ЭКСПЕРИМЕНТ. Три аспекта носителя адаптации и их взаимосвязь
ЭКСПЕРИМЕНТ Подобная схема получила наибольшее распространение в исследованиях психофизиологических компонентов адаптационного процесса. Так, многолетние исследования II. А. Аладжаловой (И. А. Аладжалова, 1979), посвященные медленноволновой биоэлектрической активности головного мозга, обеспечивающей регуляцию психических процессов, позволили определить их адаптивную роль. Показано, что в качестве одного из адаптационных механизмов выступает функционирование медленноволновой колебательной системы, которая обеспечивает адекватную регуляцию быстроволновой системы за счет изменения ряда параметров функционирования (амплитуды, периода). На примере функции внимания исследованы регулятивно-приспособительные факторы медленной биоэлектрической активности, задающей граничные параметры функционирования быстрой колебательной системы. ) Адаптация и агрессия. В соответствии с эволюционо-генетической концепцией К. Лоренца в ходе выживания и адаптации человеческого рода формируются такие личностные свойства, как коллективизм, жертвенность, этические нормы, но прежде всего — агрессивность. Обобщая многочисленные эмпирические данные по эволюции, генетике и поведению человека, утверждается, что адаптивные процессы развиваются на основе генетических программ, «естественных наклонностей», которые проявляются и закрепляются в соответствии с требованиями современного общества. Однако, как будет показано нами далее, тезис об адаптивной природе агрессии не подтверждается ни практически (поскольку современная цивилизация культивирует агрессивно-конкурентное взаимодействие как жизненную стратегию с высоким риском социальной дезадаптации), ни теоретически, так как вступает в противоречие с центрированным па развитии личности этико-гуманистическим подходом.
На наш взгляд, следование принципу самотождественности несколько обедняет картину адаптации (в основном на этапе приспособительных реакций) прежде всего за счет преуменьшения роли активности самого субъекта адаптационного процесса. Выделение формируемых субъектом адаптации новообразований на различных уровнях человеческой индивидуальности позволяет полнее рассмотреть адаптационный процесс в его развитии. Как справедливо отмечает В. Т. Кудрявцев, развитие на любом его уровне — это всегда порождение существенно нового. Важность процессуального аспекта адаптации. Выведение «за скобки» научного анализа спектра разноуровневых характеристик, развивающихся в ходе адаптационного процесса, создает предпосылки для определенной «мифологизации» онтологического статуса духовной сферы человека, отмечаемой многими авторами (см., например, Л. И. Анцыферова, 1999). Тот же В. Т. Кудрявцев пишет (В. Т. Кудрявцев, 1996): В мифологических моделях развития в большей или меньшей степени нивелируется его содержательно-процессуальная сторона. Так, традиционный средневековой жанр жизнеописания — житие святых — как правило, оставляет под покровом тайны путь человека к святости. Человек либо внезапно переходит из греховного состояния в святое, либо уже рождается святым, прижизненно обнаруживая себя в этом качестве. Сходные мотивы имеются и в других мифологиях, возводящих развитие в ранг таинства (модель развития как сакральный «черный ящик»). Нетрудно видеть, что ограничение концептуальной схемы рассмотрения адаптации только ответными приспособительными реакциями адаптанта не представляет возможности проанализировать в исчерпывающей степени содержательно-процессуальную сторону адаптации. В результате подобной мифологизации субъект адаптации либо внезапно достигает состояния адаптированности, либо изначально является адаптированным, проявляя это свое качество в новых социально-профессиональных условиях жизнедеятельности.
Три аспекта носителя адаптации и их взаимосвязь Другим существенным моментом теоретического феномена адаптации является многомерность, разноплановость се носителя — человека во всех его измерениях. В соответствии с методологическими работами Б. Г. Ананьева человек может быть рассмотрен в трех основных аспектах, образующих фундаментальные основы системы человекознания: человек как индивид, как личность и как субъект деятельности. В индивидную структуру объединяются возрастные, половые, конституциональные и иейродинамические свойства, которые определяют более сложные образования человека как индивида — структуру потребностей и сенсомоторную организацию. При этом совокупность ключевых свойств индивида выступает в обобщенной, интегрированной форме в качестве задатков и свойств темперамента, обеспечивающих природную основу личности. В изучении самой личности выделяются такие ее конституирующие образования, как статус личности, общественные функции, мотивация ее поведения и деятельности, мировоззрение, характер и склонности. Человек как субъект деятельности характеризуется прежде всего совокупностью этих деятельностей, а также степенью их продуктивности (Б. Г. Ананьев, 1980, т. 1). Изучая сложные, многомерные аспекты человеческой адаптации, мы можем проследить влияние и своеобразный «вклад» каждого из выделенных аспектов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|