Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4.2.2. Вода и водные растворы.




4. 2. 2. Вода и водные растворы.

 

Вода в качестве охлаждающей жидкости нашла широкое применение, так как она доступна, безопасна в пожарном отношении, не токсична, обладает высокой теплоемкостью, в чистом виде имеет небольшую склонность к вспениванию, не склонна к агрессивному воздействию на уплотнительные и соединительные резиновые детали.

Одним из недостатков воды, является способность образовывать в системе охлаждения накипь и шлам, которые ухудшают теплоотвод от деталей, вследствие того, что накипь имеет малую теплопроводность.

Количество образующегося в системе охлаждения накипи зависит от жесткости воды. За единицу жесткости принимают миллиграмм – эквивалент солей на 1л воды. Жесткость воды бывает временная и постоянная. При кипении воды соли временной жесткости распадаются и выпадают в виде осадка, образуя накипь. Соли постоянной жесткости при кипении воды не разлагаются. Сумма временной и постоянной жесткости составляет общую жесткость. Природная вода в зависимости от источника ее получения обладает различной жесткостью, от чего зависит структура и твердость накипи. Дождевая и снеговая вода является мягкой, ее жесткость составляет до 4 мг экв/л.

Озерная и речная вода может быть мягкой или средней жесткости, она определяется жесткостью от 4 до 8 мг экв/л.

Колодезная, ключевая и морская вода является жесткой, имеющей 8-12 и более мг экв/л. Для снижения жесткости воды применяют ряд методов: кипячения, умягчения путем добавления соды и извести и фильтрование через катиониты.

Снижение накипиобразования и предупреждения ее образования позволяет предотвращать потерю мощности двигателя, а следовательно снизить и расход топлива. Эффективным способом предотвращения и снижения образования накипи является добавление в воду (непосредственно в систему охлаждения) специальных веществ – антинакипинов, которые переводят соли, дающие накипь, в рыхлое состояние.

Одним из перспективных способов борьбы является применение ингибирования воды с помощью ингибитора (оксиэтиловой кислоты), который препятствует направленному росту и соединению между собой кристаллов карбоната кальция.

В качестве водного раствора применяемого в системе охлаждения рекомендуется использовать раствор трехкомпонентной присадки, состоящей из смеси:

- бихромата калия (хромпика калиевого) или бихромата натрия (хромпика натриевого) из расчета 1-1, 2% веса к количеству воды (10-12 г. на 1 л).

- нитрита натрия и тринатрий фосфата из расчета по 0, 05% веса каждой к количеству воды (0, 5г на 1л).

Допускается вместо раствора трехкомпонентной присадки применять водный раствор только хромпика калиевого или натриевого в количестве 1, 2- 1, 5% веса к количеству воды.

Для приготовления охлаждающей жидкости берется чистая вода, удовлетворяющая следующим требованиям:

- общая жесткость, не более 3, 0 мг экв/л.

- содержание хлоридов, не более 30 г/л

- щелочность по фенолфталеину – отсутствует.

- рН (водородный показатель) – 6, 5-7, 5.

Применять хлорированную воду можно только после ее отстаивания в течении 2-3 суток или после кипячения.

Если в местных условиях имеется только жесткая вода, ее следует прокипятить в течении 15-20 мин, дать отстояться и затем профильтровать. Нужное количество присадки, исходя из объема системы охлаждения 40л, растворяют в нагретой до 60-700С воде, тщательно перемешивая. В исключительных случаях на срок не более 100ч. в пределах гарантийной наработки допускается применение чистой пресной воды без добавления присадок.

В процессе работы дизеля концентрация компонентов присадок в воде меняется. Поэтому для контроля необходимо при каждом ТО-1 проводить анализ охлаждающей жидкости:

При достижении концентрации хромпика до 0, 5-0, 6% необходимо добавить следующее количество хромпика, кг:

 

T=A/100∙ (1, 0-B)=40/100∙ (1, 0-0, 6)=0, 4∙ 0, 4=0, 16

 

где Т – количество хромпика, которое необходимо добавить в охлаждающую жидкость (кг).

А – общий объем охлаждаемой жидкости в системе (л).

В – концентрация хромпика в охлаждающей жидкости (%).

В случае, если невозможно установить концентрацию хромпика в охлаждающей жидкости аналитическим методом, допускается использовать метод сравнения окраски жидкости с цветовой шкалой.

Охлаждающую. жидкость наливают в тонкостенный стеклянный сосуд диаметром 60-70 мм в количестве100-150 г и путем сравнения цвета со шкалой определить концентрацию хромпика.

При температуре окружающего воздуха ниже 00С воду из системы охлаждения неработающего дизеля необходимо сливать, во избежание размораживания.

В последствии целесообразно применять слитую воду из системы охлаждения, а не свежую, так как в слитой воде нерастворимых солей меньше.

 

4. 2. 3. Низкозамерзающие жидкости.

 

Низкозамерзающие жидкости представляют собой смесь этиленгликоля с водой. Они обеспечивают охлаждение двигателей и полностью исключают возможность размораживания системы охлаждения при длительной стоянке в условиях низких температур.

К недостаткам низкозамерзающих жидкостей следует отнести повышенную коррозийную агрессивность по отношению к металлам, поэтому к ним добавляют различные присадки.

Основные показатели низкозамерзающих жидкостей:

                                                                          Таблица 4. 1

Показатель

Антифриз

Тосол

ГОСТ 159-52

ТУ-6-02-751-86

Марка 40 Марка 65 А-40 А-65
Внешний вид

Слабо-мутная желтоватая жидкость

Зеленовато-голубоватая жидкость

Температура застывания -400 -650 -400 -650
Температура кипения +1000 +1000 +1050 +1050
Плотность кг/м3 1067-1072 1085-1090 1075-1085  

 

В период зимней эксплуатации рекомендуется применять антифриз марки 40 или 65 по ГОСТ 159-62. Перед заправкой системы охлаждения закрыть сливные краны водяного насоса и подогревателя, кран на трубе, идущей к поддону масляного бака, и кран на обводном трубопроводе.

Для удаления воздуха из системы во время заправки вывернуть пробку на коробке температурных датчиков.

Систему заправлять, используя чистый инвентарь, через заливную горловину водяного радиатора до уровня 15-20 мм выше трубок сердцевины радиатора.

При заправке низкозамерзающей жидкостью заливать жидкость до уровня 10-12 мм выше трубок (на 2-3 л меньше по сравнения с водным раствором).

После заправки системы завернуть крышку заливной горловины радиатора и пробку коробки датчиков.

Если охлаждающая жидкость ранее была слита, запустить дизель и проработать 3-5 мин. Затем остановить дизель и проверить уровень охлаждающей жидкости. При необходимости дозаправить систему. При заправке низкозамерзающей жидкостью проверить дополнительно герметичность дюритовых соединений системы охлаждения и подогрева.

При необходимости подтянуть хомуты.

В процессе эксплуатации дизелей в систему охлаждения которых залиты низкозамерзающие жидкости, при снижении уровня за счет испарения следует доливать воду, а при утечках убыль восполняется соответствующей маркой жидкости.

 

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...