Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.1. Феномен адаптации в психологии личности




1. 1. Феномен адаптации в психологии личности

1. 1. 1. История вопроса

Адаптация, как сложное и многогранное явление, предъявляет определенные требования к содержанию концептуальной базы, лежащей в основе различных подходов для ее рассмотрения.

Сначала необходимо определиться с предметно-содержательным «наполнением» понятия «адаптация», поскольку разные авторы подразумевают под ним различные аспекты изменений субъекта адаптации и адаптогенной ситуации.

Три направления исследований в области адаптации

С. Л. Шапкин и Л. Г. Дикая (С. А. Шапкин, Л. Г. Дикая, 1996) выделяют три основных направления исследований, в той или иной степени связанных с проблемой адаптации.

Медико-психологические аспекты. Первое направление исследований связано с медико-психологическими компонентами адаптации в разнообразных стрессовых условиях, где на передний план выходят внутриличностные процессы (динамика и гармония потребностно-мотивацнонной сферы личности, установление контакта субъекта адаптации с собственным «Я»). Адаптация в рамках этого направления изучается вне контекста конкретной предметной и профессиональной деятельности, на которой отражаются неблагоприятные влияния со стороны стрессогенной ситуации, но которая одновременно является важнейшим источником для преодоления этих влияний и поэтому играет важную роль в понимании механизмов адаптации.

Психофизиологический аспект. Второе направление исследований феномена адаптации, по мнению этих авторов, связано с психофизиологическим описанием функционирования отдельных органов (систем органов) и психических процессов, которые они обеспечивают, в условиях изменений в окружающей социально-профессиональной среде (высокая рабочая нагрузка, шумовой фон при реализации профессиональной деятельности, гипоксия и т. п. ). В рамках данного направления адаптация выступает как процесс уравновешивания, перестройки различных психофизиологических систем организма, направленный на достижение и поддержание внутреннего гомеостаза. Вот почему в качестве основания для выделения стадий адаптации выступают объективно фиксируемые изменения психофизиологических показателей, их динамика в ходе исследуемой деятельности.

Комплексное изучение состояний. К третьему направлению относятся работы по комплексному изучению психических и функциональных состояний человека в трудовой деятельности. Рассматриваемая в таком ключе адаптация предстает как взаимодействие " субсистемных" и «метасистемных» противоречий, существующих как вне, так и внутри человека (Б. Ф. Ломов, 1984). Структура и динамика адаптации изучаются как процесс уравновешивания в открытой системе, в ходе которого приобретаются новые системные качества.

Различные аспекты многомерного явления адаптации

С учетом важности комплексного подхода к многомерному явлению адаптации (см. выше) и необходимости выявления динамики личностных изменений в ходе адаптации на разных этапах профессионального развития мы будем основываться на следующих концептуальных предпосылках рассмотрения феномена адаптации.

Субъект адаптации — человек. Во-первых, изучение адаптации должно проводиться как адаптация се активного носителя — субъекта адаптации. А. В. Брушлинский замечает (А. В. Брушлинский, 1993):

Человек и его психика — это не две системы, а одна единая система, в которой именно субъект объективно является основанием всех психических процессов, свойств и состояний, вообще всех видов своей активности (деятельности, общения и т. д. ). Следовательно, в нем и через него они взаимосвязаны и интегрированы воедино, поскольку все они суть неотъемлемые качества одного и того же субъекта.

 

ВНИМАНИЕ

Исходя из этого мы будем рассматривать личностные качества не просто руководителей организаций и предприятий, а руководителей, решающих на данном этапе развития своей карьеры задачу управленческой адаптации; не выраженность управленческих ролей, а их динамику в ходе адаптации к данной руководящей должности.

Адаптация как комплексный феномен. Во-вторых, анализ адаптации подразумевает изучение всех измерений этого комплексного феномена. В качестве таких основных измерений мы остановимся на рассмотрении адаптации как процесса, результата и основания для формирования новообразований (психических качеств).

Процессуальный аспект адаптации основывается прежде всего, на выделении ее временных характеристик — протяженности и стадийсамой адаптации. В рамках данного направления происходит выявление основных элементов адаптационного процесса, связанных в единую логическую и временную последовательность. При этом в различных отраслях психологической теории и практики исследованы различные стороны процесса адаптации (от стадий социальной адаптации до психофизиологических механизмов адаптации). На моделях адаптационного процесса, разработанных в психофизиологических исследованиях, эволюционной психологии, социально-психологических исследованиях, поведенческом подходе мы остановимся более подробно в следующих разделах данной работы.

Результативный аспект адаптации традиционно используется как ключевой элемент при оценке успешности адаптивных процессов в целом, вот почему результативный критерий положен в основу большинства современных классификаций феномена адаптации, от простейшей дихотомии (адаптация — дезадаптация) до более дробных и многомерных теоретических построений.

Так, в соответствии с классификацией А. Н. Жмырикова по критериям выходных параметров деятельности, степени интеграции личности с микро- и макросредой, степени реализации внутри личностного потенциала иэмоционального фона самочувствия обосновывается четырехградационная шкала результатов адаптации: высокая избыточная, высокая оптимальная, низкая, дезадаптивная.

Одна из наших последних работ, в которой предлагается систематизация итоговых результатов адаптации, содержит описание уже двумерной классификации (Л. Л. Реан, 1999). В качестве ортогональных измерений модели социальной адаптации предлагаются соответствие реального поведения человека требованиям социального окружения (так называемый « внешнийкритерий" ), а также отсутствие ощущения угрозы, достижение внутриличностной комфортности (так называемый " внутренний критерий" ).

Адаптация как совокупность новообразований. Аспект рассмотрения адаптации, связанный с формированием в ходе нее различных новообразований, в определенном роде интегрирует два выделенных ранее подхода (процессуальный и результативный). Здесь объектом рассмотрения является совокупность психических качеств, которые сформировались (развились) в процессе адаптации и привели к тому или иному результату. При этом в совокупность новообразований включаются не только множество знаний, умений, навыков, полученных и сформированных у себя субъектом адаптации, но и сложная система межличностного взаимодействия с профессиональным и социальным окружением.

На аспекте адаптации, связанном с появлением определенной совокупности новообразований, хотелось бы остановиться особо. Дело в том, что, как это будет проиллюстрировано ниже, в целом ряде работ как отечественных, так и зарубежных авторов неявно принимается тезис об определенной неизменности, самотождественности адаптанта в ходе его приспособления к воздействию определенных средовых факторов. В результате такого рассмотрения процесс адаптации проводится по следующей обобщенной схеме: воздействие факторов среды => восприятие этого воздействия субъектом => актуализация уже сформировавшихся сторон жизнедеятельности, средств внутри- и межличностного взаимодействия (или же количественное изменение характеристик их функционирования) => достижение адаптации вследствие достаточного приспособления за счет актуализированных средств (или же дезадаптация как результат недостаточной компенсации).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...