Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выводы. Вопросы для самопроверки. Дизартрии у детей




Выводы

1. ДЦП является следствием органического поражения
мозга во внутриутробном, перинатальном или раннем
постнатальном периодах жизни ребенка, вызванного
разнообразными причинами.

2. При ДЦП происходит нарушение программы нейроон-
тогенеза, что вызывает следующие феномены:

 

• отклонения в развитии функциональных систем на
каждом этапе последующего развития, что особенно
четко проявляется в критические периоды;

• по мере развития ребенка выявляется функциональ­
ный дефицит, обусловленный структурными измене­
ниями мозга;

• клинические проявления не являются симптомами
изолированного очагового поражения мозга, а пред­
ставляют собой результат патологического хода разви­
тия двигательных, перцептивных, интеллектуальных,
речевых и коммуникативных процессов.

Вопросы для самопроверки

1. Основные характеристики центрального паралича.

2. Основные характеристики периферического паралича.

3. В чем заключается основное отличие проявлений параличей
у детей и взрослых?

4. Перечислите формы детского церебрального паралича.

5. В чем состоит особенность онтогенетической классификации
ДЦП?

6. В чем проявляются нарушения программы нейроонтогенеза
при ДЦП?

7. Назовите общие черты психического развития у детей с ДЦП.


 




Глава 3


Дизартрии у детей


 


3. 3. Дизартрии у детей

Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бы­вают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений. Дизарт­рия у детей, как правило, наблюдается на фоне резидуальных явлений церебрального паралича.

Общие клинические признаки дизартрии у детей явля­ются достаточно близкими к тому, что имеется у взрослых, а именно:

• нарушение мышечного тонуса;

• нарушение артикуляционной моторики;

• нарушение голосообразования;

• нарушение дыхания.

Все эти признаки дизартрии у детей, как и взрослых, вы­званы нарушением иннервации мышц периферического ре­чевого аппарата, т. е. при дизартрии нарушается двигатель­ный механизм речи вследствие органического поражения центральной нервной системы. В структуру речевого дефекта входит нарушение звукопроизносительной и просодической сторон речи.

Нарушение артикуляционной моторики проявляется в виде изменения тонуса артикуляционных мышц, ограни­чения объема движений, координаторных расстройств, нали­чии разного рода синкинезий, тремора, гиперкинезов языка и губ, нарушения дыхания, расстройства голосообразования. Нередко нарушен темп речи, который может быть как уско­ренным, так и замедленным, часто отмечается неустойчи­вость темпа речи. Фраза формулируется нечетко, беспорядоч­но расставляются смысловые ударения, нарушается расста­новка пауз, характерны пропуски звуков, слов. Голос обычно тихий, а иногда неравномерный (то тихий, то громкий), мо­нотонный, иногда назализованный.

В целом речь при дизартрии нечеткая, смазанная, моно­тонная.

При дизартрии у детей, несмотря на задержку речевого раз­вития, нарушения лексико-грамматической стороны речи не являются ведущими. Однако поражение двигательных меха­низмов речи в доречевом периоде в сочетании с сенсорными расстройствами может приводить к сложной патологии всех звеньев речевой системы ребенка с церебральным параличом.


 


Несмотря на общность этих явлений у детей и взрослых, существуют феномены, которые в рамках этих клинических проявлений имеют разную выраженность и другой характер. Органическое поражение мозга у детей предшествует разви­тию речи. Следовательно, искажается ход онтогенеза речевой деятельности и потому эти нарушения можно отнести к ди-картрии развития. Отсутствие у детей с самого начала речево­го развития двигательных образов элементов речи (наруше­ние кинестезии вследствие паралича) затрудняет формиро­вание слуховых дифференциальных признаков речевых зву­ков, создавая вторичные нарушения в виде фонематического недоразвития.

Наряду с этим, разница между клинической картиной дизартрии взрослых и детей заключается еще и в том, что у взрослых дизартрии вызваны локальным поражением моз­га, а у детей диффузными нарушениями мозговой деятель­ности иногда без четко выраженного очага поражения.

Дизартрии у детей, как и детский церебральный паралич, являются последствием внутриутробного, перинатального или раннего органического поражения мозга, которое име­ет специфические черты. В первую очередь, это сочетанные формы нарушения психоневрологических функций, патоге­нетическая взаимосвязь отклонений в моторном, психичес­ком, речевом и коммуникативном онтогенезе. Эти явления связаны с нарушением интеграции в процессе развития всех видов восприятия: проприоцептивного, зрительного, слу­хового, тактильного и т. п. Особенности деятельности мозга не позволяют получить своевременной и достаточно полной информации о внешнем мире, что приводит к вторичной за­держке развития психических функций, речи, и в целом лич­ности таких детей.

Первые проявления факторов риска дизартрии можно об­наружить при сборе анамнеза: крик новорожденного с орга­ническим поражением мозга отличается от крика здоровых детей слабостью, непродолжительностью, отсутствием звон­кости голоса. Сосание не так энергично, как у детей в норме, иногда наблюдается неполный захват соска, захлебывание, утечка молока через нос.

Гуление и лепет задержаны в сроках появления, харак­теризуются ограниченным репертуаром вокализаций. Это сочетается с задержкой сроков становления психомоторных функций.


Глава 3


Дизартрии у детей


 


Сроки появления первых слов родители не всегда опреде­ляют. Это обусловлено тем, что слова произносятся нечлено­раздельно, как правило, их трудно понять.

Словарный запас накапливается замедленно по сравнению с нормой. Общим является то, что все этапы речевого разви­тия детей с дизартрией затянуты и задержаны по срокам. При одной и той же форме дизартрии речь у одного ребенка отличается от нормы несущественно, у другого может быть грубо искаженной и задержанной по срокам развития.

Нарушения звукопроизношения могут быть разными при одной и той же форме дизартрии и, в то же время несуществен­но различаться при разных ее формах. Однако, для всех детей признак в виде искажения звуков речи является облигатным.

Помимо нечеткого произнесения звуков отмечается замед­ленное развитие фонетической стороны речи в целом. Арти­куляционная база остается длительное время недостаточно дифференцированной, в связи с чем произнесение слов дли­тельное время остается нечетким, смазанным.

У детей с дизартрией страдают все стороны просодической организации речи: голос, ритм, интонация. Это связано с осо­бенностями дыхания и фонации. Нарушение дыхания имеет сложный патогенез, который связан с задержкой созревания дыхательной функции и с нарушением формирования фона­ционного и речевого дыхания. Для таких детей характерен малый объем вдыхаемого воздуха, грудобрюшной тип ды­хания не формируется спонтанно, а требует коррекционных мероприятий. Задержка формирования грудобрюшного типа дыхания обусловливает недостаточность фонационного выдо­ха и делает невозможным развитие речевого дыхания.

Голос у многих детей хриплый, иногда прерывистый, час­то назализованный. Как правило, дети не могут менять про­извольно силу и высоту голоса.

Фразовая речь развивается значительно позже, чем в нор­ме. В то же время, при полноценной коррекционной работе к школьному возрасту она может быть достаточно полноцен­но сформирована в лексико-грамматическом плане.

Речевая активность детей и в целом общение определяются социальными условиями, в которых воспитывается ребенок. В тех случаях, когда у ребенка семья формирует мотивацию к речевому общению, заинтересованно и много разговаривает с ребенком, поощряя малейшие успехи, дети характеризуют­ся достаточно высокой активностью.


Нередко у детей с дизартрией обнаруживается готическое пли уплощенное твердое нёбо. В дошкольном возрасте прак­тически у всех отмечаются тугоподвижность и укороченность подъязычной уздечки, что тесно связано с малой моторной активностью языка, начиная с первых дней жизни.

Классификация дизартрии у детей сложна и не может быть полностью соотнесена с клинической картиной парали­чей, т. е. уровнем поражения мозга. Это приводит к тому, что классификации дизартрии у детей и взрослых построены с разных позиций.

Так, одной из ранних попыток классифицировать дизарт­рию у детей представлена в работе Е. М. Мастюковой (1966). Она систематизирует дизартрию у детей в зависимости от кли­нического фона, на котором выявляется речевая патология. Дается характеристика дизартрии у детей разных клиничес­ких групп: с минимальной мозговой дисфункцией, с задерж­кой психического развития, с нормальным психофизическим развитием и церебральным параличом. Эта систематизация дает представление о том, что у детей с дизартрией может на­блюдаться большой диапазон их психического состояния: от олигофрении до нормы.

Классификация собственно речевых нарушений при дизар­трии у детей до настоящего времени является дискуссионной. С одной стороны, речевые нарушения при дизартрии у детей, как правило, не могут быть соотнесены с локализацией орга­нического поражения мозга, т. е. диффузное поражение ЦНС, характерное для детских церебральных параличей, обуслов­ливает смешанную клиническую картину. С другой стороны, развивающийся мозг и различного рода декомпенсационные и компенсационные нервные процессы меняют клинические проявления изначального поражения ЦНС. Многие исследо­ватели, тем не менее, считают возможным выделение форм дизартрии у детей, связанных с локализацией органического поражения ЦНС. Классификация по этому принципу харак­теризуется возможностью соотнести симптоматику речевых нарушений с нарушением функции определенных структур мозга, участвующих в речеобразовательном процессе. Такой подход позволяет в теоретическом плане достаточно очевидно представить себе механизм нарушения речи (моторики и пси­хических функций в том числе), а значит и аргументировать выбор логопедических технологий для коррекционной рабо­ты. Такая классификация представлена в работах М. Б. Эй-


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...