Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теории происхождения религии. Концепция прамонотеизма. Данные археологии и этнографии, их значение для воссоздания процесса генезиса религии




 

 

Задаваясь вопросом об источнике религии, неизбежно упираешься в ту- пиковую ветку современной науки – проблему происхождения человека. Ведь даже если мы вдруг признаем божественный источник религии, носите- лем ее все равно является человек.

Происхождение человека объясняется либо с естественно-научной точки зрения, либо с религиозной. Гуманитарные дисциплины здесь могут начать

объяснять бытие человека лишь на каком-либо этапе.

 

 

 
История религии. Конспект лекций -43-


ЛЕКЦИЯ 3. ТИПОЛОГИЯ РЕЛИГИЙ И РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ

2.Теории происхожд.религии. Концепция прамонотеизма.Данные архе. и этнографии, их знач. для воссоздания процесса генезиса религии

 

Естественно-научный подход к происхождению человека и возникнове- нию религии можно суммировать в следующем: первочеловек, наблюдая и осмысливая окружающий мир и себя в нем, понял, что его окружает не хаос, а упорядоченное мироздание, подчиняющееся надприродной силе. В этом подходе подразумевается, что религия есть продукт исключительно челове- ческий, особенно в свете идей Большого Взрыва и эволюции видов. Строго говоря, религия здесь возникает на определенном этапе совершенствования руки австралопитека. Как только усложнение операций с рукой способствует появлению большего числа извилин, наш «обезьяноподобный философ» придумывает сверхъестественные силы, чтобы как-то объяснить явления природы. Соответственно, отказаться от религии человек должен был в XX в., когда основные научные открытия позволили рационально объяснить уст- ройство мира. Если мир развивается линейно, от простого к сложному, от беспорядка к гармонии и от мифа к логосу, то религия должна была умереть. Вместе с тем религия не оставляет своих позиций, а человек лишь больше погрузился в экзистенциальную тоску, пытаясь преодолеть опыт конечности. Несмотря на ход времени мы не можем также объективно сказать, что чело- вечество умнело (иначе оно не совершало бы сегодня глупостей, более того, некоторые считают, что по-настоящему мудрым был человек традиционной культуры, ибо он был близок к природе). В то время как современный чело- век больше отходит от природы и противопоставляет себя ей, тем более бес- смысленным делает свое существование. Таким образом, естественно- научные методы не дают нам широты действий, заставляют нас интерпрети- ровать религию как сугубо человеческий феномен.

Разновидностью эволюционной интерпретации генезиса человека и рели-

гии можно считать гипотезу о существовании «дорелигиозного периода» в истории человечества. Сторонники этой позиции полагают, что у людей,

живших на ранних этапах развития общества, не было религиозных верова-

ний, поскольку эти люди не обладали абстрактным мышлением и не могли создать или воспринять религиозные абстракции. Многие этнографы, антро-

пологи на рубеже XIX-XX вв. приводили сведения о существовании племен столь низких в своем развитии, что у них якобы полностью отсутствовали религиозные представления и понятия. Однако после тщательного изучения

их жизни, языка, обычаев, особенностей мышления неизменно обнаруживали определенные религиозные верования, элементы культовой практики. Э.Тайлор, исследователь аборигенной культуры, задавшись вопросом, есть

ли такие племена, у которых совсем не было никаких религиозных понятий, сделал вывод, что наука таких племен не знает. Нет таких свидетельств и в исторической перспективе. Фигурки «Венер» были найдены на пространстве

от Пиринеев до Сибири. Они датируются от 25 тыс. лет до нашей эры. Прак- тики захоронения древних людей говорит о том, что 40 тыс. лет тому назад присутствовали религиозные верования. Устраивались специальные погре-

бения, готовившие сородичей к будущей жизни. Тела покрывались слоем ох-

ры, рядом с телом покойного клали оружие, предметы домашнего обихода.

 

 

 
История религии. Конспект лекций -44-


ЛЕКЦИЯ 3. ТИПОЛОГИЯ РЕЛИГИЙ И РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ

2.Теории происхожд.религии. Концепция прамонотеизма.Данные архе. и этнографии, их знач. для воссоздания процесса генезиса религии

 

Все это говорит о существовании представлений о загробном мире. Поэтому гипотеза «дорелигиозного» периода так никогда и не переросла в теорию.

Традиционный подход к происхождению человека, т.е. подход с точки зрения самих религий, прост – человек создан Богом, а религия дана челове-

ку как законы Бога. Так, согласно креационистской модели Богословов люди были сотворены «культурными», так как сыновья Адама занялись земледели- ем и скотоводством, построили ковчег, пытались строить Вавилонскую баш-

ню. Если признать библейскую версию, то откуда на земле дикие охотники и рыболовы? Для объяснения этой культурной «бреши» креационисты стали утверждать, что после акта творения культура пошла двумя путями – по пути

развития цивилизации и по пути деградации.

Традиционный подход имеет свои недостатки в силу догматичности.

Ученые имели печальный опыт построения науки на иудео-христианской теологии в области геологии, истории, этнологии. С другой стороны, много-

образие религиозных традиций не позволяет сделать выбор какой-то одной, ибо их объяснения религий феноменов человека, времени, пространства, на- чала и развития не совпадают. Напротив, некоторые очень сильно отличают-

ся. Авраамические религии придерживаются линейной парадигмы, а учение о циклах в индуизме представляет мир в целом как циклическую систему, в которой увеличивается энтропия, с локальными возможностями прогресса. В

силу этих причин представляется целесообразным вообще оставить вопрос об изначальном происхождении религии – это дело лишь только самой рели- гии. Мы можем лишь попытаться разобраться с имеющимся многообразием

религиозного опыта, взяв его на доступном для нас пространственно-

временном отрезке.

Гуманитарный подход позволяет четко разграничить два вида религиоз-

ного опыта человечества, естественно, с возможностью их взаимопроникно-

вения и наложения (табл. 2).

 


 

 

Классификация религий


Таблица 2


 

  Основания для сравнения   Религии «человека» или есте- ственные религии Религии откровения или религии «цивилизаторов»
     
1. Способ воз- никновения Возникают как следствие не- развитой логической культуры, недостатка знаний о мире. Это суеверия и примитивные пред- ставления человека о необъяс- нимом особенно когда дело ка- сается личного счастья, когда в жизни присутствуют неопреде- ленность и непредсказуемость. Важная особенность всех при- Религии второй группы не выводятся так просто из заблу- ждений примитивно- го разума. В них есть представление о том, что они получены от более развитых су- ществ, которых мы назовем условно

 

 
История религии. Конспект лекций -45-


ЛЕКЦИЯ 3. ТИПОЛОГИЯ РЕЛИГИЙ И РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ

2.Теории происхожд.религии. Концепция прамонотеизма.Данные архе. и этнографии, их знач. для воссоздания процесса генезиса религии

 


знаков религий «человека» за- ключается в том, что они сугу- бо утилитарны, возникают там, где необходим успех в делах. Это и является принципиаль- ным различием религий «от- кровения» от религий «челове- ка»


«цивилизаторами». В качестве таких куль- турных героев вы- ступают сам Бог, его посланники, пророки, могущественные лю- ди и т.п. Здесь рели- гиозные принципы – это результат «от- кровения»


 

 

Продолжение табл. 2

     
2. Идеалы Ориентируют индивида на дос- тижение положительного ути- литарного результата с помо- щью обращения к надприрод- ным силам Призывают к само- достаточной непраг- матичной радости Богопознания, спасе- ния души, гармонии с Законом
3. Распростране- ние, примеры Было бы неверно считать, что характерные черты этих рели- гий связаны с примитивными народами или были когда-то в далеком прошлом. Ведь и со- временный человек обрастает разного рода суевериями («че- рез порог не передают», «по- стучать по дереву», «черная кошка», «возвращаться плохая примета», «наступи на ногу» и т.п.) Авраамические, ин- доевропейские рели- гии, синтоизм, рели- гии майа, ольмеков, инка, синто

 

Таким образом, существуют развитые формы религии, которые обычно присущи более или менее развитым обществам и мы можем наблюдать дос- таточно приземленные религии, чья локализация совпадает с местонахожде- нием примитивных культур.

Прамонотеизм – теория происхождения религии, построенная на утвер-

ждении единобожия в качестве начальной ступени истории религиозного развития. В научной среде первыми сторонниками идеи изначальности моно-

теизма были некоторые представители «мифологической школы». Так, Я.

Гримм высказывал предположение, согласно которому некогда единое Боже-

ство разделилось в позднейшем языческом сознании на трилогии и додекало- гии. В. Маннхардт приписывал язычеству некое «чувство божественной еди- ницы». В работах Э.Лэнга развивалась мысль о вере первобытных людей в Высшее Бытие, в Творца и Судью; эта вера, как полагал Лэнг, была вытесне-

 

 
История религии. Конспект лекций -46-


ЛЕКЦИЯ 3. ТИПОЛОГИЯ РЕЛИГИЙ И РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ

2.Теории происхожд.религии. Концепция прамонотеизма.Данные архе. и этнографии, их знач. для воссоздания процесса генезиса религии

 

на позднее политеизмом. Систематическое развитие теория прамонотеизма получила в трудах В. Шмидта, прежде всего в «Происхождении идеи Бога» (12 т., 1912-1955), а также в работах его последователей. Привлекая огром- ный по объему этнографический материал полевых исследований народов Африки, Океании и Северной Америки, Шмидт пытался обнаружить в «при- митивных» верованиях в верховное существо общие черты, что подтвердило бы их зависимость от древнейшего единобожия. Для обоснования своей кон- цепции Шмидт в полемике с анимизмом опирался на авторитетную в начале XX в. методологию «культурно-исторической школы» и теорию культурных кругов. Согласно представлениям Шмидта древнейший образ Небесного Бо- га, Бога-Творца был наиболее «чистым» выражением единобожия; развитие хозяйства, в особенности земледелия, общественных отношений (утвержде- ние матриархата), обусловило возникновение религиозного почитания при- роды, тотемизма, фетишизма, магии и мифологии, что отрицательным обра- зом сказалось на сохранении первоначального единобожия, основанного на вере в Бога Отца. Ряд наблюдений Шмидта, основанных на этнографическом материале, имеют серьезное научное значение, однако развитая в его трудах общая теория прамонотеизма не получила широкой поддержки в современ- ном религиоведении и используется главным образом для обоснования тео- логических подходов. Теория прамонотеизма лежит в основе семитомного труда православного Богослова А. Меня «История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни».

В течение XIX и XX вв. расширению современного знания относительно греко-римской и древних ближневосточных цивилизаций способствовали ар-

хеолгические открытия Г. Шлимана, раскопавшего Трою, А.Эванса на Крите,

У.М. Петри в Египте, Ж. де Моргана в Эламе, г. Винклера в Богазкее (Анто-

лия), К. Шеффера и К. Вироло в Рас-Шамре; окончательное восстановление Масады, иудейской крепости, в 1963 г.; раскрытие тайны цивилизации доли- ны Инда Д. Маршаллом; открытие пещерной живописи в Дордоне, Северной и Восточной Испании и в других местах – все это давало ученым возмож- ность разрабатывать схему религиозного развития человека с самых ранних времен. Однако, стимулируя поиск религиозной истории, литературные и ар- хеологические находки и фрагменты едва ли могли адекватно реконструиро- вать изначально истинное и целое знание.

В религиоведческой методологии антропо-этнографические обоснования нередко сопряжены с социологическими и психологическими – все они эм-

пиричны, исходят из наличия религиозного поведения человека, его чувств и интенций мышления в той или иной культуре, этносе. Все они аналитичны. В XIX-XX вв. был собран огромный по объему исторический материал жизне-

описаний племен, целых обществ, их ритуальной и исповедальной практики, основанный на данных экспедиций к аборигенам, расшифровки наскальных рисунков, черепиц и т.д. Однако иногда производимые выводы из таких ана-

лизов, помимо явных «фактов мышления» первобытных людей, часто пере-

ступали границы очевидного и касались идей происхождения и развития ре-

 

 

 
История религии. Конспект лекций -47-


ЛЕКЦИЯ 3. ТИПОЛОГИЯ РЕЛИГИЙ И РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ

2.Теории происхожд.религии. Концепция прамонотеизма.Данные архе. и этнографии, их знач. для воссоздания процесса генезиса религии

 

лигии, причем под воздействием господствующей теоретической модели –

эволюционизма.

Ранней попыткой объединить археологические свидетельства о доистори-

ческих народах с антропологическими данными стала работа Д. Лаббока

«Происхождение цивилизации и первобытное состояние человека». В ней прослеживается эволюционная схема, начинающаяся с атеизма, через фети- шизм, тотемизм, шаманизм и антропоморфизм до монотеизма. При этом Лаббок признавал и различие, позже указанное Р. Отто, между уникальной святостью (отдельностью) Бога и его этическими характеристиками. В этом же духе интепретируют религию Э.Б. Тайлор, отец антропологии, признаю- щий ее первичной формой анимизм; Г. Спенсер, производящий ту же клас- сификацию религии, и П. Маррет, рассматривающий в качестве первооче- редной важности явление аниматизма. Религия – это не столько мышление, сколько танец. Не менее масштабные исследования с привлечением массы свидетельств представлены Д. Фредером, полагавшим, что люди начинали с магии и прогрессировали в сторону религии. Однако вследствие критики этих подходов религиоведами Лангом и Шмидтом (изначальным они видели единобожие) эволюционизм в антропологии стал угасать, открыв простор специальным исследованиям, а также изучению функциональных и струк- турных моделей существования религии в обществе. При этом Бог расцени- вался как персонифицированный символ рода (Э.Дюркгейм), и все объекты религиозного поклонения символизировали «социальные отношения», ис- полняя роль в стабилизации социальной группы.

Влиятельным мыслителем-антропологом, определившим пути современ- ной этнологии и социологии религии, считается Марсель Мосс (1872-1950), который в серии работ («Очерк о природе и функции жертвоприношения»,

«Набросок общей теории магии», «Молитва». «Коллективные представления и многообразие цивилизации», «Эссе об идее смерти» и др.) доказывает зави- симость всего индивидуального, внутренне религиозного от строго очерчен-

ных правил, господствующих в обществе. Даже самовосприятие техники движений нашего тела отпечатлевает социальную структуру. «Детей обучают сдерживать рефлексы, подавляют страхи, выбирают паузы и движения». Мосс надеялся установить новый тип единства, в котором «социальная при-

рода самым непосредственным образом сливается с биологической природой человека». Социальная детерминация религиозного (психологического) про- сматривается более отчетливее, поскольку, несмотря на ее «незаметность»,

«бессознательность», она фиксируется в языковом и ритуальном опыте. В религиозном сознании (бытии) человека «сливаются воедино миф и ритуал». Нет религии без органической системы понятий и коллективных обрядов,

имеющих отношения к сакральным существам, которые она признает. Нет, по Моссу, и таких социальных явлений, которые были бы изолированы от других – всей целостностной совокупности видов общественных институтов

– религиозных, юридических, правовых, экономических. Всякая культура, подобно полотну, социально едина. Отсюда предлагается и метод рассматри- вать все, даже сакральные явления и символы, как социальные факты. Они

 

 
История религии. Конспект лекций -48-


ЛЕКЦИЯ 3. ТИПОЛОГИЯ РЕЛИГИЙ И РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ

2.Теории происхожд.религии. Концепция прамонотеизма.Данные архе. и этнографии, их знач. для воссоздания процесса генезиса религии

 

очень многочисленны и неприметны, запечатлены в наших привычках, и их- то нужно собирать и определять. Обнаружится, что в любых самых незначи- тельных деталях, чувствах, криках души, молитвенных междометиях и вздо- хах сказывается специфика Богословской доктрины, слышится эхо бесконеч- ной череды формул, проявляется часть целой литературной и ритуальной традиции, продукт усилий целых поколений.

В этом плане молитва у Мосса тоже выступает как социальный феномен,

причем не только по содержанию, но и по форме. «В религиях, оставляющих максимум места для индивидуальных действий, любая молитва становится ритуальной речью, принятой религиозным обществом». Сознательно или нет, человек подчиняется определенным предписаниям, принимает позу, которую считает подобающей. Внутренний монолог состоит из фраз, взятых из треб- ников. Подчеркивая важность молитвенно-религиозной сферы, Мосс указы- вает, что целая категория социальных фактов – юридические и моральные установления – находятся с ней в тесных отношениях родства. Это же каса- ется и символически сложного действия жертвоприношения, несущего в себе весь спектр экзистенциально-религиозных, космологических и политэконо- мических представлений сознания древнего человека. Осмыслить чисто ре- лигиозные действия можно при допущении подсознательных процессов. Это открытие Мосс делает до открытий З. Фрейда.

Идеи Мосса о близости мифа и ритуала использовались Леви-Брюлем, К.Леви-Строссом, в трудах Б. Малиновского и П. Родена, воздействовали на формирование целой школы «мифа и ритуала».

Среди религиозных антропологов известность также снискали Витторио- Лантернари, К. Гирц, Э.Эванс-Причард и Г. Свасон – все они изучали пове- денческую культуру и символику, ища корреляции между верованиями и ти-

пами обществ.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...