Отношение научного религиоведения и конфессиональной теологии
Религия является предметом не только научного религиоведения, но и конфессиональной теологии. Суть теологической (Богословской) концепции религии сводится к самообнаружению Бога в мире и связи человека с ним. В рамках этой концепции постулируется существование сверхъестественного существа – Бога, который порождает материю, растительный и животный миры, человека, понимаемого как венец творения и как существо, наделенное непреодолимым стремлением к слиянию с Богом. Но только стремления че- ловека для слияния с Божеством недостаточно, необходимы усилия со сторо-
ЛЕКЦИЯ 1. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ КАК НАУКА. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СОВРЕМЕННОГО РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ 3. Отношение научного религиоведения и конфессиональной теологии
ны последнего. Таким образом устанавливается связь между человеком и Бо- гом, которая и называется религией. Философско-теологическая концепция религии по своей сути мало чем отличается от теологической. Просто эта суть завуалирована более сложной терминологией и более сложной аргументацией. Понятие Бог заменяется по- нятиями Трансцендентное, Абсолют, Абсолютная идея, Универсальная воля и др. Эти понятия могут наполняться пантеистическим и деистическим со- держанием, но так или иначе духовное начало объявляется причиной суще- ствования и развития мира, а также причиной существования религии. Не- смотря на мировоззренческую общность этих концепций религии, между ни- ми существует и некоторое различие. Если теологическая концепция апелли- рует прежде всего к Священному Писанию и Священному Преданию, то фи- лософско-теологическая стремится использовать современные представления
о религии, опирается на знания, которыми располагает человечество на том или ином этапе своего развития; она менее догматична, более восприимчива к нововведениям. Религиоведение и теологию отличает друг от друга объект рассмотрения и сам способ этого рассмотрения. Если религиоведение в качестве своего предмета изучает религию, которая является объектом его анализа, то теоло- гия рассматривает в качестве своего объекта только Бога. Сам термин «тео- логия» («Богословие») впервые встречается у раннехристианских апологетов, однако уже Аристотель употреблял его, правда, в глагольной форме – Бого- словствовать, вкладывая в него смысл мифотворчества. Аллегорическое ис- толкование мифов и углубленная философская трактовка мифологии, встре- чаемые у стоиков, получили название «философского Богословия». Неопла- тонизм, рассмотренный в данном аспекте, предстает теологией политеизма, облекающей религиозное содержание в философскую форму. Таким образом, теология в той или иной форме существовала уже в дох- ристианский период и представляла собой попытку объяснить и обосновать существование дохристианских (языческих) Богов. Первым христианским Богословом, по праву, считается апостол Павел, признающий оправдание только верой (принцип sola fide, в дальнейшем вы- двинутый в качестве основополагающего в протестантизме). «Верую, потому что абсурдно», – заявлял один из христианских авторитетов Тертуллиан. Раннехристианские теологи – апологеты – в своих попытках обоснования христианства столкнулись с одной весьма существенной проблемой, невоз- можность разрешения которой со всей очевидностью доказывает тот факт, что теология – все-таки не наука: они пытались объяснить непонятное в хри- стианской догматике через понятное, иррациональное (по существу, необъ-
яснимое логически – усийность и трехипостасность Бога, воскресение души, телесное вознесение Иисуса Христа, непорочное зачатие девы Марии и т.п.) рациональным путем – т.е. тем путем, которым идет наука. Таким образом, теология как учение о Боге не может называться наукой, а тем более заменить собою религиоведение, задачей которого является объек-
ЛЕКЦИЯ 1. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ КАК НАУКА. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СОВРЕМЕННОГО РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ 3. Отношение научного религиоведения и конфессиональной теологии
тивное и беспристрастное исследование религии как социокультурного фе- номена и отдельных конкретных религий в их историческом развитии.
Базовые понятия современного научного религиоведения: религия, вера, знание, конфессия, церковь, культ, теология, национальные религии, мировые религии, религиозный фундаментализм, религиозный модернизм
Религия (лат. re-ligio – «восстановление связи») – это стремление челове- ка и общества к непосредственной связи с абсолютом. Абсолют (лат. absolutus – «безусловный, неограниченный») – философ- ское понятие, выражающее всеобщую основу мира, полноту бытия и совер- шенства, единство, вечность. Абсолют противостоит всякому относительно- му и безусловному существованию. Язык религии – это язык Откровения, в котором абсолютное божество само раскрывает себя в образах и понятиях. Вера – признание чего-нибудь истинным без предварительной фактиче- ской или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъектив- ного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их. Знание – проверенный практикой и удостоверенный логикой результат познания действительности, отраженный в сознании человека в виде пред- ставлений, понятий, суждений и теорий. Конфессия (лат. «признание, исповедание») – определенная религия, конкретное вероисповедание, отдельное вероучение. Современная религия – это многоконфессиональный комплекс, набор множества (некоторые ученые насчитывают до 5 000 различных религий и культов) религиозных вероуче- ний. Конфессиональная пестрота ставит целый ряд теоретических и практиче-
ских проблем перед учеными, Богословами и политиками: от объяснения та- кого многообразия религий до проектов его преодоления. Церковь (греч. – kyriakon – дом Господний) – специфический тип само- деятельной и самоуправляемой религиозной организации, объединяющей единоверцев и противопоставляющей их иноверцам на основании особых ве- роучения и культа. В христианской традиции: наименование всей совокупно- сти всех религиозно-христианских общин в стране или в мире в целом; обо- значение здания или сооружения, в котором осуществляются Богослужения; здание религиозной общины. Культ – (лат. «уход, почитание») – форма религиозного действия, пред- ставляющая собой совокупность специфических действий (ритуалов, обря- дов, церемоний), вызванных соответствующим вероучением и направленных на сферу сакрального. Направленность и значение культа могут существенно отличаться в различных типах религии, но сущность культового действия
ЛЕКЦИЯ 1. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ КАК НАУКА. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СОВРЕМЕННОГО РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ 4. Базовые понятия современного научного религиоведения: религия, вера, знание, конфессия, церковь, культ, теология…
всегда сохраняется неизменной – возможность прямого обращения к свя- щенному, вера в возможность быть услышанным «небом». В структуре культа выделяют: предмет культа, выраженный в виде рели- гиозного образа (вещи, животные, силы природы, духи, Бог); форму культа как процедуру и технологию общения с предметом (молитва, Богослужение, ритуальная пляска, обряд посвящения и т. п.); средства культа – материаль- ные атрибуты церемонии (предметы, здания и др.); содержание культа – ха- рактер культового действия, его «прикладное значение» (культ плодородия, военный культ, промысловый культ и др., но следует знать, что религиозный культ, в отличие от магии, носит духовно-практический характер и не всегда преследует прагматические цели); субъект культа – индивид или религиозная группа (община). Р. Маретт рассматривал культ как важнейший элемент ре- лигии, придающий ей отличительные черты, постулирующий специфику ре- лигии как отдельной формы общественного сознания. Э. Дюркгейм в опреде- лении религии выделяет два ее основных элемента: верования и культ.
В культе религиозная вера приобретает зримое содержание, религиозное сознание объективируется через оперирование символами, за которыми скрыты истины вероучения, убеждения и эмоции верующего, что позволяет выделить следующие социальные функции культа: коммуникационную функцию, функцию трансляции опыта (не обязательного религиозного), кон- трольную функцию, комфортную функцию (психологического и эстетиче- ского удовлетворения). Теология – богословие – теософия – религиозно-культурные типы бого- познания; версии философствования, для которого существенно значима обусловленность той или иной религиозной культурой. Так, противопостав- ление религиозной и светской философии выступает атрибутивным момен- том для европейского мышления с тех пор, как оно подверглось воздействию христианства. Согласно Г. В. Ф. Гегелю «содержание христианской религии может быть понято лишь спекулятивно» [81]. Как отмечал мыслитель, «...нас не касается ...философия, которую мы находим в той или другой религии. Не только в индусской религии, но и у Отцов Церкви и схоластиков мы находим глубо- кие спекулятивные мысли о природе Бога.... Но в историю философии они не входят» [Там же]. Гегель объясняет данную свою позицию: «Здесь фило- софское мышление заключено в твердо установленный догмат, а не выступа- ет как свободно исходящее из себя мышление» [Там же]. По убеждению Гегеля, «Отцы Церкви...мыслили очень спекулятивно в пределах церковных учений», с другой же, – мысль здесь «не конструируется из себя, а связана с предпосылками; и, опираясь на них, она, правда, уже больше основывается на себе, но вместе с тем никогда не противоречит уче- нию Церкви» [Там же]. Именно особенности постижения Бога, характерные особенности проек- тов рационального постижения и осмысления Его («теолого-Богословские» по типу) обусловливают все сложности взаимоотношений религиозной и светской версий европейского философствования. Кроме этого, эти же осо-
ЛЕКЦИЯ 1. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ КАК НАУКА. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СОВРЕМЕННОГО РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ 4. Базовые понятия современного научного религиоведения: религия, вера, знание, конфессия, церковь, культ, теология…
бенности европейского Богопознания формируют разнокачественные формы религиозной философии как таковой.
В отличие от классика немецкой трансцендентально-критической фило- софии Гегеля, блестящий православный философ России Н. А. Бердяев под- черкивал: «В Богословии результаты познания заранее известны, они добыты не из самого процесса познания, и Богословие призвано лишь защищать и обосновывать эти заранее известные результаты» [36]. Как полагал Бердяев, «первое и самое сильное нападение философии пришлось выдержать со сто- роны религии, и это не прекращается и до сих пор... Острота столкновения философии и религии определяется тем, что религия имеет свое познаватель- ное в теологии, свою познавательную зону. Философия всегда ставила и ре- шала те же вопросы, которые ставила и решала теология» [Там же]. В этом контексте принципиально важным выступает идея разделения вер- сий неконфессиональной религиозной философии на меж-, над- и внеконфес- сиональную (И. И. Иванова). Неконфессиональная религиозная философия направлена на рассмотрение или создание образа божества, которое является в той или иной степени абстрактным, лишенным индивидуальных качеств. При этом межконфессиональная философия имеет целью обоснование воз- можности существования некой целостной религии (обычно – «единого хри- стианства»), свободной от конфессиональной расчлененности, являясь идей- ным продуктом процессов экуменизма и, в связи с этим, проблемой преиму- щественно христианской духовности. Надконфессиональная представляет собой синкретизм мистических, оккультных и спиритуалистических концеп- ций, а также научного и паранаучного знания (в настоящее время это теосо- фия Е. П. Блаватской, антропософия, Агни Йога, Интегральная Йога и т.п.). Во внеконфессиональной философии осуществляется рассмотрение или соз- дание максимально абстрактного образа божества (полная утрата «лика бо- жества») и потому постоянно происходит лавирование между религиозным философствованием и светским по своей природе философским религиове- дением. В качестве ее главных онтологических форм выступаютдеизм, пан- теизм и панентеизм, методологической основой является религиозное свобо- домыслие. Для конкретных же форм богопознания наиболее рациональным по инст- рументарию мышления выступает творчество представителей католической схоластики. Как отмечал Гегель: «Схоластиков... мы должны больше прини- мать во внимание, чем Отцов Церкви. Последние были, правда, крупными философами, которым христианство очень многим обязано своим развитием; но их спекулятивные мысли принадлежат...другим системам философии и постольку должны быть рассмотрены отдельно, например, в связи с плато- новской философией». Именно представители католической схоластики трансформировали тео- логию (ее объект и предмет) в тот интеллектуальный феномен, который из- вестен в данное время. В специальной литературе отмечалось, что термин «теология» «до Абеляра? относился к греко-римскому пантеону, обозначая то, что сегодня называется классической мифологией». У Аристотеля теоло-
ЛЕКЦИЯ 1. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ КАК НАУКА. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СОВРЕМЕННОГО РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ 4. Базовые понятия современного научного религиоведения: религия, вера, знание, конфессия, церковь, культ, теология…
гия была частью философии, но такой, которая занималась не только и не столько исследованием о Боге, сколько поиском вообще первых оснований бытия. У Аристотеля философия и теология были существенно тождествен- ны между собой. Именно этот интеллектуальный ход античного мыслителя легитимировал в рамках западной схоластики П. Абеляр. Именно «он – ма- гистр Парижской Соборной школы, выдающийся рационалист, странствую- щий рыцарь диалектики... окончательно отождествил теологию с философи- ей» [293. C. 31-32]. Как отметил Р. Дж. Мейндл, Абеляр слово «теология» «по большей части употреблял в его современном значении», т.е. «первой за- дачей, которую он перед собой поставил, было прояснение природы Троицы с помощью логики и разума...». И это происходило в то время, когда «мисти- ческое Богопознание было укоренено в традиции церковного образа жизни, предпосылкой которого являлось отречение от мира и всего, что в нем, – в том числе от любых интеллектуальных притязаний!» [230. С. 133]. Проблема интеллектуальной природы Богопознания (рассматриваемого как определенное единство теологии, Богословия, теософии и иных подхо- дов) не нова для современного европейского мышления. Так, российский ис- следователь В. Ф. Пустарнаков, например, отмечал: «Во избежание недора- зумений следует несколько слов сказать о самом термине Богословие, или теология. В разное время в это понятие вкладывалось разное содержание. У Аристотеля Богословие – это часть философии, которая занимается исследо- ванием о Боге. В раннем христианстве Богословием называли лишь учение о Христе. В этом, например, смысле евангелист Иоанн назывался Богословом; титул Богослова был присвоен также одному из Отцов Церкви, Григорию Назианзину. Позднее в христианстве Богословием, как правило, стали назы- вать все, что является предметом христианской религии. Во всех последних случаях Богословие представляется как нечто совершенно отличное от фило- софии, и именно поэтому в рамках христианства вопрос о соотношении Бо- гословия и философии обсуждался, как правило, как вопрос о соотношении совершенно различных предметов. При этом встречались концепции, в соот- ветствии с которыми Богословие (в узком смысле слова, только как учение о Боге) рассматривалось, вслед за Аристотелем, как часть философии. Только в период схоластики в рамках Богословия оформилось т. н. естественное Бого- словие, претендовавшее на исследование предметов веры с философской точки зрения, в отличие от откровенного Богословия, исходившего лишь из Писания и предания» [294. С. 186]. Как отмечалось, в традиции российского православия явно прослеживает- ся устойчивая тенденция использовать в свой адрес только слово «Богосло- вие», но никак не «теология», в связи с чем считать первое «русской каль- кой» второго (как отмечается в большинстве специальных изданий) уже не приходится (И. И. Иванова). Как заметила последняя, «ни один православ- ный священник в России никогда не употребит по отношению к своей Церк- ви слово теология – поскольку оно ассоциируется с латинством» [135] С точки зрения некоторых мыслителей Русской Православной Церкви, отличие православного Богословия (просто «Богословия») от Богословия не-
ЛЕКЦИЯ 1. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ КАК НАУКА. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СОВРЕМЕННОГО РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ 4. Базовые понятия современного научного религиоведения: религия, вера, знание, конфессия, церковь, культ, теология…
православного («теологии») таково: «Источниками Богословия православно- го являются Священное Писание (Библия) и Священное Предание (традиция понимания Священного Текста), а также ее определенное мировоззрение и мистический опыт. Библия и Предание не противопоставляются друг другу, напротив, Предание является тем контекстом, той духовной средой, в кото- рой создается Библия; Священной Писание в известной степени само являет- ся Преданием... Более того, именно Предание сформировало Библейский ка- нон таким, каким мы имеем его сегодня» [Цит. по: 135]. Как (в контексте данной же проблемы) отмечал Римский Папа Иоанн Па- вел II, «в различных эпохах перед Богословием, представляющим собой не что иное, как истолкование Откровения, основанное на умозаключениях, все- гда стояла задача принять наследие различных культур, а затем приобщить их к истинам веры с помощью понятий, соответствующих этим культурам» [Там же]. Такая трактовка Богопостижения характерна для католичества в целом, на любом этапе его эволюции: по убеждению Фомы Аквинского, «Бог открове- ния есть, одновременно, творец разума, и противоречить Сам Себе не может» [Там же]. Известный российский исследователь С. С. Аверинцев по этому поводу писал: «Теология предполагает концепцию личного абсолютного Бога, сооб- щающего человеку знание о Себе через собственное слово, а потому возмож- на только в рамках теизма. В наиболее строгом смысле слова о теологии можно говорить применительно к вероучениям трех чисто теистических ре- лигий – иудаизма, христианства и ислама; что касается таких религий, как индуизм и буддизм, то теология как форма мышления возможна внутри них, лишь поскольку они содержат элементы теизма. Мистические учения нетеи- стических религиозных систем (конфуцианство, даосизм, дзэн-буддизм и т.п.) не могут быть причислены к феномену теологии» [4. С. 200]. В культурах Древней Индии и Древнего Китая, а также в сопряженных с ними философских системах, различение между «религией» и «философией» так и не сложилось. В иудаизме и исламе мистическая составляющая веро- учения превзошла его рационалистический компонент: в этих обеих «религи- ях Авраама» философия отошла на акцентировано второй план. В свою очередь, в разделенном на православие («восточный вектор») и католичество («западный вектор») христианстве акценты оказались расстав- ленными следующим образом (согласно анализу И. И. Ивановой): «В рели- гиозных и секулярных текстах прозападной ориентации (т.е. выражающих ту или иную степень позитивной аксиологии в адрес католицизма и протестан- тизма) используется термин «теология», причем в его узком католико- протестантском значении, а термин «богословие» так или иначе избегается. В литературе же, которая условно может быть названа проправославной, на- против, практически невозможно встретить слово теология. Так, в словаре Понятия духовной сферы, предисловие к которому заканчивается словами: Авторы надеются на то, что предлагаемый словарь будет полезен читателям, укрепит их благочестие, позволит лучше разобраться в ряде вопросов рели-
ЛЕКЦИЯ 1. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ КАК НАУКА. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СОВРЕМЕННОГО РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ 4. Базовые понятия современного научного религиоведения: религия, вера, знание, конфессия, церковь, культ, теология…
гии, Богословия и религиозной философии, лучше понять известные произ- ведения художественной литературы в целом и их отдельные давно знакомые места, повысить свою эрудицию и культуру, имеются статьи Теодицея, Тео- лепсия, Теомантия, Теопнестия, Теософия, Теофобия, но никак не Теология» [135]. Правомерно предположить, что доминирующей характеристикой воз- можного различения «теологии – Богословия – теософии» в религиозной фи- лософии выступает «стиль мышления, который определяется степенью и ха- рактером опоры на рационализм» [Там же]. С точки зрения православного философа В. Н. Лосского, Богословие – это «интеллектуальный опыт бессилия, поражения мысли перед запредельно- стью умопостигаемого» [312. С. 677]. Этот интеллектуальный феномен – православное Богопознание / Богопостижение – характеризовал и Бердяев: «Вечное столкновение между мистикой и теологией связано с тем, что они говорят на разных языках. И невозможен перевод с одного языка на другой. Когда пытаются перевести опыт мистиков на язык теологии, то мистики сей- час же обвиняются в ереси. Язык мистики парадоксален, это не язык поня- тий, это не мышление, подчиненное закону тождества. Язык же теологии всегда стремится быть языком рационализированным, не допускающим про- тиворечия, хотя и безуспешно. Поэтому так трудно выразить мистику на языке теологии и отвлеченной метафизики, всегда получается искажение» [36. С. 428-429]. Таким образом, любой мыслитель православной ориентации признает, что Богословие есть мистико-антирационалистское сознание, свободное от вмешательства философии. Фактически такого же ориентира придерживался и Л. И. Шестов, когда утверждал, что «философия всегда старалась возвы- ситься над Богом. И даже, в конце концов, теология, которая...даже в сред- ние века, в пору своего величайшего расцвета и торжества, была всегда при- служницей философии...» [254. С. 371]. С католической же точки зрения, в действительности речь идет не о Бого- словии, а о теологии, которая есть «не что иное, как истолкование Открове- ния, основанное на умозаключениях» [140. C. 128]. Теология в классической католической версии есть знание «только того, что содержится в Писании, и того, что может быть из этого выведено» [43. С. 147]. По мысли Иоанна Дунса Скотта, «Всемогуществу Бога возможно все то, что не заключает в себе очевидного противоречия» [Там же. С. 267]. Та- ким образом, Богословие в католической версии выступает как исключитель- но и только рациональное Богопознавание – теология. Или, по Бердяеву, «происходит суд и над христианским Богословием, над удушливой рациона- лизацией христианской истины и тайны» [36. С. 360]. Такой стиль мышления пафосно неприемлем для современного право- славного Богословия: «Конец метафизики, автором которого и был сам Ге- гель, является...результатом гегелевского стремления уразуметь чистое бы- тие, сделать вслед за Спинозой Богословие человеческим делом «[135. С. 406-407].
ЛЕКЦИЯ 1. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ КАК НАУКА. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СОВРЕМЕННОГО РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ 4. Базовые понятия современного научного религиоведения: религия, вера, знание, конфессия, церковь, культ, теология…
По существу, тот же, католический, взгляд на теологию присущ и протес- тантству: «Богословие...становится наукой, а не поводом к размышлению. Этот шаг привел к возвышению современных научных методов... а также предвосхитил современные методы образования» [209. С. 113]. Согласно вполне легитимной в XX в. точке зрения теософия – ориентиро- ванная на эзотерическое миро- и Богопостижение – являет собой равноправ- ную и самостоятельную версию триады «Теология – Богословие – Теосо- фия». Она, согласно Бердяеву, искушает «примирением между верой и зна- нием, религией и наукой». Этот великий русский православный мыслитель подчеркивал: «Духовная настроенность теософов не христианская, в ней есть ложная возвышенность и ходульность. Теософия соблазняет братством лю- дей и народов, которого не осуществляет. Но такого рода духовные течения предшествуют сильному религиозному свету». И – аналогично – «органиче- ское влечение к объективности, к онтологическо-метафизическому понима- нию религиозной жизни...ведет к углублению философской мысли, к стрем- лению к глубокой и конкретной форме философской спекуляции, которая проявляется как мистико-спекулятивная теософия» (С. Л. Франк) [Цит. по: 11. С. 9]. И. И. Иванова предложила осмысливать эту проблему так: «Теология – это Богопознавательная, апологетическая и религиозно-нормативная идеоло- гия, основанная на значительном преобладании среди ее познавательных средств элементов рационализма (обычно аристотелевского типа и особенно в виде формальной логики). Богословие – это такая же идеология, но с пре- обладанием иррациональных познавательных средств (в противоположность теологии), из которых, однако, должны быть исключены неортодоксальная мистика и эзотерика (в отличие от теософии). Теософия же выступает в ос- новном только как Богопознание, но с преимущественным использованием не просто иррациональных, а главным образом (в отличие от Богословия) мистических и эзотерических средств. Доля рациональности высока в теоло- гии, несколько слабее в Богословии и почти отсутствует в теософии» [135]. В этом плане показательно взаимное отношение между «воинствующим рационализмом» в виде науки, религией и основанием теософии – эзотериз- мом. Их взаимные оценки и взаимоотношения позволительно интерпретиро- вать как вполне изоморфные. С позиций любой из этих духовных традиций, остальные являют собой ее частный случай. Исходными онтологическими началами для них выступают Бог (в религии), либо эзотерическая реальность, либо природа с ее законами (наука). Так, эзотеризм располагает собственны- ми эзотерическими космологией, метафизикой и психологией, простраивая собственную архитектонику в соответствии с последними научными дости- жениями. С точки зрения эзотеризма, науковедение и «теология / Богосло- вие» суть взаимовлияющие и взаимопроникающие сферы (что полагается очевидным на примере творчества о. Павла Флоренского). В контексте рели- гиозных миропредставлений, эзотерические конструкции реальности пред- ставляют собой не более, чем неадекватное понимание Бога. Соответственно, в эзотеризме – Бог – упрощенная религиозная форма понимания эзотериче-
ЛЕКЦИЯ 1. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ КАК НАУКА. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СОВРЕМЕННОГО РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ 4. Базовые понятия современного научного религиоведения: религия, вера, знание, конфессия, церковь, культ, теология…
ской реальности. Согласно постулатам науки религиозные и эзотерические трактовки мира по природе своей – квазинаучные и неотрефлексированные представления. При этом, если формулировки науки и религии являются соб- ственностью научного сообщества и соответствующей конфессии, то тезисы эзотеризма – в принципе удел одного человека – того, кто их высказал. Науч- ной доказательности и религиозной основательности эзотеризм предпочитает своего рода очевидность и красоту истолкования. Национальные религии – это религии, распространенные в пределах од- ного государства или имеющие последователей преимущественно среди представителей одной нации. Примеры: иудаизм, индуизм, даосизм, конфу- цианство, синтоизм. Мировые религии – религии, распространившиеся среди народов разных стран и континентов. К мировым религиям относятся буддизм, ислам и хри- стианство. Религиозный фундаментализм – крайне консервативное религиозное те- чение в христианстве и исламе: - направленное против господствующей в современном мире секулярной идеологии; - требующее принятия в качестве основы вероучения всего содержания Священного Писания или Корана; - отвергающее любые попытки критического пересмотра или либеральной трактовки «священных текстов» и устаревших религиозных понятий; - выступающее против вытеснения священного на периферию обществен- ной жизни, за возрождение сакрального языка и ритуалов. Религиозный модернизм – способ и форма приспособления религии и теологии к новым условиям их существования с целью преодоления кризиса веры и упрочения позиции религиозной идеологии.
ЛЕКЦИЯ2. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ
План лекции
1. История религии – составная часть религиоведения.
2. Функции истории религии как науки.
3. Методы подхода к изучению конкретных религий: исторический, срав- нительный, аналитический, синтетический и др.
4. Основные школы в изучении истории религии: мифологическая, исто- рическая, эволюционистская, антиэволюционистская и другие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|