Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История религии – составная часть религиоведения




 

 

Религиоведение – это гуманитарная дисциплина, изучающая совокуп- ность явлений, в которых люди выражают сознание радикальной конечности своего существования и ее реальное преодоление. В этом определении охва- чены, по крайней мере, те религии, а также духовные процессы, которые с трудом могут быть идентифицированы как религиозные, которые ставят об- щую цель – трансцендирование индивида, выход за пределы обыденного те- лесного опыта. Если учитывать, чт.е. и религии, индифферентно относящие- ся к проблеме преодоления человеком его смертности, то можно определить религиоведение как дисциплину, изучающую вероисповедальные практики человечества.

За короткую историю развития религиоведения выделились такие более узкие направления, как философия религии, феноменология религии, исто- рия религии, социология религии, психология религии.

Ядро религиоведения составляет философия религии, которую можно по- нимать двояко, либо как религиоз ная философия, либо как философст - вование о рели ги и.

Религиозная философия – это картина мира в тех или иных вероучениях, включающая в себя ответы на вопросы: что такое человек? чт.е. внешний мир? что я должен делать? В той или иной форме все религии дают ответы на

эти фундаментальные вопросы, а некоторые и еще и углубляются в такие те- мы как устройство Вселенной, причинно-следственная зависимость, понятия времени, пространства, сущего, сознания

Во втором значении, философия религии – это теоретическое осмысление

религиозного феномена с помощью философских методов (диалектического,

феноменологического, герменевтического и т.д.).

 

 
История религии. Конспект лекций -25-


ЛЕКЦИЯ 2. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ

1. История религии-основная часть религиоведения

 

Феноменология религии – второй основополагающий раздел религиове- дения. Ее объектом служат повторяющиеся структуры в разных религиях, снятая форма религиозности. Суть в том, что во всех религиях есть некото- рые базисные элементы, безотносительные к пространственно-временному наполнению. Это символы, с помощью которых осуществляется сакральная коммуникация, а также субъективные и объективные явления как следствие этой коммуникации. Субъективные феномены в религии – это религиозное чувство, убежденность, благочестие, набожность, святость, неудовлетворен- ность земным, вера в посредника. К объективным явлениям можно отнести ритуалы, молитвы, жертвоприношения, понятие греха и искупления.

Так, идея божественности встречается у разных народов. У жителей Ма- лайи она тождественна идее Маны (надмирной силы). Эта сила распределя- ется неравномерно, люди могут обладать ею в большей или меньшей степе- ни. Тот человек, которого сопровождает удача, который отличается ловко- стью и красотой, – тот имеет «много Маны». «Мана» может передаваться от одного к другому, человек может стать причастным к ней посредством при- косновения и посвящения».

Религии спасения выдвигают еще и психофизические требования к чело- веку, которые суть одни из условий его восприятия этого божественного: пищевые запреты, табуирование секса, контроль ума, ранний подъем и т.п.

Для общения с незримым миром человек в различных религиях прибегает к помощи «посредника» – предмета, символа, наделенного особым свойст- вом – служить вместилищем божественного. Каменные, глиняные, костяные,

деревянные символы – это условные знаки, указывающие на то, что не может быть выражено.

Другим посредником выступают личности, осуществляющие процесс

коммуникации, между обыденным миром и миром сакральным. Эти лидеры указывают пути решения жизненно важных проблем. Так, Будда в своей пер- вой (бенаресской) проповеди говорит ученикам: «…существует страдание, существует причина страданий, существует прекращение страданий, сущест- вует путь прекращения страданий». «Человек не речистый», Моисей пришел

«и пересказал народу все слова Господни и все законы». Постигший невыра-

зимый Дао, Лао-Цзы учит: «Достигший совершенства – справедлив; справед-

ливый может быть Царем, ибо путь Царя – путь Неба; путь Неба – путь Дао;

путь Дао вечен и безопасен». Иисус Христос говорит в Евангелии от Иоанна:

«Я есть Путь, и Истина, и Жизнь… Я пришел, чтобы имели жизнь, и имели с избытком». Кришна наставляет своего друга и преданного Арджуну: «Я есть

источник всех материальных и духовных миров. Нет истины превыше Меня.

Тот, кто видит, что Я – Сущий, начинает преданно служить Мне».

Таким образом, в структурной форме, в религии выдвигаются два основ- ных требования, обеспечивающие трансценденцию индивида – управление психофизической деятельностью и символическая практика.

История религии исследует движение религии во времени. С помощью сопоставительного, структурного, системного анализа она обрабатывает мас-

 

 

 
История религии. Конспект лекций -26-


ЛЕКЦИЯ 2. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ

1. История религии-основная часть религиоведения

 

сив исторических фактов, прямо и косвенно имеющих отношение к возник-

новению, сохранению и угасанию религиозных процессов.

Социология религии ставит своей задачей исследовать функционирование религии в обществе, ее влияние на формирование социальных групп, а также

взаимоотношения религии и политики, религии и власти. Здесь религия рас-

сматривается как общественная подсистема.

Психология религии изучает религиозное сознание и поведение индивида,

а также процессы принятия религиозных убеждений, приспособление адепта религии к общественной жизни, воздействия религиозных практик на психи- ку.

Наша страна, долгое время не участвовавшая в процессе становления ре- лигиоведческого знания, подарила миру такой раздел, как свободомыслие (ex-научный атеизм). Мало признанный где либо еще, этот раздел, в действи-

тельности, ставит серьезную герменевтическую проблему интерпретации ре- лигиозных текстов. За свою историю человечество накопило множество мо- делей недогматического подхода к религиозным учениям и идеям. «Научный атеизм», или вообще безбожие, – это лишь одно из проявлений свободомыс-

лия, наряду со многими другими, такими как деизм («внебожие»), пантеизм («всебожие»), панентеизм («вбожие»), скептицизм, нигилизм, секуляризм. В частности, такое явление, как секуляризация (становление нейтрального от-

ношения к вопросам религии), возможно, больше нанесла урона религии, нежели атеистическая пропаганда. Люди, эмоционально убеждающие дру- гих, что Бога нет, скорее способствуют распространению религии, чем ее

сдерживанию. В то время как холодные безразличные потребители, игнори- рующие трансценденцию, формализуют религию и превращают ее в неза- метный социальный институт.

Таким образом, история религии как составная часть религиоведения дает картину изменяющегося во времени мира религии во всем его многообразии, воспроизводит прошлое различных религий в их конкретных формах, накап-

ливает и сохраняет информацию о существовавших и существующих рели-

гиях.

В составе религиоведения история религии – основополагающая область знаний, фундирующая своими данными другие направления изучения рели-

гии, из которых история религии, в свою очередь, черпает теоретические подходы для систематизации и интерпретации конкретно-исторического ма- териала.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...