Кибернетика открытых систем
Наука об этих процессах саморегулирования в системах на основе входных/выходных воздействий называется кибернетикой. Общая кибернетическая модель Бакли (Buckley) (рис. 7.2) отображает процессы, которые происходят — "в отсутствие усложняющих факторов" - в системах, преследующих определенные цели.
Рис. 7.2. Модель кибернетического управления
Источник. Книга Уолтера Бакли (Walter Buckley), Sociology and Modern Systems Theory С 1973, p. 173. Перепечатано с разрешения Prentice-Hall Inc., Englewood Cliffs, NJ. Эта модель состоит из пяти элементов: (1) целей, устанавливаемых в некоем управляющем центре; (2) выходных воздействий, связанных с этими целями и влияющих на состояние системы и ее окружение; (3) обратной связи, подаваемой на управляющий центр и указывающей на результаты выходных воздействий; (4) механизма сравнения нового состояния системы и ее целевого состояния; и (5) решения управляющего центра относительно необходимости выдачи корректирующего выходного воздействия.30 Хорошими примерами кибернетических систем управления являются системы, используемые для управления движением космических аппаратов, самолетов и морских судов. Первую такую навигационную систему, которая появилась еще в начале XX столетия, моряки назвали "железным штурманом". Эта относительно простая кибернетическая система включала устройство прокладывания курса, индикатор курса, сигнализирующий об отклонениях от заданного курса, и механизм активации руля, предназначенный для корректировки курса. Сравните эту простейшую систему со сложной кибернетической системой управления на крупнейшем и самом совершенном из морских судов, 617-футовом паруснике Club Med 1.
Порыв ветра оказывает давление на паруса. Измеряется скачок повышения давления, и компьютер выдает команду ослабить натяжение шкотов, прикрепленных к шкотовым углам парусов, "стравливая" дополнительное давление ветра и уменьшая таким образом натяжение парусов. Одновременно компьютер выдает команду "набрать дополнительную воду" на наветренный балласт с морской водой, в то время как камера подветренного балласта начинает сбрасывать свой запас воды. Крайне важно проделать все эти операции, пока корабль не накренился более чем на два градуса — предельно допустимая величина для корабля класса Club Med 1. Если же корабль накренится более чем на два градуса, пассажиры могут заметить неприятные особенности плавания под парусом, что не входило в планы проектировщиков этого корабля. Вот почему все было рассчитано так, чтобы описанные выше действия занимали не более трех секунд.31 Даже систему "термостат- печь" можно описать как кибернетическую систему. Так же как и Club Med 1, эта система отвечает (коррективными действиями) на отклонения от целевого состояния (температуры, выставленной в термостате). Перечень ее реакций, однако, включает лишь два варианта: либо работу, либо прекращение нагрева, т.е. включение или выключение печи. Точно так же относительно простые организмы располагают весьма ограниченным набором возможностей для реагирования на изменение окружающей обстановки. Например, каракатица (рис. 7.3) — кальмарообразный морской моллюск, — заметив вблизи себя какой- либо неожиданный предмет, без особых раздумий выбрасывает тонкую струю "чернил". Логичным было бы предположить, что организации, во многом подобно Club Med 1, имеют гораздо больше вариантов реагирования на воздействия окружающей среды, чем печь с термостатом ("включить/выключить") или каракатица (выпустить струю "чернил"/продолжать свободное плавание). Или не так? Некоторые программы PR поступают - независимо от возникающих проблем и конкретных условий окружающей среды — подобно каракатице: пока нас не трогают, мы молча занимаемся своим делом; когда нас начнут "доставать", мы издаем пресс- релиз "с изложением нашей истории". Иными словами, ответ предопределен заранее и выдается независимо от конкретной ситуации. Что ж, может быть, стратегия каракатицы, заключающаяся в выбрасывании "чернил" при возникновении любых жизненных проблем, характерна не только для этого вида!
Простые механические кибернетические системы и живые организмы, как правило, не меняют свою структуру (если только их не доводить до крайних состояний). Например, несмотря на то что каракатица пользуется некоторыми "косметическими" методами, пытаясь слиться с окружающей обстановкой, никакая, даже самая страшная угроза в окружающей обстановке не заставляет ее пойти на структурные изменения. В то же время социальные системы и сложные кибернетические системы имеют возможность — с помощью кибернетического саморегулирования - проводить относительно радикальные структурные изменения. Подобные изменения помогают системе приспособиться к новым условиям окружающей среды или модифицировать свои выходные воздействия, чтобы изменить или нейтрализовать источники внешних (входных) воздействий. Этот взаимообмен между системами и их окружением присущ открытым системам и именно он делает возможным морфогенез, т.е. целенаправленные изменения структуры и процесса. Коротко говоря, открытые системы обладают возможностью настраиваться и адаптироваться к своему постоянно меняющемуся окружению. Еще одно качество открытых систем становится очевидным, если социальные системы сравнить с механическими системами и многими живыми организмами. Простые, относительно закрытые системы реагируют на внешние события лишь в том случае, если входное воздействие — изменение окружающей обстановки - оказывается достаточным, чтобы проникнуть сквозь границы системы. Сложные, относительно открытые системы отслеживают - и в некоторых случаях активно исследуют — свое окружение, пытаясь обнаружить и предсказать изменение условий. Иными словами, сложные открытые системы предсказывают изменения в своем окружении и инициируют коррективные действия, целью которых является противодействие или нейтрализация этих изменений, прежде чем они перерастут в серьезные проблемы.
PR представляют примерно такой же выбор между открытым и закрытым подходами. Когда специалисты в области паблик рилейшенз собираются для обсуждения интересующих их проблем, при описании программ PR они часто используют термины "реактивная" и "проактивная". В случае использования реактивных программ для планирования и управления программами применяются подходы, характерные для относительно закрытых систем. Подобно каракатице, выбрасывающей струю "чернил", реактивная программа паблик рилейшенз активизируется лишь в случае действия внешних возмущений. Например, журнал Forbes высказал предположение, что философия руководства Weyerhaeuser сводится к "минимизации внешних воздействий на деятельность руководства компании". Журнал продолжает: "Эта компания структурирована по принципу, который когда-то имел смысл, а ныне потерял его". По мнению Forbes, реакция давнего председателя компании (праправнука основателя компании) на критику сводилась к "полному ее игнорированию", прием на работу со стороны "был почти под запретом", а "перемены в компании проходили в темпе, ниже черепашьего". Завершая эту картину подхода, характерного для относительно закрытых систем, журнал отмечает, что представители компании "отказались обсуждать с Forbes эту статью, ссылаясь, среди прочего, на одну неприятную историю, которая произошла 13 лет тому назад. Weyerhaeuser, как слон, никогда ничего не забывает. Эта компания, как слон, крайне неповоротлива".32 Точно в таком же реактивном режиме, характерном для относительно закрытых систем, действовали власти города Амарилло и мясоперерабатывающая отрасль Техаса, когда им пришлось иметь дело с Опрой Уинфри (Oprah Winfrey) — ведущей популярного ток-шоу в США. Опра записывала свое очередное ток-шоу в Амарилло, одновременно выступая в роли ответчика (ее обвиняли в клевете на мясоперерабатывающие предприятия, когда в одной из своих программ она рассказывала об использовании мяса коров, заболевших "коровьим бешенством"). Представители мясоперерабатывающей отрасли Техаса и Texas Beef Group подали в суд жалобу на Опру Уин-фри. Руководители городской Торговой палаты решили не приглашать к себе Опру и запретили служащим Палаты участвовать в записи программ Опры. В конце концов Опра выиграла не только этот судебный процесс, но и одержала победу в общественном мнении, укрепив тем самым свои позиции популярнейшей телеведущей в стране. Городские власти Амарилло, не пожелавшие сотрудничать с программой Опры и отказавшие предоставить ей информацию об Амарилло и его достопримечательностях, упустили превосходный шанс выставить свой город в выгодном свете. Типичными для реакции подобных закрытых систем были слова мэра Амарилло, которые он произнес впоследствии: "Я просто не представлял себе размаха популярности, которой пользуется Опра в нашей стране".33
В отличие от реактивных программ, проактивные программы, чтобы избежать или предотвратить возникновение проблем, используют те или иные "радары раннего предупреждения" для сбора информации, выполнения необходимых настроек и выработки внутренних и внешних выходных воздействий. Объявление Digital Research (компания, занимающаяся созданием компьютерного программного обеспечения) о том, что в дальнейшем они не собираются ограничиваться лишь постоянным выпуском пресс- релизов, весьма характерно для организации, которая решила отказаться от подхода к паблик рилейшенз, типичного для закрытых систем, и перейти к модели, присущей более открытым системам. Вместо того чтобы тупо выбрасывать "чернила", подобно примитивной каракатице, эта компания решила воспользоваться проактивным подходом, характерным для открытых систем. С этой целью Digital Research не просто решила воспользоваться услугами PR-фирмы, но и включила главу этой фирмы в совет директоров компании. Первым шагом этого нового подхода стала организация серии сессий стратегического планирования — яркий образец проективного ответа. Аналогично даже предприятия электроэнергетики, которые давно привыкли считать корпоративными эквивалентами слона, вполне могут вести себя как проактивные открытые системы. Например, в то время как другие предприятия электроэнергетики изо всех сил боролись против принятия законов, направленных на ограничение выбросов вредных веществ в атмосферу, компания Northern States Power Company (штаб- квартира в Миннеаполисе) уже внедрила у себя средства контроля и сокращения выбросов вредных веществ. По словам руководителя программы агентства по контролю загрязнения окружающей среды (Миннесота), "политика компании состоит в том, чтобы с большим запасом выполнить любые предъявляемые к ним требования по защите окружающей среды". Например, чтобы выполнить новые требования к выбросам вредных веществ, еще задолго до того, как эти требования вступили в силу, компания Northern States приступила к закупкам угля с низким содержанием серы в западных регионах страны. Благодаря этому компании удалось обусловить выгодные для себя цены и транспортные расходы вплоть до 2000 г. Тем временем другие предприятия электроэнергетики Среднего Запада продолжали сжигать более дешевый уголь с высоким содержанием серы (с Востока и Среднего Востока страны). В результате сейчас этим компаниям приходится нести дополнительные расходы в связи с покупкой более "чистого" западного угля.
Пример 7.2. Настройка и адаптация — в стиле "матушки Bell" Еще задолго до того как государство начало проявлять повышенный интерес к предполагаемому доминированию Microsoft в индустрии компьютерного программного обеспечения, наверное, никакое из организационных изменений не привлекало к себе такого внимания, как разукрупнение Bell System, выполненное по решению суда. 1 января 1984 г. компания American Telephone and Telegraph, история которой насчитывала к тому времени 107 лет, разделилась на восемь отдельных компаний: собственно AT&T и семь региональных компаний. Старая AT&T была крупнейшей в мире компанией, фактически превратившейся в монополию и ставшей работодателем почти для миллиона "телефонистов". Она начиналась со знаменитых слов Александера Грэхема Белла (Alexander Graham Bell): "Мистер Ватсон, входите! Я желаю видеть вас". Трансформация этой компании является крайним примером настройки и адаптации системы к изменениям окружающей среды. Даже в ходе длительного судебного разбирательства, касающегося раздела компании, AT&T планировала создание новой структуры, которая могла бы стать ответом на новое правовое, социальное, экономическое и технологическое окружение. Председатель AT&T решил, что борьба за раздел компании будет длиться многие годы (впрочем, он не питал особых иллюзий насчет исхода этой борьбы). Когда все свершилось, компания оповестила об этом мир следующими словами: "Мы постарались, чтобы самый значительный переворот в нашей жизни как можно меньше сказался на вашей жизни". Такую реакцию нетрудно было предвидеть: Теодор Н. Вайль (Theodore N. Vail), дважды бывший председателем AT&T (с 1878 по 1887 и с 1907 по 1920 гг.), сделал все, чтобы его корпорация своевременно реагировала на изменения социальной среды, в которой ей приходится действовать. Он не боролся против попыток регулирования деятельности корпорации со стороны государства и принял на работу Джеймса Д. Эллсворта (James D. Blsworth) с целью создания программы паблик рилейшенз, которая позволяла бы корпорации реагировать на запросы общества. Преемником Эллсворта оказался Артур У. Пейдж (Arthur W. Page). Исповедовавшаяся Пейджем философия паблик рилейшенз и корпоративной социальной ответственности жива и поныне (см. главу 4). К началу 90-х годов AT&T и семь региональных компаний расширили круг своих целей и номенклатуру выпускаемой продукции, выйдя далеко за рамки традиционных представлений о "телефонной компании". Они производят компьютеры и различное коммуникационное оборудование, расширили свой издательский бизнес, диверсифицировали свои коммуникационные услуги и стали лидерами в сфере производства и передачи информации. Компаниям кабельного телевидения, другим производителям, издателям и прочим телефонным компаниям пришлось столкнуться не с одним, а с восемью конкурентами. К концу 90-х годов слияния компаний привели к сокращению числа региональных "интегрированных телекоммуникационных компаний" до пяти, а AT&T подверглась еще одному разукрупнению. В результате этого разукрупнения была создана новая компания Lucent Technologies (на основе Bell Laboratories), а бывший изготовитель кассовых аппаратов NCR был использован в качестве основы для создания компьютерной компании. Кроме того, AT&T приступила к созданию высокоскоростных волоконно- оптических сетей для передачи речи и данных, а в 1999 г. даже решила вернуться к своему старому бизнесу — предоставлению телефонных услуг на местном уровне, связав свои операции с миллионами кабельных телевизионных линий компании Time Warner. Короче говоря, AT&T превратилась в крупного игрока, действующего в новом цифровом, беспроводном и мультимедийном окружении. Теперь это уже не "телефонная компания", или "матушка Bell". Старая AT&T адаптировалась к своему новому окружению. Однако этот переход дался компании нелегко. Давний консультант AT&T Честер Бургер (Chester Burger) вспоминает, что в начале 80-х годов AT&T оплачивала услуги 1700 штатных PR- специалистов, общий бюджет которых составлял 170 млн долл. Основные усилия этих специалистов были направлены на защиту исторически сложившейся монополии компании на предоставление телефонных услуг и производство телефонного оборудования. Бургер, однако, приходит к выводу, что (1) стратегия паблик рилейшенз не в состоянии преодолеть действие широких социальных факторов; (2) легко убедить себя в том, что личные интересы корпорации совпадают с интересами общества; и (3) технология изменяет мир.* Попросту говоря, AT&T стояла перед выбором: либо измениться, либо уйти в небытие вместе с другими "корпоративными динозаврами". • Chester Burger, APR, Fellow PRSA. "Last Word: When Public Relations Fails" The Strategist 3. no. 3 (Fall 1997).56. Кроме того, компания Northern States еще в начале 70-х годов установила у себя устройства для очистки от примесей серы дыма и газов, выбрасываемых в атмосферу из их топок (с тех пор они несколько раз модернизировали эти устройства, повышая их эффективность). Предприятиям электроэнергетики, занявшим выжидательную позицию, в 80- е и в начале 90-х годов пришлось заплатить за очистные устройства в пять раз больше. Президент и исполнительный директор компании оказался дальновидным руководителем: "Одной из важнейших составляющих успеха и долговечности предприятия является его чувство ответственности за состояние окружающей среды".34 Модель открытых систем для паблик рилейшенз Выдача стабильного потока пресс- релизов и прочих реактивных PR- ответов традиционного толка очень близка к мышлению, характерному для закрытых систем. Этот широко распространенный подход к функциям паблик рилейшенз, по- видимому, основан на двух предположениях: (1) что назначение PR ограничивается реализацией изменений в окружающей среде и (еще большая ошибка!) (2) что организация способна изменить свое окружение, устранив таким образом необходимость изменяться самой. Не напоминает ли вам такой образ мышления поведение каракатицы или системы "термостат- печь"? В то же время подход, характерный для открытых систем, определяет роль паблик рилейшенз как внесение изменений - в результате входных воздействий со стороны окружающей среды - не только в окружающую среду, но и в саму организацию. Сью X. Белл (Sue H. Bell) и Юджин С. Белл (Eugene С. Bell) обозначают первый подход к паблик рилейшенз как функционерский (или официальный), а второй подход — как функциональный. По их мнению, функционерская роль напоминает подход, характерный для закрытых систем. Функционеры PR пытаются утверждать и пропагандировать среди общественности благоприятный имидж организации, полагая, что если организация "нравится", то общество будет продолжать впитывать выходные воздействия организации. Такие функционеры озабочены лишь своевременной поставкой в окружающую среду сведений об организации, а вовсе не поставкой информации об окружающей среде в организацию. Поскольку такой подход не предполагает использования информации обратной связи (от окружающей среды в организацию), функционеры не участвуют в принятии решений. Более того, они даже не могут выполнять роль консультантов, когда речь идет о проблемах, касающихся окружающей среды. Таким образом, им почти нечего сказать о предмете обсуждения; их главным образом волнует то, как, в какой форме проходит обсуждение.35 При таком подходе к PR акцент делается на поддержании "статус- кво" в самой организации и предпринимаются попытки повлиять на общественность, которая интересует эту организацию. Цель формирования и поддержания отношений между организацией и интересующей ее общественностью состоит в том, чтобы привести общественность в соответствие с планами этой организации. В отличие от функционерского подхода, функциональный подход к PR близок к подходу, характерному для открытых систем, при котором изменениям подвергается как окружающая среда, так и организация. Отношения между организацией и интересующей ее общественностью поддерживаются или изменяются на основе взаимной настройки с помощью выходных воздействий/обратной связи. В случае функционального подхода. [паблик рилейшенз] способны действовать в рекомендательном режиме, оказывая влияние на процесс принятия решений в организации. Эта способность, в свою очередь, обеспечивает службе PR определенный контроль над ситуацией в кризисные моменты. Выполняя роль своеобразного "датчика", служба паблик рилейшенз способна предотвращать многие потенциально кризисные ситуации. Руководство организации, как ему и надлежит, остается у "главного штурвала", однако маленький штурвал, т.е. PR, получает возможность периодически влиять на движения "главного штурвала". Если наблюдения за окружающей и внутренней средой показывают, что та или иная политика и практика наносит вред важнейшим интересам организации (а тем более — обществу), руководство организации можно подтолкнуть к внесению соответствующих корректив.36 Рис. 7.4. Реактивные паблик рилейшенз
В соответствии с функционерским подходом PR- специалисты рассматриваются как технические исполнители, о чем уже было сказано в главе 2. В этой ограниченной роли они отслеживают состояние окружающей среды (если действительно отслеживают!) с целью повышения эффективности их выходного коммуникационного воздействия, а вовсе не для того, чтобы внести соответствующие изменения в саму организацию. В то же время в организациях, где PR действуют в функциональном режиме, PR- специалисты становятся частью высшего руководства, т.е. "доминантной коалиции". Специалисты, обладающие знаниями, подготовкой и практическим опытом для реализации двусторонней модели паблик рилейшенз, имеют гораздо больше шансов оказаться в "доминантной коалиции" организации. У них также гораздо больше шансов приобрести реальную власть в этой коалиции, а не выполнять в ней лишь вспомогательную, консультационную роль. Когда менеджеры по паблик рилейшенз обладают определенной властью в "доминантной коалиции", они получают возможность оказывать влияние на организационную идеологию и выбор общественных групп в окружающей среде, для которых составляются стратегические программы паблик рилейшенз. На этой стадии PR- специалисты могут выполнять роль руководителей и консультантов по коммуникациям, на практике выполняя те профессиональные обязанности, о которых они так много читали в учебниках по паблик рилейшенз и которые не часто встретишь в реальной жизни.37 В сущности, паблик рилейшенз, практикуемые в модели закрытых систем (т.е. функционерские), пытаются поддерживать "статус- кво" в организациях, направляя основные усилия на внесение изменений в окружающую среду. Когда же паблик рилейшенз является частью стратегических попыток организации провести настройку и адаптироваться к своему динамичному окружению, такая практика отражает модель открытых систем (т.е. речь в данном случае идет о функциональных паблик рилейшенз). Подход, типичный для открытых систем, радикально изменяет общепринятую практику, о которой говорилось выше. В то время как широко распространенная функционерская версия пытается установить контроль над внешними силами, модель открытых систем предполагает в качестве более реалистичных и адекватных реакций настройку и адаптацию. Большинство определений организационного окружения предполагают, что это окружение включает факторы, находящиеся за пределами границ организации и зачастую не входящие в сферу контроля этой организации. Конкретное окружение организации включает те "элементы, которые могут положительно или отрицательно влиять на эффективность данной организации. Такое окружение уникально для каждой организации и изменяется при изменении условий". Модель открытых систем использует "двусторонние симметричные" подходы. Это означает, что коммуникации являются двусторонними и что обмен информацией вызывает изменения по обе стороны отношений "организация- общественность". Разница между односторонними и двусторонними коммуникациями заставила Грюнигса (Grunigs) предложить еще один способ описания PR для закрытых и открытых систем, разделив их на ремесленнические паблик рилейшенз и профессиональные паблик рилейшенз. Специалисты в области ремесленнических паблик рилейшенз, по- видимому, полагают, что их задача сводится единственно к применению тех или иных коммуникационных методов, которые превращаются в самоцель. Цель паблик рилейшенз для таких специалистов сводится к обеспечению паблисити или снабжению информацией СМИ и других каналов коммуникации. В то же время специалисты в области профессиональных паблик рилейшенз полагаются на методы и весь объем знаний, накопленных паблик рилейшенз. Они полагают, что PR в организации преследуют определенную стратегическую цель: справляться с конфликтами и формировать отношения со стратегическими общественными группами, которые ограничивают автономию данной организации.39 Оба эти подхода делают акцент на главной роли коммуникаций в социальных системах. Как утверждает Бакли (Buckley), "взаимоотношения, характеризующие высшие уровни (систем), все больше и больше зависят от передачи информации — принцип, являющийся фундаментальным для анализа современных сложных систем".40 Применение к PR подхода, типичного для открытых систем, в первую очередь предполагает целенаправленное отслеживание условий окружающей среды, имеющее своей задачей прогнозирование и выявление изменений, влияющих на отношения организации с общественностью. В соответствии с подходом открытых систем PR должны проявлять избирательную чувствительность к конкретным общественным группам, на которые оказывает влияние политика, процедуры и деятельность данной организации и которые каким-то образом связаны с этой политикой, процедурами и деятельностью. Модель открытых систем для паблик рилейшенз предполагает наличие определенных исследовательских навыков, необходимых для отслеживания настроений общественности и состояния других сил, действующих в окружающей среде, а также сил, действующих в самой организации. PR открытых систем имеют также возможность инициировать корректирующие действия в самой организации и разрабатывать программы, призванные оказывать влияние на знания, склонности и поведение как внутренних, так и внешних общественных групп. Искомым результатом в этом случае является реализация или достижение целей, которые отражают взаимные интересы организации и связанных с ней общественных групп. Те аспекты деятельности организации, которые вступают в конфликт с этими взаимными интересами, изменяются или вообще устраняются, еще до того как они превратятся в серьезные проблемы. Проактивные корректирующие действия могут представлять собой важнейшее и самое полезное качество модели открытых систем для паблик рилейшенз. Заблаговременно предпринимаемые меры позволяют сэкономить необходимые усилия и свести к минимуму вред, связанный с кризисно- ориентированными, реактивными паблик рилейшенз. Таким образом, организации, использующие PR открытых систем, поддерживают свои связи с окружением, настраивая и адаптируя себя и свою общественность к постоянно меняющейся социальной, политической и экономической окружающей среде. (Рис. 7.5 иллюстрирует модель открытых систем в применении к паблик рилейшенз.) , Рис. 7.5. Модель открытых систем для паблик рилейшенз
Еще в 1923 г. в одной из первых книг, посвященных паблик рилейшенз, Crystallizing Public Opinion, Эдвард Л. Бернейс (Edward L. Bernays) писал о роли "консультантов в области паблик рилейшенз" в демократическом обществе. Представляя PR- модель, подобную нашему подходу открытых систем, он утверждал, что консультант в области паблик рилейшенз распознает перемены в социальном окружении организации и рекомендует клиентам (или работодателям), как должна изменяться и реагировать на эти перемены организация, чтобы не возник конфликт интересов. Харвуд Чайлдс (Harwood Childs) впоследствии отметил, что функция паблик рилейшенз заключается в том, чтобы "привести в соответствие или адаптировать в интересах общества" те аспекты деятельности организации, которые являются общественно значимыми. Эта концепция PR, базирующаяся на теоретической модели открытых систем, служит основой для многих видов деятельности, которые проходят под общим названием паблик рилейшенз, и четко формулирует ее ключевую роль в организациях и обществе в целом. В завершение отметим, что PR- специалистами являются ученые- прикладники в области социологии и поведения людей, реализующие часть определенного стратегического плана. По словам эксперта в области коммуникаций со служащими Пола Санчеса (Paul Sanchez) (фирма Watson Wyatt Communication Consulting Practice), план паблик рилейшенз, помимо всего прочего, "должен делать акцент на проактивных коммуникациях, что позволяет избежать нерациональных затрат времени, которые связаны с чисто реактивными коммуникациями, не поддерживающими стратегических целей".41 Действуя от имени своих организаций и в интересах общества, PR- профессионалы являются агентами и менеджерами перемен - как внутри, так и вне своих организаций. Они планируют и реализуют на практике организационную и социальную настройку и адаптацию, используя для этого в первую очередь коммуникации, речь о которых пойдет в следующей главе. Коммуникации и Общественное мнение Ни одно из человеческих качеств не явилось столь важным для развития цивилизации, как способность добывать, распространять и применять знания. Можно сказать, что цивилизация стала возможной в результате человеческого общения.1 Фредерик Уильяме (Frederick Williams) Цели. После изучения материала главы 8 вы должны уметь:______________________
• кратко описать задачи PR- коммуникаций в перенасыщенном информационном окружении • дать определение коммуникации как двустороннего процесса, происходящего в рамках внутриличностного, межличностного и социального контекстов • представить коммуникационную модель в графическом виде, дать определение и кратко описать каждый из ее элементов • перечислить и кратко описать воздействие PR- коммуникаций • идентифицировать и обсудить пять аспектов паблик рилейшенз • дать определение понятиям установка и мнение, указать, в чем различие между ними • отобразить в графическом виде и объяснить модель индивидуальной ориентации и модель коллективной ориентации • дать определение четырех состояний совместно ориентированного консенсуса По мере того как массовые коммуникации становятся глобальным явлением, в обществе все больше осознается важность учета общественного мнения. Правительства и учреждения, когда-то надежно изолированные от внимания средств массовой информации и общественности, теперь все чаще замечают, как их деятельность (или наоборот, бездеятельность) подробно освещается в международных СМИ. Например, международное сообщество начало оказывать давление на Саддама Хусейна после широкого освещения в СМИ захвата Кувейта иракскими войсками и зверств против мирного населения, чинимых этими войсками (неважно, что многие из этих так называемых "зверств" впоследствии оказались досужими вымыслами журналистов). Можно вспомнить и телевизионные кадры, которые изображали строй руководителей табачных компаний, принимающих присягу перед дачей показаний комитету Конгресса о том, будто они понятия не имели о том, что никотин — это разновидность наркотика. Вскоре после этого в средствах массовой информации (и в Internet) широко демонстрировались и зачитывались копии внутренних документов — в том числе, заметки, сделанные от руки, и служебные записки — этих табачных компаний. Обнародование результатов некоторых научных исследований и отчетов по маркетинговым исследованиям, долгое время остававшихся строго секретными, ускорило проведение ряда судебных разбирательств и позволило национальному движению за запрет курения добиться значительных успехов: запрета рекламы табачных изделий, а также их продажи детям. Телевизионные и Internet- изображения мертвой рыбы, измазанных нефтью птиц и морских котиков даже на самых отдаленных побережьях вызывают взрыв негодования и акции протеста против тех, кого считают виновниками этих бедствий. Лишь немногим из них удалось избежать всевидящего ока международных СМИ, готовых "вывести на чистую воду" и очередного доморощенного диктатора, и финансового махинатора, и военного командира, обвиняемого в сексуальных домогательствах по отношению к своим подчиненным, и чиновника- коррупционера, ведущего роскошный образ жизни и паразитирующего на страданиях простых людей, и президента университета, использующего общественные фонды для покупки роскошной яхты, и руководителя компании, получающего миллионы долларов в виде зарплаты и всевозможных льгот, в то время как инвесторы и служащие полагают, что компания еле- еле сводит концы с концами. Мировая общественность не может игнорировать и непрекращающийся поток сведений, касающихся различных людей, событий и мест в "глобальной деревне". Телевизионные сигналы и Internet несут в наши дома картины смерти, голодающих детей, лагерей беженцев в Эфиопии, Сомали, Замбии и жертв войны в Косово, вызывая в людях сочувствие и желание прийти на помощь. Картины голода, охватившего изолированную от внешнего мира Северную Корею, зарождают в умах людей представления о широком распространении голода. Средства массовой информации словно "раздвинули границы окружающего нас мира" и увеличили число "картинок в наших головах" (здесь мы позволили себе воспользоваться цитатой из книги Уолтера Липпманна Public Opinion2). Число самих средств массовой информации увеличилось до такой степени, что их конкуренция за внимание со стороны публики стала ожесточенной как никогда раньше. А внимание публики может привлечь лишь самая свежая, интересная и сенсационная информация. Борьба за внимание
Американские книгоиздатели ежегодно издают свыше 50000 новых наименований книг. За это же время типичный американский ребенок просматривает примерно 20000 сюжетов коммерческой телерекламы. В Соединенных Штатах насчитывается не менее 12000 наименований журналов, примерно 10000 радиостанций почти 12000 ежедневных и еженедельных газет, свыше 1200 телевизионных станций, а новых медиа-технологий появилось так много, что и не счесть. Каждый из этих источников информации стремится привлечь к себе внимание публики. Трудно сказать, сколько сообщений из всех этих источников информации ежедневно получает каждый из нас. Можно лишь предположить, что каждый человек получает ежедневно сотни и даже тысячи сообщений. Сейчас вы читаете этот раздел книги Паблик рилейшенз. Теория и практика, однако вполне вероятно, что сегодня вы уже получили (или еще получите) множество других сообщений, многие из которых вы и не стремитесь получать. Возможно, многие из них вы просто "выбросите из головы", поскольку они не представляют для вас интереса. Какие-то из них вы пропустите мимо ушей (или глаз), поскольку вам просто не хватит времени уделить им внимание. Другие вы пропустите потому, что в этот момент ваше внимание будет занято чем-то другим и вы не захотите "перенастраиваться". Короче говоря, ваше внимание является объектом ожесточенной конкуренции. Конкурентов — множество. Чтобы защититься от этого натиска и борьбы СМИ за свое внимание, вы можете проявить повышенную избирательность и даже начать сопротивляться. В сознание такого человека проникает совсем немного сообщений (или посланий). Еще меньшее их число оказывают на него влияние. Один специалист в области коммуникаций назвал эту категорию людей "неподдающимися". PR- коммуникации также участвуют в этой конкурентной борьбе, которая ведется, как было показано, в перенасыщенной информационной среде. Первая задача PR- коммуникаций - привлечь внимание целевой общественности. Вторая задача - стимулировать интерес к содержанию сообщения. Третья задача — сформировать пот Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|