Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глоссарий. Движение




Глоссарий


 


Арефлексия — отсутствие врожденных рефлексов.

Артикуляция — совместная работа речевых органов, необ­ходимая для произнесения звуков речи. Для правильной ар­тикуляции каждого звука необходима определенная система движений органов речи, которая формируется под влиянием слухового и кинестетического контроля за правильностью произношения.

Асинергия — отсутствие содружественных движений.

Астазия — неспособность стоять.

Асфиксия — удушье, возникающее у детей при рождении в случае прекращения поступления кислорода из организма матери через плаценту.

Атаксия — нарушение движений, проявляющееся в рас­стройстве их координации.

Атетоз — непроизвольное сокращение мышц, вызываю­щее червеобразные движения рук и ног.

Атрофия — уменьшение объема того или иного органа вследствие нарушения его питания.

Афония — отсутствие голоса.

Аффект — эмоциональное возбуждение, возникающее внезапно при психотравмирующих обстоятельствах и сопро­вождающееся утратой волевого контроля за собственными действиями.

Афферентация — нервные импульсы, поступающие от ор­ганов чувств в ЦНС.

Брадикинезия — замедление темпа движения.

Брадилалия — замедление темпа речи.

Бульбарный паралич — связан с деструкцией IX, X, XII пар черепно-мозговых нервов, расположенных в продолгова­том мозге.

Ганглий — нервный узел.

Гетерохрония — разница в темпах развития различных структурных образований той или иной функциональной системы.

Гиперкинез — насильственное движение (тремор, атетоз, миоклании и т. п. ).

Гиперрефлексия — повышение рефлексов.

Гипертония мышечная — повышение тонуса мышц спасти­ческое (максимальное сопротивление выявляется в начале пас­сивного движения, уменьшается при повторных исследовани­ях) и пластическое (сопротивление пассивному движению на­растает при повторных исследованиях — «зубчатое колесо»).


Гипертрофия — ненормальное увеличение объема мышц или органа.

Гипокинезия — снижение двигательной активности.

Гипо/гиперметрия — неоправданно измененный объем движений, что ведет к их несоразмерности.

Гипомнезия — ослабление памяти.

Гипотония мышечная — снижение мышечного тонуса.

Движение

произвольное — целесообразное движение, вырабо­
танное в процессе деятельности;

автоматизированное — заученное, совершаемое без
осознанного регулирования;

непроизвольное — врожденное.

Девиация — отклонение от обычного нормального поведе­ния, состояния, положения органа.

Декомпенсация — недостаточность механизмов восстанов­ления, функциональных нарушений и структурных дефектов организма.

Депривация — подавление, резкое ограничение притока возбуждений (эмоциональных, сенсорных).

Депрессия — подавленное, угнетенное состояние.

Диадохокинез (греч. сНайоспоз — сменяющий; ктезгз — движение) — способность быстро, симметрично и равномерно совершать сменяющие друг друга противоположные движе­ния конечностей (сгибание — разгибание пальцев рук, супи­нация — пронация кистей и др. ).

Дизартрия — нарушение произношения вследствие рас­стройства иннервации речевого аппарата.

Диплегия — двусторонний паралич.

Диспраксия — расстройства произвольных движений.

Диссоциация — разъединение, расхождение (например, нарушение одних видов чувствительности при сохранности других).

Дисфория — расстройство настроения, характеризующее­ся повышенной раздражительностью.

Дисфункция — нарушение деятельности органа, системы.

Дискинезия — расстройство координированных движений.

Дистрофия — нарушение питания.

Дисфагия — расстройство глотания.

Дистония — патологическая неустойчивость тонуса мышц, приводящая к неоправданной смене расслабления на напряжение и наоборот.


Глоссарий


Глоссарий


 


Дизонтогенез — нарушение индивидуального развития организма, функции вследствие биологических или социаль­ных причин.

Кинестезия — передача и интеграция в ЦНС сигналов от рецепторов, расположенных в мышцах, суставах, сухожили­ях. К. — основа развития произвольных движений.

Кинестетический образ (слова определенного действия) — осознавание ощущений движения рук или ног или специфи­ческого сокращения мышц при осуществлении действия.

Компенсация — возмещение, уравновешивание.

Координация движений — способность реализовать дви­жение в соответствии с его замыслом при согласованной рабо­те агонистов и антагонистов.

Контрактура — невозможность движений в суставе.

Лабильность — неустойчивость (тонуса мышц, настроения и пр. ).

Нистагм — непроизвольные ритмические движения глаз­ных яблок в горизонтальном или вертикальном направле­нии.

Патогенез — механизм развития конкретной болезни, па­тологического процесса или состояния.

Пейсмекерный механизм нейрона — проявления спон­танной (ауторитмической) активности, имеющей эндогенное происхождение, что превращает нейрон в генератор возбуж­дения.

Перцепция — восприятие.

Персеверация — неосознанное воспроизведение действия или слов, выражений.

Проприорецепция — ощущения, передаваемые в ЦНС ре­цепторами, расположенными в мышцах и суставах, и воспри­нимающие сокращения, растяжения, движения.

Резидуальный — остаточный, сохранившийся после бо­лезни, травмы и пр.

Респирация/ экспирация — вдох и выдох.

Реципрокные отношения — взаимодействие мышц анто-гонистов, в процессе движения одни напрягаются, другие в то же время расслабляются.

Ригидность — негибкость, «оцепенелость». В движениях Р. связана с высоким тонусом мышц.

Синергия — одновременное сокращение мышц для осу­ществления движения; патологическая С. — включение до-


полнительных сокращений мышц, обычно не участвующих в том или ином движении.

Стридор — шумное, звонкое дыхание; у детей связан с тем, что надгортанник не имеет полноценной хрящевой ткани.

Толерантность — способность организма переносить не­благоприятные влияния того или иного фактора среды. Так­же: терпимость к чужим мнениям, верованиям, манерам.

Фактор — движущая сила совершающегося процесса или одно из необходимых условий реализации процесса.

Фасцикуляции — патологическое явление в виде множес­твенных сокращений мышечных волокон, не приводящее к сокращению мышцы в целом.

Фибрилляции — неритмичные сокращения миофибрилл.

Фрустрация — состояние тревоги или напряжения, ко­торые возникают в результате «непреодолимой» преграды к осуществлению планов, надежд. Ф. сопровождается целым спектром отрицательных эмоций.

Цианоз — синюшный оттенок цвета кожи или слизистой, связанный с нарушением кровоснабжения.

Эхолалия — непроизвольное повторение слышимых зву­ков, слогов, фраз.

Эхопраксия — непроизвольное повторение видимых дви­жений.



Литература


Литература


 


Основная литература

Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. — М., 2006.

Белякова Л. И. Содержание и организация лабораторных занятий по курсу дизартрии. — М., 1986.

Белякова Л. И., Филатова Ю. О. Диагностика речевых на­рушений //Дефектология. — 2007. № 3.

Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и пробле­мы дефектологии: периодика раннего развития. Эмоциональ­ные предпосылки освоения языка. — М., 1987.

Винарская Е. Н. Дизартрия. — М., 2005.

Волоскова Н. Н. Интеллектуальная деятельность детей с речевой патологией: Учебно-методическое пособие /Под ред. проф. И. В. Боева. — Ставрополь, 1999.

Волоскова Н. Н. Формирование графомоторного компонен­та письма у учащихся начальных классов //Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция/Под ред. О. Б. Иншако-вой. — М., 2001.

Дьякова ЕЛ. Логопедический массаж. — М., 2005.

Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. — Ека­теринбург, 2003.

КорпевА. Н. Логопатология. — СПб., 2006.

Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошколь­ного возраста. — СПб., 2004.

Лопатина Л. В. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей. — СПб., 2006.

Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми с ми­нимальными дизартрическими расстройствами. — СПб., 2004.

Мастюкова ЕМ. Дизартрия //Логопедия. — М., 1989 — 2002.

Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для де­тей с проблемами развития. — СПб., 2006.


Приходько О. Г. Воспитание и обучение детей раннего до­школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного ап­парата //Специальная дошкольная педагогика. — М., 2001.

Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений. — М., 2005.

Дополнительная литература

Артемов ВА. Психология речевой интонации (интомоло-гия и просодия). Ч. 1. — М., 1976.

Архипова Е. Ф. Методы коррекции речевого и психического развития детей с церебральным параличом в раннем возрасте: Книга для логопеда, воспитателя, родителей. — М., 1997.

Боев И. В., Ахвердова О А., Волоскова Н. Н. Клинико-психо-логические аспекты диагностики и профилактики отклоняю­щегося поведения у детей и подростков с органической недо­статочностью мозга. — Ставрополь, 2001.

Бабина Г. В., Волосовец Т. В., Гаркуша Ю. Ф., Идее Р. Е. Про­грамма психолого-педагогической и логопедической практи­ки студентов младших курсов. — М., 1997.

Бабина Г. В., Идее Р. Е. Лингвистические и психолингвис­тические аспекты организации работы произносительной стороны речи у детей с дизартрией //Психолингвистика и современная логопедия. — М., 1997.

Белътюков В. И. Системный процесс саморазвития живой природы. — М.; СПб., 2003.

Бернштейн НА. Очерки по физиологии движений и фи­зиологии активности. — М., 1966.

Блысина И. В., Ковшиков ВА. Массаж в коррекции арти-куляторных расстройств. — СПб., 1995.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрас­те. Психолингвистическое исследование. — М., 1968.

Винарская Е. Н., Пулатов А. М. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. — Ташкент, 1973.

Волоскова Н. Н. Нейропсихологический подход к анализу трудностей формирования навыка письма у младших школь­ников //Вестник Ставропольского государственного универ­ситета. — 1998. — Вып. 16.

Волоскова Н. Н. Аномальная личностная изменчивость ор­ганического происхождения. Монография. — Ставрополь, 2001.


 




т


Литература


Литература


 


Дедюхина Г. В., Могучая Л. Д., Янъшина ТА. Логопедичес­кий массаж и лечебная физкультура с детьми 3 — 5 лет, стра­дающими детским церебральным параличом. — М., 1999.

Ермолаев М. В. Психология развивающей и коррекцион-ной работы с дошкольниками. — М., 2007.

Ипполитова М. В., Мастюкова Е. М. Нарушения речи у де­тей с церебральным параличом. — М., 1985.

Лалаева Р. И. Методика психолингвистического изучения нарушений речи. — СПб., 2006.

Яичко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у под­ростков. — Л., 1983.

Левченко И. Ю., Приходъко О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного ап­парата. — М., 2001.

Лопатина Л. В. Особенности восприятия и воспроизведе­ния интонационной структуры предложения дошкольника­ми со стертой дизартрией // Психолингвистика и современ­ная логопедия. — М., 1997.

Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых на­рушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). — СПб., 2001.

Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их на­рушения при локальных поражениях мозга. — М., 1962.

Мастюкова Е. М. Особенности личности учащихся с цереб­ральным параличом // Особенности психофизического разви­тия учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М., 1985.

Панченко И. И. Опыт логопедической работы с детьми, страдающими дизартрией//Восстановительное лечение при паралитических заболеваниях у детей. — М., 1966.

Приходъко О. Г. Особенности логопедической работы при ди­зартрии с детьми, страдающими ДЦП и другими видами невро­логической патологии //Развитие и коррекция. — М., 1999.

Приходъко О. Г., Моисеенко Т. Ю. Дети с двигательными на­рушениями: коррекционная работа на первом году жизни. М., 2004.

Рожков О. П., Дворова И. В. Упражнения и занятия по сен-сомоторному воспитанию детей второго-четвертого года жиз­ни. Методическое пособие. — М., 2007.

Семенова К А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Дизарт­рии //Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. — М., 1997.


Сербина Л. Ф., Волоскова Н. Н. Дизартрия: клинический, нейролингвистический, психолого-педагогический аспек­ты проблемы. Учебно-методическое пособие. — Ставрополь 1996.

Синельников Р. Д. Атлас анатомии человека. — М, 1987 Т. 1.

Сметанкин АА. Учитель здоровья. Дыхание по Сметанки-ну. — СПб. , 2003.

Скворцов И А. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии. — М., 2003.

Скворцов И А., Адаминская ГА., Нефедова И. В. Модифи­цированная методика нейропсихологической диагностики и коррекции при нарушении развития высших психических функций у детей. Учебно-методическое пособие. — М., 2000.

Тюрин А. В. Профессиональная ориентация инвалидов с на­рушениями опорно-двигательной системы. Методическое по­собие. — М., 1999.

Токарева О А. Дизартрии // Расстройства речи у детей и подростков / Под общ. ред. С. С. Ляпидевского. — М., 1969.

Филичева Т. Е., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонемати-ческим недоразвитием. Воспитание и обучение. — М., 2000.

Шипицына Л. М., Мамайчук И. И. Детский церебральный паралич. — СПб.; М., 2001.

Яковлев Н. М. Биологическая обратная связь при лечении стресса и психосоматической патологии //Биологическая об­ратная связь: висцер. обуч. в клинике. Вып. 2. Часть 1 — СПб., 1993.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...