Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Психосоциальный контекст общения (5 часов)




Общение в качестве процесса социального взаимодействия людей и установления социально-профессиональных отношений между людьми.

Психосоциальные параметры общения как комплексного процесса: 1) «общение человека с самим собой» (рефлексия как внутриличностный аспект); 2) общение «личность – личность» (любого рода межличностное общение двух людей); 3) общение людей в микрогруппах (диады, триады, проектные микрогруппы и т.п.), общение «личность – группа», общение «группа – личность», общение микрогрупп между собою «внутри» общей группы (внутригрупповое общение); 4) общение одной общей группы с другой группой, с другими группами (межгрупповое общение).

Понятие «отношение». «Отношения» как термин (понятие), введённый и раскрытый ещё самим великим Аристотелем для обозначения какого-либо определённого способа человеческого бытия и познания.

Генеральное качество «отношения», выражающееся в том, что в отношении находит проявление взаимосвязь предметов и явлений (событий) окружающего мира.

Обозначение того, что учёные выделяют пространственные отношения, временные отношения (в контексте длительности по времени), причинно-следственные отношения, внешние отношения, внутренние отношения, логические отношения, существенные отношения.

Утверждение о том, что ученые выделяют так же отношения целого и части, отношения единичного, т.е. особенного и общего, т.е. всеобщего.

Отображение того, что особым содержательным образом выделяются социальные отношения: отношения в процессе игровой деятельности, отношения в процессе учебной деятельности, отношения в процессе производственной деятельности, дружеские отношения, семейные отношения и т.д.

Отражение того, что, наряду с вышесказанным, человек вступает в психосоциальные отношения с созданными им и другими людьми материальными и идеальными продуктами, с объективным природным миром и с социальным миром – с другими людьми.

Обрисовывание того, что разного рода отношения субъекта характеризует тот конкретный смысл, который имеют для данного человека отдельные объекты, явления, люди.

Освещение того, что положительный или отрицательный опыт взаимоотношений человека с другими людьми влияет на формирование его личностного самоотношения.

Раскрытие того, что научная концепция отношений человека получила развитие в работах Мясищева Владимира Николаевича («Психология отношений» и другие труды). Анализирование базового утверждения В.Н. Мясищева о том, что психология отношений органически вырастает из реального взаимодействия людей, в частности, – из педагогической, медицинской, производственной, военной и иной общественной практики, и что фактически все отношения каждой личности по своей природе социальны.

Понятие «интериоризация». Интериоризация (от лат. interior – внутренний) как формирование внутренних структур человеческой психики, происходящее благодаря усвоению систем внешней социальной деятельности.

Положение о том, что на первых возрастных этапах онтогенеза (во всех детских возрастах) практически полностью доминирует интериоризация, с помощью которой человек (ребёнок) усваивает знания, умения и навыки, познаёт окружающий мир. «Противоположность» интериоризации – экстериоризация (другой полюс психического явления).

Понятие «экстериоризация». Экстериоризация (от лат. exterior – внешний) как некий психосоциальный и «психообъектный» «переход» от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, социальному плану деятельности, реализуемому в форме приёмов и действий с предметами и продуктами производственной деятельности (в том числе – интеллектуальной деятельности).

Анализ доминирующего научного мнения о том, что, накопив определённую сумму знаний и переживаний, «пропустив через себя» путём интериоризации множество внешних смысловых воздействий, человек затем начинает психологически преломлять, трансформировать прожитое, осмысленное, – выдавая путём экстериоризации «на гора» («вовне») творческие, уникальные продукты своей внутренней психопознавательной деятельности.

Рассмотрение того, что наряду с доминированием в детском возрасте интериоризации, на последующих возрастных этапах значение и «удельный вес» экстериоризации всё увеличиваются. Размышление о том, что экстериоризация, как правило, начинает существенно преобладать в среднем, зрелом возрасте человека (т.н. возраст «акме»).

Обсуждение того, что психические познавательные виды активности личности интериоризация/экстериоризация являются ведущими способами социально-психологического развития личности каждого человека на протяжении всей его жизни.

Понятие «адекватность». Адекватность как правильность, верность, сообразность, соответствие мыслей, чувств и действий человека объективному содержательному контексту окружающей социальной реальности.

Анализ того, что адекватность любого поступка каждого взрослого человека должна быть оценена со следующих основополагающих позиций: 1) адекватно ли человек поступил с точки зрения рассмотрения объективных характеристик культурно-исторических условий того времени, в котором он живёт; 2) адекватно ли человек поступил с точки зрения рассмотрения объективных характеристик той ситуации, в которой он совершил то или иное действие; 3) адекватно ли человек поступил с точки зрения рассмотрения объективных характеристик тех субъектов взаимодействия, которые так или иначе участвовали в какой-либо ситуации, и по отношению к которым он совершил или не совершил те или иные действия; 4) адекватно ли человек поступил с точки зрения рассмотрения объективных характеристик доминирующих обстоятельств его жизнедеятельности в ретроспективе (в прошлом); 5) адекватно ли человек поступил с точки зрения рассмотрения его личностной составляющей (личностных свойств) в текущее время.

Понятие «социализация». Социализация как явление и как процесс. Социализация как процесс интеграции («вхождения») личности в социум. Социализация как развитие личности в многоплановом процессе стихийного, относительно направляемого и социально контролируемого взаимодействия с обществом. [4] Стихийная и целенаправленная социализация, т.е. социальное воспитание. Социализация как процесс самоизменения личности. Социализация как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства субъектом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Понятия десоциализации и ресоциализации.

Понятие социального института. [5] Социальные институты как макроструктуры общества, образующие собою систему общественных отношений.

Освещение способов социализации личности в обществе. Механизмы (социальные и психические формы) социализации личности: интериоризация/экстериоризация (как «разнополюсный» феномен) по Льву Семёновичу Выготскому, внешняя/внутренняя стимуляция и мотивация по Сергею Леонидовичу Рубинштейну, идентификация/отчуждение по Валерии Сергеевне Мухиной, а так же такие психосоциальные механизмы как адаптация/дезадаптация, реадаптация, конформизм/нонконформизм.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...