Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Феноменология религии, история религии




 

Религия как одна из важнейших составляющих духовного опыта челове- чества давно стала предметом пристального внимания и исследовательского интереса, в том числе и философской рефлексии. Религиоведение – ком- плексная отрасль знания, сформировавшаяся при участии Богословской, фи- лософской и научной мысли и изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования религии, её строение, феномены, взаимосвязь с другими областями культуры. Современное религиоведение структурно сформировалось как комплекс дисциплин, включающий историю религии, философию религии, социологию религии, психологию религии, феномено- логию религии. В последнее время говорят о географии религии, экологии религии. У каждого из разделов религиоведения свой угол зрения на предмет исследования, своя проблематика и совокупность методов.

Базовым компонентом этого многодисциплинарного исследовательского комплекса является философия религии, рассматривающая религию как от- ношение человека к реальности, воспринимаемой как «божественная», рели- гию как человеческое деяние и культурное явление. В философии религии

«божественная» реальность выступает как вторичная тема, в отличие от ре- лигиозной философии или философской теологии, для которой она становит- ся основным объектом изучения. Религиозная философия рассматривает бо-

жественную реальность изнутри, пытаясь создать философское учение о Бо- ге. Философия религии концентрируется преимущественно на человеческо- субъективной стороне религии, обосновывая правомерность религии как ре-

лигиозного отношения, а религиозная философия как философское Богопо- знание обращается к объекту религии. Т.е., можно сказать, что у философии религии и у религиозной философии предмет один и тот же – религиозное

сознание, но разный объект. В первом случае это – человек в его отношениях с миром, во втором случае – это Бог или иная абсолютная реальность.

В широком смысле слова под философией религии понимают любую фи-

лософскую рефлексию по поводу религии. В таком виде философия религии

 

 

 
История религии. Конспект лекций -10-


ЛЕКЦИЯ 1. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ КАК НАУКА. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СОВРЕМЕННОГО РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

2.Основные формы современного религиоведения: философия религии, психология религии, социология религии…

 

существует на протяжении многих веков в форме отдельных высказываний, рассуждений, фрагментов, реже трактатов, посвященных религии. Автономи- зация философии религии и тематизация основной проблематики происходит в новоевропейское время, когда произошло дистанцирование философии от религии и сложилось критико-познавательное отношение к ней. Философия религии становится непременной частью всех значительных философских систем. В качестве основателей этой стадии развития философии религии обычно называют Б. Спинозу или Д. Юма, а своё окончательное оформление как особый тип философствования она получила в трудах представителей немецкой классической философской мысли – И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, Ф. Шеллинга, Ф. Шлейермахера. В работах этих мыслителей философия рели- гии окончательно самоопределяется и находит свое место среди других раз- делов философии. Тогда же была определена её предметная сфера, сформу- лирована основная проблематика: осмысление религии и её места в культуре, исследование генезиса религии и её взаимоотношений с другими формами духовно-практического освоения мира. На основе «классических» идей, а иногда и в полемике с ними возникают современные концепции религии, диапазон которых чрезвычайно широк (от материалистической философии религии до философской теологии). Знакомство с классическими и совре- менными философскими концепциями религии является необходимым эле- ментом профессионального образования современных гуманитариев- искусствоведов.

Человек в своем религиозном поведении, мышлении и чувствах является предметом психологии религии. Каким образом, на основе каких критериев

психология отличает религиозный акт от нерелигиозного? Социология отве-

чает на этот вопрос, определяя социальную роль религиозных институтов –

те функции, которые выполняет в обществе религия и только религия, в от- личие от права, искусства или философии, т.е. как она влияет на развитие экономики, политические процессы и т. д. Между тем психолог имеет дело с религией как с психическим феноменом, а не социальным, т.е. с теми про- цессами, которые происходят не в обществе, не в социальном организме, а в человеческой душе. Религия рассматривается психологией религии как пе- реживания индивида, как фактор, способный влиять на переживания и через них на действия индивида или какой-то группы людей. Как связаны размыш- ления о Боге, выраженные в понятиях, облеченных в слово, с переживаниями глубоко интимного свойства, которые не поддаются выражению на языке ин- теллекта, абстракций? Как отличить религиозное переживание от пережива- ний, вызываемых музыкой, танцем или наркотиком?

Психология религии на нынешнем уровне ее развития не пришла к одно-

значному ответу на эти вопросы. Можно указать на два основных подхода направления поисков. Первый состоит в том, что религиозные переживания не сводятся к человеческим эмоциям, это – переживания божественного. Ре- лигиозные переживания как переживания особого предмета, «божественно- го», в отличие от всех других, имеют место там, где человек «встречается с божественным». Это в основе своей теологический подход. Психологическое

 

 
История религии. Конспект лекций -11-


ЛЕКЦИЯ 1. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ КАК НАУКА. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СОВРЕМЕННОГО РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

2.Основные формы современного религиоведения: философия религии, психология религии, социология религии…

 

объяснение религиозной жизни индивида сводится в таком случае просто к констатации притязания или уверенности верующего в том, что он живет вместе с «живым» Богом. Религиозное переживание отличается от нерелиги- озного тем, что оно является «на самом деле» переживанием Бога. Научная психология занимается и может заниматься лишь тем, что переводимо на язык науки, тем, что составляет содержание психической жизни «имеющих религию людей». Поэтому другой подход состоит в том, что психология должна оставаться в рамках науки и, следовательно, изучать не связь челове- ка с Богом, а существующую у многих людей веру в божественную или сверхчеловеческую силу, т.е. видеть в религии человеческий феномен, не принимая заведомо то, что представляется верующему реальностью, за саму реальность. Признание Бога в качестве источника религиозных переживаний равнозначно признанию того, что их источник недоступен научному объяс- нению. Психологическое исследование религиозной жизни, будучи ее науч- ным исследованием, ограничивается изучением человека – руководствуется принципом «отказа от ссылки на трансценденцию», «методологическим ате- измом». Психологический анализ религиозных представлений и верований состоит в том, что исследователь «выносит за скобки» вопрос об их истинно- сти, оставляя его теологии и философии.

Социология религии лежит на стыке двух областей знания: она является частью социологии и в то же время – одной из религиоведческих наук, таких,

как история религии или психология религии. В силу специфики своего предмета она лежит в той пограничной области, где соприкасаются эмпири-

ческая наука, философия и теология. Таким образом, чтобы представить, со- циологию религии как научную дисциплину, необходимо рассмотреть ее в контексте социологического знания и в контексте других наук о религии, а в

более широком плане – определить соотношение социологии и теологии. На- конец, следует учитывать общественную значимость и остроту проблемати- ки, касающейся религии, начиная уже с вопроса о том, можно ли делать ре-

лигию предметом научного изучения, не является ли социологический анализ религии грубым вторжением в запретную для него область «сокровенного». В этой связи имеет существенное значение представление о том, как возник- ла и развивалась социология религии, как она связана с основными направ-

лениями общественного развития последних двух столетий своего существо-

вания и каковы ее социально-культурные импликации.

Социология религии является частью социологии, одной из социологиче-

ских дисциплин, которые используют выработанные социологией понятия и методы для анализа отдельных социальных феноменов, таких, как семья, по- литика, образование и т.д. Социолог имеет дело с религией как социальным феноменом, т.е. он изучает религию как доступное наблюдению, эмпириче- ским методам исследования социальное поведение человека (индивидов и групп): как образуются и функционируют религиозные группы и институты, благодаря чему они сохраняются или перестают существовать, каковы отно- шения между религиозными группами, почему между ними возникают кон- фликты, что лежит в основе ритуальных действий и т.д. Для социолога рели-

 

 
История религии. Конспект лекций -12-


ЛЕКЦИЯ 1. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ КАК НАУКА. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СОВРЕМЕННОГО РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

2.Основные формы современного религиоведения: философия религии, психология религии, социология религии…

 

гиозные верования интересны и важны не сами по себе. В отличие от фило- софа, например, для него существенное значение имеет не вопрос о том, ис- тинны они или ложны, а вопрос о том, как эти верования – наряду с религи- озными организациями – влияют на поведение людей. Проблема заключается в том, чтобы выявить мотивацию человеческих действий. При этом не обяза- тельно верования влияют на поведение: индивид может стать членом религи- озной группы и не зная тех верований, которых она придерживается. Религи- озные институты, учреждения, организации могут влиять на поведение по- мимо верований и даже идти вразрез с ними, стимулируя по тем или иным причинам действия, противоречащие официальному учению. Но это вовсе не отменяет того факта, что социальное действие есть действие осмысленное, т.е. в его основе лежат определенные социальные регуляторы – нормы, цен- ности, верования, ожидания и предпочтения индивидов и групп. Таким обра- зом, религия как предмет социологического анализа есть совокупность структур и процессов, связанных с функционированием общества на разных уровнях, система регуляторов социальных связей, образцов поведения и т.д.,

– система структур и отношений по поводу религиозного феномена, на нем именно «завязанных».

Впервые термин «феноменология религии» был использован голландским религиоведом Пьером Даниелем Шантепи де ла Соссе (1848-1920) в «Учеб-

нике истории религии» (1897). Рассуждая о предмете и структуре современ- ной ему науки о религии, он выделяет две основные религиоведческие дис- циплины: историю религии и философию религии. При этом он упоминает о

феноменологии религии, служащей связующим звеном между двумя основ- ными дисциплинами. «Сопоставление и группирование различных религиоз- ных явлений (феноменология религии) обеспечивают переход от истории ре-

лигии к философии религии». Данный фрагмент позволяет некоторым иссле- дователям считать голландского религиоведа родоначальником широкого и весьма влиятельного в ХХ в. направления, называемого феноменологией ре-

лигии. Лишь после Первой мировой войны начинается становление класси- ческой феноменологии религии, и одним из ее основателей, по праву, счита- ется немецкий мыслитель Рудольф Отто (1869-1937). Его небольшая по объ- ему книга «Das Heilige» (1917) вызвала огромный резонанс в философских,

теологических и религиоведческих кругах. Вокруг нее развернулась полеми- ка, причем сразу же были высказаны не только положительные оценки, но и критические замечания. Правда, в то время критики оказались в меньшинст-

ве, их аргументация потонула в мощном потоке хвалебных отзывов. Концеп- ция Р. Отто, в которой теологические интересы переплетались с религиовед- ческими, а иногда и превалировали над ними, обрела общеевропейское зву-

чание и определила одно из магистральных направлений развития феномено-

логии религии.

Основным понятием, которое использует феноменология религии, высту-

пает святое. Феноменология изучает религию как явление, оставляя вопрос о ее сущности неопределенным и открытым, или, выражаясь словами осново- положника философской феноменологии Э. Гуссерля, заключает его в скоб-

 

 
История религии. Конспект лекций -13-


ЛЕКЦИЯ 1. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ КАК НАУКА. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СОВРЕМЕННОГО РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

2.Основные формы современного религиоведения: философия религии, психология религии, социология религии…

 

ки. Феноменология религии рассматривает проявления святого в предметах, пространстве, времени, числах, словах и, наконец, в действиях, представле- ниях и переживаниях человека и общества. Исторический религиозный опыт человечества действительно весьма многообразен, феноменологическое же рассмотрение позволяет увидеть в нем общее для многих религий, т.е. выде- лить основные формы проявления святого в предметах, культе, представле- ниях и переживаниях. Именно в этом классическая феноменология религии видела свои основные задачи. В современной феноменологии религии, кото- рая использует методы феноменологической философии Э. Гуссерля, акцент перемещен с выделения общих моментов исторического религиозного опыта на исследование уникальности проявления святого. Оно есть то, что не впи- сывается в привычный мир, то, что противопоставлено повседневному упо- рядоченному и близкому как непривычное, вне обычного порядка находя- щееся, далекое. Оно манит и пугает одновременно. Специфика феноменоло- гии религии выявляется при определении ее предметной сферы, исходным пунктом которой становится рассмотрение слова «религия». В отличие от философии религии феноменология анализирует не понятие, а именно слово, полагая, что в понятии религии содержатся определенные мировоззренческие или идеологические предпосылки.

История религии – это одно из направлений развития теории религии, ко-

торое было связано с тем, что открытие новых континентов и народов, не только живущих ныне, но и существовавших в прошлом, обнаружило много- образие форм и типов религии, в том числе и многих таких, которые ранее практически не были известны. Со временем накопился материал, значитель- но оБогативший знания о религиях Востока – исламе, индуизме, буддизме. Появились достаточно объективные и обстоятельные описания так называе- мых примитивных религий, а вместе со всем этим – попытки систематизиро- вать накопившийся материал, выработать типологию религий, попытки най- ди такую элементарную форму религии, из которой впоследствии развились другие формы, представить по возможности полный обзор религиозных фе- номенов и общей истории религии.

Были открыты древние тексты, сначала – египетские и индийские. Так, в

1830 г. Ж. Ф. Шампольон издал работу, в которой использовал расшифро-

ванные им древнеегипетские тексты для описания основных направлений египетской религии. Специалистами по санскриту были открыты сходства между индийскими мифами, с одной стороны, и греческими, римскими и библейскими – с другой. Так начало развиваться сравнительное религиоведе- ние и утвердилась мысль о том, что религия есть историческое явление и не может изучаться отдельно от истории.

Таким образом, в истории религии каждая конкретная религия должна рассматриваться исторически, в контексте мировой истории, определение же сущности религии должно быть философским, вычленяющим элементы, присущие всем религиозным формам.

Так было положено начало объективному изучению религии, утвердилось в качестве автономной науки религиоведение, а в его рамках к концу XIX –

 

 
История религии. Конспект лекций -14-


ЛЕКЦИЯ 1. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ КАК НАУКА. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СОВРЕМЕННОГО РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

2.Основные формы современного религиоведения: философия религии, психология религии, социология религии…

 

началу XX вв. получила развитие в первую очередь история религии. Иссле- дование религии как исторического феномена шло в нескольких направлени- ях. И. Я. Бахофен (1815-1887) попытался описать развитие человечества (от промискуитета к матриархату и от него к патриархату) как историю форм его самовыражения в религиозных символах; он открыл древнейшую культуру матриархата и описал ее религиозный аспект. В то же время Бахофен утвер- ждал важность всех исторически существовавших форм проявления религии.

Научному исследованию было подвергнуто также само христианство: Библия, жизнь Христа, история церкви и христианской догматики. В Герма- нии много было сделано в этой области Ф.Х. Бауром (1792 – 1860), во Фран- ции – Э. Ренаном (1823- 1892), который пытался осмыслить евангельские ле- генды, исключая из них все сверхъестественное, и с позиции исторического рассмотрения критически оценить традиционное религиозное истолкование христианства. Будучи христианином, разделяя и принимая христианские доктрины, Ренан полагал, что изучение религии требует свободы ученого в поисках истины и что ученый должен руководствоваться единственно лишь стремлением к ее установлению.

Изучая историю религии в различных цивилизациях, ученые приходят к важному выводу, что корни религиозных представлений и обычаев следует искать в том обществе, в котором они существуют, что важно определить функции обрядов, обычаев, представлений в данной социальной структуре. Исторические исследования приводили, таким образом, к пониманию рели- гии и как элемента социальной среды, к необходимости дополнения истори- ческих методов изучения религии социологическими.

Эти исследования привели к пониманию того, что религиозную историю человечества можно сравнить с геологической историей земной коры: в про-

цессе ее не происходит полного разрушения того, что было прежде, но на од- ни, более древние пласты налагаются другие. Поэтому возможно и весьма важно в исторических исследованиях выявлять сходства между религиозны-

ми феноменами, существовавшими в разное время и на разных территориях, определяя заимствования, влияния ранее существовавших религий на более поздние.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...