Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глоссарий




I


В процессе изучения данного курса у студентов формиру­ются следующие умения:

• обследовать ребенка, подростка, взрослого с дизартрией;

• проводить анализ результатов комплексного обследова­
ния;

• обосновывать основные направления дифференциально­
го коррекционного воздействия в работе с лицами, стра­
дающими дизартрией;

• составлять развернутый план-конспект логопедического
занятия с детьми с дизартрией на разных этапах коррек­
ционного обучения;

• целенаправленно проводить наблюдение логопедических
занятий, анализ их структуры и содержания.

В целях закрепления теоретических знаний и формирова­ния практических умений в план практических и лаборатор­ных занятий включаются деловые игры, анализ логопедичес­ких занятий с ребенком, подростком, взрослым с дизартри­ей, а также задания для самостоятельной работы студентов и контрольные вопросы.

10. 1. Организация деловых игр

Деловая игра с моделированием ситуации логопедического приема ребенка с дизартрией

Цель игры: уточнение и расширение знаний студентов о психолого-педагогических критериях, дифференциации форм дизартрии при ДЦП, минимальных проявлениях диз­артрии.

В процессе деловой игры вырабатываются первоначальные умения сбора анамнеза и анализа психомоторного и речевого развития ребенка с дизартрией.

Программа деловой игры «Логопедическое консульти­рование ребенка с дизартрией»

Преподватель объясняет задачу — моделирование ситуа­ции логопедического приема ребенка с дизартрией с целью логопедического обследования речи ребенка.

Три студента участвуют в деловой игре, инсценируя «мать ребенка» — 1-й студент, «ребенок с дизартрией» — 2-й сту­дент, «логопед» — 3-й студент.


 




Глава 10


Организация учебного процесса по курсу «Дизартрия»


 


Идет диалог:

«Логопед» ставит вопросы, направленные на выявление признаков дизартрии.

«Мать ребенка» дает развернутое описание клинических проявлений и психолого-педагогическую характеристику ре­бенка.

«Ребенок» в ответ на обследование, проводимое «логопе­дом», дает описание основных признаков дизартрии в речи, моторике, мимике.

Преподаватель делает развернутое заключение по содер­жанию деловой игры.

Деловые игры такого типа варьируют по своим задачам: -моделирование ситуации обсуждения с коллегами ре­зультатов обследования пациента;

-моделирование ситуации анализа результатов обследова­ния и выводов, ведущих к заключению логопеда; -моделирование ситуации обсуждения с коллегами стра­тегического плана коррекционных воздействий (логопе­дических и психологических);

-моделирование ситуации составления плана-конспек­та индивидуальных занятий с ребенком (подростком, взрослым) с дизартрией в соответствии с представлен­ной преподавателем картиной речевого нарушения, особенностей моторики, психологических особеннос­тей;

-моделирование ситуации в зависимости от этапа коррек-ционной работы, логопедических технологий и т. п.

10. 2. Схема анализа логопедического занятия

Результаты наблюдений и анализа занятий студент регис­трирует в тетради для лабораторных занятий в следующем порядке:

Дата и время наблюдения (начало, конец), средняя, старшая, подготови­тельная группа № специализированного детского сада

Логопед_________________________

ф. и. о.

Название, тема, цель, план занятия


*


Для удобства наблюдения и анализа занятия студент ведет свои записи по следующей схеме: -этапы занятия, их длительность; -используемые методы и приемы; - поведение и речь детей; -вопросы, предложения.

Примерная схема анализа логопедического занятия

1. Подготовка плана и конспекта занятия, использование
консультации, литературы, знание состава детей группы.

2. Соответствие темы, цели и содержания занятия про­
грамме, перспективному плану работы, речевому профилю и
возрасту детей данной группы; дозировка нового материала,
связь изучаемого материала с предыдущим и последующим,
правильность подбора лексического материала, единство кор­
рекционных, образовательных и воспитательных задач.

3. Организация занятия: количество детей, эстетика окру­
жающей обстановки, оборудование, используемое на заняти­
ях, качество наглядных пособий и дидактического материала.

4. Структура занятия: основные этапы занятия, их логи­
ческая последовательность, четкость перехода от одного эта­
па занятия к другому, продолжительность всего занятия и
его этапов, своевременность проведения физкультминутки,
подведение итогов занятия, соответствие фактического хода
занятия запланированному, отступления от конспекта, их
причины.

5. Методы и приемы обучения: формирование мотивации
к занятиям у ребенка (подростка, взрослого); разнообразие,
взаимосвязь, обоснованность; приемы привлечения внима­
ния; обеспечение эмоциональности и интереса в процессе за­
нятия; приемы активизации познавательной деятельности;
опора на разнообразие форм активности (слуховую, зритель­
ную, двигательно-моторную) с целью предупреждения утом­
ляемости; методика использования оборудования; сочетание
индивидуальной и фронтальной работы; воспитательные
моменты; применение специальных методических приемов,
контроль за речью, выявление и своевременное исправление
допущенных ошибок; адекватность предъявляемых требова­
ний с учетом речевых возможностей и индивидуально-психо­
логических особенностей личности и возраста; доступность и


 




Глава 10


Организация учебного процесса по курсу


 


четкость формулировки вопросов; наводящие вопросы, под­сказывающий характер вопросов; включение элементов ра­циональной психотерапии и психокоррекции.

6. Качество работы, речь и поведение детей, подростков,
взрослых в процессе занятия, заинтересованность, актив­
ность, сосредоточенность, устойчивость их внимания в на­
чале занятия и на остальных этапах, причины отклонений
в поведении и деятельности, проявления речевых ошибок, их
причины, качество знаний, умений и навыков, полученных и
закрепленных на занятии.

7. Характеристика логопеда. Контакт с группой, умение
организовывать коллектив для работы, повышать актив­
ность, внимание и интерес, умение найти правильный подход
к отдельным с учетом индивидуальных способностей, настой­
чивость в достижении цели, педагогический такт. Внешний
вид и речь логопеда: доступность, логичность и краткость
речи логопеда, дикция, сила голоса, темп, ритм, интонаци­
онная выразительность речи, признаки эмпатии в поведении
логопеда, проявления деонтологических профессиональных
качеств.

8. Результаты занятия: выполнение плана, достижение
цели, эффективность использования приемов.

9. Педагогические выводы и предложения: положитель­
ные стороны и недостатки занятия, предложения по закреп­
лению положительных сторон и рекомендации по дальней­
шему совершенствованию.

10. 3. Задания для самостоятельной работы студентов

1. Конспектирование и реферирование специальной лите­
ратуры.

2. Составить таблицу «Сравнительная характеристика
нарушений речи: дизартрии, дислалии, нарушений го­
лоса».

3. Составить протоколы обследования детей дошкольно­
го, младшего школьного возраста, подростков и взрос­
лых, страдающих дизартрией. Подготовить материалы
для обследования с учетом структуры дефекта, уровня
речевого развития и составлением психолого-педагоги­
ческой характеристики.


 

4. Составить таблицу «Особенности неЙронарушений и
лингвопатологии при бульбарной, цсевдобульбарнои,
экстрапирамидной, мозжечковой, Корковои Ф°РМ Диз"
артрии)».

5. Оформить в виде таблиц основные направления ком­
плексной лечебно-психолого-педагогйческои работы
при дизартрии у детей, подростков, взросль-

6. Составить таблицу «Этапы логопедической работы по
коррекции дизартрии у дошкольников» с отражением
в ней программного содержания и кОррекционных за­
дач каждого этапа работы.

7. Оформирмить план-конспект индивиДУальных и ГРУП"
повых занятий с дошкольниками, страдающими ди­
зартрией (с подробным его анализом).

8. Разработать конспект логопедически* занятии на раз­
личных этапах коррекционного обучеНия-

9. Подобрать игры и упражнения для корРекЧии Дизарт­
рии у дошкольников и младших шкоЛьНИКОВ-ц

 

10. Конспектирование программно-метоДическои литеРа-
туры.

11. Составить (на основе протокола обслеДования' развер­
нутую психолого-педагогическую хаРактеРистикУ Ре
бенка с дизартрией при ДЦП, карту логопедического
наблюдения и перспективный плай коррекционного
воздействия.

12. Составить (на основе протокола обслеДования) Развер-
нутую психолого-педагогическую характеристику ре
бенка с минимальными проявлениями дизартрии, кар­
ту логопедического наблюдения и перспективный план
коррекционного воздействия.

13. Составить таблицу сравнительных даЯнь1Х < < ^тапы ло­
гопедической работы по коррекции дизартрии у млад­
ших школьников общеобразовательной и специальной
школы» с отражением в ней основнь! * заДач> моделей
обучения и речевого поведения уча1#ихся на Различ"
ных этапах коррекционного воздейстВИЯ- о

14. Сотавить таблицу «Система логопедической работы по
коррекции дизартрии у школьников # процессе ооуче-
ния» с отражением в ней задач и краткого содержания
периодов коррекционного обучения.

15. Составить развернутую психолого-пеДагогическУю ха"
рактеристику обследованного учащеГ°ся с логопеди-


Глава 10


ГЛОССАРИИ


 


ческим заключением и перспективным планом коррек-ционного воздействия.

16. Составить план-конспект просмотренного логопедичес­
кого занятия по коррекции дизартрии у школьников с
подробным его анализом.

17. Составить таблицу «Основные направления комплекс­
ной психолого-педагогической работы с подростками,
страдающими дизартрией».

18. Составить развернутую психолого-педагогическую ха­
рактеристику подростка с дизартрией.

19. Составить план-конспект просмотренных занятий по
коррекции дизартрии у подростков с подробным ана­
лизом.

20. Составить таблицу «Этапы комплексной психолого-пе­
дагогической работы по коррекции дизартрии у взрос­
лых ».

21. Составить план-конспект просмотренных занятий по
коррекции дизартрии у взрослых с подробным его ана­
лизом.

22. Составить таблицу «Организация логопедической по­
мощи лицам с дизартрией».

23. Подготовить текст беседы с родителями и воспитателя­
ми «О дизартрии у детей».

24. Составить психолого-педагогическую характеристику
ребенка, подростка, взрослого с разными формами диз­
артрии.

25. Подобрать методики психодиагностики ребенка, под­
ростка, взрослого.

26. Перечислить задания, направленные на оценку уровня
речевого развития.



Автоматизм — неосознаваемое движение. Оральный авто­матизм — сосательный, хоботковый, ладонно-подбородочный и др., свойственные в норме детям младенческого возраста.

Автоматизация движений (в том числе речевых) — много­кратное повторение произвольных движений, приводящее к снижению сознательного контроля за его выполнением.

Агнозия — неспособность узнавать, понимать.

Аграфия — нарушение письма, при котором ребенок не может овладеть навыком соединять буквы в слоги и слоги в слова; при этом наблюдаются перестановка и пропуск букв и слогов, искажения слов. Списывание готового текста доступ­но. Возникает при поражении задних отделов средней лобной извилины доминантного полушария.

Адаптация — процесс приспособления состояния органов и функций организма к изменяющимся условиям среды.

Адекватный — соответствующий обстоятельствам, прояв­лениям.

Адинамия — чрезмерная слабость, вялость, недостаток сил, невозможность ходить, стоять, понижение умственной деятельности.

Адиадохокинез — нарушение правильного чередования противоположных движений.

Алексия — нарушение способности читать, обусловленное поражением речевых зон коры мозга.

Амимия (гипомимия) — отсутствие или ослабление выра­зительности лицевой мускулатуры.

Анализаторы — нервные механизмы, с помощью которых осуществляется восприятие и анализ раздражений из вне­шней и внутренней среды организма.

Анамнез — совокупность сведений, сообщаемых больным или его родственниками. Такие сведения используются для установления диагноза.

Аномалия — отклонение от общих закономерностей раз­вития, функционирования или строения органов.

Анартрия — резкое расстройство артикуляции.

Апатия — состояние безразличия, равнодушия, подавлен­ность, отсутствие интересов.

Апраксин — нарушение целенаправленных (произволь­ных) движений, при котором исполнительные механизмы движения сохранны.


 




Глоссарий


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...