Человек, который находится посредине
Чтобы эффективно выполнять свою посредническую роль, PR- специалисты должны пользоваться доверием как своей собственной организации, так и средств массовой информации. Это непростая задача. Исполнительные директора и другие руководители организаций относятся к средствам массовой информации с вполне естественной подозрительностью. Точно так же и журналисты не очень-то склонны доверять тем, о ком они пишут. PR- специалисты и другие сотрудники организации зачастую недоумевают: "Почему пресса всегда стремится раздувать сенсации?" Или жалуются: "Журналисты видят все в искаженном свете!" "Я вовсе не говорил того, о чем они пишут!" "Журналисты вырывают отдельные фразы из контекста или переворачивают так, чтобы они вписывались в заранее спланированный сюжет!" Журналисты на это возражают: "Эта организация никогда не говорит правду!" "Нам не удается поговорить с человеком, который располагает достоверной информацией". "Нас все время кормят типичной пиаровской чепухой". "Нас не покидает ощущение, будто от нас что-то скрывают". Противоречивые (иногда даже враждебные) отношения, возникающие между PR- специалистами и журналистами, нередко выливаются в публичные дебаты. Герберт Шмерц (Herbert Schmertz), выполнявший в 80- е годы обязанности вице- президента по общественным отношениям Mobil Corporation, подвергал журналистов и средства массовой информации, по его собственным словам, "конструктивной и ответственной критике".52 Mobil Corporation периодически использует свою разъяснительно- пропагандистскую рекламу для того, чтобы покритиковать СМИ (рис. 9.5). По мнению Шмерца, именно благодаря этой критике Mobil Corporation удалось добиться значительно более благоприятного освещения своей деятельности в средствах массовой информации. Самой резкой критике он подвергал телевизионные новости и те сомнительные ценности, которые определяют поведение тележурналистов: безусловную ориентацию на рейтинги, стремление угождать самым низкопробным вкусам (по меткому выражению Шмерца, "искать наименьший общий знаменатель"), эмоциональное отражение фактов в стремлении увлечь как можно большую зрительскую аудиторию, стремление приравнять ценность новостей к ценности развлечения, безжалостное ужимание фактов в попытке втиснуть их в жесткие временные рамки телевизионных программ.53
Рис. 9.5. Реклама Mobil Corporation, касающаяся "мифа об открытом эфире" Публикуется с разрешения Mobil Corporation
Шмерц был отнюдь не одинок в своей критике. Недовольные способом представления на телевидении информации о бомбардировщике В-2 и затратах, связанных с его производством, ветеранские организации и оборонная промышленность перешли в контратаку: По самой своей природе телевизионные новости оказываются втиснутыми в рамки жестких ограничений. Процесс, на основе которого телевизионные редакторы, продюсеры и репортеры собирают, резюмируют и синтезируют сложные факты и проблемы, зачастую приводит к неправильному представлению или даже прямому искажению новостей. Телевизионные сети стремятся избегать освещения сложных событий, предпочитая что- нибудь попроще: развлечения, красивые изображения и т.п. Создается впечатление, что, лишившись изображения, телевизионные журналисты были бы совершенно неспособны подавать новости. Однако даже при наличии картинки "эфирная" журналистика гораздо менее серьезна и нередко менее ответственна, чем "печатная" журналистика.54 Когда в конце 1992 г. телекомпания NBC News в одной из передач сообщила об опасных производственных дефектах в "пикапах", выпускавшихся компанией General Motors в период с 1973 по 1987 гг., GM вынуждена была защищаться. Это сообщение вышло в эфир в программе Dateline NBC под названием "В ожидании взрыва". В примере 9.4 описан один эпизод, по которому телекомпания признала свою вину и принесла извинения зрителям и GM.
Однако и другая сторона подчас ведет себя ничуть не лучше. Когда Мег Гринфилд (Meg Greenfield) занимал должность редактора редакционной полосы в газете Washington Post, он издал приказ, запрещающий PR- специалистам появляться в редакционных офисах: "Мы не хотим видеть у себя этих прохиндеев". Впоследствии исполнительный редактор Washington Post Бен Брэдли (Ben Bradlee) распространил действие этого запрета на общение PR- источников с репортерами (впрочем, на эту директиву достаточно быстро перестали обращать внимание, поскольку зависимость репортеров от PR- источников оказалась слишком большой).55 Научный взгляд на "информационные вливания" в СМИ со стороны специалистов по связям с общественностью привел автора одного из исследований к следующим выводам. О специалистах в области паблик рилейшенз в журналистском фольклоре давно сложилось мнение как о крайне тенденциозных "агентах влияния", занимающихся исключительно пропагандой и манипулированием информацией и совершенно не заслуживающих доверия. В сущности, и сами специалисты в области паблик рилейшенз уже не ожидают другого отношения со стороны журналистов.56 На самом деле, PR- специалистов и журналистов связывают отношения взаимной зависимости и взаимной выгоды. Иногда они ведут себя как непримиримые соперники, а иногда — как коллеги, сотрудничающие друг с другом в собственных интересах. Случается, что PR- специалисту, располагающему достаточно большими ресурсами, удается манипулировать средствами массовой информации и полностью контролировать доступ к источникам новостей. Случается и так, что средствам массовой информации удается помешать PR- специалистам донести нужную информацию до общественности. Коротко говоря, в отношениях между PR- специалистами и журналистами существует некое динамическое напряжение, "прочно укоренившееся в журналистской культуре".57 Очень часто ни работодатели PR- специалистов, ни журналисты не понимают посреднической роли этих специалистов в установлении и поддержании эффективных отношений со средствами массовой информации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|