Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Дизартрии у детей




Глава 3


 


Дизартрии у детей


 


восприятия реальных предметов и их схематических изобра­жений.

Нарушения пространственного восприятия проявляются в наглядно-действенной активности (трудности одевания, вы­полнения геометрических заданий, игнорирование левой сто­роны листа бумаги и собственных конечностей левой сторо­ны, игнорирование собственного дефекта). Рассматривание сюжетных картинок начинается с середины серии.

Поведение таких детей характеризуется расторможен-ностью, внимание неустойчивое, отмечается утомляемость, инфантильность, отсутствие переживания дефекта. В пове­дении характерным является несобранность, неорганизован­ность, неряшливость.

Основные нарушения развития речи у детей при поражении левого полушария выражаются в нарушении фонологической системы языка, морфологических механизмов словообразова­ния, развития синтаксических структур и семантики речи.

Гемиплегия чаще всего наблюдается у детей с самого ран­него возраста и проявляется повышенным мышечным тону­сом более выраженным справа или слева.

По мере развития мозга двигательные расстройства стано­вятся менее заметными.

Речевые расстройства наблюдаются чаще всего по типу псевдобульбарной дизартрии и, значительно реже, по типу моторной алалии.

При этой форме поражения ЦНС у подавляющего числа детей может наблюдаться вторичная задержка психического развития, преодолимая при своевременно начатой терапии. У части детей с гемиплегической формой ДЦП наблюдается олигофрения в степени дебильности.

Правосторонняя гемипаретическая форма. Полагают, что правое полушарие регулирует активность речевых центров левого полушария, с этим связана полиустойчивость речево­го слуха (распознавание слов в условиях действия различно­го рода шумов), собственно языковая функция, интонация, голосовые средства, частично лексика, характер денонтатив-ной соотнесенности.

С правым полушарием связаны конкретное и предметное высказывание, ориентированность общения на внеязыковую деятельность. Правое полушарие формирует перцептивное пространство, т. е. наглядно-чувственный образ пространс­твенных отношений, стабильность восприятия формы, вели­чины предмета.


При этой форме ДЦП у детей выявляется интеллектуаль­ная недостаточность, которая проявляется основными двумя симптомами:

1. Оптико-пространственная аграфия (т. е. зеркальность
рисунка и письма), пальцевая агнозия и апраксия, на­
рушение счета. Такие дети могут писать не слева на­
право, а наоборот. Счет в обратном порядке и т. д.

2. Наличие легких преходящих расстройств речи.

У детей дошкольного возраста эти нарушения проявляются и минимальных проявлениях дизартрии, нарушений фонема­тического восприятия, у школьников выявляется забывание слов, трудности вербального изложения. Интеллектуальная недостаточность проявляется в виде инертности психических процессов, трудности переключения, запаздывания развития фразовой речи и далее контекстной ограниченности запаса сведений и представлений.

У таких детей позже формируется схема тела (путают пра­вую, левую руку, ногу, ухо и т. д. ). Они с трудом запоминают дни недели, времена года, месяцы и т. д. В отличие от детей с левосторонней гемиплегией, эти дети характеризуются по­вышенной мотивированностью к коррекционным занятиям, охотно участвуют в лечебных и других мероприятиях (ЛФК, массаж и пр. ). В то же время бывают истощаемы и в силу это­го пассивны при всей их заинтересованности в коррекцион-ном и учебном процессах.

В их психическом состоянии отмечаются инертность мыс­лительных операций, замедленность включения в задание, трудность переключения, невысокий уровень абстрактного мышления.

Часто при правостороннем гемипарезе наблюдаются симп­томы зеркального письма. Они рисуют и пишут обычно спра­ва налево. Эта симптоматика нередко сочетается с нарушени­ем счета (так как счет первоначально формируется благода­ря мышечно-суставному чувству пальцев рук, а у этих детей имеется односторонняя пальцевая агнозия и апраксия). Они путают правую и левую сторону тела, отражение в речи про­странственных отношений предметов соответствующие у них нарушения восприятия схематических изображений (воспри­ятие реальных предметов не нарушены).

Наряду с дисграфией отмечается и дислексия, связанная со смешением сходных фонем.

Школьники с этой формой ДЦП с трудом запоминают пос­ледовательность явлений (времени года, дней недели и т. п. ).


 




 


Глава 3

Расстройства речи у таких детей носят, как правило, мини­мальный характер. У школьников остается симптом затруд­нения актуализации слов, невысокая речевая активность, дисграфия и дислексия, связанные со смешением сходных фонем как по артикуляции, так и по написанию. В процессе занятий с логопедом и психологом отмечаются положитель­ные результаты.

Формирование межполушарных взаимоотношений в про­цессе онтогенеза имеет сложную динамику.

6. Смешанные формы. Подавляющее число, имеющих ран­нее органическое поражение мозга, имеют смешанные фор­мы ДЦП.

Наряду с ведущим синдромом двигательных расстройств, на основании которых определяется та или иная форма ДЦП, в клинической картине нередко наблюдаются и другие нару­шения мышечного тонуса, моторики, произвольной двига­тельной активности. Так, при спастическом гемипарезе могут появиться с возрастом атетоидные движения в конечностях. При спастической диплегии нередко отмечаются симптомы атаксии.

Особенно часто бывают разнообразные расстройства при гиперкинетической форме ДЦП. У одного и того же ребенка с возрастом развиваются гиперкинезы, атаксия, мышечная гипертония и дистония, патологические синкинезии.

Разнообразными могут быть формы поражения и степени нарушения интеллекта и речи. Такие состояния расценива­ются как смешанные формы ДЦП.

Нередко при смешанных формах спастика в одних мыш­цах сочетается с вялым параличом в других. Так, при нару­шении пирамидного пути близко к уровню варолиева моста могут быть поражены ядра черепно-мозговых нервов, нахо­дящиеся в Варолиевом мосту (V и VII пара). В этих случаях псевдобульбарная дизартрия сочетается с вялым параличом некоторых мышц речевого аппарата.

Таким образом, выделяются следующие общие черты пси­хического дизонтогенеза:

1. Неравномерность развития различных психических
функций.

2. Наиболее выражена задержка развития высших кор­
ковых функций, которые в своем формировании на­
иболее тесно связаны с двигательной сферой, т. е. про­
странственные представления, стереогнозис, оптико-
пространственный гнозис и праксис.


Дизартрии у детей

3. Сочетание интеллектуальной недостаточности с лич­
ностной эмоциональной незрелостью.

4. Задержанное формирование понятийного, абстракт­
ного мышления, детерминированного ограниченным
практическим опытом.

5. Сочетание всех этих расстройств с патологией гипота-
ламо-диэнцефальных структур мозга, что выражается
в наличии астено-органического синдрома.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...