Защита общественных интересов методами непосредственного и опосредованного лоббирования.
1. Лоббирование (от англ. lobby – коридор, вестибюль, кулуары) является широко используемой легальной формой влияния разнообразных групп общества на аппарат государственной власти. Оно расширяет круг участников политической жизни и ограничивает всесилие бюрократии. Лоббирование обеспечивает гласность политического процесса, делает его более предсказуемым. Считается, что традиции лоббирования как политического явления зародились в США в период президентства Уиллиса Симпсона Гранта (1869-1877). По вечерам он вместе со своей командой отдыхал в одном из отелей. Туда приходили разные люди, чтобы встретиться с министрами и сенаторами. Разговаривать с ними приходилось в холле. Там к высшим государственным чиновникам частные лица обращались с просьбами и даже заключали определенные сделки. В настоящее время среди лоббистов встречаются бывшие министры, члены парламента, лидеры политических партий. Они хорошо информированы, знакомы с процедурными тонкостями выработки и принятия решений, сохранили старые связи с теми, кто продолжает находиться на государственной службе. С 1946 г. в США функционирует федеральный закон о регламентации лоббистской деятельности. Согласно 308-й статье, каждый, кто стремится оказывать влияние на одобрение или отклонение какого-либо законодательного акта, обязан: ♦ зарегистрироваться в Конгрессе; ♦ в письменной форме и под присягой сообщить сведения о себе и лице, которое представляет; ♦ указать срок выполнения своих обязательств; ♦ ежеквартально давать отчет о расходах и источниках финансирования лоббистских действий. В 1953 и 1954 гг. Верховный суд США уточнил положения этого закона. Сегодня он распространяется только на тех лиц и организации, основной целью которых является влияние на законотворческий процесс путем непосредственного общения с членами Конгресса по вопросам федерального законодательства.
В своей деятельности лоббисты преследуют следующие цели: ♦ улучшить отношения с работниками государственных учреждений; ♦ активизировать участие избирателей в делах государственного управления; ♦ повлиять на законодательство, затрагивающее экономические интересы избирателей определенной местности и расположенных там предприятий; ♦ информировать законодателей, чтобы убедить их занять правильную позицию и принять требуемое решение. Важнейшей частью работы лоббиста является сбор информации. Для этого он изучает разнообразные официальные документы, а также базы данных, касающиеся вопросов, по которым проводится лоббирование. Кроме того, он должен хорошо ориентироваться в расстановке политических сил, разбираться во всех оттенках мнений членов Конгресса и его комитетов. Очень важно знать потенциальных сторонников организации, интересы которой отстаивает лоббист; сильные и слабые стороны вероятной оппозиции. Основным источником такой информации являются открытые слушания, которые совместно проводят законодательные и исполнительные органы власти. Полезным может оказаться обмен мнениями с официальными представителями государственных учреждений, ответственными работниками профсоюзов и других организаций, так как часто они владеют необходимым фактическим материалом. В последнее время растет количество корпораций и общественных объединений, которые создают специализированные подразделения для связей с органами государственной власти на национальном и местном уровне. Как правило, в этих подразделениях работают PR-специалисты.
2. Различают непосредственное и опосредованное лоббирование. Первое – это процесс прямой защиты интересов какой-либо организации. Он предусматривает предоставление членам законодательных органов официальных данных об организации-клиенте, ее интересах и последствиях принятия либо отклонения отдельных законов и постановлений. К этому направлению относятся также выступления на слушаниях в парламентских комитетах с изложением позиций заинтересованных сторон. Кроме того, лоббист может передать законодателю авторитетные заявления или свидетельства, которые прилагаются к законопроектам и зачитываются во время слушаний в Конгрессе. Полнота и надежность материалов, которыми владеют лоббисты, высоко ценятся законодателями.
Среди депутатов, с которыми непосредственно контактирует лоббист, особого внимания заслуживают представители избирательного округа, где расположена организация, чьи интересы он защищает. В процессе общения с представителями власти лоббист стремится продемонстрировать социальную весомость позиции, которую отстаивает его организация. Он отмечает, какую точку зрения по данному вопросу имеют потенциальные избиратели; указывает на последствия, которые могут иметь новые законодательные акты. Опосредованное лоббирование используется, когда законодатель, представляющий избирательный округ, противодействует позиции клиента или остается нейтральным к ней. В этом случае проводятся массовые кампании, чтобы, активизировав избирателей, усилить давление снизу. С помощью СМИ лоббист распространяет точку зрения организации-клиента, демонстрируя актуальность и общую гражданскую значимость затронутого вопроса. Он привлекает внимание общественности к действиям избранного законодателя, информирует ее о том, как этот депутат голосует по конкретному вопросу, и как такая позиция может повредить интересам населения избирательного округа. Кроме того, лоббисты приглашают конгрессменов на встречи с издателями местных газет и лидерами мнений, а также на собрания разных групп общественности. На них законодателям предоставляется возможность лично обратиться к присутствующим с обоснованием своей позиции. Современные коммуникативные технологии, особенно электронные программы подготовки персонифицированных писем, позволяют быстро организовать потоки почтовых поступлений, телефонных звонков и массовых визитов избирателей к законодателям и чиновникам. Например, кампания давления снизу, проведенная в 1993 г., привела к отказу Конгресса США от введения нового налога на использование энергоносителей.
Акции на уровне «корней травы», заявления общественности в популярных газетах и журналах, личные встречи депутатов с избирателями и кампании прямой отправки писем, организованные лоббистами, направлены на то, чтобы довести до сведения законодателей волю электората. После Второй мировой войны в практику промышленно развитых стран вошел иностранный лоббизм. Его суть заключается в том, что зарубежным правительствам и коммерческим организациям официально разрешено воздействовать на органы государственной власти. При этом их представители должны соблюдать определенные правила, главными из которых являются обязательная регистрация и регулярные отчеты о своей деятельности. Работа иностранных лоббистов направлена на то, чтобы добиться принятия политических решений, выгодных заказчику. Таким образом, лоббисты выполняют функцию посредников между общественностью и органами власти. Основной задачей демократического лоббирования является создание условий для того, чтобы в законодательных и нормативных актах государственной власти учитывались специфические интересы разнообразных групп общественности, не противоречащие интересам всего общества. Лоббисты информируют законодателей о последствиях принятия или отклонения законопроектов, а также о состоянии дел в таких специфических сферах, о которых депутаты могут быть плохо осведомлены. Современный лоббизм существенно дополняет конституционную систему демократического правления.
ТЕМА 5. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛУЖБЫ PUBLIC RELATIONS
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|