Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Re[2]: о переводе книги "Путь ученика" 3 страница




9. 6. 1 Но при этом он не должен забывать, что все имеет и аспект силы или энергии.

9. 6. 4Сущностные качества совершенствуются благодаря отношению к жизни и деятельности как служению.

9. 7. 2 Обратное также верно: все, что вы хотите, чтобы обрело форму, все, к чему вы стремитесь или чего хотите достичь, должно было быть сначала мыслью.

9. 7. 7. Этот закон символов мы применяем чаще всего негативно. Позволяем событию случаи, людям, вещи напоминать нам о негативном опыте, который у нас был в связи с ними или с такими вещами, которые похожи на них.

9. 7. 8 чтобы мы стали полностью поглощены или потеряны в этом и при том временно также теряем нашу силу памяти, самосознание и волю

9. 8. 4 Упражнение следует делать каждый день и желательно в одно и то же время, чтобы вы поменяли качества регулярно

9. 8. 7 7(4) Оккультации – это действия «героизма в миниатюре».

-- Я никогда не встречал такого термина? Есть ли у него синоним? От какого он слова? От оккультизма? Но Лоренси не любит использовать оккультизм в положительном смысле.

Это действие реализуется немедленно после решения, без подготовки, рассмотрения или внутреннего

ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

 

Lars Adelskogh < adelskogh@yandex. com> 26 мая 2020, 17: 46

Здравствуйте, Александр!

Большое спасибо за Вашу помощь в устранении разнокрасных фонов в тексте книги «Путь человека». Эта помощь очень облегчает мою работу над отформатированием текста для «word».

Я с Вами совершенно согласен в том, что Вы пишете: «Что ж, будем надеяться, что те, кто познакомился с эзотерикой в прошлых воплощениях, откликнутся на это учение. Теперь, когда появятся книги на русском языке, эта возможность для них облегчается. Аугоэйды им в помощь. » Хотел бы добавить: Аугоэйды и нам в помощь – и помогать они будут! Особенно теперь, после того, как Вы начали переводить тексты и публиковать их на Интернете.

Странное слово «оккультация» я узнал от своего друга, А. Дегермана (1898-1973). Эзотерик, чрезвычайно умелый практический психолог. В одной из своих книг он описал этот метод. Само слово «оккультация» – латинскего происхождения; от «occultare», значит «закрыть». Речь идет о том, что акт сознательной воли «закрывает» нежелательное выражение механической воли, тем самым слабея ее.

 

Спасибо за Ваши исправления раздела «Девять», которые я принял за следующими исключениями или модификациями:

 

9. 3. 3:

Согласно гилозоике, зло – это мрачная реальность на нашей планете, заключающаяся в нарушении права каждого живого существа.

Я решил сохранить слово «права» в единственным числе.

 

9. 15. 13:

Находясь под влиянием этой силы, мы стремимся угодить другим и имеем внутреннее принуждение оправдать наши действия перед другими.

Я рещил сохранить слово «принуждение».

 

9. 15. 13:

Это метод, работающий на стороне эволюции, также потому что он является неагрессивным способом эффективного противодействия общим сплетням и любопытству.

Я здесь добавил слово «также».

 

9. 7. 7:

Позволяем событиям, людям, вещам напоминать нам о негативном опыте, который у нас был в связи с ними или с такими вещами, которые похожи на них.

Я решил за «событиям, людям, вещам» вместо «событию, людям, вещи» для последовательности.

 

Теперь примите, пожалуйста, раздел «Десять».

 

 

ДЕСЯТЬ

 

10. 1 Введение

1Ментальное сознание бывает четырех основных видов, соответствующих молекулярным видам 47: 4-7. Большинство человечества активирует 47: 6, принципиальное мышление. Следующая ментальная цель – активация перспективного мышления 47: 5, процесс, который едва ли начался. Даже то меньшинство, которое находится на культурной стадии часто довольствуется тем, что лишь немного активирует это полезное мышление. Этот раздел намеревается исправить это в некоторой степени предоставив информацию практического характера.

2Как мы увидим, целесообразно разделить ментальное сознание на:

низшую ментальность, 47: 6, 7, и

высшую ментальность, 47: 4, 5.

3Низшая ментальность – это ментальность эмоциональной стадии, интеллект, который испытывает трудности в самоутверждении против эмоциональности и поэтому чаще всего становится ее слугой, а не хозяином; интеллект тогда направлен, чтобы удовлетворить эмоциональные желания и рационализировать эмоциональные оценки. Примерами являются коллективно идеологии, догмы, условности; индивидуально – наше личное миро- и жизневоззрение.

4Высшая ментальность – это ментальность ментальной (гуманистической) стадии, интеллект способный освободиться от зависимости от эмоций и воображения; а, следовательно, она является более эффективной ментальностью. Мы можем управляться в физической жизни и с низшей ментальностью. Если нашей целью является только достижение физического и эмоционального удовлетворения, то нам не понадобятся более высокие интеллектуальные способности, чем 47: 6. Только тогда, когда мы начинаем интересоваться жизнью как проблемой, проблемами миро- и жизневоззрения, тогда нам нужно более эффективное мышление, чем обычное.

5Этот более высокий вид мышления важен не только для решения теоретических задач знания. Его наибольшая ценность заключается в том, что он наш инструмент для решения практических задач, для анализа индивидуальных и коллективных ограничений и страданий и освобождения от них.

6В этом разделе мы в основном опишем перспективное мышление, частично показывая его методы и типичные осознания, частично противопоставляя его эмоциональной ментальности.

 

10. 2 Эмоционализм

1Обычное мышление человека только в редких случаях определяется реальностью. Также тогда, когда в первую очередь рассмотреть факты дела в его собственных интересах, это ему особенно трудно. В основном он является жертвой эмоционального мышления, и чем более его мысли касаются вещей личных и человеческих, тем более эмоциональность господствует.

2Это не значит, что эмоции – это плохо. Наоборот, нам нужны чувства привлекательной силы, которые могут побудить нас к действию и разжечь наше стремление к идеалам. Но тогда мы должны направить наши чувства к миру физических действий, а не к миру мысли. Когда эмоция имеет какое-либо влияние в ментальном мире, результат всегда вводит в заблуждение, всегда тем или иным способом.

3Эмоция в мире мысли, эмоция как инструмент контроля и выбора мысли, эмоция как замена ясного мышления, называется эмоционализмом. Перечислим тенденции, которые характеризуют эмоционализм.

4Наиболее типичным является тенденция сделать все предметом эмоционального влечения или отталкивания. Эта тенденция хочет разместить все – реальные вещи, людей, события, утверждения, идеи – по одной из двух категориям: «Мне нравится» или «Мне не нравится». В основном это делается неосознанно. Когда чему-то когда-то было придан эмоционально положительный или отрицательный характер, этот окрашивает все последующие впечатления, чтобы все наши взгляды на данную вещь или данного человека были той же тенденции: положительными или отрицательными. Вот почему плохой парень всегда должен быть не прав и поступать неправильно, и почему хороший парень всегда должен быть прав и поступать правильно. Это также объясняет почему разные люди, с положительными или отрицательными предрассудками, склонны ценить одно и то же действие или одну и ту черту характера по-разному, так что один и тот же человек рассматривается одними, как «душевный», а другими, как «притворный», один как «непринужденный», а другой как «несдержанный». Эта тенденция заставляет нас преувеличивать или преуменшать все, что мы считаем привлекательным или отталкивающим, в зависимости от того, есть ли у нас позитивное или негативное отношение.

5Тенденция реагировать с притяжением или отталкиванием легко душит слабые начала просыпающегося ментального восприятия. «Эмоция ослепляет». Безличная, основанная на факты критика воспринимается личностно и негативно, а сообщение пропускается.

6Большой проблемой является эмоционализация понятий. Для того, чтобы общаться с другими мы должны использовать слова. Слова в основном общие для всех. Понятия, с другой стороны, те идеи или представления, которым слова служат для их выражения, далеко не всегда являются общепринятыми. Когда понятие эмоционализировано, это означает, что человек не смог постичь ее ментальное содержание, но заменил его преимущественно позитивной или негативной эмоцией, которую он связывает со данным словом с этого момента. Многие слова, например, в словаре политики, у многих людей вызывают в основном эмоциональные ассоциации – положительные или отрицательные – и когда они впоследствии сами используют эти слова, они прежде всего выражают свои личные чувства связанные с ними. Слова «демократия» и «фашизм» могут служить примерами.

7Таким образом, субъективизм также является типичным, часто бессознательным, иногда сознательным, допускаемым и все же лелеемым. Даже когда неопровержимые факты указывают в другом направлении, эмоциональное мышление может сказать: «Да, но я так не чувствую». Стремление к согревающей вере, стремление идентифицировать себя с коллективной массовой эмоциональностью, требованием быть преданным и абсолютно лояльным к учению или лидеру – все это несовместимо со стремлением к объективному и сбалансированному взгляду.

8Для человека это работа по развитию, чтобы научиться различать свои эмоции, чтобы он мог чувствовать солидарность с людьми, не разделяя их взгляды, даже распознавать ошибки в их взглядах и сохранять при этом свое позитивное отношение к этим людям.

9Пока человек находится на эмоциональной стадии, он смешивает безличное с личным. На стадии цивилизации это в основном делается негативным образом: он негативно реагирует на человека и тогда взгляды, способности, мотивы и т. д. этого человека оцениваются так же. На стадии культуры, человек стремится иметь позитивный взгляд на людей. Прежде чем он достигнет баланса в его отношении (на стадии гуманности), ему будет трудно увидеть реальные ошибки в их мышлении, потому что, по его мнению это – быть «негативным». «Прекрасных людей» (безгрешных и т. д. ) он предпочитает считать непогрешимыми авторитетами в вопросах объективного познания.

10Эмоциональности присуща тенденция реагировать на основе абсолютно крайних оценок без промежуточных позиций. Когда что-то хорошо, человек склонен упускать из виду отрицательные факты, которые там присутствуют, и это ограничивает понимание в конце концов. Когда что-то плохо, ему трудно увидеть позитивное, которое в нем есть тем не менее, осознать его функции в более широком контексте. Эта абсолютизация выражается в полуосознании того, что если только что-то, принадлежащее к противоположной тенденции, допускается, то есть риск того, что весь взгляд превратится в свою противоположность. Вера должна быть абсолютной, потому что, если допускается хоть небольшое сомнение, то все ощущается «ужасным», и человек готов все это отвергнуть. Если он обнаружит небольшую ошибку в излагаемом учении, то отвергает его. Если «несовершенство» является (реальным или воображаемым) недостатком личности учителя («недостаток характера»), и человек отказывается от его учения из-за этого, то его мышление проявляет как абсолютизацию, так и смешивание личных и безличных вещей.

11Очевидно, как эмоциональнось оценивает форму, пренебрегая функцией, содержанием и смыслом. Для эмоционального человека форма и способ выражения чего-либо часто важнее самого сообщения. Искусный писатель может пересыпать свой текст словами, в которых нет разумного смысла, даже для самого себя, так как дело идет о передаче эмоций или воздействии на эмоции (развлечении), а не о предоставлении информации (обучении). Даже авторы эзотерических книг не признали риск использования традиционных терминов, таких как «ум», «душа», «дух», «бог», которые большинство читателей бездумно воспринимают в привычном религиозно-сентиментальном духе, а не расшифровывают как обозначения различных определенных состояний сознания, о которых существует точное знание. Когда гизолоика, чтобы подчеркнуть этот факт, вводит однозначные термины, такие как как 47-, 46-, 45- и 43-сознание (соответствующие «уму» и т. д. ), изучающие жалуются, что они находят их «непонятными». Как будто раньше им было понятно, и они постигли «бога»!

12Следует признать, что тенденции эмоционализма cуществуют у всех людей, хоть и в разной степени, что он является частью нашего мышления, пока мы люди. Поэтому нам не нужно называть людей эмоционалистами, так как мы не можем определить стадию их развития в каждом конкретном случае. С другой стороны, мы должны лучше наблюдать за собой, изучать наш эмоционализм и научиться меньше зависеть от него. Просто активнее используя самонаблюдение и самовоспоминание, мы приобретаем много. Если мы затем сможем спокойно и продумано развивать наши наблюдения в обобщенные осознания, более или менее похожие на приведенные выше, то мы предпримем столько же важных шагов к освобождению от тех иллюзий, которые хотят держать нас на том уровне, которого мы пока достигли.

 

10. 3 Отождествление и проекция

1Объективная реальность вне нашей кожи не иллюзия, в противоположность тому, что утверждают некоторые философы. Однако иллюзии распространены в нашей внутренней реальности. Это наши заблуждения, ошибочные толкования фактических обстоятельств.

2Будучи эволюционирующими существами, мы несовершенны и невежественны. Если мы достаточно хорошо осведомлены о нашем огромном невежестве и серьезных недостатках нашего суждения, то мы причиняем гораздо меньше проблем себе и другим. То мы не спешим с выводами о вещах, о которых мы ничего не знаем.

3Супружеская пара средних лет выходит из супермаркета. Она несет две тяжелые сумки. Он – одну маленькую сумку. Кто-то из окружающих говорит что-то про «лентяя» достаточно громко, чтобы он услышал это. Иллюзия получила голос и заговорила. В реальности мужчина имеет серьезное заболевание сердца, и его врач запретил ему носить тяжелые вещи.

4Отождествлением мы можем назвать такими внутренние состояниями, в которых мы относимся к реальным событиям, вещам или живым людям, как если бы они были идентичны нашим представлениям о «типичном» для них. Так мы можем отождествить новую ситуацию с неприятным эпизодом прошлого, новую возможность со старыми помехами, нового живого мужчину или женщину с том «типом», который наши предрассудки (по половому, расовому, классовому и т. д. признаку) видят в нем или в ней. Мы отождествляем целое с частью, инвалида с его увечьем, провинившегося человека с его виной. Мы отождествляем группу с единичным индивидом, с тем, кого мы видели, и кто, возможно, не был представителем группы вообще («вот какие они, есть целая куча таких»). Мы отождествляем постоянное со случайным и мгновенным и судим или, вернее, осуждаем человека по нашему «первому впечатлению».

5Мы отождествляем, потому что мы не знаем о частичности нашего взгляда. Каждый взгляд является частичным. Мы знаем лишь часть, случайность, или верим, что знаем. Целое мы не узнаем через часть. Если мы достигнем осознания того, что наш взгяд является частичным, то мы можем в конечном итоге прекратить поверхностное отождествление. То мы можем практиковать скромность вместо этого.

6В наши детские и школьные годы нам прививают бесчисленные заблуждения принадлежащие ко всем сферам жизни. Если у нас есть более правильные понятия латентно из прошлых жизней, они могут утверждаться все сильнее и сильнее в каждый новый период жизни (в 14, 21, 28 лет) и вернуть себе утраченное господство в 35 лет. Но это предполагает, что мы живем задумываясь, глубоко размышляя, наблюдая себя и других, ежедневно работаем над тем опытом, который мы имели. Поскольку большинство людей бродят по жизни с минимально возможным размышлением, то их иллюзии и фикции неискоренимы для их нынешнего воплощения, которое часто тратится напрасно.

7Если мы позволим нашим ложным представлениям об определенной вещи прочно укорениться внутри, то этим мы усиливаем непроницаемость для другой информации, для новых впечатлений. То мы не можем получить новое таким, какое оно есть, но проецируем на него старое. То мы не узнаем ничего нового, а видим только то, что уже знаем или верим, что знаем. Новые впечатления и опыт, которые могли бы оживить нас свежей энергией и идеями, бессильны, когда мы постоянно позволяем старым воспоминаниям и ассоциациям выталкивать их во вне. Таким образом мы обрабатываем более 95 процентов всех новых впечатлений и опыта, и это объяснение, почему так много кажется обычным, укоренившимся, однообразным, рутинным. Мы живем в своем субъективном и мертвом прошлом, а не в объективном и живом настоящем.

8Те, кто распространяет информацию об эзотерике, могут услышать множество возражений против этого знания жизни. Однако общая черта почти всех этих взглядов заключается в том, что они строятся на основе несознательных проекциях. То, что люди считают, что они критикуют, не является эзотерической идеей, о которой идет речь, но их собственное неправильное представление о ней (часто собственный конек), которое они проецируют на идею. Эта тенденция к проекции усиливается давлением окружающей среды, общественным мнением и тенденцией у большинства людей всегда иметь мнение о чем-то, прежде чем они изучат это.

9То, что проекции во многих случаях являются неискоренимыми, обусловлено их сильной эмоциональностью – чаще всего негативными, мучительными эмоциями.

10Приведем несколько случаев серьезных отождествлений и проекций.

11Девушка, которая никогда не выучила французский. В школе у нее был очень черствый учитель языка, садист. Она получила много болезненных переживаний и никаких навыков, достойных упоминания. Когда у взрослой женщины было несколько импульсов, чтобы возобновить учебу, они всегда были подавлены. Когда она доставала книги, она также возобновляла свои старые воспоминания. Она отождествила новую выбранная учебную ситуацию со старой (принудительной). Она спроецировала воспоминания о боли на ее понятие «французский». Отождествление: французский = боль.

12Мужчина, который ненавидел женщин. Ему не повезло в нескольких отношениях подряд. А виноваты в этом, по его мнению, женщины сами, из-за их ненадежности и т. д. Он начал ненавидеть весь женский пол: «Вот какие они, целая куча». Он отождествил всех новых живых женщин, с которыми он познакомился, со своим понятием «женщины». Это понятие он выделил из воспоминаний, чьей общей характеристикой являлось разочарование. Отождествление: женщины = разочарования.

13Мальчик, который боялся моря. Однажды он пережил ужасное крушение на море. Он видел, как друзья тонут. Никогда больше он не хотел путешествовать на корабле. Он ненавидел море. Он отождествил море, корабли и т. д. со своими ужасающими переживаниями. Он спроецировал свой ужас на свои понятия «море», «корабли» и т. д. Отождествление: море, корабли = ужас.

14Почему мы отождествляем? Потому что у нас есть способность распознавать, видеть сходство между многими воспоминаниями и переживаниями, так что подробности новых вещей напоминают нам о старых вещах. Наша способность видеть фактические различия не одинаково хорошо развита. Но она важнее. Эта способность в конечном итоге позволяет нам увидеть, что вещи, которые мы отождествляем, не идентичны друг другу, что понятие не есть реальность, что вывод, сделанный из наблюдаемого события, не является этим событием.

15Мы отождествляем, потому что мы не думаем, не размышляем. То, что мы называем мышлением, является в подавляющем большинстве случаев цепочкой механических ассоциаций по сходствам, часто просто кажущиеся или поверхностные сходства. Тогда нет никакой разборчивой функции, которая могли бы указать: «эта ситуация новая, ее сходство со старой ситуацией на самом деле состоит лишь в несколько поверхностных общих чертах; по своему основному характеру ситуация совершенно нова». Мужчина, который ненавидел женщин, видел только сходство между новыми женщинами, которых он встретил, и своего совершенно негативным понятием «женщина». Различия – положительные качества в новых женщинах – он либо не видел вообще, либо он рассуждал прочь: «исключения, подтверждающие правило».

16Конечно, мы проецируем не только негативные эмоции, но и позитивные. Мы проектируем радостные ожидания на новые конкретные ситуации, которые мы отождествляем с нашими понятиями. Это тоже может причинить нам неприятности. Один трагический пример – вхождение красных кхмеров в Пномпень 17 апреля 1975 года. Вся столица Камбоджи была в лиговании, правительственные и повстанческие солдаты побратались. Теперь пришел, наконец, мир. Однако спустя всего несколько часов все превратилось в ужас и хаос. Используя огромную жестокость, красные кхмеры изгнали жителей из всех городов в деревню, убивая всех, кто оказал сопротивление. Подсчитано, что в результате последовавшего террора погибло более миллиона человек. Люди отождествили совершенно новую и совсем неизвестную ситуацию с своих понятиями «мира и примирения», обусловленными их желанием. Они проецировали свою потребность в положительных эмоциях на повстанческое движение, об истинных целях которого они в то время ничего не знали.

 

10. 4 Осведомленность об отождествлении

1Мы можем лучше осознавать то, что мы отождествляем и поэтому меньше отождествлять и проецировать. При этом мы можем избежать многих ошибок и страданий. Мы начинаем с наблюдения отождествлений как у нас самих, так и у других людей. Затем мы подытожим наши осознания:

2(1) Конкретная реальность вокруг нас бесконечно богата деталями, характеристиками. Наши понятия этих конкретных вещей являются ограниченными отрывками, выборками из конкретного и как таковые они небогаты деталями и характеристиками.

3(2) Реальность существует только в настоящем, она всегда динамична, меняется до мельчайших подробностей. Коля1990 – это не то же самое, что Коля2010. Наше понятие «Коля» является статичным, жестким, представляет прошлое и таким образом более или менее устарело.

4(3) Конкретная реальность неисчерпаема, неописуема, невыразима в том смысле, что, что бы мы ни говорили о нее (наше описание – это понятия), это еще не все. Понятие исчерпаемо, описуемо, выразимо. Территория не может быть полностью описана; карта, однако, может.

5(4) Реальность состоит из отдельных вещей и событий, которые являются абсолютно уникальными и своеобразными. Конечно, есть сходство между ними и важное сходство. Но сходство – не идентичность. Стул1 похож, но не идентичен стулу2, стул2 похож, но не идентичен стулу3 и т. д. Не возможно сидеть на всех конкретных стульях1, 2, 3… Некоторые из них сломаны.

6В наше понятие «стул» мы безоговорочно вставили характеристику «можно сидеть». Но если мы отождествляем конкретные стулья1, 2, 3… с нашей концепцией «стул», (как мы делаем, когда мы не наблюдаем реальность, а просто механически рефлексируем на нее), мы стараемся придерживаться концепции и поэтому имеем внезапный, жесткий контакт с полом, когда реальный стул не удержит то, что обещала концепция.

7(5) Фактические различия по крайней мере так же важны, как и воображаемые сходства.

8(6) Конкретные индивидуальные явления (стул1, 2, 3... ) всегда в некоторой степени непредсказуемы. Они продолжают существовать с этого момента в будущее. Они должны быть рассмотрены индивидуально и не должны приниматься как данности. И наоборот, наши понятия были сформированы раз и навсегда в прошлом.

 

10. 5 Неотождествление

1Когда мы осознали, что мы отождествляем, мы можем начать учиться неотождествлению. Мы узнали, что вещь, человек, событие не идентичны с нашими впечатлениями от них, не идентичны с нашими понятиями, мыслями или словами о них. Теперь мы идем дальше в размышлениях: все, что мы можем видеть о вещи и т. д., не касается всей ее реальности; все, что мы можем говорить и думать о человеке и т. д., касается лишь малой части всех его качеств, его неисчерпаемой реальности. Мы сосредоточимся на этом факте на мгновение. Затем мы наблюдаем объективную реальность – вещь или человека – и молчим. Когдо мы впоследствии открываем рот, мы обращаем внимание на то, что говорим, осознавая то, что все, что бы мы ни сказали, наши слова и мысли не являются этой реальностью.

2Теперь обратите внимание на то, что это осознание не является разновидностью иллюзионистической философии, утверждающей, что мы не можем постичь любую объективную реальность, что наше восприятие просто субъективно. Наше осознание вместо этого касается того, как мы воспринимаем объективную реальность, насколько субъективно наше восприятие. Эмоциональное мышление воспринимает мир только с точки зрения идентичностей и противоположностей. Она наивно началась с идентичности между сознанием и объектом: якобы все, что есть в сознании, также находится в объекте, и наоборот. Используя размышление (философию и т. д. ), люди в конце концов поняли, что сознание и объект не идентичны. Согласно философскому (двузначному) мышлению, неотождествление может означать только противоположность отождествлению: в сознании нет ничего, что находится в объекте, и наоборот: в объекте нет ничего, что находится в сознании. А это вполне логически подразумевает, что мы не можем воспринимать что-либо из внешнего мира.

3Опыт учит нас тому, что слова «всё» и «ничего» редко бывают полезными, когда мы должны сделать точное описание реальных фактов. «Что-то» чаще всего лучшая альтернатива. Осознание отождествления – это одновременное понимание неидентичности и непротивоположности. Две бесполезные категории идентичности и неидентичности отвергаются. Вместо этих мы вводим всегда полезную категорию отношения: что-то, существующее в сознании, также существует в объекте; и наоборот: что-то из реальной территории есть и на карте и т. д.

4Держа понятие отношения в нашем сознании, мы всегда можем спросить себя: каково отношение между моим субъективным восприятием и объективной реальностью, между моей оценкой человека, например, и реальным человеком?

5«Я вижу что-то от человека, но не все».

6«Что-то из того, что я вижу, правильно, но не все».

7Это «что-то» иногда у него больше, иногда меньше, чем сейчас.

8Мы должны чаще спрашивать себя: какова связь между понятием и реальностью, между абстрактным и конкретным, в наших взглядах на события, на других людей и на нас самих?

9Рассмотрим некоторые примеры различных видов соотношений (ни идентичностей, ни противоположностей):

10Индивид – это не коллектив («кто-то – это не все»). Просто потому, что я был(а) разочарован(а) один раз в адвокате, женщине (мужчине), индийском гуру и т. д., это не значит что «таковы все адвокаты» и т. д.

11Некий промежуток времени – это не весь процесс («однажды не означает всегда»). Первый и единственный раз, когда я увидел Колю, он был груб со мной. Это не значит, что он такой всегда.

12Моя реакция на человека – это не сам человек. Мои чувства, предположения, выводы, размышления о других людях чаще всего основаны на моих желаниях утвердить себя, обосновать свои действия и взгляды и т. д., чем на самих людях.

13Отдельный аспект не является целым. «Я неудачник. » Но если я поразмышляю, я должен увидеть, что моя неудача была лишь одним из многих аспектов, из которых я состою, что у меня есть и лучшие аспекты. Это был не я, это был провал, то, что я сделал. «Я» не идентично с моей неудачей. В противном случае я бы не выразил своего неодобрения и не пытался совершенствоваться.

 

10. 6 Двузначное и многозначное мышление

1Эмоциональность двузначна. Она колеблется между противоположностями: притяжением и отталкиванием. В своей эволюции ментальность был активирована эмоциональностью. Низшие два вида мышления, мышление умозаключением и принципиальное мышление (47: 7 и 47: 6 соответственно), не способны освободиться из их эмоционального происхождения. Их доминируют и мотивируют эмоции.

2Следовательно, эти два вида мышления двузначны. Они опираются на противоположности, которые они привыкли считать абсолютными. Им трудно найти устойчивую точку для наблюдения между крайностями всего/ничего, да/нет, 100/0 процентов, белого/черного и т. д. Когда перспективное мышление (47: 5) активизируется, мысль освобождает себя от зависимости от эмоций и покидает мышление противоположностями.

3Двузначное мышление сформировало язык и типичные для него пары противоположностей. Хотя отдельные люди могут поднять свое мышление выше схемы двух полюсов в оценках, тем не менее они вынуждены использовать способы выражения, предоставляемые общим языком, и тем самым велик соблазн принять противоположности как абсолютные и существенные: вода либо теплая, либо холодная, мы либо любим или ненавидим, мы либо знаем, либо невежественны, либо храбры, либо трусливы и т. д.

4Явления реальности редко можно описать как взаимные противоположности. Мы приспосабливаем себя и наше мышление лучше к реальности, когда мы покидаем категорийи «всё или ничего» и вместо этого вводим градации и модификации; в нашем языке появляются такие слова, как «частично», «почти», «обычно», «редко», «в некоторых случаях» и т. д.; мы размышляем в пропорциях (например, в процентах); в сравнениях, в релятивизации («А теплее, чем В, но холоднее, чем С»). Кроме того, мы могли бы использовать понимание того, что «одно и то же» (например, одно и то же слово) не означает одно и то же в каждом контексте: например, один человек может «делать то же самое» из корыстных побуждений, как другой может делать бескорыстно. Все это примеры многозначного мышления.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...