Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концептуальная схема адаптации




ВНИМАНИЕ

Наибольшую значимость приобретают в контексте адаптации руководителя такие измерения человека, как личность и субъект деятельности. Именно эти две подсистемы образуют тесное диалектическое единство в ходе реализации целей определенной деятельности, «именно здесь вновь соединяется проблема субъекта с проблемой личности» (Б. Г Ананьев, 1980, т. l, c. 54).

На наш взгляд, особенно тесную взаимосвязь обнаруживают личность и субъект деятельности для профессий социономического типа («человек—человек»), в которых профессиональные цели во многом достигаются за счет выраженности тех или иных качеств личности.

На тесную онтогенетическую взаимосвязь личности и субъекта деятельности указывает и сам Б. Г. Ананьев:

Еще до самостоятельного передвижения и активной речи складываются необходимые для предметной деятельности сенсомоторная структура и наиболее общие типы предметных действий рук. Одновременно со свойствами субъекта познания формируются свойства субъекта деятельности. На оба вида новых свойств (непосредственно детерминированных свойствами предметного мира, объективными свойствами и предметной деятельностью) огромное влияние оказывает комплекс социальных связей, из которого берет начало личность (там же, с. 70).

Таким образом, рассматривая комплексный и многомерный феномен адаптации с точки зрения формирования личностных новообразований, мы будем выделять прежде всего те из них, которые генерируются и лежат в основе успешной адаптации субъекта профессиональной деятельности.

Адаптация и развитие личности. На важность учета активно вырабатываемых качеств и взаимосвязей личности в ходе ее адаптации указывает также А. Л. Свенцицкий (А. Л. Свенцицкий, 1986). Он пишет:

Важным показателем освоения той или иной профессионально-функциональной роли является состояние адаптированности личности к социально-производственным условиям труда. Адаптация основывается не только на пассивно-приспособительных, но и на активно-преобразующих связях личности с окружающей средой, представляя собой неразрывное единство тех и других форм связи. Как показали исследования Е. А. Климова, входе адаптации складывается соответствующий индивидуальный стиль деятельности личности, что позволяет ей выполнять с определенным успехом свою профессионально-функциональную роль.

Представляется, что адаптация базируется на определенном комплексе когнитивных, поведенческих, личностных механизмов, их нейрофизиологическом обеспечении, которое активно генерируется адаптантом в ходе адаптации. Благодаря выделению такого аспекта мы сможем полнее осветить адаптационную психическую активность личности, а в дальнейшем на основе анализа разносторонних исследований адаптации предложить собственную модель адаптационного процесса руководителя, в основе которой будет лежать последовательность этапов, характеризующихся собственными новообразованиями.

Вообще личностные характеристики во многом определяют успешность или неуспешность адаптации, и в то же время сама эта адаптация является мощным стимулом для развития личности. Неудивительно, что одним из признанных определений личности является такое, где ведущим, конституирующим фактором неповторимости психической сферы человека является его адаптация к изменениям в окружающей среде:

Личность есть синтез всех характеристик человека в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде (Личность: определение и описание, 1992, с. 35).

На неразрывность связи адаптационных процессов и личностного развития указывает в своей обзорной работе С. К. Нартова-Бочавер (С. К. Нартова-Бочавер, 1997):

Необходимо обратить внимание на то, что понятие развития личности в отечественных и зарубежных работах последних лет не противопоставляется адаптации, что является, по-видимому, историческим признанием целостности личности и неразрывности различных измерений ее самоактуализации.

Выделение новой предметной области — социальной педагогической психологии, анализ иобобщение экспернментальныx данных, описывающих процессы социализации, воспитания и развития, позволили в одной из наших предыдущих работ указать на непрерывную связь адаптации и развития:

Если рассматривать социальность как врожденное свойство индивида, то и процесс социальной адаптации следует определить как активно-развивающий, а не только как активно-приспособительный (А. А. Реан, Я. Л. Коломинский, 1999, с. 34).

Таким образом, мы видим, что явления адаптации и личностного развития взаимно дополняют друг друга, образуя различные направления для самоактуализации.

Концептуальная схема адаптации

Поскольку феномен адаптации личности с точки зрения выделенных нами трех основных аспектов характеризуется различными психологическими образованиями (адаптация как результат характеризуется степенью итоговой адаптпрованности, как процесс — своими пространственно-временными механизмами, как источник новообразований — комплексом активно формируемых качеств), концептуально можно представить адаптацию в виде треугольника (рис. 1. 1).

 

 

Из рисунка видно, что фундаментальными, ключевыми измерениями адаптации остаются ее процессуальный и результативный аспекты. В то же время личностные новообразования, выделяющиеся и формирующиеся внутри первых двух аспектов, затем надстраиваются и образуют собственное измерение адаптации. Последнее измерение, пусть и не рядоположное процессу и результату адаптации, может быть взято в основу классификации типов адаптационного процесса.

В соответствии с нашим подходом полноценная адаптация всегда включает в себя целый спектр самоизменений и выработку новых личностных качеств, поскольку здесь речь идет об активном приспособлении личности, об активном самоизменении, самокоррекции в соответствии с требованиями среды. Просто пассивного принятия ценностных ориентации среды без активного самоизменения быть не может, если речь действительно идет о процессе адаптации.

Остановимся более подробно на подходах к рассмотрению феномена адаптации, сформировавшихся в различных отраслях психологической науки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...