Глоссарий
I В процессе изучения данного курса у студентов формируются следующие умения: • обследовать ребенка, подростка, взрослого с дизартрией; • проводить анализ результатов комплексного обследова • обосновывать основные направления дифференциально • составлять развернутый план-конспект логопедического • целенаправленно проводить наблюдение логопедических В целях закрепления теоретических знаний и формирования практических умений в план практических и лабораторных занятий включаются деловые игры, анализ логопедических занятий с ребенком, подростком, взрослым с дизартрией, а также задания для самостоятельной работы студентов и контрольные вопросы. 10. 1. Организация деловых игр Деловая игра с моделированием ситуации логопедического приема ребенка с дизартрией Цель игры: уточнение и расширение знаний студентов о психолого-педагогических критериях, дифференциации форм дизартрии при ДЦП, минимальных проявлениях дизартрии. В процессе деловой игры вырабатываются первоначальные умения сбора анамнеза и анализа психомоторного и речевого развития ребенка с дизартрией. Программа деловой игры «Логопедическое консультирование ребенка с дизартрией» Преподватель объясняет задачу — моделирование ситуации логопедического приема ребенка с дизартрией с целью логопедического обследования речи ребенка. Три студента участвуют в деловой игре, инсценируя «мать ребенка» — 1-й студент, «ребенок с дизартрией» — 2-й студент, «логопед» — 3-й студент.
Глава 10 Организация учебного процесса по курсу «Дизартрия»
Идет диалог: «Логопед» ставит вопросы, направленные на выявление признаков дизартрии. «Мать ребенка» дает развернутое описание клинических проявлений и психолого-педагогическую характеристику ребенка. «Ребенок» в ответ на обследование, проводимое «логопедом», дает описание основных признаков дизартрии в речи, моторике, мимике. Преподаватель делает развернутое заключение по содержанию деловой игры. Деловые игры такого типа варьируют по своим задачам: -моделирование ситуации обсуждения с коллегами результатов обследования пациента; -моделирование ситуации анализа результатов обследования и выводов, ведущих к заключению логопеда; -моделирование ситуации обсуждения с коллегами стратегического плана коррекционных воздействий (логопедических и психологических); -моделирование ситуации составления плана-конспекта индивидуальных занятий с ребенком (подростком, взрослым) с дизартрией в соответствии с представленной преподавателем картиной речевого нарушения, особенностей моторики, психологических особенностей; -моделирование ситуации в зависимости от этапа коррек-ционной работы, логопедических технологий и т. п. 10. 2. Схема анализа логопедического занятия Результаты наблюдений и анализа занятий студент регистрирует в тетради для лабораторных занятий в следующем порядке: Дата и время наблюдения (начало, конец), средняя, старшая, подготовительная группа № специализированного детского сада Логопед_________________________ ф. и. о. Название, тема, цель, план занятия * Для удобства наблюдения и анализа занятия студент ведет свои записи по следующей схеме: -этапы занятия, их длительность; -используемые методы и приемы; - поведение и речь детей; -вопросы, предложения.
Примерная схема анализа логопедического занятия 1. Подготовка плана и конспекта занятия, использование 2. Соответствие темы, цели и содержания занятия про 3. Организация занятия: количество детей, эстетика окру 4. Структура занятия: основные этапы занятия, их логи 5. Методы и приемы обучения: формирование мотивации
Глава 10 Организация учебного процесса по курсу
четкость формулировки вопросов; наводящие вопросы, подсказывающий характер вопросов; включение элементов рациональной психотерапии и психокоррекции. 6. Качество работы, речь и поведение детей, подростков,
7. Характеристика логопеда. Контакт с группой, умение 8. Результаты занятия: выполнение плана, достижение 9. Педагогические выводы и предложения: положитель 10. 3. Задания для самостоятельной работы студентов 1. Конспектирование и реферирование специальной лите 2. Составить таблицу «Сравнительная характеристика 3. Составить протоколы обследования детей дошкольно
4. Составить таблицу «Особенности неЙронарушений и 5. Оформить в виде таблиц основные направления ком 6. Составить таблицу «Этапы логопедической работы по
7. Оформирмить план-конспект индивиДУальных и ГРУП" 8. Разработать конспект логопедически* занятии на раз 9. Подобрать игры и упражнения для корРекЧии Дизарт
10. Конспектирование программно-метоДическои литеРа- 11. Составить (на основе протокола обслеДования' развер 12. Составить (на основе протокола обслеДования) Развер- 13. Составить таблицу сравнительных даЯнь1Х < < ^тапы ло 14. Сотавить таблицу «Система логопедической работы по 15. Составить развернутую психолого-пеДагогическУю ха" Глава 10 ГЛОССАРИИ
ческим заключением и перспективным планом коррек-ционного воздействия. 16. Составить план-конспект просмотренного логопедичес 17. Составить таблицу «Основные направления комплекс 18. Составить развернутую психолого-педагогическую ха 19. Составить план-конспект просмотренных занятий по 20. Составить таблицу «Этапы комплексной психолого-пе 21. Составить план-конспект просмотренных занятий по 22. Составить таблицу «Организация логопедической по 23. Подготовить текст беседы с родителями и воспитателя 24. Составить психолого-педагогическую характеристику
25. Подобрать методики психодиагностики ребенка, под 26. Перечислить задания, направленные на оценку уровня Автоматизм — неосознаваемое движение. Оральный автоматизм — сосательный, хоботковый, ладонно-подбородочный и др., свойственные в норме детям младенческого возраста. Автоматизация движений (в том числе речевых) — многократное повторение произвольных движений, приводящее к снижению сознательного контроля за его выполнением. Агнозия — неспособность узнавать, понимать. Аграфия — нарушение письма, при котором ребенок не может овладеть навыком соединять буквы в слоги и слоги в слова; при этом наблюдаются перестановка и пропуск букв и слогов, искажения слов. Списывание готового текста доступно. Возникает при поражении задних отделов средней лобной извилины доминантного полушария. Адаптация — процесс приспособления состояния органов и функций организма к изменяющимся условиям среды. Адекватный — соответствующий обстоятельствам, проявлениям. Адинамия — чрезмерная слабость, вялость, недостаток сил, невозможность ходить, стоять, понижение умственной деятельности. Адиадохокинез — нарушение правильного чередования противоположных движений. Алексия — нарушение способности читать, обусловленное поражением речевых зон коры мозга. Амимия (гипомимия) — отсутствие или ослабление выразительности лицевой мускулатуры. Анализаторы — нервные механизмы, с помощью которых осуществляется восприятие и анализ раздражений из внешней и внутренней среды организма. Анамнез — совокупность сведений, сообщаемых больным или его родственниками. Такие сведения используются для установления диагноза. Аномалия — отклонение от общих закономерностей развития, функционирования или строения органов. Анартрия — резкое расстройство артикуляции. Апатия — состояние безразличия, равнодушия, подавленность, отсутствие интересов. Апраксин — нарушение целенаправленных (произвольных) движений, при котором исполнительные механизмы движения сохранны.
Глоссарий
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|