Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модель социальной компетенции




ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

В течение последних двадцати лет в Педологическом институте (Амстердам-Дейвендрехт) были разработаны и апробированы различ­ные программы по оказанию социальной и психолого-педагогической помощи детям, подросткам и семьям с асоциальным поведением. Ис­пользованные в программах разнообразные методы базируются на мо­дели компетенции. Мы можем говорить о компетенции, если человек обладает достаточным объемом навыков, с помощью которых он мо­жет адекватным образом выполнять задачи, стоящие перед ним в по­вседневной жизни. При формулировании задач, важных для детей и подростков, мы вводим понятие "возрастные задачи" (задачи, стоящие перед детьми на каждом этапе развития, обусловленные возрастными особенностями). Понятие "возрастные задачи" не совпадает с традици­онными российскими представлениями о необходимых навыках и умениях каждого возрастного периода.

Кратко остановимся на описании возрастных задач, стоящих перед детьми, подростками и родителями маленьких детей, а также модели социальной компетенции. Далее мы рассмотрим, как модель социаль­ной компетенции может применяться в практике работы по реализации программы оказания помощи детям и подросткам.

Возрастные задачи

В основе понятия "возрастные задачи" лежит идея о том, что жиз­ненный путь человека можно разделить на различные стадии или фа­зы. В психологической литературе мы находим возрастную периоди­зацию, т.е. разделение на определенные возрастные этапы жизненного пути человека. В Нидерландах используют следующее деление на возрас­тные этапы: младенческий и дошкольный период; период начального обу­чения (4-12 лет); юность (12-21/25 лет); период родительства с маленьки­ми детьми; период роста детей; этап, когда дети покидают дом; окончание карьеры; старость. (Разумеется, не все взрослые становятся родителями или воспитателями ребенка. Для некоторых существуют частично другие возрастные задачи, которые мы здесь не затрагиваем.)

Каждая стадия (этап) характеризуется определенной тематикой, ко­торой соответствуют конкретные возрастные задачи. Эти задачи тре­буют обучения детей определенным навыкам, обусловленным возрас­тным периодом. Реализация возрастных задач является необходимым правильным условием верного, положительного развития.

В идеале различные аспекты развития могут лучше всего проявить­ся в соответствующие возрастные периоды жизни. Если этого не про­исходит, то это еще не значит, что развитие необратимо приняло про­блемный характер. Человек гибок, возможна компенсация, и опреде­ленные элементы развития могут проявиться в более поздний период.

Возрастные задачи можно классифицировать по-разному. Из прак­тических соображений при различении возрастных задач мы выбираем подход, направленный на реализацию конкретных целей и моделей поведения. Чем конкретнее названы задачи, стоящие перед ребенком, тем легче социальному работнику, психологу, воспитателю наблюдать и формулировать навыки и умения, которыми дети, подростки и роди­тели уже владеют, и выделять те, которые еще отсутствуют, и, следо­вательно, им надо научиться.

Приведенные ниже возрастные задачи сформулированы нами на ос­нове публикаций следующих авторов: Achenbach (1990), Waters, Sroufe (1983), Masten, Braswell (1991), Selman (1980) и De Geus (1995).

Возрастные задачи для детей 4-12 лет:

1. Умение считаться с другими - формировать суждения и планиро­вать действия с учетом интересов других:

задать вопрос, договориться со сверстником о встрече, обратиться за помощью, не мешать другому (4-6 лет);

планировать свои действия с учетом интересов других, умение со­ветоваться (6-8 лет);

иметь свое мнение, формировать суждения с учетом мнений других, поддерживать отношения (8-10 лет); считаться с другими, адекватно реагировать на других (10-12 лет).

2. Независимость - рост независимости по отношению к родителям (воспитателям):

умение занять себя, развитие самостоятельности (4-6 лет);

иметь собственное мнение, учитывать интересы других, считаться с другими (6-8 лет);

самостоятельно справляться со своими делами, обратиться за помо­щью к взрослым в случае затруднения (8-10 лет); самостоятельно заполнять свое свободное время, планировать свой досуг (10-12 лет).

3. Учеба - учеба в начальной школе для приобретения умений и знаний, необходимых для функционирования в обществе:

работать на уроке совместно с другими детьми и проявлять актив­ность (4-6 лет);

приобретать знания, умения и навыки учебы в начальной школе (6-8 лет);

старательно учиться, прикладывать силы, терпение к овладению знаниями, уметь самостоятельно учиться (10-12 лет).

4. Дружба - установление и поддержание дружеских контактов со сверстниками:

находить друга (друзей) среди детей своего и противоположного пола (4-6 лет);

поддерживать дружеские отношения, уметь дружить, считаться с мнением другого, уметь делиться с другим, сочувствовать другому (6-8 лет);

самостоятельно разрешать конфликты, иметь постоянного "лучше­го" друга (8-10 лет);

поддерживать дружбу, уметь дружить с девочками и мальчиками (10-12 лет).

5. Домашние обязанности - взятие на себя части ответственности за ведение домашнего хозяйства и по отношению к братьям и сестрам:

убирать свои вещи и игрушки (4-6 лет);

помогать по хозяйству дома (ухаживать за животными на даче и т.п.), заботиться о младших и других членах семьи (6-8 лет);

выделение постоянных обязанностей по дому, трудовых поручений (ходить в магазин, мыть посуду и т.д.) (8-10 лет); помогать на даче и в доме (уборка, стирка и т.д.) (10-12 лет).

6. Пользование элементарными инфраструктурами - умение само­стоятельно пользоваться основными средствами инфраструктуры, та­кими как общественный транспорт, денежная система, средства ком­муникации, средства для проведения свободного времени:

включать и выключать телевизор, магнитофон, проигрыватель (4-6 лет);

пользоваться деньгами, общественным транспортом, телефоном, знать ценность денег (6-8 лет);

самостоятельное пользование инфраструктурой (8-10 лет); обладать необходимыми навыками пользования инфраструктурой (10-12 лет).

7. Безопасность и здоровье - умение делать выбор, обеспечивающий собственную безопасность и безопасность для здоровья:

быть осторожным на улице, не подвергать себя опасности, соблю­дать осторожность в контактах со взрослыми (4-8 лет); уметь делать выбор (8-10 лет); предвидеть возможные последствия своих действий и своего пове­дения с точки зрения опасности (10-12) лет.

Возрастные задачи для подростков (13 лет-21 год):

1. Освобождение от зависимости, приобретение автономии - умение становиться менее зависимым от родителей и определять свое место в семье и среди родственников при изменяющихся взаимоотношениях:

уметь строить бесконфликтные отношения, договариваться с роди­телями (13-15 лет);

найти свое место в семье, определить свои отношения с родственника­ми и родителями, уметь решать проблемы без конфликтов (16-18 лет).

2. Здоровье и внешность - подросток должен заботиться о хорошем физическом состоянии, внешнем виде, хорошем питании и избегать излишнего риска:

самостоятельно следить за своим весом, физическим состоянием и развитием (13-15 лет);

вести здоровый образ жизни, вовремя остановиться при наличии вредных привычек (16-18 лет).

3. Свободное время - устраивать интересные мероприятия, полно­ценно проводить время, свободное от обязанностей:

уметь выбирать для свободного времени нужные, полезные дела, приносящие удовольствие (13-15 лет); полноценно проводить свободное время (16-18 лет).

4. Интимность и сексуальность - открытие для себя возможностей и желаний в сфере интимных и сексуальных отношений:

открытие для себя телесных изменений, сексуальности (13-15 лет); половая идентификация, выбор партнера для любви и продолжения отношений с ним (16-18 лет).

5. Учеба или работа - приобретение знаний и умений, дающих возмож­ность выбирать себе работу и хорошо работать по выбранной профессии:

учеба, направленная на выбор профессии (13-15 лет); самостоятельный выбор учебы для приобретения профессии, само­стоятельность в учебе (16-18 лет).

6. Социальные контакты и дружба - установление и поддерживание контактов и умение оценить, что могут дать контакты с другими, го­товность к дружбе, умение доверять другому и вызывать доверие к се­бе, принятие друг друга:

готовность к дружбе, умение показывать свои чувства и видеть, как другие реагируют на твои чувства (13-15 лет);

умение оценить другого, контакты с другими, умение выразить свои •ivni i на, ухаживать за другим и т.д., постоянство чувств (16-18 лет).

7 Авторитет и инстанции - принятие факта, что определенные лица и инстанции поставлены над тобой, умение постоять за себя в рамках действующих правил и законов:

неподчинение властям, протест против требований (13-15 лет);

осознание необходимости подчинения требованиям и властям (16-18 лет).

8. Создание и поддержание в порядке собственных жилищных ус­ловий - поиск или создание места для проживания и умение обра­щаться с домашними или соседями по квартире:

уметь подчиняться правилам, установленным там, где живешь (13-15 лет);

уметь самостоятельно строить взаимоотношения с теми, с кем жи­вешь (16-18 лет).

Возрастные задачи для родителей маленьких детей:

1. Взаимоотношения - развитие взаимоотношений, при которых обе стороны считаются с потребностями друг друга в автономности и за­висимости и где достаточно пространства для детей с их потребностя­ми во взаимоотношениях.

2. Сексуальность - создание сексуальных отношений на основе уче­та потребностей друг друга.

3. Карьера - выбор и реализация профессиональной перспективы, отвечающей собственным амбициям и возможностям, стремлениям партнера и финансовым потребностям семьи.

4. Родители - формирование новых отношений со своими родите­лями и родителями супруга.

5. Дружба и социальные контакты - установление, поддержание контактов с братьями, сестрами и другими членами семьи, друзьями и знакомыми обоих супругов.

6. Финансы и ведение домашнего хозяйства - взятие на себя ответствен­ности и разделение обязанностей, связанных с финансами, ведением домаш­него хозяйства, контактами с разными инстанциями, учреждениями.

7. Воспитание - взятие на себя ответственности и разделение обя­занностей по воспитанию детей.

Возрастные задачи, выраженные в конкретных целях и моделях по­ведения, производят иногда впечатление чего-то произвольного. Это происходит потому, что при классификации задач делается выбор в пользу указания цели, которая требует особой степени детализации. Перед детьми, подростками и родителями, которые находятся в осо­бых обстоятельствах, могут стоять дополнительные возрастные задачи.

Так, например, Ван дер Веер (1995) указывает на дополнительные воз­растные задачи, стоящие перед подростками-беженцами, запросивши­ми убежища и растущих в чуждой для них культурной среде.

Модель социальной компетенции

Социальная компетенция рассматривается как состояние равнове­сия. Мы говорим о наличии компетенции, если индивид обладает на­выками, достаточными для реализации задач, стоящих перед ним в по­вседневной жизни (Слот, 1988). Рассуждая больше с точки зрения пси­хологии развития, мы говорим о социальной компетенции как о навы­ках человека, достаточных для выполнения задач, присущих тому жизненному периоду, в котором этот человек находится. Компетенция может пониматься как эффективная модель действия. Ее эффектив­ность рассматривается с точки зрения развития, факторов окружения и культурного контекста (Masten, Coatsworth, 1995).

Если возрастные задачи слишком сложны или их приходится слиш­ком много на один момент времени, равновесие может быть нарушено - и тогда человек функционирует некомпетентно. То же происходит, если он обладает недостаточным количеством навыков и умений.

На рис. 1 компетенция представлена как равновесие между возрас­тными задачами и наличием необходимых навыков. На нем одновре­менно изображены как факторы, положительно влияющие на это рав­новесие (гибкость и защитные свойства), так и те, которые могут негатив­но влиять и нарушать равновесие (стрессовые ситуации и патология).

Р и с. 1. Элементы модели компетенции и их взаимное сочетание

Задачи - это то, с чем сталкивается человек в повседневном контак­те с обществом. Речь идет о самых разных задачах, стоящих перед детьми в соответствии с возрастом: хорошо учиться в школе, само-

стоятельно мыться, общаться с другими детьми, убирать игрушки по­сле игры, разрешать конфликты с другими детьми, общаться с родите­лями, переносить их отсутствие, утрату и т.д.

Навыки - это формы поведения, необходимые для выполнения кон­кретных задач. Навыки дают человеку возможность выполнять опре­деленные задачи. Человек обладает когнитивными, социальными и практическими навыками.

Поведение - это все, что человек делает, думает и чувствует1.

Термином гибкость обозначаются индивидуальные качества чело­века, помогающие ему успешно приспосабливаться, несмотря на риск и неудачи. Примеры качеств, помогающих детям и подросткам быть менее восприимчивыми к негативным влияниям извне, следующие (Werner, 1994; De Wit и др., 1995):

уверенность в себе (чувство, что трудности преодолимы);

положительные личные качества (позитивный образ себя, легкий характер, склонность к самостоятельности);

ум.

Защитные факторы - это аспекты окружения индивида, которые его защищают от риска и неудач. Примеры (Werner, 1994; De Wit и др., 1995):

важный человек, который предоставляет возможности и дает смысл жизни;

поддержка, исходящая от родных и близких (хорошие взаимоотно­шения);

положительный школьный/трудовой опыт;

вступление в общественные организации и тесная связь с ними (клуб/общество, церковь);

хорошие отношения с воспитателем/тренером/наставником, оце­нившим поведение и качества ребенка/подростка.

Под патологией мы понимаем не принятый в данной культуре тип поведения, сопровождающийся следующими явлениями:

страдание (например, страх, боль или горе у самого человека или у других),

недостаточно хорошее функционирование и/или увеличенный риск соприкосновения со страданиями, смертью или утратой свободы.

Отклонения в поведении могут быть связаны с настроениями, по­знаниями и восприятиями.

В языке социальной помощи часто употребляется триада: поведение, познания и эмоции (делать, думать и чувствовать). С теоретической точки зрения это противопоставление неточно, но на практике оно может быть удобным средством, помогающим социальному работнику обратить внимание на разные стороны человеческой деятельности.

Стрессовые ситуации - это ситуации, из которых человеку трудно най­ти выход и которые негативно влияют на его функционирование. Это мо­жет быть утрата любимого человека, развод и повторный брак родителей, хронические заболевания, стихийные бедствия и катастрофы, подвержен­ность продолжительной психической угрозе, сексуальное насилие и его последствия, последствия дорожно-транспортной катастрофы, провал на экзамене, потеря работы и т.д. Стресс зависит от того, каким образом со­бытия и обстоятельства переживаются и интерпретируются. На этом осно­вании мы относим к стрессовым ситуациям и феномен, при котором нега­тивное влияние, объективно говоря, не обязательно должно быть сильным, но переживается причастным как стрессовое и угрожающее. Накопление стрессовых ситуаций с течением времени ведет к проблемам или, наобо­рот, помогает обретению гибкости.

Разумеется, модель компетенции не выражает полностью сложность факторов, влияющих на все стороны поведения человека. Она ориен­тирована на потребность практики оказания социальной и психолого-педагогической помощи, что ведет к снижению числа параметров, ко­торые могут оказать позитивное влияние и быть использованы специа­листами. Модель сознательно упрощена. При этом сделана попытка не только привлечь внимание социального работника, психолога, воспи­тателя исключительно к проблемам и патологии, что, по нашему мне­нию, слишком часто происходит, но и направить их внимание на здо­ровое функционирование человека и на силы, его поддерживающие.

1.3. Компетенция и жизненный путь

Жизнь человека можно разделить на несколько возрастных этапов, в течение которых стрессовые ситуации н патология могут затруднять соответствие требованиям и выполнение возрастных задач, в то время как гибкость и защитные факторы способствуют уменьшению влияния стрессовых ситуаций и патологии и облегчают их.

Существует взаимное влияние компетенции, стрессовых ситуаций, патологии, защитных факторов и гибкости. Недостаток компетенции в выполнении определенной возрастной задачи может привести к стрес­су или даже патологии, которые, в свою очередь, в более поздние воз­растные периоды жизни могут влиять на то, как человек выполняет те или иные стоящие перед ним возрастные задачи.

Возьмем, например, задачу "воспитание" применительно к родите­лям маленьких детей. У родителей, не имеющих достаточных навыков выполнения этой задачи, могут сложиться проблематичные отношения с детьми, характеризующиеся взаимным негативным влиянием, ри-

гидностью и чувством бессилия. Это может привести к стрессовым си­туациям, которые, в свою очередь, могут играть роль на более позднем этапе жизни родителей, когда дети становятся подростками. Родители снова сталкиваются с задачей "воспитание", которая теперь требует других навыков. С подростками, к примеру, нужно больше договари­ваться. Неисполнение или проблематичное выполнение задачи "воспи­тание" на предыдущем возрастном этапе может затруднить воспитание детей в подростковом возрасте.

То же можно сказать о факторах, влияющих на компетенцию. Если человек в своей жизни рано начинает функционировать компетентно, то он обретает большую уверенность в себе или проявляет более ши­рокий интерес к окружающему миру. У него формируется гибкость как фактор, который может облегчить выполнение задач, встающих перед ним в более позднем возрасте. Уверенность в себе и широкие интересы могут сделать его более привлекательным для окружения, вследствие чего скорее могут быть мобилизованы защитные факторы.

На основании вышесказанного не следует, однако, делать вывод, что неудачное начало неизбежно приведет к проблематичному выпол­нению задач, когда человек станет старше. Изменения в окружении, физическое созревание, обретенные навыки, другой партнер, новая ра­бота, понимание и принятие факта, что он в детстве был обделен в оп­ределенном смысле, могут привести к положительным изменениям в развитии, бывшем до сих пор проблематичным.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...