Организации от поставщиков
втор данной модели, М. Портер, пред- ложил некоторые показатели, ко- торые могут сделать организацию или группу организаций очень влиятельными на определенном рынке, например по показателю принадлежности группы по- ставщиков к монополистическому кругу. Возможно, что товар настолько уника- лен, что отказ продвигать его на рынок неизбежно приводит к росту расходов. Поставщики могут отказаться от сотруд- ничества с организацией в том случае, если она не является важным заказчиком или не может оказывать заметное влия- ние на конъюнктуру рынка. Кроме то- го, покупатели-организации также мо- гут быть влиятельными структурами, если, например, они образуют некоторую
монопольную группу, способную оказы- вать влияние на экономическую атмосфе- ру рынка.
Уровень угрозы Со стороны Товаров-заменителей рганизации осуществляют свою деятельность на рынке, находясь под постоянной угрозой появления нового товара-заменителя, свойства которого будут на порядок выше, а ценовая поли- тика — намного эластичнее. Только свое- временное понимание ситуации может помочь организации вовремя принять необходимые меры. Другими словами, все участники рынка должны постоянно следить за появлением новой инфор- мации о разработках в конкретной сфере деятельности.
ВыводыпомоделиПортера а основе изученной модели Порте- ра необходимо сделать некоторые выводы, полезные для дальнейшего применения этой модели на практике.
Таким образом, специалисты предла- гают три основных вывода из модели Пор- тера.
Матрица BCG
рганизация с помощью матрицы Бос- тонской консалтинговой группы может провести анализ своего положе- ния на рынке, используя схему управле- ния портфелем продуктов. В результате
образуются четыре категории продуктов на рынке:
«звезды», эта группа товаров характерна тем, что на быстро растущем рынке про- дукт является высокоприбыльным; «дойные коровы» находятся на медленно растущем рынке, но являются прибыльны- ми продуктами; «проблемные товары» принадлежат к быст- ро растущему рынку, однако прибыль от них невысока; «собаки» - малоприбыльные продукты на медленно растущем рынке.
«Проблемные товары» — это чаще всего новые товары на рынке, которые еще не заняли свою нишу. Производитель «проб- лемных товаров» планирует перевести каждый из них в «звезды». «Звезды» — успешные товары, которые, однако, требуют большого вложения денег для поддержки (на рекламу, развитие и т. д.). Если «звезда» выдерживает проверку временем, она переходит в группу «дой- ных коров» — товаров, приносящих чистую прибыль и не требующих иных вложений, кроме как на непосредственное производство. «Собаки» — невыгодные товары, они плохо продаются, и на них не стоит тратить время. Анализ товаров с помощью матрицы BCG позволяет правильно распределить ресурсы между имеющимися товарами.
современной рыночной экономике маркетинговые исследования яв- ляются необходимым инструментом управления деятельностью организации на рынке. Маркетинговые исследования охваты- вают все необходимые субъекты рынка:
конкурентов и партнеров, потребителей и ценовую политику, всесторонний ана- лиз самой организации. Любое маркетин- говое исследование проводится парал- лельно по двум направлениям: анализ
и оценка деятельности субъекта или конкретного объекта и прогнозирование на будущее. Проблемы и ситуации, воз- никновение которых вызывает необхо- димость проведения маркетинговых исследований, могут быть разнообраз- ными: что, кому и как продавать, как стимулировать продажи, как работать с конкурентами и партнерами по бизнесу и т. д.
ЦЕЛЬ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
лавной целью маркетингового иссле- дования является информационно- аналитическое обеспечение построения стратегий на двух уровнях.
ФУНКЦИИ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
бщепринято считать, что маркетин- говые исследования выполняют три основные функции:
ВИДЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ля полноценного проведения иссле- дований хозяйственной деятельно- сти организации и необходимо опреде- литься с выбором конкретного маркетингового исследования.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ля проведения маркетинговых иссле- дований можно использовать четыре основных вида, разделяющихся в зависи- мости от следующих характеристик на:
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СБОРА ДАННЫХ анные можно получить из первич- ных или вторичных источников. К первичным источникам относятся различного рода анкеты и тесты, а вто- ричные — это информация, которая уже кем-то была собрана и специально об- работана для дальнейшего использова- ния (отчеты, балансы, статьи, любые до- кументы). Методы сбора данных для проведения маркетинговых исследований принято
классифицировать на две группы: коли- чественные и качественные методы. Количественные методы подразуме- вают охват большого количества людей и дальнейшее статистическое обобще- ние данных. Все выводы и результаты наблюдений отражаются в отчетах в произвольной форме, в виде описания и выводов.
Печатные издания ечатные издания могут быть совер- шенно разнообразными: периоди- ческая печать, книги, сборники, законо- дательные документы, отчеты, результаты
других маркетинговых исследований и т. д.
Справки правки включают в себя все внутри- организационные документы, созда- ваемые в официальном порядке. Они используются для изучения данной конк- ретной организации, ее внутренних про- цессов.
Опрос просы часто классифицируют по четырем основным признакам, на- пример: по месту проведения исследования; по частоте проведения исследования (де- лятся на многоразовые и одноразовые); по степени формализации исследования (могут быть стандартизированные и не- стандартизированные); по характеру взаимоотношения потребите- ля и интервьюера (опросы могут быть очные и заочные). Наиболее известны два метода прове- дения опросов: интервью и анкетиро- вание.
Интервью Г лавное отличие интервью от других методов сбора информации состоит в непосредственном общении обоих сторон: респондента и интервьюера. Интервью может быть глубинным, при этом интервьюер может задавать уточ- няющие вопросы, говорить на отвле-
ченные темы, менять направление ин- тервью в зависимости от каждого конк- ретного респондента.
Анкетирование нкетирование также очень распрост- ранено потому, что одновременно можно опросить огромное число рес- пондентов, с дальнейшей компьютерной обработкой данных. Однако анкетиро- вание обладает некоторыми недостатка- ми, например отсутствует возможность прямого консультирования респондента в процессе заполнения анкеты. Кроме того, уровень профессиональной под- готовки анкетеров часто очень невы- сок. Подготовка проведения анкетиро- вания включает несколько обязательных моментов.
К анкете предъявляются следующие тре- бования:
Почтовый опрос ля сбора данных организация мо- жет использовать почтовый опрос. При этом анкеты рассылаются по имею- щейся базе адресов без учета выборки, на- пример по половому признаку, по возраст-
ному, и т. д. Почтовая анкета имеет ряд особенностей в связи с тем, что заполнять ее (отвечать на поставленные вопросы) респонденты будут самостоятельно, без помощи и объяснений интервьюе- ров. В связи с этим почтовая анкета долж- на сопровождаться понятной и простой инструкцией по работе с анкетой, так- же нужно приложить чистый конверт для того, чтобы респондент мог почтой отправить заполненную анкету по обрат- ному адресу без собственных расходов. Также почтовая анкета должна быть
опробована много раз перед тем, как быть разосланной по почте предполагаемым респондентам. Для того чтобы возврат был на уровне, позволяющем получить необходимое количество ответов, нужно напоминать респондентам о том, что ан- кеты подлежат возврату в определенный срок, указанный в самой анкете или при- лагаемой инструкции к ней. Данный метод обладает как положитель- ными, так и отрицательными сторонами. Например, к явным недостаткам почто- вой анкеты можно отнести нарушение правила анонимности опроса, так как ан- кета отправляется конкретному лицу, по конкретному адресу. Также множество анкет придется в итоге выбраковать из-за несоответствия выборке, некачественно- го заполнения и т. д. Почтовые анкеты позволяют получить ответы на деликатные вопросы, на ко- торые не всегда можно ответить ин- тервьюерам.
Телефонный опрос анный метод — телефонный опрос — также является распространенным,
так как современные системы связи дают возможность организовать и провести опрос по телефону. К телефонному мето- ду предъявляются определенные требо- вания, основанные на особенностях строения и функционирования теле- фонной связи. К обязательным требованиям телефон- ной связи относят изучение карты той территории, которая должна быть охва- чена опросом, места проживания различ- ных социальных групп, а также располо- жения АТС. Для проведения опроса по телефону необходимо иметь специаль- ные опросные бланки для записи ответов респондентов, все вопросы должны быть закрытыми. Для того чтобы быть уверенными в том, что все ответы оформлены правильно и респондент отвечал честно, необходи- мо проводить контрольные проверки путем повторных опросов уже опро- шенных респондентов. Рейтинг теле- фонных опросов очень высок, особенно в определенные периоды времени, на- пример в периоды избирательных кам- паний.
Этот метод имеет собственные преиму- щества и недостатки. К преимуществам
относят явную экономичность, скорость и оперативность в обработке данных. Недостатками принято считать невоз- можность соблюсти выборку, так как некоторые слои населения будут упу- щены, а также и то, что многие потен- циальные респонденты отказываются от опроса.
Опрос с помощью СМИ опросы анкеты должны соответст- вовать характеру читателей изда- ния, вопросы должны быть интересны респондентам, затрагивать их пробле- мы и быть знакомыми не понаслышке. К недостаткам этого метода принято от- носить невысокие объемы присылаемых заполненных анкет, ограниченность во- просов, высокую вероятность влияния посторонних лиц на респондентов.
Телетайпный опрос Т акой вид опроса, как телетайпный опрос, используется очень редко по
многочисленным причинам, например только потому, что телетайп редко исполь- зуют в домашних целях, в отличие от теле- фона, из-за его стоимости и обслуживания. Телетайпная связь содержит в себе все раз- новидности электронной связи: факсовую, телеграфную и телетайпно-телеграфную. Главным достоинством этого метода опроса является его сверхоператив- ность и экспертная значимость получае- мой информации. К недостаткам метода относят закрытость вопросов и ограни- ченность вариантов ответов, которых, как правило, не больше семив.
Телевизионный опрос елевизионные опросы часто исполь- зуются телеведущими для того, чтобы знать мнение смотрящих их телепере- дачи респондентов. Результаты телеви- зионного опроса не могут быть официаль- но признанными, однако их результаты часто приводятся как некоторый показа- тель относительно конкретной ситуации. С одной стороны, такой метод сбора первичной информации имеет поверх- ностный характер, но, с другой стороны,
их необходимо учитывать при проведе- нии широких социологических опросов. Не исключено, что использование этих данных может оказать неоценимую услугу в широкомасштабных провиде- ниях сбора информации относительно конкретных ситуаций.
Наблюдение ля сбора более полной информа- ции можно использовать метод наблюдения, который представляет со- бой прямое наблюдение за событиями и участниками этих событий. На прак- тике выявлены некоторые недостатки метода сбора данных наблюдением, к таким недостаткам относят обязатель- ную техническую оснащенность и высо- кую вероятность неверной трактовки происходящих событий.
Эксперимент ксперименты могут быть лаборатор- ными и полевыми. Лабораторные эксперименты предоставляют возмож- ность вести контроль над всеми усло-
виями: постоянными, переменными, по- сторонними и закономерными, а также моделировать ситуации. Полевые экспе- рименты не позволяют контролировать посторонние влияния, но дают возмож- ность увидеть и документировать проте- кание ситуации, и ее практические по- следствия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|