Невербальные сигналы, снижающие напряжение
Рассмотрим некоторые аспекты невербального поведения. При этом надо помнить о том, что каждый человек выработал собственную манеру разговора, взгляда и движений, что человеческая внешность обладает определенной силой выражения. Пространственное положение воспитателя по отношению к подростку. Та пространственная позиция, которую руководитель группы занимает по отношению к подростку, является важным невербальным аспектом коммуникации. Чем меньше расстояние, тем большее впечатление производят слова руководителя. Оптимально близким является расстояние в метр или полтора (для западного общества). Если человек переступает эту границу, он, или имеет интимные отношения с другим, или его действия будут при этом тем другим восприниматься как помеха. У детей эта граница находится чуть ближе. При инцидентах и кризисных ситуациях для разговора необходимо расстояние увеличить по сравнению с обычным. Звуки голоса и визуальный контакт. Кроме того, что голос может звучать громко или тихо, существенную роль при разговоре играет еще и разница в тоне и скорости речи. Предложения и слова, в конце которых тон повышается, содержат в себе вопрос, ("Ты мне не поможешь?") или указывают на то, что говорящий хочет что-то завершить и перейти к другому вопросу: ("Пойду помогу Марко. Как закончишь собирать траву, ты - свободен. Хорошо?"). Когда голос понижается, коммуникация становится более категоричной. В голландском языке существует для этого подходящее выражение: "И точка! (Баста!)". Руководители групп, заканчивая свое предложение "весомой точкой", дают понять, что они считают исполнение своего распоряжения само собой разумеющимся.
Движения. Движения руководителей, воспитателей должны быть хорошо предсказуемыми. Это повышает чувство безопасности у подростков. Многие из них прошли через жестокое обращение и пугаются неожиданных движений. Особенно это актуально во время инцидентов и кризисов. Медлительные, чуть заторможенные движения несут в себе покой. При инцидентах и кризисах у руководителей возникает потребность быстрее передвигаться, но спокойствие можно увеличить именно замедлением движений. Существуют определенные движения, легко вызывающие беспокойство и обратную реакцию. К примеру, поднятый кверху или вытянутый вперед палец. Само по себе такое движение может иметь место, но проблема заключается в том, что многие поднимают палец кверху, или вытягивают его вперед, не отдавая себе в том отчета, и вызывают этим обратную желаемому реакцию. Движение, вызывающее обратную реакцию, - поднятая или вытянутая вверх рука. Во время инцидентов и кризисов это может легко привести к тому, что подросток ударит по руке, или схватит ее. Физический контакт. Как и все подростки, воспитанники детдома испытывают потребность в физическом контакте. Но подростки отличаются друг от друга в том, что хотят контактов в разные моменты жизни и по-разному. В один момент подросток ластится, а в другой - отказывается от физического контакта. У подростков, прошедших через физическое насилие, реакция на физический контакт еще менее предсказуема. Руководителям в каждом индивидуальном случае придется изучить, какие формы физического контакта приемлемы, а какие - нет. Обобщая вышесказанное, назовем еще раз невербальные сигналы, снижающие напряжение во время инцидентов и кризисов: 1) увеличение расстояния между руководителем и подростком; 2) медленное проговаривание слов и предложений; 3) тон, понижающийся к концу предложения или слова; 4) менее частый и менее продолжительный контакт глазами; 5) замедленные, заторможенные движения; 6) сдержанность в физических контактах.
Способы остановки и преломления неадекватного поведения При остановке неадекватного поведения специалисты должны знать, что нельзя говорить длинные предложения, фразы, повышать голос, кричать. Поведение взрослых должно быть максимально спокойным, движения замедленными, жестикуляция сведена до минимума. Лучше всего пользоваться короткими наставлениями. Далее следуют этапы короткого наставления. Короткое наставление 1) вступите в контакт 2) назовите адекватное поведение в данной ситуации 3)объясните, почему. ________________________________ Вступление в контакт может происходить следующим образом: скажите что-то положительное, что-то о том, чем подросток занимается или занимался, упомяните что-нибудь нейтральное и назовите чувство. Во время инцидентов и кризисов вступление в контакт может быть затруднено. В таком случае лучше всего говорить о том, чем занимается подросток, или вступить в контакт нейтральным образом, например: "Петер, хочу тебе что-то сказать". Другая возможность - обозначить чувство (например: "Мне показалось, что ты на что-то сердишься?"). При использовании короткого наставления важно помнить следующее: 1) наставляйте на поведение, легко выполнимое для подростка; 2) постройте, используя несколько наставлений, поведение, исключающее проблемное поведение; 3) используйте невербальные сигналы, снижающие напряжение; 4) не отвлекайтесь от темы; 5) сделайте ситуацию предсказуемой, подсказьюая каждый раз следующий шаг. Некоторые физические методы. При физическом превосходстве один или более руководителей группы используют физический контакт с подростком для того, чтобы предотвратить серьезное неадекватное поведение, которое послужило (или может послужить) возникновению инцидента или кризисной ситуации и при котором словесные наставления не помогли. Действия, включающие в себя толчки, удары и выкручивание рук - недопустимы. Вместо этого используются давление и направление. При давлении используются сила и вес собственного тела для погашения определенных движений подростка. Во время подобных действий руководители продолжают давать короткие наставления и сами соблюдают уже ранее названные пять основных принципов. При этом, руководители продолжают говорить, так как бессловесное физическое воздействие производит тяжелое угрожающее впечатление.
Направление является разновидностью давления, которое направлено на то, чтобы подростка самого или какую-нибудь часть его тела, в основном - руку, послать в нужную сторону. Отделение. Отделение производят для того, чтобы на какое-то время подростка оградить от ситуации, в которой он находится, с тем, чтобы он не подвергался воздействию определенных возбудителей и был в состоянии проявлять более адекватное поведение. Этапы отделения: 1) вступите в контакт; 2) назовите неадекватное поведение и попросите прекратить; 3) скажите, что последует отделение, назовите место и количество минут; 4) сопроводите подростка к месту отделения; 5) назовите там адекватное поведение; 6) назовите адекватное поведение после отделения; 7) еще раз назовите длительность отделения и закончите. П р и м е р. В комнате для игр дети заняты различными делами. Ра-дуан решил раскрашивать и занят кисточками и акварельными краска- ми. Он уже использовал много бумаги, но каждый раз ему нужен новый лист. Он постоянно отходит от своего стола, держа в руке мокрые кисти. Сначала он вмешивается в дела Аниты, потом переносит свое внимание на Джейсона. Он идет к шкафу с игрушками и собирается достать из него головоломку. Несколько раз руководитель группы (воспитатель) дает ему наставления, но Радуан каждый раз придумывает что-то новенькое. Его моторика становится все более напряженной. Радуан все чаще и чаще что-то кому-то кричит, или просто кричит, ни к кому не обращаясь. После такого начала воспитатель решает, что Радуана лучше всего на какое-то время отделить от группы. "Послушай-ка, Радуан! (1). Ты так занят, что тебе не удается сделать то, о чем я тебя прошу (2). Теперь ты пойдешь и сядешь на пуфик в углу. Ты там будешь сидеть три минуты (3) спокойно и молча (5). После этого сможешь продолжать рисовать (6). Пойдем, я тебя отведу" (4).
Возвращая ребенка в обычную ситуацию, руководитель группы должен помнить о следующем: 1) после отделения расскажите другим воспитанникам, по какой причине оно произошло; 2) дайте наставление группе о том, как реагировать на отделенного ребенка после его возвращения; 3) приведите отделенного; 4) обратная связь на выработку адекватного поведения на месте; 5) назовите адекватное поведение, от него ожидаемое; 6) наблюдайте за отделенным и другими воспитанниками, проведите обратную связь и при необходимости, направляйте ситуацию, применяя обратную связь и наставления. КОНТАКТ С РОДИТЕЛЯМИ Связь ребенка любого возраста с его собственной семьей играет большую роль в его развитии. Все дети имеют право на контакт со своими биологическими родителями, а родители - на контакт с детьми, даже если они лишены родительских прав или отказались от собственных детей. Одним из главных факторов, оказывающих огромное влияние на образ жизни ребенка, его психическое развитие, является родительский дом - мать, отец, другие взрослые (члены семьи или близкие родственники), которые окружают ребенка с момента его рождения. Ребенку свойственно копировать способы выражения мыслей и чувств, поступки, которые он наблюдает у окружающих его взрослых, и родителей в первую очередь. С самого раннего детства ребенок стремится завоевать одобрение родителей с тем, что он ведет себя и думает так, как этого хотят родители, или же наоборот, отвергая ценности, стараясь быть не таким, как хотят родители. Образ жизни родителей оказывает на детей такое сильное воздействие, что на протяжении всей жизни они вновь и вновь возвращаются к его повторению. Большая часть усвоенного детьми опыта жизни в семье переходит в подсознание. Как показывают данные многих авторов (Т. Харис, Б. Ко-лодзин), подсознательная программа "наследия предков", заложенная в человеке семьей, действует в течение всей жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать чувства. Попадая в ситуации, которые для человека оказываются трудными, он всегда использует опыт, полученный в семье. Часто проблемы детей связаны с ситуацией, в которой они воспитываются в семье и с негативными явлениями в их непосредственном окружении. Но проблемы и расстройства могут возникать у детей и в том случае, если родителям не в чем себя упрекнуть. Положительные силы в семье долгое время компенсировали проблемы, возникающие у ребенка. Каково бы ни было участие родителей и других членов семьи, все они, в известной степени, являются жертвами сложившейся ситуации. Удаление ребенка из семьи чаще всего проходит болезненно.
Отношения с родителями, братьями и сестрами являются важнейшим фактором будущего для ребенка, даже и в том случае, когда дети больше не могут жить с родителями. В случае, если семьи уже не существует (к примеру, отец не известен, а мать умерла), родители продолжают играть важную роль для ребенка. Мысленно ребенок часто обращается к родителям, когда он испытывает страх, злость или одиночество. В контактах со взрослыми, исполняющими родительскую функцию другим образом, например, с руководителями группы, учителями или полицией, чувства и фантазии ребенка о родителях играют определенную роль. В дружбе и интимных отношениях дети часто ищут родительские симпатии. Только что возникшие отношения дети находятся под большим давлением, так как ребенок делает все возможное и невозможное, чтобы превзойти родителей. Особенности детей Желание ребенка вернуться в семью всегда предопределяет его поведение и поступки. Жизнь детей в учреждениях, куда они попадают после того как их бросили родители, или их изъяли из семьи после побегов из дома, не может заменить им опыт семьи и родительской любви. Попадая в новые условия жизни, ребенок с особой силой стремится вернуться к прежней жизни, в которой у него есть или была родительская любовь. Потребность детей в родительской любви всегда удовлетворяется только биологическими родителями. Заменить эту любовь ничем невозможно. Она навсегда у человека остается на уровне подсознания и помогает ему быть защищенным в этом мире, дает ему "крылья", которые его несут по жизни. Дети, оказавшиеся в учреждениях социально-педагогической поддержки, по-прежнему продолжают горячо любить своих родителей, свою семью, оправдывать поступки и поведение родителей, идеализировать их и мечтать о возвращении к ним. Дети думают, что после того, как они помещены в учреждения, дома все стало хорошо, родители стали совсем другими. Этим можно во многом объяснить и частые побеги детей из учреждений такого типа, и трудности адаптации к жизни в учреждениях, и невосприимчивость к воспитательным воздействиям, и закрытость для социального опыта. Бывают ситуации, когда дети возвращаются в криминальную среду, невозможную для жизни, с точки зрения здравомыслящего человека, но там их родители, и этим объясняется поведение детей. Опыт работы системы учреждений социально-педагогической поддержки детства Люберецкого района показывает, что дети всех возрастов в целом положительно оценивают своих родителей, а чаще осуждают условия жизни, в которых оказались родители, или поведение своих родителей, вызванное такой средой, но не самих родителей (Т.Я. Сафонова и др.). По данным опыта работы специалистов Томилинского приюта, дошкольники продолжают любить своих родителей, скучают по своим папам и мамам. Наблюдались случаи, когда дети идеализировали своих родителей, считали их хорошими, притом, что они их жестоко избивали, насиловали, продавали на ночь и т.д. Вспоминая своих родителей, дети характеризуют их только с положительной стороны, хотя они погрязли в пьянстве, разврате, превратив свои квартиры в притоны и криминогенные места. У детей более старших возрастов оценка родителей ближе к адекватной, реальной. Но надежда на то, что родители изменятся или уже изменились, стали хорошими, настолько сильна в душе ребенка, что они в нее верят. Довольно часто можно наблюдать, что дети примирились с той обстановкой, которая царит в семье, принимают ее как должную, так как этим детям сравнить свой опыт жизни в семье больше не с чем. Иногда, не сумев приспособиться к условиям жизни, ребенок убегает из дома, начинает бродяжничать, слоняется целыми днями по улицам, разъезжает в поездах, автобусах, трамваях и т.д. В учреждениях, куда попадают дети "группы риска", воспитателям бывает очень трудно увидеть что-то положительное в родителях детей, за исключением детей-сирот, родители которых умерли. Дети-сироты часто сами вспоминают очень много хорошего и положительного из жизни с родителями и о них самих. Дети, оставшиеся без попечения родителей, сироты при живых родителях также в своих воспоминаниях чаще обращаются к положительным моментам из жизни в семье и идеализируют родителей. В разговорах с детьми воспитатели очень часто слышат положительную оценку родителей, которая не соответствует действительности, и они часто разочаровываются в детях, так как дети все время говорят о том, что они хотят вернуться к своим родителям и дома все равно намного лучше, чем в данном учреждении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|