Тема 5. Вербальное и невербальное общение (5 часов)
Вербальное общение. Вербальное общение как процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи слов. Вербальный (от лат. verbalis – устный, словесный) как термин, применяемый для обозначения слов и процессов оперирования словами. Вербалика как использование людьми (в коммуникативных целях) слов, представляющих собою определённые понятия. Обращённость, адресность в качестве конституирующей особенности высказывания. Высказывания как единицы смысла в вербальном общении. Вербальный акт как элементарная единица вербального общения, произнесение говорящим (выступающим) высказывания в непосредственной ситуации общения со слушающим (слушающими). Значение в качестве содержательной стороны знака как элемента, опосредствующего познание окружающей действительности. Раскрытие того, что подобно тому как орудия опосредствуют трудовую деятельность людей, знаки опосредствуют познавательную деятельность и общение людей. Различные понятийные ракурсы рассмотрения деятельностного аспекта вербального общения. Речевая деятельность как специализированное употребление речи в процессе взаимодействия между людьми, как частный случай общения в качестве деятельности. Речевая коммуникация как информативная и коммуникативная стороны речевой деятельности. Речевое поведение как использование языка людьми в социальных обстоятельствах, в многообразии реальных жизненных ситуаций. Речевое поведение как совокупность речевых поступков. Система словесных знаков-звуков, образующая язык как средство существования, усвоения и передачи людьми от поколения к поколению общественно-исторического опыта.
Интонация как эмоциональная выразительность речи, которая способна придавать разный по содержанию смысл одной и той же фразе (одним и тем же словам). Распространённость иронической (ироничной) интонации. Невербальное общение. Невербальное общение как коммуникационное взаимодействие между людьми, «производящееся» без использования слов и звуков. Невербальное общение как передача людьми информации друг другу или влияние людей друг на друга через жесты, мимику, пантомимику, через изменение мизансцены общения, то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Анализирование того, что полифоническим «инструментом» невербального общения становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Утверждение того, что распространённое «рабочее» название такого рода общения, которое употребляется среди психологов, – «невербалика» или «язык тела». Анализ совокупного мнения психологов о том, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Осмысление того, что мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы. Освещение того, что жесты, выступающие в качестве средств общения могут быть общепринятыми, т.е. иметь культурно закреплённые за ними значения, и экспрессивными, служащими для большей выразительности речи. Вербальные и невербальные средства общения. Вербальные средства общения. Осмысление того, что общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания людей, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный) канал и неречевой (невербальный) канал общения. Речь, как средство общения, одновременно выступающее и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.
Обсуждение того, что в структуру речевого (вербального) общения входят нижеследующие основные параметры, являющиеся символическими средствами вербального общения. 1. Значение и смысл слов, фраз. Играют важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и её доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации. 2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), голосовой ритм (равномерный, прерывистый), тембр голоса (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Раскрытие того, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи. Невербальные средства общения. Поза как положение человеческого тела в пространстве. Позы в качестве одной из наименее подконтрольных сознанию форм невербального поведения. Осмысление того, что наблюдение за позой человека даёт значимую информацию об актуальном психическом состоянии человека: напряжён он или раскован, настроен на неторопливую беседу или только и ждёт, чтобы уйти. Обрисовка того, что любое изменение позы или синхронизация поз собеседников указывают на изменение отношений между ними. Описание того, что культурные традиции каждого народа запрещают одни позы и поощряют другие. Анализ того, что наиболее изучены три базовые группы поз, выражающих социально-психологическое отношение к партнёру по общению: 1) «включение» собеседником себя самого в ситуацию общения или «исключение» им себя из ситуации общения, – открытость или закрытость собеседника. Различные способы строить свою позу как закрытую – скрещённые на груди руки; сплетённые «в замок» пальцы рук, положение «нога на ногу», фиксация «замком рук» колена при позе «нога на ногу» и т.д. Соответствие внешней позы человека его внутренней психологической закрытости в контакте. Поза, указывающая на готовность к общению (открытость): голова и туловище повёрнуты (развёрнуты) к партнёру, туловище наклонено вперёд, ноги не скрещены, руки не сплетены и т.д.; 2) внешнее доминирование над партнёром по общению («нависание» над партнёром, похлопывание его по плечу, рука «забыта» на плече собеседника и т.д.) или внешняя зависимость от партнёра по общению (взгляд «снизу»; «ситуативная» сутулость, т.н. заискивающая поза и т.д.); 3) противостояние партнёру (человек стоит сжав кулаки, «подбоченясь», выставив плечо вперед и т.п.) или гармония с партнёром (позы (положения тел в пространстве) партнёров по общению синхронизированы (партнёры находятся на одном уровне, не выше не ниже), позы партнёров открыты («развёрнуты» друг к другу), свободны)).
Походка как элемент кинетической подструктуры, связанный с позой. Характер походки, указывающий как на физическое самочувствие и возраст человека, так и на его эмоциональное состояние. Освещение того, что элементами походки являются ритм, скорость, длина шага, давление на поверхность. Указание на то, что именно эти параметры формируют образы ровной, плавной, уверенной, твердой, тяжелой, «виноватой» и других видов походки. Жесты как движения рук или кистей рук и пальцев. Обсуждение того, что жесты в процессе общения не только сопровождают речь: по жестам можно сделать выводы об отношении человека к какому-то событию, лицу, предмету, о желаниях человека, о его состоянии. Описание того, что особенности жестикуляции могут служить основанием для суждений о каком-то качестве воспринимаемого человека. Раскрытие того, что жесты могут быть произвольными и непроизвольными, типичными для данного человека и совсем не характерными для него, выражающими его случайное состояние. Осмысление того, что, по мнению исследователей, жест несёт информацию не столько о качестве психического состояния, сколько об интенсивности его переживания. Анализ того, что жесты классифицируются следующим образом: • а) описательно-изобразительные и выразительные, подчёркивающие жесты – эти жесты просто сопровождают речь и вне конкретного речевого контекста теряют всякий смысл;
• б) конвенциональные (ритуальные, «обрядовые», традиционные, «типовые») жесты – жесты приветствия и прощания, угрозы, привлечения внимания, подзывающие, приглашающие, запрещающие, оскорбительные, дразнящие. Замещают в речи элементы языка, понятны без речевого контекста, имеют собственное значение в общении; • в) модальные жесты, – жесты одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия, неуверенности, незнания, страдания, раздумья, сосредоточенности, растерянности, смятения, подавленности, разочарования, отвращения, радости, восторга, удивления. Выражают оценку, отношение к предметам и людям, сигнализируют об изменении активности субъекта в процессе коммуникации; • г) жесты, используемые в различных ритуалах. Обрисовывание того, что жесты при общении несут много разнообразной информации. Мимика в качестве выразительных движений лица, отражающих внутреннее эмоциональное состояние человека. Размышление о том, что именно мимика способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Характеристика того, что мимические выражения и невербальные реакции несут порядка 60% – 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны «сказать» больше, чем произнесённые слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть информацию, если его взгляд встречается со взглядом партнёра по беседе менее 1/4 времени разговора. Обсуждение и сопоставление того, что лоб, брови, глаза, нос, рот, подбородок, – части лица, выражающие основные человеческие эмоции и чувства: любовь, страдание, гнев, радость, грусть, удивление, страх, отвращение, счастье, печаль, интерес как интеллектуальное чувство и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|