересов — нередко за счет общественного блага. 2. PR дополнительно засоряют и без того перенасыщенные каналы коммуникации, вбрасывая в них хлам псевдособытий и трескучих фраз, которые, вместо того чтобы прояснять ситуацию, лишь еще больше запутывают ее. 3. Своим цинизмом PR сеют в людях недоверие к каналам коммуникации, тем самым окончательно разрушая их. Очень часто PR направлены не на прояснение, а на еще большее запутывание сложных общественных проблем. Роберт Хейлбронер (Robert Heilbroner) определял паблик рилейшенз как одну из общественных сил и обвинял их в "общем снижении качества и ценности коммуникаций, что наносит обществу большой ущерб". Он говорил: Никто не станет спорить с утверждением, что паблик рилейшенз выполняют важную функцию распространителя новых идей и информации в обществе. Никто не станет отрицать и того, что многие специалисты в области паблик рилейшенз, работающие в корпорациях или по заказам различных организаций, честно доводят до сведения общественности ту информацию, которая представляет для нее интерес. Однако никто и ничто не избавляет паблик рилейшенз от ответственности за засорение каналов коммуникации всевозможным "шумом". Мы знакомимся с новостями, и сразу же начинаем подозревать, что за ними стоит какой- нибудь очередной "ньюс- релиз". Нам встречается хвалебная статья в адрес какого-то человека, и мы сразу же приписываем этот материал очередным организаторам паблисити. Гораздо хуже, однако, то, что мы окончательно теряем веру в "хорошее поведение с добрыми намерениями"; и эта уверенность понижается до уровня "хороших паблик рилейшенз".9
PR- специалисты также подвергаются обвинениям — и зачастую не без оснований — в насыщении наших каналов коммуникации бесполезным "шумом" и засорении их всевозможными сфабрикованными историями. Выражая эту озабоченность, историк Дэниел Бурстин (Daniel Boorstin) утверждает, что подобные "псевдособытия" лишь запутывают общественные проблемы, а не способствуют их прояснению. В своей книге The Image Бурстин пишет: Диспропорция между тем, что информированный гражданин желает знать, и тем, что ему позволено знать, стала еще больше. Эта диспропорция растет с увеличением возможностей представителей власти по утаиванию одних сведений и выдумыванию других. Соответственно увеличивается потребность "изготовителей новостей" в отборе, придумывании и планировании. Таким образом, вся наша система общественной информации с неизбежностью производит все больше "упакованных" новостей, все больше псевдособытий.'0 Несмотря на то что Бурстин обвиняет в этом в основном журналистов, изготовителями большинства псевдособытий, освещаемых средствами массовой информации, являются все же специалисты в области паблик рилейшенз. Действительно, мало кто будет отрицать, что события, планируемые для пропаганды какого- либо дела, служащего общественным интересам, имеют право рассчитывать на свое законное место в паблик рилейшенз. Как правило, критике подвергаются события, "высосанные из пальца" и служащие пропаганде различных сомнительных дел. Отдавая драгоценное пространство и время, предназначенные для новостей, освещению торжеств, организованных в честь юбилея какой- нибудь знаменитости, церемонии открытия какого- либо мероприятия, сооружения, выставки и т.п., мы невольно отодвигаем на второй план дискуссии, разъясняющие сложность положения бездомных, проблему национального долга, последствия распада Советского Союза или международные торговые отношения. Этичные паблик рилейшенз вносят посильный вклад в прояснение общественно значимых проблем, а не в их вытеснение из сознания людей, искажение или запутывание.
Этот социальный аспект правильного поведения напоминает нам, что от того, как отдельные специалисты в области паблик рилейшенз и профессия паблик рилейшенз в целом обслуживают своих клиентов, в немалой мере зависит благополучие всего нашего общества. Этот аспект профессиональной этики нередко называют "социальной ответственностью" профессии. Выбрав именно такую работу и жизнь, человек берет на себя не только обязанность получить соответствующие знания, квалификацию и пользоваться немалым доверием и привилегиями со стороны общества, но и определенную социальную ответственность, связанную с данной профессией. Подытоживая сказанное, следует заметить, что PR- специалисты должны выполнять в обществе — как в индивидуальном, так и в коллективном плане — роль "моральных агентов". Этичная профессиональная практика требует постановки на первое место целей служения обществу и социальной ответственности, оставляя на втором плане личные цели и частные, "особые" интересы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|