Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Невербальные сигналы, снижающие напряжение




Рассмотрим некоторые аспекты невербального поведения. При этом надо помнить о том, что каждый человек выработал собственную ма­неру разговора, взгляда и движений, что человеческая внешность об­ладает определенной силой выражения.

Пространственное положение воспитателя по отношению к под­ростку. Та пространственная позиция, которую руководитель группы занимает по отношению к подростку, является важным невербальным аспектом коммуникации. Чем меньше расстояние, тем большее впе­чатление производят слова руководителя.

Оптимально близким является расстояние в метр или полтора (для западного общества). Если человек переступает эту границу, он, или имеет интимные отношения с другим, или его действия будут при этом тем другим восприниматься как помеха. У детей эта граница находит­ся чуть ближе. При инцидентах и кризисных ситуациях для разговора необходимо расстояние увеличить по сравнению с обычным.

Звуки голоса и визуальный контакт. Кроме того, что голос может звучать громко или тихо, существенную роль при разговоре играет еще и разница в тоне и скорости речи. Предложения и слова, в конце которых тон повышается, содержат в себе вопрос, ("Ты мне не помо­жешь?") или указывают на то, что говорящий хочет что-то завершить и перейти к другому вопросу: ("Пойду помогу Марко. Как закончишь собирать траву, ты - свободен. Хорошо?"). Когда голос понижается, коммуникация становится более категоричной. В голландском языке существует для этого подходящее выражение: "И точка! (Баста!)". Ру­ководители групп, заканчивая свое предложение "весомой точкой", дают понять, что они считают исполнение своего распоряжения само собой разумеющимся.

Движения. Движения руководителей, воспитателей должны быть хорошо предсказуемыми. Это повышает чувство безопасности у под­ростков. Многие из них прошли через жестокое обращение и пугаются неожиданных движений. Особенно это актуально во время инцидентов и кризисов. Медлительные, чуть заторможенные движения несут в се­бе покой. При инцидентах и кризисах у руководителей возникает по­требность быстрее передвигаться, но спокойствие можно увеличить именно замедлением движений.

Существуют определенные движения, легко вызывающие беспо­койство и обратную реакцию. К примеру, поднятый кверху или вытя­нутый вперед палец. Само по себе такое движение может иметь место, но проблема заключается в том, что многие поднимают палец кверху,

или вытягивают его вперед, не отдавая себе в том отчета, и вызывают этим обратную желаемому реакцию. Движение, вызывающее обрат­ную реакцию, - поднятая или вытянутая вверх рука. Во время инци­дентов и кризисов это может легко привести к тому, что подросток ударит по руке, или схватит ее.

Физический контакт. Как и все подростки, воспитанники детдома ис­пытывают потребность в физическом контакте. Но подростки отличаются друг от друга в том, что хотят контактов в разные моменты жизни и по-разному. В один момент подросток ластится, а в другой - отказывается от физического контакта. У подростков, прошедших через физическое наси­лие, реакция на физический контакт еще менее предсказуема. Руководите­лям в каждом индивидуальном случае придется изучить, какие формы фи­зического контакта приемлемы, а какие - нет.

Обобщая вышесказанное, назовем еще раз невербальные сигналы, снижающие напряжение во время инцидентов и кризисов: 1) увеличе­ние расстояния между руководителем и подростком; 2) медленное проговаривание слов и предложений; 3) тон, понижающийся к концу предложения или слова; 4) менее частый и менее продолжительный контакт глазами; 5) замедленные, заторможенные движения; 6) сдер­жанность в физических контактах.

Способы остановки и преломления неадекватного поведения

При остановке неадекватного поведения специалисты должны знать, что нельзя говорить длинные предложения, фразы, повышать голос, кричать. Поведение взрослых должно быть максимально спо­койным, движения замедленными, жестикуляция сведена до миниму­ма. Лучше всего пользоваться короткими наставлениями.

Далее следуют этапы короткого наставления.

Короткое наставление

1) вступите в контакт

2) назовите адекватное поведение в данной ситуации

3)объясните, почему. ________________________________

Вступление в контакт может происходить следующим образом: скажи­те что-то положительное, что-то о том, чем подросток занимается или за­нимался, упомяните что-нибудь нейтральное и назовите чувство.

Во время инцидентов и кризисов вступление в контакт может быть затруднено. В таком случае лучше всего говорить о том, чем занимает­ся подросток, или вступить в контакт нейтральным образом, например:

"Петер, хочу тебе что-то сказать". Другая возможность - обозначить чувство (например: "Мне показалось, что ты на что-то сердишься?"). При использовании короткого наставления важно помнить следующее:

1) наставляйте на поведение, легко выполнимое для подростка;

2) постройте, используя несколько наставлений, поведение, исклю­чающее проблемное поведение;

3) используйте невербальные сигналы, снижающие напряжение;

4) не отвлекайтесь от темы;

5) сделайте ситуацию предсказуемой, подсказьюая каждый раз сле­дующий шаг.

Некоторые физические методы. При физическом превосходстве один или более руководителей группы используют физический контакт с под­ростком для того, чтобы предотвратить серьезное неадекватное поведение, которое послужило (или может послужить) возникновению инцидента или кризисной ситуации и при котором словесные наставления не помогли. Действия, включающие в себя толчки, удары и выкручивание рук - недо­пустимы. Вместо этого используются давление и направление.

При давлении используются сила и вес собственного тела для пога­шения определенных движений подростка. Во время подобных дейст­вий руководители продолжают давать короткие наставления и сами соблюдают уже ранее названные пять основных принципов. При этом, руководители продолжают говорить, так как бессловесное физическое воздействие производит тяжелое угрожающее впечатление.

Направление является разновидностью давления, которое направле­но на то, чтобы подростка самого или какую-нибудь часть его тела, в основном - руку, послать в нужную сторону.

Отделение. Отделение производят для того, чтобы на какое-то вре­мя подростка оградить от ситуации, в которой он находится, с тем, чтобы он не подвергался воздействию определенных возбудителей и был в состоянии проявлять более адекватное поведение.

Этапы отделения:

1) вступите в контакт;

2) назовите неадекватное поведение и попросите прекратить;

3) скажите, что последует отделение, назовите место и количество минут;

4) сопроводите подростка к месту отделения;

5) назовите там адекватное поведение;

6) назовите адекватное поведение после отделения;

7) еще раз назовите длительность отделения и закончите.

П р и м е р. В комнате для игр дети заняты различными делами. Ра-дуан решил раскрашивать и занят кисточками и акварельными краска-

ми. Он уже использовал много бумаги, но каждый раз ему нужен но­вый лист. Он постоянно отходит от своего стола, держа в руке мокрые кисти. Сначала он вмешивается в дела Аниты, потом переносит свое внимание на Джейсона. Он идет к шкафу с игрушками и собирается достать из него головоломку. Несколько раз руководитель группы (воспитатель) дает ему наставления, но Радуан каждый раз придумы­вает что-то новенькое. Его моторика становится все более напряжен­ной. Радуан все чаще и чаще что-то кому-то кричит, или просто кри­чит, ни к кому не обращаясь. После такого начала воспитатель решает, что Радуана лучше всего на какое-то время отделить от группы. "Послушай-ка, Радуан! (1). Ты так занят, что тебе не удается сделать то, о чем я тебя прошу (2). Теперь ты пойдешь и сядешь на пуфик в уг­лу. Ты там будешь сидеть три минуты (3) спокойно и молча (5). После этого сможешь продолжать рисовать (6). Пойдем, я тебя отведу" (4).

Возвращая ребенка в обычную ситуацию, руководитель группы дол­жен помнить о следующем:

1) после отделения расскажите другим воспитанникам, по какой при­чине оно произошло;

2) дайте наставление группе о том, как реагировать на отделенного ребенка после его возвращения;

3) приведите отделенного;

4) обратная связь на выработку адекватного поведения на месте;

5) назовите адекватное поведение, от него ожидаемое;

6) наблюдайте за отделенным и другими воспитанниками, проведи­те обратную связь и при необходимости, направляйте ситуацию, при­меняя обратную связь и наставления.

КОНТАКТ С РОДИТЕЛЯМИ

Связь ребенка любого возраста с его собственной семьей играет большую роль в его развитии. Все дети имеют право на контакт со своими биологическими родителями, а родители - на контакт с деть­ми, даже если они лишены родительских прав или отказались от соб­ственных детей. Одним из главных факторов, оказывающих огромное влияние на образ жизни ребенка, его психическое развитие, является родительский дом - мать, отец, другие взрослые (члены семьи или близкие родственники), которые окружают ребенка с момента его рож­дения. Ребенку свойственно копировать способы выражения мыслей и чувств, поступки, которые он наблюдает у окружающих его взрослых, и родителей в первую очередь. С самого раннего детства ребенок стре­мится завоевать одобрение родителей с тем, что он ведет себя и думает

так, как этого хотят родители, или же наоборот, отвергая ценности, стараясь быть не таким, как хотят родители. Образ жизни родителей оказывает на детей такое сильное воздействие, что на протяжении всей жизни они вновь и вновь возвращаются к его повторению.

Большая часть усвоенного детьми опыта жизни в семье переходит в подсознание. Как показывают данные многих авторов (Т. Харис, Б. Ко-лодзин), подсознательная программа "наследия предков", заложенная в человеке семьей, действует в течение всей жизни и формирует жиз­ненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выра­жать чувства. Попадая в ситуации, которые для человека оказываются трудными, он всегда использует опыт, полученный в семье.

Часто проблемы детей связаны с ситуацией, в которой они воспиты­ваются в семье и с негативными явлениями в их непосредственном ок­ружении. Но проблемы и расстройства могут возникать у детей и в том случае, если родителям не в чем себя упрекнуть. Положительные силы в семье долгое время компенсировали проблемы, возникающие у ре­бенка. Каково бы ни было участие родителей и других членов семьи, все они, в известной степени, являются жертвами сложившейся ситуа­ции. Удаление ребенка из семьи чаще всего проходит болезненно.

Отношения с родителями, братьями и сестрами являются важней­шим фактором будущего для ребенка, даже и в том случае, когда дети больше не могут жить с родителями.

В случае, если семьи уже не существует (к примеру, отец не извес­тен, а мать умерла), родители продолжают играть важную роль для ре­бенка. Мысленно ребенок часто обращается к родителям, когда он ис­пытывает страх, злость или одиночество. В контактах со взрослыми, исполняющими родительскую функцию другим образом, например, с руководителями группы, учителями или полицией, чувства и фантазии ребенка о родителях играют определенную роль. В дружбе и интимных отношениях дети часто ищут родительские симпатии. Только что возник­шие отношения дети находятся под большим давлением, так как ребенок делает все возможное и невозможное, чтобы превзойти родителей.

Особенности детей

Желание ребенка вернуться в семью всегда предопределяет его по­ведение и поступки. Жизнь детей в учреждениях, куда они попадают после того как их бросили родители, или их изъяли из семьи после по­бегов из дома, не может заменить им опыт семьи и родительской люб­ви. Попадая в новые условия жизни, ребенок с особой силой стремится вернуться к прежней жизни, в которой у него есть или была родитель­ская любовь.

Потребность детей в родительской любви всегда удовлетворяется только биологическими родителями. Заменить эту любовь ничем не­возможно. Она навсегда у человека остается на уровне подсознания и помогает ему быть защищенным в этом мире, дает ему "крылья", кото­рые его несут по жизни.

Дети, оказавшиеся в учреждениях социально-педагогической поддерж­ки, по-прежнему продолжают горячо любить своих родителей, свою се­мью, оправдывать поступки и поведение родителей, идеализировать их и мечтать о возвращении к ним. Дети думают, что после того, как они по­мещены в учреждения, дома все стало хорошо, родители стали совсем другими. Этим можно во многом объяснить и частые побеги детей из уч­реждений такого типа, и трудности адаптации к жизни в учреждениях, и невосприимчивость к воспитательным воздействиям, и закрытость для со­циального опыта. Бывают ситуации, когда дети возвращаются в крими­нальную среду, невозможную для жизни, с точки зрения здравомысляще­го человека, но там их родители, и этим объясняется поведение детей.

Опыт работы системы учреждений социально-педагогической под­держки детства Люберецкого района показывает, что дети всех возрастов в целом положительно оценивают своих родителей, а чаще осуждают ус­ловия жизни, в которых оказались родители, или поведение своих родите­лей, вызванное такой средой, но не самих родителей (Т.Я. Сафонова и др.).

По данным опыта работы специалистов Томилинского приюта, до­школьники продолжают любить своих родителей, скучают по своим папам и мамам. Наблюдались случаи, когда дети идеализировали сво­их родителей, считали их хорошими, притом, что они их жестоко из­бивали, насиловали, продавали на ночь и т.д. Вспоминая своих роди­телей, дети характеризуют их только с положительной стороны, хотя они погрязли в пьянстве, разврате, превратив свои квартиры в притоны и криминогенные места.

У детей более старших возрастов оценка родителей ближе к адек­ватной, реальной. Но надежда на то, что родители изменятся или уже изменились, стали хорошими, настолько сильна в душе ребенка, что они в нее верят. Довольно часто можно наблюдать, что дети примири­лись с той обстановкой, которая царит в семье, принимают ее как должную, так как этим детям сравнить свой опыт жизни в семье боль­ше не с чем. Иногда, не сумев приспособиться к условиям жизни, ре­бенок убегает из дома, начинает бродяжничать, слоняется целыми днями по улицам, разъезжает в поездах, автобусах, трамваях и т.д.

В учреждениях, куда попадают дети "группы риска", воспитателям бывает очень трудно увидеть что-то положительное в родителях детей, за исключением детей-сирот, родители которых умерли. Дети-сироты часто сами вспоминают очень много хорошего и положительного из

жизни с родителями и о них самих. Дети, оставшиеся без попечения родителей, сироты при живых родителях также в своих воспоминаниях чаще обращаются к положительным моментам из жизни в семье и идеализируют родителей. В разговорах с детьми воспитатели очень часто слышат положительную оценку родителей, которая не соответ­ствует действительности, и они часто разочаровываются в детях, так как дети все время говорят о том, что они хотят вернуться к своим ро­дителям и дома все равно намного лучше, чем в данном учреждении.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...