Глоссарий. Движение
⇐ ПредыдущаяСтр 31 из 31 Глоссарий
Арефлексия — отсутствие врожденных рефлексов. Артикуляция — совместная работа речевых органов, необходимая для произнесения звуков речи. Для правильной артикуляции каждого звука необходима определенная система движений органов речи, которая формируется под влиянием слухового и кинестетического контроля за правильностью произношения. Асинергия — отсутствие содружественных движений. Астазия — неспособность стоять. Асфиксия — удушье, возникающее у детей при рождении в случае прекращения поступления кислорода из организма матери через плаценту. Атаксия — нарушение движений, проявляющееся в расстройстве их координации. Атетоз — непроизвольное сокращение мышц, вызывающее червеобразные движения рук и ног. Атрофия — уменьшение объема того или иного органа вследствие нарушения его питания. Афония — отсутствие голоса. Аффект — эмоциональное возбуждение, возникающее внезапно при психотравмирующих обстоятельствах и сопровождающееся утратой волевого контроля за собственными действиями. Афферентация — нервные импульсы, поступающие от органов чувств в ЦНС. Брадикинезия — замедление темпа движения. Брадилалия — замедление темпа речи. Бульбарный паралич — связан с деструкцией IX, X, XII пар черепно-мозговых нервов, расположенных в продолговатом мозге. Ганглий — нервный узел. Гетерохрония — разница в темпах развития различных структурных образований той или иной функциональной системы. Гиперкинез — насильственное движение (тремор, атетоз, миоклании и т. п. ). Гиперрефлексия — повышение рефлексов. Гипертония мышечная — повышение тонуса мышц спастическое (максимальное сопротивление выявляется в начале пассивного движения, уменьшается при повторных исследованиях) и пластическое (сопротивление пассивному движению нарастает при повторных исследованиях — «зубчатое колесо»).
Гипертрофия — ненормальное увеличение объема мышц или органа. Гипокинезия — снижение двигательной активности. Гипо/гиперметрия — неоправданно измененный объем движений, что ведет к их несоразмерности. Гипомнезия — ослабление памяти. Гипотония мышечная — снижение мышечного тонуса. Движение • произвольное — целесообразное движение, вырабо • автоматизированное — заученное, совершаемое без • непроизвольное — врожденное. Девиация — отклонение от обычного нормального поведения, состояния, положения органа. Декомпенсация — недостаточность механизмов восстановления, функциональных нарушений и структурных дефектов организма. Депривация — подавление, резкое ограничение притока возбуждений (эмоциональных, сенсорных). Депрессия — подавленное, угнетенное состояние. Диадохокинез (греч. сНайоспоз — сменяющий; ктезгз — движение) — способность быстро, симметрично и равномерно совершать сменяющие друг друга противоположные движения конечностей (сгибание — разгибание пальцев рук, супинация — пронация кистей и др. ). Дизартрия — нарушение произношения вследствие расстройства иннервации речевого аппарата. Диплегия — двусторонний паралич. Диспраксия — расстройства произвольных движений. Диссоциация — разъединение, расхождение (например, нарушение одних видов чувствительности при сохранности других). Дисфория — расстройство настроения, характеризующееся повышенной раздражительностью. Дисфункция — нарушение деятельности органа, системы.
Дискинезия — расстройство координированных движений. Дистрофия — нарушение питания. Дисфагия — расстройство глотания. Дистония — патологическая неустойчивость тонуса мышц, приводящая к неоправданной смене расслабления на напряжение и наоборот. Глоссарий Глоссарий
Дизонтогенез — нарушение индивидуального развития организма, функции вследствие биологических или социальных причин. Кинестезия — передача и интеграция в ЦНС сигналов от рецепторов, расположенных в мышцах, суставах, сухожилиях. К. — основа развития произвольных движений. Кинестетический образ (слова определенного действия) — осознавание ощущений движения рук или ног или специфического сокращения мышц при осуществлении действия. Компенсация — возмещение, уравновешивание. Координация движений — способность реализовать движение в соответствии с его замыслом при согласованной работе агонистов и антагонистов. Контрактура — невозможность движений в суставе. Лабильность — неустойчивость (тонуса мышц, настроения и пр. ). Нистагм — непроизвольные ритмические движения глазных яблок в горизонтальном или вертикальном направлении. Патогенез — механизм развития конкретной болезни, патологического процесса или состояния. Пейсмекерный механизм нейрона — проявления спонтанной (ауторитмической) активности, имеющей эндогенное происхождение, что превращает нейрон в генератор возбуждения. Перцепция — восприятие. Персеверация — неосознанное воспроизведение действия или слов, выражений. Проприорецепция — ощущения, передаваемые в ЦНС рецепторами, расположенными в мышцах и суставах, и воспринимающие сокращения, растяжения, движения. Резидуальный — остаточный, сохранившийся после болезни, травмы и пр. Респирация/ экспирация — вдох и выдох. Реципрокные отношения — взаимодействие мышц анто-гонистов, в процессе движения одни напрягаются, другие в то же время расслабляются. Ригидность — негибкость, «оцепенелость». В движениях Р. связана с высоким тонусом мышц. Синергия — одновременное сокращение мышц для осуществления движения; патологическая С. — включение до- полнительных сокращений мышц, обычно не участвующих в том или ином движении.
Стридор — шумное, звонкое дыхание; у детей связан с тем, что надгортанник не имеет полноценной хрящевой ткани. Толерантность — способность организма переносить неблагоприятные влияния того или иного фактора среды. Также: терпимость к чужим мнениям, верованиям, манерам. Фактор — движущая сила совершающегося процесса или одно из необходимых условий реализации процесса. Фасцикуляции — патологическое явление в виде множественных сокращений мышечных волокон, не приводящее к сокращению мышцы в целом. Фибрилляции — неритмичные сокращения миофибрилл. Фрустрация — состояние тревоги или напряжения, которые возникают в результате «непреодолимой» преграды к осуществлению планов, надежд. Ф. сопровождается целым спектром отрицательных эмоций. Цианоз — синюшный оттенок цвета кожи или слизистой, связанный с нарушением кровоснабжения. Эхолалия — непроизвольное повторение слышимых звуков, слогов, фраз. Эхопраксия — непроизвольное повторение видимых движений. Литература Литература
Основная литература Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. — М., 2006. Белякова Л. И. Содержание и организация лабораторных занятий по курсу дизартрии. — М., 1986. Белякова Л. И., Филатова Ю. О. Диагностика речевых нарушений //Дефектология. — 2007. № 3. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. — М., 1987. Винарская Е. Н. Дизартрия. — М., 2005. Волоскова Н. Н. Интеллектуальная деятельность детей с речевой патологией: Учебно-методическое пособие /Под ред. проф. И. В. Боева. — Ставрополь, 1999. Волоскова Н. Н. Формирование графомоторного компонента письма у учащихся начальных классов //Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция/Под ред. О. Б. Иншако-вой. — М., 2001. Дьякова ЕЛ. Логопедический массаж. — М., 2005. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. — Екатеринбург, 2003.
КорпевА. Н. Логопатология. — СПб., 2006. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. — СПб., 2004. Лопатина Л. В. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей. — СПб., 2006. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами. — СПб., 2004. Мастюкова ЕМ. Дизартрия //Логопедия. — М., 1989 — 2002. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами развития. — СПб., 2006. Приходько О. Г. Воспитание и обучение детей раннего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата //Специальная дошкольная педагогика. — М., 2001. Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений. — М., 2005. Дополнительная литература Артемов ВА. Психология речевой интонации (интомоло-гия и просодия). Ч. 1. — М., 1976. Архипова Е. Ф. Методы коррекции речевого и психического развития детей с церебральным параличом в раннем возрасте: Книга для логопеда, воспитателя, родителей. — М., 1997. Боев И. В., Ахвердова О А., Волоскова Н. Н. Клинико-психо-логические аспекты диагностики и профилактики отклоняющегося поведения у детей и подростков с органической недостаточностью мозга. — Ставрополь, 2001. Бабина Г. В., Волосовец Т. В., Гаркуша Ю. Ф., Идее Р. Е. Программа психолого-педагогической и логопедической практики студентов младших курсов. — М., 1997. Бабина Г. В., Идее Р. Е. Лингвистические и психолингвистические аспекты организации работы произносительной стороны речи у детей с дизартрией //Психолингвистика и современная логопедия. — М., 1997. Белътюков В. И. Системный процесс саморазвития живой природы. — М.; СПб., 2003. Бернштейн НА. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М., 1966. Блысина И. В., Ковшиков ВА. Массаж в коррекции арти-куляторных расстройств. — СПб., 1995. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психолингвистическое исследование. — М., 1968. Винарская Е. Н., Пулатов А. М. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. — Ташкент, 1973. Волоскова Н. Н. Нейропсихологический подход к анализу трудностей формирования навыка письма у младших школьников //Вестник Ставропольского государственного университета. — 1998. — Вып. 16. Волоскова Н. Н. Аномальная личностная изменчивость органического происхождения. Монография. — Ставрополь, 2001.
т Литература Литература
Дедюхина Г. В., Могучая Л. Д., Янъшина ТА. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3 — 5 лет, страдающими детским церебральным параличом. — М., 1999.
Ермолаев М. В. Психология развивающей и коррекцион-ной работы с дошкольниками. — М., 2007. Ипполитова М. В., Мастюкова Е. М. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. — М., 1985. Лалаева Р. И. Методика психолингвистического изучения нарушений речи. — СПб., 2006. Яичко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л., 1983. Левченко И. Ю., Приходъко О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М., 2001. Лопатина Л. В. Особенности восприятия и воспроизведения интонационной структуры предложения дошкольниками со стертой дизартрией // Психолингвистика и современная логопедия. — М., 1997. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). — СПб., 2001. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М., 1962. Мастюкова Е. М. Особенности личности учащихся с церебральным параличом // Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М., 1985. Панченко И. И. Опыт логопедической работы с детьми, страдающими дизартрией//Восстановительное лечение при паралитических заболеваниях у детей. — М., 1966. Приходъко О. Г. Особенности логопедической работы при дизартрии с детьми, страдающими ДЦП и другими видами неврологической патологии //Развитие и коррекция. — М., 1999. Приходъко О. Г., Моисеенко Т. Ю. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни. М., 2004. Рожков О. П., Дворова И. В. Упражнения и занятия по сен-сомоторному воспитанию детей второго-четвертого года жизни. Методическое пособие. — М., 2007. Семенова К А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Дизартрии //Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. — М., 1997. Сербина Л. Ф., Волоскова Н. Н. Дизартрия: клинический, нейролингвистический, психолого-педагогический аспекты проблемы. Учебно-методическое пособие. — Ставрополь 1996. Синельников Р. Д. Атлас анатомии человека. — М, 1987 Т. 1. Сметанкин АА. Учитель здоровья. Дыхание по Сметанки-ну. — СПб. , 2003. Скворцов И А. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии. — М., 2003. Скворцов И А., Адаминская ГА., Нефедова И. В. Модифицированная методика нейропсихологической диагностики и коррекции при нарушении развития высших психических функций у детей. Учебно-методическое пособие. — М., 2000. Тюрин А. В. Профессиональная ориентация инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы. Методическое пособие. — М., 1999. Токарева О А. Дизартрии // Расстройства речи у детей и подростков / Под общ. ред. С. С. Ляпидевского. — М., 1969. Филичева Т. Е., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонемати-ческим недоразвитием. Воспитание и обучение. — М., 2000. Шипицына Л. М., Мамайчук И. И. Детский церебральный паралич. — СПб.; М., 2001. Яковлев Н. М. Биологическая обратная связь при лечении стресса и психосоматической патологии //Биологическая обратная связь: висцер. обуч. в клинике. Вып. 2. Часть 1 — СПб., 1993.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|