Экспертная оценка основных
вариантов управленческих Решений анный этап характерен тем, что здесь проводится оценка основных вариан-
тов решений, так как к этому моменту на- капливается много информации обо всех вариантах решения. Проводимая оценка решений должна быть основана на оценке альтернативных вариантов и их последую- щей ранжировке в соответствии с крите- риями оценочной экспертизы. Часто при- меняются коллективные оценки вариантов решений, так как мнение нескольких спе- циалистов дает объективную оценку реше- нию, выявляет незамеченные ранее ошиб- ки и недочеты в разработке вариантов.
Принятие решения, Реализация, анализ Результатов анный этап основан на том, что все возможные варианты найдены и нуж- даются в оценке с последующей разра- боткой плана действий по организации контроля, а также для проведения анали- за эффективности реализации принятого решения.
Коллективная оценка В процессе принятия управленческих решений часто используют коллек-
тивный метод оценки вариантов реше- ний, суть которого заключается в том, что несколько сотрудников (группа специа- листов) высказывают свое мнение отно- сительно каждого представленного на оценку варианта. Таким образом, положи- тельным моментом данного метода оцени- вания решений является получение раз- ных мнений об одном варианте решения с точки зрения его эффективности, реа- лизации, обоснованности и др. В связи с повышением уровня сложности совре- менной рыночной системы коллектив- ный метод оценки приобретает распрост- ранение, учитывая и то, что данному
методу уже много лет. Формируя эксперт- ную группу, организации необходимо учитывать все возможные направления действия каждого предложенного на экс- пертизу варианта решения.
Ответственное лицо се принятые и одобренные эксперт- ной группой варианты решений с обязательной резолюцией направляют- ся к сотруднику организации, который уполномочен принимать окончательно решение относительно каждого варианта.
Принятие окончательного решения включает в себя расчет результата кол- лективной экспертизы с использованием специальных методов анализа альтерна- тивных вариантов решений, а также обмен дополнительной информацией относи- тельно каждого варианта, сведение к об- щему знаменателю конфликтных точек зрения по решениям и поиск компро- миссных вариантов в случае отсутствия общего мнения.
Разработка плана действий осле того как был выбран конкрет- ный вариант управленческого реше- ния, надо разработать план реализации этого решения. Для этого необходимо определить ресурсы, исполнителей, бюд- жет и другие важные составляющие плана. В соответствии с происходящими измене- ниями в рыночной структуре, отражающи- мися на утвержденном плане, можно вно- сить коррективы в разные этапы плана.
Контроль Д ля получения эффективного ре- зультата от реализации утвержден-
ного варианта решения, необходимо проводить постоянный контроль за вы- полнением каждого этапа плана. Толь- ко конструктивный и планомерный контроль может своевременно заме- тить появление незаметных отклонений на каком-либо этапе процесса. Конт- роль должен быть организован в разных вариантах в зависимости от характера всей работы, каждого этапа и других значимых факторов. Весь процесс конт-
роля зачастую состоит из нескольких направлений работ по контролирова- нию и выявлению отклонений в работе (например, контроль в финансовой сфере, контроль работы персонала, со- трудничества с внешним миром и т. д.). Взаимодействие контролирующей группы с другими сотрудниками направ- лено на повышение эффективности процесса реализации утвержденного ре- шения, а также выявление и внесение своевременных изменений в процессе работы.
Анализ результатов В есь процесс реализации решения и его составляющие этапы должны
быть проанализированы с целью соот- ветствия утвержденному плану и выяв- ления изменений. Данный этап прове- дения анализа результатов важен как в общем плане, так и на каждом этапе процесса. Постоянный контроль позво- ляет своевременно определять измене- ния всех сторон процесса, делать соот- ветствующие выводы и принимать верные решения для каждого конкрет- ного случая.
ЭТАПЫ ПОИСКА есмотря на то что по каждой проб- леме принимается решение в индиви- дуальном порядке, общий процесс приня- тия решений в организации можно считать непрерывным. Объяснение этому факту простое: каждое решение по от- дельно взятому отделу может быть разо- вым, но из этих разовых решений скла- дывается общий непрерывный процесс. Процесс принятия решения можно раз- делить на три этапа:
Представленные три этапа являются ба- зовой моделью Саймона, которая была разработана на уровне психологии, ее смысл заключается в том, что человек, не осознавая или просто не зная об этой мо- дели, использует все три этапа для того, чтобы принять решение по конкретной си- туации. Главное предназначение модели состоит в том, что автор смог обобщить все существующие модели и выделить еди- ную основу, которая и послужила созда- нию трех этапов принятия решений.
Обдумывание ринятие решения всегда начинается с процесса обдумывания проблемы, ее структурирования и деления на более мелкие составные части для того, чтобы
качественнее и быстрее найти наиболее приемлемый вариант решения проблемы.
Осмысление проблемы начинается с того, что в определенный момент времени чело- век интуитивно ощущает возникший дис- комфорт, который становится основой выявления проблемы. Следующим шагом этапа обдумывания проблемы является определение суммы критериев, которые должны характеризовать необходимое искомое решение. В некоторых случаях критерии могут подвергаться пересмотру и видоизменению в зависимости от сло- жившейся ситуации на определенный момент времени. Если результаты счи- таются неудовлетворительными, то всег- да есть возможность в план действий по реализации варианта решения внести корректирующие поправки.
Проектирование вариантов решения торой этап процесса поиска опти- мального варианта решения возник- шей проблемы заключается в том, чтобы разработать как можно больше возмож- ных вариантов решения. Каждый ва- риант должен быть максимально прибли- жен к принятым на предыдущем этапе
критериям. Ценность данного этапа состоит в том, что проектирование вариан- тов помогает найти незаметные моменты, которые в дальнейшем могут оказать ощутимое влияние на окончательно при- нятое решение.
Выбор решения аключительным этапом поиска ве- роятных решений является выбор конкретного решения из общей массы представленных на рассмотрение вариан- тов. Процесс выбора состоит из двух ша- гов, первым шагом является оценка всех вариантов, а вторым шагом — непосредст- венный выбор лучшего или нескольких лучших вариантов решения. В случае, когда сделать выбор невозможно, преду- смотрен вариант возврата на определенный этап или шаг этапа для внесения измене- ний с целью нового проведения поиска решения. Например, если выбранный ва- риант решения не соответствует всем за- явленным критериям или выбор сделать невозможно, можно вернуться на этап об- думывания (на третий шаг), соответствую- щий определению критериев, пересмотреть принятые критерии, внести изменения в соответствии с полученными варианта-
ми и желаемым конечным результатом.
Затем пройти весь процесс поиска по го- товым шагам. Эта схема удобна тем, что всегда есть возможность вернуться с лю- бого этапа назад по принципу алгоритма.
ВЫБОР
елая окончательный выбор оптималь- ного решения по существующей проб- леме, организация должна учитывать все возможные нюансы, которые потенциально могут оказывать влияние на весь процесс принятия решения. На процесс принятия решения влияет множество ситуаций, на- пример открытые обстоятельства, когда все факты известны и видимы без особых усилий. Такой фактор как равнозначность условий вариантов усложняет процесс вы- бора варианта, но при последовательном ведении этого процесса вероятность вер- ного выбора велика. Кроме того, огромное влияние могут оказывать политические факторы, например складывающаяся по- литическая ситуация не была учтена в пла- не реализации решения, следовательно, могут возникнуть отрицательные факто- ры. Иногда необходимый результат не мо- жет быть достигнут вследствие нехватки ресурсов. В процессе выбора оптимально-
го решения следует осторожно пользовать- ся мнением сторонних сотрудников, но практический опыт и накопленные знания могут оказаться полезными.
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ
онятие управленческих решений осно- вывается на том, что руководитель, принимая решение, учитывает классифи- кацию решений, их основной состав, а так- же общие этапы управленческих решений. Существуют некоторые требования, предъ- являемые к управленческим решениям:
Признаки управленческих решений:
Кроме того, присутствует ряд специфических особенностей:
К основным проблемам принятия управленческих решении можно отнести:
КЛАССИФИКАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ лассификация управленческих решений может быть сформирована на основании критериев, которые для каждой организации различны. Однако существует некоторая общая классифи- кация, которая может служить основой для формирования собственной класси- фикации решений в организации. Приве- денные ниже критерии могут быть значи- мыми для конкретного решения или наоборот:
ОСНОВНОЙ СОСТАВ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ зависимости от вида деятельности организации и сути принятого ре- шения формируются управленческие решения, которые, в свою очередь, могут иметь различный состав. Однако сущест-
вует общепринятая классификация основных направлений, в которую входят:
Планирование а данном этапе необходимо ответить на вопросы «что представляет наша
цель, методы достижения» и «как оборо- няться от негативных влияний».
Организация деятельности роцесс организации деятельности представляет собой процесс разработ- ки конкретных мероприятий, таких как:
Мотивация отивация сотрудников, принимаю- щих участие в процессе реализации утвержденного варианта решения, глав- ным образом формирует методы воздей- ствия на сознание работников с целью слияния интересов организации и подчи- ненных.
Контроль а этапе контроля определяются мето- ды измерения результатов деятель- ности, вырабатывается оптимальная пе- риодичность этих измерений, способы сравнения достигнутого результата с пла- новым уровнем. Процесс контролирова- ния необходим для выявления различно- го рода отклонений от графиков и планов, кроме того, позволяет проводить своевре- менную корректировку на всех этапах и уровнях. Ранжирование критериев конт- роля позволит выявить главные и вто- ростепенные критерии, а точно установ- ленные временные рамки могут показать цикличность возникающих отклонений в графиках практического процесса.
ЭТАПЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ роцесс принятия решений не являет- ся односложным и единичным действием, данный процесс является сложением многочисленных сложных по структуре этапов действий, которые, в свою очередь, дробятся на более мел- кие по эффективности шаги. При сло- жении всех таких мелких шагов склады-
вается управленческое решение. Обще- принято выделять в составе решения пять этапов.
Диагностика проблемы еоретически проблема может быть ситуацией, в которой не достигнуты заявленные цели, или возникновением неиспользуемой возможности. В первом случае желательно применять руководст- во по рассогласованию, а во втором — управление с упреждением. В зависимости от уровня сложности поставленной цели процесс диагностики можно представить состоящим из следующих этапов: поиск неиспользуемых возможностей, напри- мер низкий уровень прибыли или частые конфликтные ситуации, затем выявление проблемы в чистом виде и проведение анализа ситуации.
Формулировка критериев И ограничений ля более эффективной реализации управленческого решения необхо- димо сформулировать имеющиеся огра- ничения. При формировании такого пе- речня в него чаще всего вносят такие ограничения, как внутренние ресурсы (финансы, трудовые ресурсы, технологи- ческий и сырьевой ресурсы и др.), так и внешние (законодательство, рыноч- ные отношения, этика и устои общества) и другие ограничения, оказывающие зна- чимое влияние на реализацию решения. Кроме того, желательно разработать оце- ночные критерии, которые чаще всего могут состоять из собственных характе- ристик решения, степени риска, времен- ных критериев и другие, значимые для каждого конкретного решения критерии.
Определение альтернатив ринято считать, что можно использовать данные методы формирования идей решений в порядке новизны:
Выбор альтернатив роцесс выбора потенциально ре- зультативных решений проводится исходя из того, что среди множества альтернативных решений всегда присут- ствуют несколько схожих. Оценка аль- тернативного решения проводится по многим критериям (в том числе качест- венного и количественного характера), подробно рассмотренным в последней главе.
Реализация и контроль роцесс реализации всегда должен проводиться с привлечением сотруд- ников при разработке, так как признание коллектива повышает шансы эффектив- ного результата, при контроле умень- шаются негативные изменения и выяв- ляются различие отклонения.
начение процесса планирова- ния принятия решения обще- известно, его сущность, форму- лировка могут варьироваться в определенных рамках: существо- вания общего понятия и местных уточненных вариантов для каждой конкретной ситуации. Такое приня- тое измерение нормы планирования обосновывается современной ры- ночной системой и положением организации на рынке, а также назна- чением составляемого плана.
Например, принимать решения для бу- дущего времени чаще всего приходится на основе большого объема информации и профессионального умения предпола- гать будущие действия. Так как у процесса планирования есть множество назначений, но цель одна — предположение действий на будущее, то можно вывести общее по- нятие процесса планирования. Под общим планированием подразумевается процесс принятия решений, который может иметь весомое значение в будущем и который имеет несколько особых характеристик, в том числе принятие решений относи- тельно будущих процессов, целей, кото- рые следует достичь в будущем, и отно- сительно путей достижения этих целей. Если использовать понятие теории при- нятия решения, то можно идентифици- ровать три основных вида переменных, которые чаще всего используются в про- цессе планирования.
Перед тем как начать процесс планиро- вания, организация должна разработать и определить стратегию будущих дейст- вий, на основании разработанных страте-
гий вывести возможные результаты в бу- дущем, а эффективность оценить, она бу- дет зависеть от первых двух переменных. Данные переменные являются обязатель- ной основой в процессе принятия реше- ний в любой организации любой формы собственности и рыночной деятельности.
ПОНЯТИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ
ущность и назначение планирования понятны, и их необходимость доказана опытным путем, но наряду с вышеназван- ными есть еще положительные дополни- тельные функции процесса планирова- ния. К таким положительным функциям относятся логические разработки путей достижения намеченных целей, качест- венного вложения накопленных навыков и знаний, некоторое понимание своего будущего, а также изменений и возмож- ности корректировки по своему усмотре- нию. Общепринято, что стандартный план стоит из трех элементов:
Начальное состояние характеризуется состоянием первоначальной позиции, общими формулировками и предполо- жениями относительно будущих планов, а также разработкой желаемого результа- та. Конечное состояние — это состояние достигнутого результата. Оба состояния можно рассматривать как теоретические уровни, а третий — процессы — необхо- димо конкретизировать на основе прак- тических знаний и опыта. Этот элемент содержит факторы, которые должны воздействовать на конечную цель, внеш- ние и внутренние силы, оказывающие влияние на факторы, а также построение логической пошаговой системы действий.
ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ
роцесс принятия решения можно структурировать для того, чтобы четче понять поставленные перед пла- нировщиками задачи, не отклониться от намеченного курса, своевременно вносить корректировки и контролиро-
вать время выполнения каждого из этапов. Представленный план состоит их восьми этапов, каждый из которых яв- ляется обобщением определенного числа шагов.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ собенно важен момент уточнения и конкретизации проблемы и путей ее решения на уровне менеджеров, так как именно от них зависит дальнейшая судьба всего проекта или направления работ. Суть такой важности состоит в том, что менеджеры получают только общие положения и «скелет» структуры проблемы, относительно которой необхо- димо принять решение. При получении общего вида решения менеджеры долж- ны детально структурировать и расши- рить данное решение, дополнить его своими точными направлениями работ, а также всеми найденными вариантами. Только в том случае, если менеджеры понимают суть всей поставленной перед ними задачи, можно надеяться на то, что решение, принятое впоследствии, будет верным и конструктивным. В противном
случае, менеджеры поторопятся и вместо законного вопроса «какова наша цель и из каких этапов и шагов она состоит?» ставят преждевременный вопрос «как мы это сделаем?». Очень важно понять не только открытые слова, но и те, что не были высказаны вслух. В случае, ког- да целевое решение не было должным образом структурировано или просто не понято, существует большая вероят- ность отклонения от намеченной цели. В заключение можно сказать о том, что, конечно, от менеджеров зависит очень много, но и от остальных участников процесса принятия решения зависит немало, так как только при вниматель- ном отношении к работе есть возмож- ность своевременно заметить ошибку и внести соответствующие коррективы в процесс работы по достижению наме- ченной цели.
ГЕНЕРАЦИЯ И ОЦЕНКА ИДЕЙ тот этап работы по принятию ре- шения начинается только после за- вершения первого этапа по определению целей, так как поставленную конкрет- ную цель необходимо основать на не- скольких вариантах путей решения, кото-
рые нужно в дальнейшем генерировать. Оценка идей строится на нескольких ва- риантах (например, предложение всем участвующим в оценке идей сотрудни- кам придумать и предложить свои ва- рианты решения проблемы), такой подход повышает самооценку самих сотрудни- ков и увеличивает количество возмож- ных путей решения проблемы. Обще- распространенные требования к оценке вариантов: ограниченность временных рамок, определенная стоимость каждого решения, а также соответствие имею- щимся резервам, уровню подготовки и профессионализму сотрудников, воз- можностям самой организации. После того как проведены работы по оценке предлагаемых вариантов решения проб- лемы в соответствии с требованиями, руководителям организации желатель- но узнать точку зрения тех специалистов, которые должны выполнять данные решения. Дело в том, что именно такие специалисты могут указать на незамечен- ные погрешности в принятом решении, так как они знают весь процесс в реаль- ном времени, все нюансы и подробности, о которых не могут знать менеджеры и другие сотрудники среднего уровня. Кроме того, такое сотрудничество при-
носит всегда положительный эффект в повышении мотивации сотрудников нижнего уровня организации. Подоб- ные консультации с работниками всех уровней, занятыми в реализации принято- го решения, увеличивают шансы на полу- чение наибольшего эффекта и дают до- полнительные резервы для пополнения запасных вариантов на непредвиденные случаи.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ осле принятия конкретного реше- ния необходимо позаботиться о том, какие надо выполнить действия для то- го, чтобы реализовать план по дости- жению цели. В зависимости от постав- ленной задачи перечень действий будет различным (например, при проведении ремонта в одном помещении начать свои действия необходимо с освобождения этого помещения от мебели). Но если цель — захват нового рынка или увеличе- ние объема производства продукции, то действия будут соответствующими цели. Именно поэтому необходимо составить список тех действий, которые способст- вуют получению запланированного ре- зультата.Такой вариант полезен тем, что
в процессе дискуссии ни один из вариан- тов действий не потеряется. Например, занести все предложенные варианты, а затем расставить их в порядке выполне- ния в процессе реализации решения.
УСТАНОВЛЕНИЕ ОЧЕРЕДНОСТИ ДЕЙСТВИЙ ля того чтобы эффективнее выпол- нять утвержденный план действий, необходимо четко понимать смысл и по- следовательность каждого шага. Напри- мер, собранные в списке десять вариан- тов действий надо расставить в порядке их очередности: первое действие, второе и т. д. Это обязательное условие того, что результаты будут соответствовать требо- ваниям. Кроме того, необходимо учиты- вать тот факт, что некоторые действия могут выполняться параллельно друг другу.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕОБХОДИМЫХ РЕСУРСОВ ледующим этапом процесса приня- тия решения будет этап определения необходимых ресурсов. На данном этапе
следует определиться с теми ресурсами, которые есть в организации и которые необходимо приобрести на стороне, рассчитать их стоимость и необходи- мость их использования, возможность их замены в случае несоответствия стои- мости или других параметров. Кроме то- го, при определении ресурсов появляется возможность пересмотра предыдущих этапов и внесения корректив в соответ- ствии с необходимыми ресурсами. Ког- да известны все действия и их порядок выполнения, можно будет с точностью определить ресурсы и порядок их исполь- зования. Также на данном этапе чаще всего определяется и серединный фи- нансовый план затрат, однако при реа- лизации сложных планов определить точный объем необходимых ресурсов ча- ще всего бывает затруднительно.
ПЕРЕСМОТР ПЛАНА тот этап дает возможность пересмот- реть весь план, внести коррективы, дополнить новыми (запасными) вариан- тами путей достижения поставленной за- дачи, прояснить вопросы, связанные с ресурсами. А также ответить на многие вопросы, которые до сего момента оста-
вались без точного ответа. Например, пересмотр плана разрешит вопрос о том соответствуют ли намеченные дейст- вия тому пути, который приведет к по- ставленной цели. Или могут ли заплани- рованные ресурсы обеспечить действия в полном объеме, а также соответствуют ли заложенные в бюджет финансовые средства намеченному плану.
ПОДГОТОВКА ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ И РАБОЧЕГО ГРАФИКА редпоследний этап общего плана принятия решения основан на под- робной конкретизации каждого дейст- вия. Это кропотливая работа сопряжена с тем, что некоторые менеджеры затруд- няются с определением точных сроков выполнения конкретного объема работы для каждого сотрудника. Тем не менее данный этап состоит из работы такого ха- рактера: план необходимо основательно конкретизировать до мелочей, т. е. опре- делить какой сотрудник будет выполнять какую работу, в какие сроки и кто дол- жен нести за эту работу ответственность. Также необходимо разъяснить каждому сотруднику его обязанности и что от каж- дого ожидается. Подготовка такого плана
позволит менеджеру скоординировать действия каждого сотрудника, расход ре- сурсов, время выполнения каждого этапа. Кроме того, этот этап позволит менедже- ру самостоятельно определять время на каждое действие, так как именно опре- деление времени вызывает затруднения в составлении общего плана.
КОНТРОЛЬ И КОРРЕКЦИЯ ПЛАНА аключительный этап составляемого плана основан на разработке методов контроля и внесения корректив в этот план. Общепринято использование гра- фиков и диаграмм, которые наглядно по- казывают процесс работ. Такой метод поз- воляет контролировать деятельность каждого сотрудника, своевременно при- нимать необходимые меры по регулиро- ванию ошибочных и некорректных ре- зультатов работы.
УРОВНИ ПЛАНИРОВАНИЯ
Ч
аще всего процесс планирования де- лится на три уровня, однако четких
границ между ними так и не проведено. Неопределенность самих терминов осно- вана на том, что понятия «долгосрочные планы» и «краткосрочные планы» пере- кликаются и плавно переходят друг в дру- га. Например, один долгосрочный план всегда состоит из нескольких кратко- срочных. Но с другой точки зрения, да- же краткосрочный план можно считать долгосрочным только потому, что он то- же состоит из нескольких мелких планов и т. д.
РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ П роцесс разработки стратегии всегда основан на том, что организация
определяет направление своей деятель- ности и рамки, в которых необходимо действовать и получить наиболее эф- фективный результат. Сильные измене- ния в стратегиях могут привести к не- определенностям в планировании или полному изменению в производстве и сме- не рыночной ниши. Кардинальное изме- нение в производстве не может не ска- заться на всей организации, сотрудниках, профессионалах узких специальностей, поэтому, перед тем как изменить страте- гию организации, необходимо просчи- тать все вероятные последствия по всем направлениям
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|