Ф. Шлейермахера, М. Мюллера, К. Маркса
Наука о религии возникает в середине XIX века, когда выдающиеся евро- пейские ученые и мыслители становятся на точку зрения, что христианство не является единственной абсолютно истинной религией. Одновременно наука о религии становится возможной благодаря проникновению в европей- ское гуманитарное познание огромного количества сведений о нехристиан- ских религиозных верованиях, прежде всего о буддизме, индуизме, даосизме, конфуцианстве и т.д. Однако предпосылки для научного исследования религии возникли го- раздо раньше XIX века. К данным предпосылкам можно отнести следующие: 1) тезис о двойственности пути познания истины внутри самой христиан- ской религии: пути человеческого разума и пути божественного откровения; этот тезис развивался в философии Филона Александрийского, Фомы Аквин- ского, Бенедикта Спинозы и других выдающихся мыслителей; 2) философское положение о том, что предметом изучения философии должно быть не содержание той или иной религии, а сущность феномена ре- лигиозности; это положение было сформулировано и разрабатывалось в фи- лософии И. Канта, Ф.В.Й. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, Л. Фейербаха, Ф. Шлей- ермахера; в контексте социального значения религии философское исследо- вание сущности религиозности вели К. Маркс, Ф. Энгельс, Э. Дюркгейм, З. Фрейд и другие выдающиеся философы и ученые.
ЛЕКЦИЯ 1. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ КАК НАУКА. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СОВРЕМЕННОГО РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ 1. Возникновение науки о религии в трудах Г.Гегеля, Ф. Шлейермахера, М. Мюллера, К. Маркса
3) разработка методов сравнительного анализа различных религий (хри- стианских и нехристианских) в работах немецкого ученого М. Мюллера.
Особое значение для становления научного отношения к религии имеют концепции Г.В.Ф. Гегеля, Ф. Шлейермахера, М. Мюллера, К. Маркса, так как именно эти мыслители вступают родоначальниками того или иного направ- ления в современной науке о религии, а их концепции являются характерны- ми и яркими выражениями той или ной теории религии. Г.В.Ф. Гегель был подлинным творцом философии религии, хотя в каче- стве его предшественника можно указать и на И. Канта как автора трактата «Религия в пределах только разума». Однако именно Г.В.Ф. Гегель впервые исследовал все стороны религиозного мировоззрения – философскую, психо- логическую, историческую – в их связи, и в то же время учел особенности каждой стороны с точки зрения основного предмета религии, каким, по его мнению, выступает абсолютное бытие. В «Лекциях по философии религии» Г.В.Ф. Гегеля была сформулирована задача философии религии – изучение сущности религии. Религия определяется Гегелем как «последняя и наивыс- шая сфера человеческого сознания, будь то мнение, воля, представление, знание или познание; она есть абсолютный результат, та область, в которую человек вступает, как в область абсолютной истины» [80. Т. 1, с. 247]. Ф. Шлейермахер раскрывает особенности религии, исходя из того, что человек способен постичь религию, если он сам является верующим или зна- ком с ней по опыту: только при таких условиях возможно понять сущность религии. В трактате «Речи о религии» (1799) он называет ее наряду с фило- софией и моралью, основной сферой бытия и формулирует задачу точно оп- ределить особенности религии по сравнению с другими сферами. Хорошо известно его определение сущности религии как интуиции и чувства универ- сальности, он отделяет религию от других областей культуры и указывает на ее своеобразие. На рубеже XIX и XX вв. теория религии начинает изучаться антрополо-
гами и этнографами. Первыми в этой области стали работы Э. Тайлора «Пер- вобытная культура» (1871) и М.Мюллера «Введение в науку о религии» (1873). В книге М.Мюллера к анализу религиозных феноменов впервые при- менен сравнительный метод. Рассматривая развитие религии по аналогии с развитием языка и мышления, автор справедливо отмечает их генетическую связь и, исходя из нее, строит свое исследование на огромном историческом материале. Он выделяет три языковых и религиозных центра: арийский, се- митский и туранский, анализирует существующие в то время классификации религии, сопоставляет священные тексты различных религий, исследует то общее, что присуще им всем и что составляет специфику религии в целом как социокультурного феномена. В работе «К критике гегелевской философии права» (1844) К. Маркс ут- верждает, что человек создал религию, а не религия создала человека. Вели- кий немецкий мыслитель усматривал причину создания человеком религии в отчужденности социальной системы. Человек – это не абстрактное существо, скрывшееся за пределами мира, он есть весь человеческий мир, государство,
ЛЕКЦИЯ 1. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ КАК НАУКА. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СОВРЕМЕННОГО РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ 1. Возникновение науки о религии в трудах Г.Гегеля, Ф. Шлейермахера, М. Мюллера, К. Маркса
общество. В отчужденном состоянии все это порождает религию – искажен- ное сознание мира. Отсюда следует утверждение К. Маркса о том, что «рели- гия – это опиум народа: она облегчает ему его страдания». Марксизм лежит в основании научного атеизма и всех философских и теоретических учений, которые отрицают истину религии. Таким образом, зародившись в середине XIX в., наука о религии опреде- ляет свой предмет – религию – как чрезвычайно сложное, многообразное и противоречивое явление, имеющее огромное значение в истории человече- ской культуры. Отражением противоречивой природы самой религии высту- пает сложность системы современной науки о религии.
2. Основные формы современного религиоведения:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|