Модель социальной компетенции
Стр 1 из 14Следующая ⇒ ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В течение последних двадцати лет в Педологическом институте (Амстердам-Дейвендрехт) были разработаны и апробированы различные программы по оказанию социальной и психолого-педагогической помощи детям, подросткам и семьям с асоциальным поведением. Использованные в программах разнообразные методы базируются на модели компетенции. Мы можем говорить о компетенции, если человек обладает достаточным объемом навыков, с помощью которых он может адекватным образом выполнять задачи, стоящие перед ним в повседневной жизни. При формулировании задач, важных для детей и подростков, мы вводим понятие "возрастные задачи" (задачи, стоящие перед детьми на каждом этапе развития, обусловленные возрастными особенностями). Понятие "возрастные задачи" не совпадает с традиционными российскими представлениями о необходимых навыках и умениях каждого возрастного периода. Кратко остановимся на описании возрастных задач, стоящих перед детьми, подростками и родителями маленьких детей, а также модели социальной компетенции. Далее мы рассмотрим, как модель социальной компетенции может применяться в практике работы по реализации программы оказания помощи детям и подросткам. Возрастные задачи В основе понятия "возрастные задачи" лежит идея о том, что жизненный путь человека можно разделить на различные стадии или фазы. В психологической литературе мы находим возрастную периодизацию, т.е. разделение на определенные возрастные этапы жизненного пути человека. В Нидерландах используют следующее деление на возрастные этапы: младенческий и дошкольный период; период начального обучения (4-12 лет); юность (12-21/25 лет); период родительства с маленькими детьми; период роста детей; этап, когда дети покидают дом; окончание карьеры; старость. (Разумеется, не все взрослые становятся родителями или воспитателями ребенка. Для некоторых существуют частично другие возрастные задачи, которые мы здесь не затрагиваем.)
Каждая стадия (этап) характеризуется определенной тематикой, которой соответствуют конкретные возрастные задачи. Эти задачи требуют обучения детей определенным навыкам, обусловленным возрастным периодом. Реализация возрастных задач является необходимым правильным условием верного, положительного развития. В идеале различные аспекты развития могут лучше всего проявиться в соответствующие возрастные периоды жизни. Если этого не происходит, то это еще не значит, что развитие необратимо приняло проблемный характер. Человек гибок, возможна компенсация, и определенные элементы развития могут проявиться в более поздний период. Возрастные задачи можно классифицировать по-разному. Из практических соображений при различении возрастных задач мы выбираем подход, направленный на реализацию конкретных целей и моделей поведения. Чем конкретнее названы задачи, стоящие перед ребенком, тем легче социальному работнику, психологу, воспитателю наблюдать и формулировать навыки и умения, которыми дети, подростки и родители уже владеют, и выделять те, которые еще отсутствуют, и, следовательно, им надо научиться. Приведенные ниже возрастные задачи сформулированы нами на основе публикаций следующих авторов: Achenbach (1990), Waters, Sroufe (1983), Masten, Braswell (1991), Selman (1980) и De Geus (1995). Возрастные задачи для детей 4-12 лет: 1. Умение считаться с другими - формировать суждения и планировать действия с учетом интересов других: задать вопрос, договориться со сверстником о встрече, обратиться за помощью, не мешать другому (4-6 лет);
планировать свои действия с учетом интересов других, умение советоваться (6-8 лет); иметь свое мнение, формировать суждения с учетом мнений других, поддерживать отношения (8-10 лет); считаться с другими, адекватно реагировать на других (10-12 лет). 2. Независимость - рост независимости по отношению к родителям (воспитателям): умение занять себя, развитие самостоятельности (4-6 лет); иметь собственное мнение, учитывать интересы других, считаться с другими (6-8 лет); самостоятельно справляться со своими делами, обратиться за помощью к взрослым в случае затруднения (8-10 лет); самостоятельно заполнять свое свободное время, планировать свой досуг (10-12 лет). 3. Учеба - учеба в начальной школе для приобретения умений и знаний, необходимых для функционирования в обществе: работать на уроке совместно с другими детьми и проявлять активность (4-6 лет); приобретать знания, умения и навыки учебы в начальной школе (6-8 лет); старательно учиться, прикладывать силы, терпение к овладению знаниями, уметь самостоятельно учиться (10-12 лет). 4. Дружба - установление и поддержание дружеских контактов со сверстниками: находить друга (друзей) среди детей своего и противоположного пола (4-6 лет); поддерживать дружеские отношения, уметь дружить, считаться с мнением другого, уметь делиться с другим, сочувствовать другому (6-8 лет); самостоятельно разрешать конфликты, иметь постоянного "лучшего" друга (8-10 лет); поддерживать дружбу, уметь дружить с девочками и мальчиками (10-12 лет). 5. Домашние обязанности - взятие на себя части ответственности за ведение домашнего хозяйства и по отношению к братьям и сестрам: убирать свои вещи и игрушки (4-6 лет); помогать по хозяйству дома (ухаживать за животными на даче и т.п.), заботиться о младших и других членах семьи (6-8 лет); выделение постоянных обязанностей по дому, трудовых поручений (ходить в магазин, мыть посуду и т.д.) (8-10 лет); помогать на даче и в доме (уборка, стирка и т.д.) (10-12 лет). 6. Пользование элементарными инфраструктурами - умение самостоятельно пользоваться основными средствами инфраструктуры, такими как общественный транспорт, денежная система, средства коммуникации, средства для проведения свободного времени:
включать и выключать телевизор, магнитофон, проигрыватель (4-6 лет); пользоваться деньгами, общественным транспортом, телефоном, знать ценность денег (6-8 лет); самостоятельное пользование инфраструктурой (8-10 лет); обладать необходимыми навыками пользования инфраструктурой (10-12 лет). 7. Безопасность и здоровье - умение делать выбор, обеспечивающий собственную безопасность и безопасность для здоровья: быть осторожным на улице, не подвергать себя опасности, соблюдать осторожность в контактах со взрослыми (4-8 лет); уметь делать выбор (8-10 лет); предвидеть возможные последствия своих действий и своего поведения с точки зрения опасности (10-12) лет. Возрастные задачи для подростков (13 лет-21 год): 1. Освобождение от зависимости, приобретение автономии - умение становиться менее зависимым от родителей и определять свое место в семье и среди родственников при изменяющихся взаимоотношениях: уметь строить бесконфликтные отношения, договариваться с родителями (13-15 лет); найти свое место в семье, определить свои отношения с родственниками и родителями, уметь решать проблемы без конфликтов (16-18 лет). 2. Здоровье и внешность - подросток должен заботиться о хорошем физическом состоянии, внешнем виде, хорошем питании и избегать излишнего риска: самостоятельно следить за своим весом, физическим состоянием и развитием (13-15 лет); вести здоровый образ жизни, вовремя остановиться при наличии вредных привычек (16-18 лет). 3. Свободное время - устраивать интересные мероприятия, полноценно проводить время, свободное от обязанностей: уметь выбирать для свободного времени нужные, полезные дела, приносящие удовольствие (13-15 лет); полноценно проводить свободное время (16-18 лет). 4. Интимность и сексуальность - открытие для себя возможностей и желаний в сфере интимных и сексуальных отношений: открытие для себя телесных изменений, сексуальности (13-15 лет); половая идентификация, выбор партнера для любви и продолжения отношений с ним (16-18 лет). 5. Учеба или работа - приобретение знаний и умений, дающих возможность выбирать себе работу и хорошо работать по выбранной профессии:
учеба, направленная на выбор профессии (13-15 лет); самостоятельный выбор учебы для приобретения профессии, самостоятельность в учебе (16-18 лет). 6. Социальные контакты и дружба - установление и поддерживание контактов и умение оценить, что могут дать контакты с другими, готовность к дружбе, умение доверять другому и вызывать доверие к себе, принятие друг друга: готовность к дружбе, умение показывать свои чувства и видеть, как другие реагируют на твои чувства (13-15 лет); умение оценить другого, контакты с другими, умение выразить свои •ivni i на, ухаживать за другим и т.д., постоянство чувств (16-18 лет). 7 Авторитет и инстанции - принятие факта, что определенные лица и инстанции поставлены над тобой, умение постоять за себя в рамках действующих правил и законов: неподчинение властям, протест против требований (13-15 лет); осознание необходимости подчинения требованиям и властям (16-18 лет). 8. Создание и поддержание в порядке собственных жилищных условий - поиск или создание места для проживания и умение обращаться с домашними или соседями по квартире: уметь подчиняться правилам, установленным там, где живешь (13-15 лет); уметь самостоятельно строить взаимоотношения с теми, с кем живешь (16-18 лет). Возрастные задачи для родителей маленьких детей: 1. Взаимоотношения - развитие взаимоотношений, при которых обе стороны считаются с потребностями друг друга в автономности и зависимости и где достаточно пространства для детей с их потребностями во взаимоотношениях. 2. Сексуальность - создание сексуальных отношений на основе учета потребностей друг друга. 3. Карьера - выбор и реализация профессиональной перспективы, отвечающей собственным амбициям и возможностям, стремлениям партнера и финансовым потребностям семьи. 4. Родители - формирование новых отношений со своими родителями и родителями супруга. 5. Дружба и социальные контакты - установление, поддержание контактов с братьями, сестрами и другими членами семьи, друзьями и знакомыми обоих супругов. 6. Финансы и ведение домашнего хозяйства - взятие на себя ответственности и разделение обязанностей, связанных с финансами, ведением домашнего хозяйства, контактами с разными инстанциями, учреждениями. 7. Воспитание - взятие на себя ответственности и разделение обязанностей по воспитанию детей. Возрастные задачи, выраженные в конкретных целях и моделях поведения, производят иногда впечатление чего-то произвольного. Это происходит потому, что при классификации задач делается выбор в пользу указания цели, которая требует особой степени детализации. Перед детьми, подростками и родителями, которые находятся в особых обстоятельствах, могут стоять дополнительные возрастные задачи.
Так, например, Ван дер Веер (1995) указывает на дополнительные возрастные задачи, стоящие перед подростками-беженцами, запросившими убежища и растущих в чуждой для них культурной среде. Модель социальной компетенции Социальная компетенция рассматривается как состояние равновесия. Мы говорим о наличии компетенции, если индивид обладает навыками, достаточными для реализации задач, стоящих перед ним в повседневной жизни (Слот, 1988). Рассуждая больше с точки зрения психологии развития, мы говорим о социальной компетенции как о навыках человека, достаточных для выполнения задач, присущих тому жизненному периоду, в котором этот человек находится. Компетенция может пониматься как эффективная модель действия. Ее эффективность рассматривается с точки зрения развития, факторов окружения и культурного контекста (Masten, Coatsworth, 1995). Если возрастные задачи слишком сложны или их приходится слишком много на один момент времени, равновесие может быть нарушено - и тогда человек функционирует некомпетентно. То же происходит, если он обладает недостаточным количеством навыков и умений. На рис. 1 компетенция представлена как равновесие между возрастными задачами и наличием необходимых навыков. На нем одновременно изображены как факторы, положительно влияющие на это равновесие (гибкость и защитные свойства), так и те, которые могут негативно влиять и нарушать равновесие (стрессовые ситуации и патология). Р и с. 1. Элементы модели компетенции и их взаимное сочетание Задачи - это то, с чем сталкивается человек в повседневном контакте с обществом. Речь идет о самых разных задачах, стоящих перед детьми в соответствии с возрастом: хорошо учиться в школе, само- стоятельно мыться, общаться с другими детьми, убирать игрушки после игры, разрешать конфликты с другими детьми, общаться с родителями, переносить их отсутствие, утрату и т.д. Навыки - это формы поведения, необходимые для выполнения конкретных задач. Навыки дают человеку возможность выполнять определенные задачи. Человек обладает когнитивными, социальными и практическими навыками. Поведение - это все, что человек делает, думает и чувствует1. Термином гибкость обозначаются индивидуальные качества человека, помогающие ему успешно приспосабливаться, несмотря на риск и неудачи. Примеры качеств, помогающих детям и подросткам быть менее восприимчивыми к негативным влияниям извне, следующие (Werner, 1994; De Wit и др., 1995): уверенность в себе (чувство, что трудности преодолимы); положительные личные качества (позитивный образ себя, легкий характер, склонность к самостоятельности); ум. Защитные факторы - это аспекты окружения индивида, которые его защищают от риска и неудач. Примеры (Werner, 1994; De Wit и др., 1995): важный человек, который предоставляет возможности и дает смысл жизни; поддержка, исходящая от родных и близких (хорошие взаимоотношения); положительный школьный/трудовой опыт; вступление в общественные организации и тесная связь с ними (клуб/общество, церковь); хорошие отношения с воспитателем/тренером/наставником, оценившим поведение и качества ребенка/подростка. Под патологией мы понимаем не принятый в данной культуре тип поведения, сопровождающийся следующими явлениями: страдание (например, страх, боль или горе у самого человека или у других), недостаточно хорошее функционирование и/или увеличенный риск соприкосновения со страданиями, смертью или утратой свободы. Отклонения в поведении могут быть связаны с настроениями, познаниями и восприятиями. В языке социальной помощи часто употребляется триада: поведение, познания и эмоции (делать, думать и чувствовать). С теоретической точки зрения это противопоставление неточно, но на практике оно может быть удобным средством, помогающим социальному работнику обратить внимание на разные стороны человеческой деятельности. Стрессовые ситуации - это ситуации, из которых человеку трудно найти выход и которые негативно влияют на его функционирование. Это может быть утрата любимого человека, развод и повторный брак родителей, хронические заболевания, стихийные бедствия и катастрофы, подверженность продолжительной психической угрозе, сексуальное насилие и его последствия, последствия дорожно-транспортной катастрофы, провал на экзамене, потеря работы и т.д. Стресс зависит от того, каким образом события и обстоятельства переживаются и интерпретируются. На этом основании мы относим к стрессовым ситуациям и феномен, при котором негативное влияние, объективно говоря, не обязательно должно быть сильным, но переживается причастным как стрессовое и угрожающее. Накопление стрессовых ситуаций с течением времени ведет к проблемам или, наоборот, помогает обретению гибкости. Разумеется, модель компетенции не выражает полностью сложность факторов, влияющих на все стороны поведения человека. Она ориентирована на потребность практики оказания социальной и психолого-педагогической помощи, что ведет к снижению числа параметров, которые могут оказать позитивное влияние и быть использованы специалистами. Модель сознательно упрощена. При этом сделана попытка не только привлечь внимание социального работника, психолога, воспитателя исключительно к проблемам и патологии, что, по нашему мнению, слишком часто происходит, но и направить их внимание на здоровое функционирование человека и на силы, его поддерживающие. 1.3. Компетенция и жизненный путь Жизнь человека можно разделить на несколько возрастных этапов, в течение которых стрессовые ситуации н патология могут затруднять соответствие требованиям и выполнение возрастных задач, в то время как гибкость и защитные факторы способствуют уменьшению влияния стрессовых ситуаций и патологии и облегчают их. Существует взаимное влияние компетенции, стрессовых ситуаций, патологии, защитных факторов и гибкости. Недостаток компетенции в выполнении определенной возрастной задачи может привести к стрессу или даже патологии, которые, в свою очередь, в более поздние возрастные периоды жизни могут влиять на то, как человек выполняет те или иные стоящие перед ним возрастные задачи. Возьмем, например, задачу "воспитание" применительно к родителям маленьких детей. У родителей, не имеющих достаточных навыков выполнения этой задачи, могут сложиться проблематичные отношения с детьми, характеризующиеся взаимным негативным влиянием, ри- гидностью и чувством бессилия. Это может привести к стрессовым ситуациям, которые, в свою очередь, могут играть роль на более позднем этапе жизни родителей, когда дети становятся подростками. Родители снова сталкиваются с задачей "воспитание", которая теперь требует других навыков. С подростками, к примеру, нужно больше договариваться. Неисполнение или проблематичное выполнение задачи "воспитание" на предыдущем возрастном этапе может затруднить воспитание детей в подростковом возрасте. То же можно сказать о факторах, влияющих на компетенцию. Если человек в своей жизни рано начинает функционировать компетентно, то он обретает большую уверенность в себе или проявляет более широкий интерес к окружающему миру. У него формируется гибкость как фактор, который может облегчить выполнение задач, встающих перед ним в более позднем возрасте. Уверенность в себе и широкие интересы могут сделать его более привлекательным для окружения, вследствие чего скорее могут быть мобилизованы защитные факторы. На основании вышесказанного не следует, однако, делать вывод, что неудачное начало неизбежно приведет к проблематичному выполнению задач, когда человек станет старше. Изменения в окружении, физическое созревание, обретенные навыки, другой партнер, новая работа, понимание и принятие факта, что он в детстве был обделен в определенном смысле, могут привести к положительным изменениям в развитии, бывшем до сих пор проблематичным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|