Советы по работе с прессой
Бывший репортер отдела новостей телекомпании CBS и опытный консультант Честер Бургер (Chester Burger) говорит, что пресса "зачастую бывает несправедлива, неблагоразумна и склонна к ошибкам. Но даже если ее нельзя назвать нашим другом, это все же лучший из друзей, которые есть у нашей страны, и мы должны быть благодарны ей за это".63 Основываясь на положениях о свободной и независимой прессе, а также на принципах разумной практики паблик рилейшенз, опытные PR- специалисты предлагают следующие правила работы с прессой. 1. Всегда становитесь на точку зрения общественных интересов, а не интересов организации. Производитель безалкогольных напитков, начинающий кампанию по сбору и повторной переработке пустых бутылок, может с полным правом утверждать, что эта кампания отвечает интересам общества, так как способствует улучшению состояния окружающей среды и очистке ландшафта от мусора. 2. Предлагаемый для опубликования материал должен быть удобным для чтения и использования. Чтобы привлечь внимание потенциальных читателей и указать им тему материала, используйте краткий и энергичный заголовок. Не пользуйтесь жаргоном, малоизвестными аббревиатурами или узкоспециальными терминами. Широкое применение личных местоимений, фамилий и цитат облегчает чтение вашего материала и делает его более интересным. В верхней части своих релизов не забывайте указать фамилию, адрес и номер телефона источника новостей. 3. Если вы хотите избежать цитирования тех или иных заявлений, не применяйте его. Официальным представителям организаций следует избегать "конфиденциальных" заявлений (т.е. заявлений "не для печати"), поскольку такие заявления могут быть опубликованы без указания источника. Некоторые средства массовой информации вообще запрещают своим репортерам принимать такую информацию. Более того, после того как вы сделали заявление репортеру, говорить о "конфиденциальности" этого заявления уже не приходится.
4. Самую важную информацию следует приводить в начале сообщения. Логика представления информации, которой обычно придерживаются менеджеры, заключается в изложении фактов, которые приводят к определенному решению. Однако репортерам сразу требуется готовое решение - без долгих предисловий. Поэтому "ответом первого уровня" на любой вопрос репортера является краткое резюме вашей позиции или сообщения новостей. "Ответ второго уровня" должен включать конкретный пример или свидетельство, подтверждающее ваше заявление "первого уровня". Если репортер настаивает, вернитесь к резюмирующему заявлению "первого уровня". 5. Не вступайте в пререкания с репортером, не выходите из себя. Помните, что журналисту требуется интересная история и ради того, чтобы заполучить такую историю, он готов на многое. Перефразируя старую аксиому паблик рилейшенз, можно посоветовать не спорить с людьми, которые "ведрами покупают краску для принтеров", или с теми, кто "сидит на передатчике или кабельной системе", — решающее слово все равно останется за ними. 6. Если суть проблемы заключается в использовании оскорбительных выражений или просто слов, которые вам не нравятся, не повторяйте эти выражения и слова — даже отвергая их. Помимо того, что решающее слово в любом случае остается за репортерами, они, к тому же, обладают единоличным правом подбирать цитаты, куски цитат и даже отдельные слова для публикуемого материала. Репортеры часто пользуются приемом, который можно было бы назвать "подталкиванием собеседника в нужном направлении". Для этого они пользуются наводящими вопросами: "Вы, наверное, имеете в виду, что...?" или "Не хотите ли Вы сказать, что...?" Например, репортер Сэм Дональдсон (Sam Donaldson) из телекомпании ABC-TV славится своим умением "выдавливать" из своих собеседников заявления, которые потом становятся заголовками экстренных сообщений.
7. Если репортер задает прямой вопрос, постарайтесь дать ему столь же прямой ответ. Ощущение потребности сказать нечто большее, чем предполагается вопросом, является весьма распространенной ошибкой интервьюируемых. Если ответ типа "да" или "нет" вполне уместен, дайте такой ответ и не распространяйтесь больше на эту тему. Некоторые репортеры специально выдерживают паузу после такого ответа в надежде услышать дополнительные комментарии. Советуем считать, что камеру и микрофон не выключают до тех пор, пока вы не отойдете от репортера на пушечный выстрел, — в противном случае вы рискуете тем, что любое ваше неосторожное высказывание может попасть в вечернюю сводку новостей! Известный эксперт в области средств массовой информации Роджер Эйлис (Roger Ailes) рекомендует на самые трудные вопросы репортеров отвечать как можно короче. 8. Если официальный представитель организации не знает, что ответить на тот или иной вопрос, он может просто сказать: "Пока не знаю, но постараюсь ответить на ваш вопрос в следующий раз". Вы, по крайней мере, не разочаруете своего собеседника, пообещав предоставить нужную ему информацию как можно быстрее. Лучше, однако, если вы заблаговременно подготовитесь к интервью, предвосхитите вопросы, которые вам могут задать, и заготовите соответствующие краткие ответы. Очень хорошо, если у вас есть возможность отрепетировать интервью (в этом случае кто-то должен выступить в роли репортера). 9. Говорите правду, даже если она неприятна. Не надейтесь, что плохие новости как-то сами по себе "рассосутся" или средства массовой информации не заметят их. Отнеситесь к этому, как к любой другой истории: подготовьте их так, словно это — хорошие новости, и передайте их в средства массовой информации. Для журналистов это будет означать, что вы не только в определенной степени контролируете ситуацию и ее освещение в средствах массовой информации, но и не стремитесь занять оборонительную позицию, которая лишь способна навлечь на вас обвинения в попытке скрыть факты и избежать общения с прессой. Подобную позицию бывает очень трудно оправдать перед руководством организации, которое нередко видит задачу PR- службы именно в том, чтобы скрывать плохие новости от прессы.
10. Не созывайте пресс- конференцию, если у вас нет стоящих новостей для журналистов. В каких случаях оправдано проведение пресс- конференции? В довольно редких. Вообще говоря, пресс- конференцию надо созывать лишь в тех случаях, когда у вас нет другого способа своевременно донести важные (экстренные!) новости до средств массовой информации. В качестве примеров ситуаций, которые требуют созыва пресс- конференции, можно привести остроконфликтные ситуации (напряженные переговоры между руководством организации и профсоюзами), необходимость сделать важные политические заявления или объявления об изменениях политики, способных повлиять на судьбы многих людей. Определяющим фактором в этом случае является необходимость не просто выступить с тем или иным заявлением, а предоставить журналистам возможность самим задать вопросы и выяснить суть проблемы. Оправдать проведение пресс- конференции может наличие ряда сложных вопросов, которые вызывают необходимость изложения предыстории рассматриваемого предмета и подробное его пояснение (когда, например, речь идет о крупном технологическом прорыве). Желание выступить с заявлениями по достаточно простым, понятным и "бесконфликтным" вопросам вряд ли оправдывает немалые затраты, связанные с проведением пресс- конференции. Если вы все же решили проводить пресс- конференцию, следуйте рекомендациям, изложенным в пунктах 1-9.64 Эти рекомендации помогают специалистам по связям с общественностью формировать и поддерживать хорошие отношения с работниками СМИ. Вследствие решающей посреднической роли, которую играют репортеры и редакторы как в печатных, так и в "электронных" средствах массовой информации, PR- специалистам не остается ничего иного, как выработать и поддерживать у себя уважение к журналистам, работающим в средствах массовой информации. В то же время, несмотря на наличие у общественности права на опубликование информации, это право имеет определенные границы. Какая-то информация является конфиденциальной, а какую-то информацию нельзя раскрывать по той причине, что ее раскрытие повлечет нарушение права на неприкосновенность личной жизни. Умение не выходить за рамки дозволенного при общении с прессой является одним из элементов профессиональной подготовки официальных представителей организаций.
В конечном счете, отношения между PR- специалистами и журналистами все же достаточно противоречивы. После того как Роджера Эйлиса обвинили в том, что, обучая людей работе с прессой, он нарушает некие этические нормы, тот заметил на семинаре по журналистике: Мы всегда советуем нашим клиентам говорить правду. Однако больше всего меня тревожит то обстоятельство, что те люди, которых в школе журналистики учат искусству правильно задавать вопросы, отрицают право других людей учить искусству правильно отвечать на эти вопросы.65 Одна из причин, которые заставляют многих менеджеров учиться искусству общения со средствами массовой информации, заключается в том, что высшие руководители во многих организациях являются "публичными фигурами", не имеющими специальной подготовки и практического опыта деятельности в этом аспекте общественной жизни. Кое- кто предлагает "заставить" руководителей организаций встречаться с представителями СМИ и общественности в тех случаях, когда в их организациях принимаются наиболее важные решения или когда в них возникают кризисные ситуации, способные повлиять на окружение этих организаций. Эта принудительная мера касается в первую очередь руководителей крупных корпораций, некоммерческих агентств, организаций системы здравоохранения, учебных заведений, государственных и всех прочих организаций, которым небезразличны их отношения с общественностью. Поскольку свободная пресса играет центральную роль в нашем свободном обществе, можно сказать, что мы живем в эпоху руководителей, понимающих толк в средствах массовой информации. Организация медиа- подготовки, которая призвана помочь руководителям в их непосредственном общении с прессой, является прямой обязанностью службы по связям с общественностью. Такая подготовка является важной инвестицией в налаживание и поддержание добрых отношений со средствами массовой информации.
Этап 1. Описание задач Паблик рилейшенз
Старый кустарно- ремесленнический подход к решению задач паблик рилейшенз больше не действует. Эдвард Дж. Робинсон (Edward J. Robinson)
Цели. После изучения материала главы 10 вы должны уметь:_______________ • кратко описать четырехэтажный процесс решения проблем в применении к паблик рилейшенз • дать определение исследованию, определить его основное назначение как уменьшение неопределенности в процессе принятия решений и показать его важность в управлении PR- программами • описать основные признаки какой- либо эффективной формулировки проблемы • показать разницу между неформальным (качественным) и формальным методами исследования, приведя примеры обоих Д- р Эдвард Робинсон подписал свой приговор "кустарно- ремесленническому подходу" к решению задач паблик рилейшенз еще в1969 г. По его мнению, PR- специалист должен быть "ученым- прикладником, занимающимся изучением проблем общества и поведения людей" на основе "исследований, помогающих ему в процессе решения проблем". Однако, высказав это утверждение в своей первой книге, посвященной исследованиям связей с общественностью, д- р Эдвард Робинсон, возможно, несколько поторопился. Интуитивные, индивидуалистические подходы в решении проблем по- прежнему нередко являются основой практики в различных ситуациях, даже несмотря на то, что, как писал Робинсон, исследование представляет собой "самый мощный инструмент, доступный для специалиста- прикладника".1 Подход открытых систем, приведенный в главе 7, сочетает в себе рациональное решение проблем и упреждающее стратегическое планирование. PR, бывшие когда-то искусством реагирования на внешние угрозы, превратились в прикладную науку. Предчувствие, интуиция, "внутреннее чутье" и личный жизненный опыт — взятые вместе или порознь — уже не могут служить подходящей основой для PR- программ. Почти никогда высшие руководители организаций и клиенты не принимают на веру голословные утверждения специалиста по связям с общественностью о выдающихся качествах той или иной его программы.
Менеджмент процессов
В своей наиболее современной форме PR представляют собой научно-управляемый аспект процессов решения проблем и изменений, происходящих в любой организации. PR- специалисты именно такого типа широко используют в своей деятельности четырехэтапный процесс решения проблем. 1. Определение проблемы (или возможности). Первый этап включает проверку и контроль знаний, мнений, установок и поведения тех, кто так или иначе связан с деятельностью и политикой организации и на кого эта деятельность и политика оказывает влияние. В сущности, это является "разведывательной" функцией организации (или функцией сбора информации). Отвечая на вопрос "Что происходит?", она обеспечивает основу для всех последующих этапов процесса решения проблем. 2. Планирование и программирование. Информация, собранная на первом этапе, позволяет выделить общественные группы, которые должны быть охвачены программой, установить цели программы, выработать стратегии действий и коммуникаций, тактику программы. Принятие этих решений включает использование результатов анализа информации, собранной на первом этапе, при формировании политики и программ данной организации. Этот второй этап процесса должен дать ответ на вопрос: "Что мы должны изменить, сделать или сказать с учетом того, что нам стало известно о ситуации?" 3. Принятие мер и осуществление коммуникаций. Третий этап процесса решения проблемы связан с реализацией программы действий и коммуникаций, направленной на достижение определенных целей по каждой из общественных групп, что должно обеспечить выполнение программной цели. Выполняя третий этап, необходимо ответить на вопросы: "Кто, когда, где и как должен сделать и сказать это?" 4. Оценка программы. Последний этап процесса решения проблемы связан с оценкой подготовки, реализации и результатов выполнения программы. "Настройка" программы выполняется по ходу ее реализации на основе сигналов обратной связи, показывающих эффективность работы программы. Выполнение программы продолжается или прекращается после получения ответа на вопрос: "Как у нас идут (шли) дела?" Любой этап важен не меньше других, однако процесс в целом начинается со сбора информации с целью выявления проблемы. Информация и понимание проблемы, обеспечиваемые в результате выполнения первого этапа, мотивируют и направляют все последующие этапы процесса. На практике, разумеется, невозможно так уж точно разделить стадии диагностирования, планирования, реализации и оценки, поскольку процесс решения проблем имеет непрерывный и циклический характер; к тому же он осуществляется в динамическом окружении. Рис. 10.1 иллюстрирует непрерывную, перекрывающуюся и циклическую природу решения проблем паблик рилейшенз. Хорошей иллюстрацией этого четырехэтапного процесса может служить решение проблемы, возникшей несколько лет тому назад перед PR- службой одной нефтяной компании. В ходе реорганизации своей структуры компания с целью повышения эффективности решила закрыть одно из подразделений сбыта продукции. Это означало, что увольнению или переходу на другую работу подлежали 600 работников компании. Кроме того, это означало существенные экономические потери для региона, где действовало упраздняемое подразделение. Бывшие клиенты этого подразделения были поставлены перед проблемой поиска альтернативного поставщика нефтепродуктов, а инвесторы размышляли над тем, что бы могла значить подобная реорганизация. Итак, первая задача заключалась в том, чтобы путем проведения исследования упорядочить все известные факты, что дало бы компании возможность объяснить и оправдать необходимость реорганизации перед всеми заинтересованными сторонами. Следующий этап заключался в том, чтобы правильно спланировать оповещение. Очень важным в данном случае представлялся выбор для каждого действия наиболее подходящего момента времени. Новости следовало доводить до сведения всех заинтересованных сторон как можно быстрее, предотвращая распространение слухов. Информацию следовало излагать так, чтобы люди получили внятное объяснение необходимости и целесообразности перемен в структуре компании. Рис. 10.1. Четырехэтапный процесс решения проблем паблик рилейшенз
Подготовленные по этому случаю материалы включали памятную записку для персонала компании, сценарий проведения встреч с заинтересованными сторонами, письма различным категориям служащих компании, письма всем дилерам, информационное сообщение, специальную информацию для местных банков, циркулярное письмо, рассылаемое по офисам компании, а также планы проведения совещаний. Новости распространялись в соответствии с координированной программой проведения совещаний, рассылки писем и освещения в средствах массовой информации. Наконец, оценка реализации программы основывалась на первоначальной оценке "проблемной ситуации", выполненной упраздняемым подразделением, используемых методах и реакции заинтересованных сторон — с учетом реального улучшения процедур. Уроки, извлеченные из этой кампании, пригодились через несколько лет, когда компания закрыла одно из своих предприятий, расположенное в другом месте. Это послужило наглядной демонстрацией того, как систематические исследования и оценки способствуют постепенному совершенствованию практики. Очевидно, что приведенный нами пример представляет собой лишь весьма упрощенную схему того, что происходит в действительности. Процесс решения проблемы включает множество более мелких стадий, на которые распадаются четыре основные его этапа. Все они будут подробно описаны в этой и следующих трех главах. В этой главе мы сосредоточимся на методах исследования и поиска фактов, необходимых для начала процесса стратегического планирования.
Роль исследований в стратегическом планировании
Мониторинг социального окружения - это не только первый этап процесса решения проблемы. Это еще и самый трудный его этап. Здесь уместно вспомнить анекдот про слона и шестерых слепых индийцев. Каждый из слепцов может пощупать только какую-то часть животного и описывает его, исходя из собственных ограниченных представлений, составленных на основе полученной информации. Тот, например, который пощупал хвост слона, готов утверждать, что слон похож на змею. Тот, кто наткнулся на ногу слона, заявляет, что слон очень похож на дерево. И так далее - каждый из слепцов воспринимает лишь доступную ему часть тела животного. В конце концов, каждый из них в чем-то оказывается прав, тем не менее, заблуждаясь в целом.2 Не исследовав всесторонне ситуацию, порождающую конкретную проблему, PR- специалисты рискуют оказаться в положении слепцов, пытающихся составить собственное представление о слоне. Опросы специалистов в области паблик рилейшенз неизменно показывают, что обучение проведению исследований возглавляет список учебных курсов, необходимых, по их мнению, для повышения профессиональной квалификации таких специалистов. Опросы также показывают, что специалисты по связям с общественностью зачастую выполняют недостаточный объем исследований лишь из- за нехватки денежных средств и времени. Однако более достоверным объяснением недостаточного объема исследований в сфере PR представляется сочетание (1) непонимания того, как проводить исследования и использовать их результаты, и (2) представлений многих специалистов и клиентов о ненужности и бесполезности исследований. Обучаясь в колледже, лишь немногие будущие специалисты знакомятся с методами проведения исследований; более того, многие из них даже не предполагают, что все это может понадобиться в их дальнейшей профессиональной деятельности. Начиная свою профессиональную деятельность, они не испытывают особого давления со стороны своих работодателей и клиентов, поскольку те не требуют от них проведения исследований и не выделяют необходимых для этого средств. Как ответил в ходе опроса, проводившегося фирмой Ketchum Public Relations, руководитель службы PR в одной из корпораций, "проблема заключается не в методологии проведения исследований, а в неспособности - или, возможно, лени и нежелании — PR- профессионалов, предпочитающих кустарно- ремесленнический подход к своей деятельности".3 Спокон века руководители и специалисты служб паблик рилейшенз не устают повторять популярный миф о том, что им приходится иметь дело с так называемыми нематериальными факторами, не поддающимися измерению. Однако с каждым днем становится все труднее внушать эту мысль руководителям организаций, ориентированным на достижение нужного результата (между прочим, многие из них имеют степень магистра делового администрирования - МВА) и привыкшим принимать решения, основываясь на фактах и объективном анализе. PR- специалист в одной из некоммерческих организаций приписывает "упадок PR... недостаточному уровню контроля и реальной оценки результатов. Вот почему PR рассматриваются многими руководителями как вздор и баловство".4 Вследствие отказа от исследований PR- специалистам остается лишь утверждать, что они понимают ситуацию и могут рекомендовать то или иное решение. Выполнив исследование и анализ, они могут представить и отстоять предложения, подкрепленные фактами и теорией. В этом контексте исследования представляют собой систематический сбор информации с целью описания и уяснения ситуации, а также с целью проверки предположений относительно тех или иных общественных групп и последствий PR. Именно такой подход является реальной научной альтернативой таким неопределенным понятиям, как "хватка", "авторитет" и "интуиция". Основной его целью является сокращение неопределенности в процессе принятия решений. Несмотря на то что такой подход не в состоянии ответить на все вопросы и повлиять на все решения, именно методические и систематические исследования являются основой эффективных паблик рилейшенз. Установка на исследования
Возможности современной компьютерной техники и деятельность специалистов по управленческой информации значительно повысили способность организаций собирать, обрабатывать, передавать и интерпретировать информацию. Рост числа руководителей высшего и среднего звена, обладающих степенью МВА и осознающих важность информации в современном мире, оказывает всевозрастающее давление на службы PR, обязывая их предоставлять руководству своевременную, полную и достоверную информацию. Коротко говоря, ориентация на проведение исследований жизненно необходима для тех, кто занимается PR в эпоху информации. Один из первых исследователей, немало способствовавший становлению автомобилестроительной промышленности, К.Ф. Кеттеринг (C.F. Kettering), выразил подобное отношение к исследованиям следующим образом. "Исследование" — высокопарное слово, способное отпугнуть многих. Вопрос — стоит ли пугаться? Ничего особо сложного здесь нет. В сущности, это всего лишь "состояние души" - особый настрой на перемены, готовность к ним. Скорее, поиск перемен, чем ожидание их. Исследование... — это стремление улучшить что-то и не быть захваченным врасплох внезапными переменами. Исследовательское "состояние души" применимо к чему угодно. Личные дела или любой вид бизнеса, крупный или мелкий. Это состояние настроя на решение проблем (в отличие от настроя на сохранение "статус- кво"). Это душевное состояние творца и созидателя (в отличие от душевного состояния бездельника и лентяя). Это настрой на "завтрашний день" (в отличие от настроя на "день вчерашний").5 Исследования — по крайней мере сегодня — это вовсе не какой-то особый вид деятельности, являющийся уделом избранных. Росси (Rossi) и Фримен (Freeman) говорят по этому поводу так: "Это еще и политическая и управленческая деятельность, еще один фрагмент сложной мозаики, из которой возникают решения и распределение ресурсов, касающихся планирования, проектирования, реализации и продолжения программ".6 Принимая решения, современные менеджеры в основном ориентируются на факты, а точнее на числа! Во многих организациях такие руководители стремятся оградить себя как можно от большего числа проблем с помощью соответствующего штата специалистов и подчиненных. Если специалисту в области паблик рилейшенз приходится знакомить руководителей такого типа с PR- аспектом организационных проблем, самым эффективным подходом в этом случае является подход, основанный на исследованиях. Различные подразделения организаций, например службы маркетинга, по работе с персоналом и финансовые отделы уже успели освоить подход, основанный на исследованиях. То же придется сделать и PR- службам. В сущности, многие данные указывают на тесную взаимосвязь между склонностью специалиста к проведению исследований и появлением у него дополнительных шансов на завоевание одного из нескольких мест за тем столом в организации, где принимаются важные стратегические решения. Опросы специалистов показывают, что шансы на участие в руководстве организацией существенно увеличиваются, когда эти специалисты действительно занимаются исследованиями.7
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|