Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Концепции адаптации в психологии личности




1. Концепции адаптации в психологии личности

Термин «адаптация» происходит от позднелатинского " adaptatio" (приспособление) и первоначально широко использовался в биологических науках для описания феномена и механизмов приспособительного поведения индивидов в животном мире, эволюции различных форм жизни. При рассмотрении роли адаптации в эволюции отдельных видов и групп организмов были введены такие понятия, как

Преадаптация — своеобразная совокупность внешних (средовых) и внутренних условий, которая позволяет определенной группе особей быть более приспособленной для использования представляющихся эволюционных возможностей;

Адаптивная радиация — заселение всевозможных ниш адаптировавшимися к их особенностям популяциями Дж. Харрисон и др., 1979. С. 20-26).

В адаптационных процессах, происходящих в целостном организме человека, описывают адаптацию на уровне простейшего «кирпичика» строения его нервной системы — нейрона. Экспериментально было обнаружено, что после прохождения через нейрон за ограниченное время большого количества импульсов наступает снижение частоты разрядов (так называемое «утомление»), которое восстанавливается лишь через некоторое время. При этом адаптационные процессы в биологическом мире имеют ярко выраженный волновой характер, в них реализуются противоречивые взаимодействия организма и среды, обеспечивающие его непрерывное самовоспроизведение (П. Милнер, 1973; С. И. Степанова, 1986, с. 14).

С другой стороны, адаптационные процессы проявились в сложной функциональной специализации нейрональных ансамблей, Показано, что структура активности нейронов, с одной стороны, отражает определенную организацию элементов внешней среды, а с другой — соответствует организации активности внутренних элементов организма (В. Б. Швырков, 1984).

По мнению С. И. Степановой (С. И. Степанова, 1977, 1986), адаптация лежит в основе качественной стабильности целостного и в то же время противоречивого жизненного процесса. Автор выделяет внутренний и внешний аспекты противоречивости адаптационного процесса, поскольку процесс адаптации есть диалектическое единство согласования со средой и рассогласования с ней:

Оба этих начала обеспечивают самовоспроизведение организма, его самосохранение, но лишь до тех пор, пока ни одно из них не достигает избыточной выраженности. Избыточное согласование со средой, так же как и избыточное рассогласование с ней, губительно для жизни. Поэтому в процессе адаптации эти две взаимосвязанные противоположности находятся в постоянной взаимной борьбе. В этом заключается, если можно так выразиться, внешняя (по отношению к организму) сторона противоречивости адаптационного процесса.

Внутренним противоречием адаптационного (жизненного) процесса является противоречие между созиданием и разрушением (анаболизмом и катаболизмом) — двумя основными проявлениями жизнедеятельности организма, обеспечивающими его непрерывное самовоспроизведение и в тоже время его непрерывное изменение. Самосохранение, самовоспроизведение живого организма невозможно без его саморазрушения. И коль скоро это так, и коль скоро адаптация есть самосохранение, самовоспроизведение, следует признать, что саморазрушение есть важнейший, неотъемлемый элемент адаптационного процесса.

Весьма важную роль играют адаптационные процессы в разнообразных видах профессиональной деятельности. Здесь могут быть выделены два аспекта: во-первых, адаптация к изменившимся условиям реализации деятельности (изменения и структуре социальных ценностей, организационные преобразования, совершенствование и инновации в технологии и т. п. ); во-вторых, и этот аспект непосредственно пересекается с нашей проблемой, это адаптация, вхождение в новую профессиональную деятельность:

Процессы профессионализации развернуты во времени и имеют специфические этапы. В психолого-педагогической литературе указывается на важное значение вхождения человека в профессиональную деятельность на этапе ее освоения (В. И. Слободчиков, И. А. Исаева, 1996).

Соответственно адаптация представляет собой многокомпонентное образование не только с содержательно-структурной точки зрения, но также и с предметно-аппликативной.

Определения адаптации

Таким образом, становится очевидным, что уже само определение понятия " адаптация" представляет собой сложную философско-методологическую проблему. Как показал А. Б. Георгиевский (А. Б. Георгиевский, 1989) на основе сравнительного анализа большого числа определений адаптации, все дефиниции понятия адаптации могут быть объединены в следующие три группы:

— так называемые тавтологические определения, в которых понятие адаптации интерпретируется как буквальный перевод латинского «adapto» (adaptatio) в значении приспособления организмов к среде, то есть «адаптация — это процесс и результат приспособления строения и функций организма (особей, популяций, видов) и их органов к условиям среды» (Большая Советская Энциклопедия, т. 1, с. 216);

— определения через «главный признак». Здесь адаптация определяется через выраженность ключевого аспекта структурно-функцнональной организации индивида. Эти ключевые аспекты выделяются на следующих уровнях: биохимическом, морфологическом, физиологическом, поведенческом. Например, «под физиологической адаптацией следует понимать совокупность физиологических особенностей, обусловливающих уравновешивание организма с постоянными или изменяющимися условиями среды»;

— полисемантические определения, которые подчеркивают многозначный, многоаспектный характер самого явления адаптации, и прежде всего выделение адаптации как процесса и адаптации как результата.

ВНИМАНИЕ

Для нас представляет особый интерес тот факт, что к этим основным аспектам П. Медавар (P. Medawar, 1951) добавил еще один: адаптация есть нечто такое, что организм или популяция вырабатывают у себя и обладают в потенциале для успешного существования в условиях, которые изменяются в будущем. Другими словами, третьей " семантической осью" в дефинитивном пространстве понятия адаптации является понимание ее как основы для формирования и проявления некоторых новых качеств. В соответствии с нашими экспериментальными данными и теоретическими построениями процесс управленческой адаптации также сопровождается формированием новых качеств личности.

Далее А. Б. Георгиевский предлагает свое, более обобщенное определение понятия адаптации, обосновывая его безусловные преимущества:

Адаптация есть особая форма отражения системами воздействия внешней и внутренней среды, заключающаяся в тенденции к установлению с ними динамического равновесия» (А. Б. Георгиевский, 1989, с. 27).

Мы видим, таким образом, что в животном и растительном мире под адаптацией понимают комплекс взаимосвязанных и разноуровневых явлений, позволяющих целым видам или отдельным особям полнее приспосабливаться к внешним условиям существования, при этом совершенствуя собственные внутренние организменные функции. Исходя из этого, возьмемв качестве исходного рабочего определения адаптации следующее:

Адаптация — это процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования.

Наиболее сложные и разнородные аспекты явления адаптации проявляются в многогранной человеческой деятельности, в которой можно выделить психофизиологические, поведенческие, когнитивные и субъектно-личностные компоненты адаптационного процесса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...